Пульс отрасли

МАШИНЫ ДЛЯ ТКО


Экспонаты выставки «WASMA»

Пульс отрасли

МАШИНЫ ДЛЯ ТКО

Экспонаты выставки «WASMA»
В столичном ЦВК «Экспоцентр» прошла очередная, 19-я по счету Международная выставка оборудования и технологий для утилизации отходов и очистки сточных вод - WASMA. Среди её участников 70 российских компаний, а также ряд зарубежных из Греции, Турции, Китая и Республики Беларусь. Концептуально экспозиция выставки была представлена тремя тематическими разделами: «Оборудование для сортировки и утилизации отходов», «Оборудование для очистки сточных вод» и «Техника и оборудование для сбора и транспортировки отходов». В силу специфики журнала нам интересна последняя тема.

Александр Солнцев, фото автора

Год назад, завершая обзор WASMA’2022 (подробности в «КТТ» №3/2022 или на нашем сайте ktt-magazine.ru),мы не без оснований предположили, что на следующей выставке наверняка увидим мусоровозы на шасси бескапотных городских грузовиков КАМАЗ Компас и Валдай NEXT.
Предположение оправдалось лишь отчасти.

Продукции Горьковского автозавода на WASMA’2023 не было представлено вовсе, зато мусоровоз на шасси КАМАЗ-43089, он же Компас 9, продемонстрировал один из лидеров российского рынка коммунальной техники - Ряжский авторемонтный завод. К слову, его доля в сегменте кузовных мусоровозов составляет ныне 40%, а в сегменте бункеровозов - 54%.

Компактная юркая машина (колесная база 3775 мм) предназначена для эксплуатации в стесненных условиях городской застройки с возможностью проезда в междомовые арки высотой не более трех метров. По словам представителей АО «Ряжский АРЗ», конструкция заднего борта мусоровозной надстройки подверглась модернизации. Речь, в частности, о механизме уплотнения, благодаря чему коэффициент прессования удалось поднять до шести. Несмотря на активизацию работ по импортозамещению, часть гидравлики в конструкции надстройки по-прежнему импортная, от итальянской Salami Spa. Это уже тридцать второй по счету мусоровоз на шасси Компас, изготовленный Ряжским авторемонтным заводом, и в сравнении с аналогом на базе его прототипа JAC N 90 на три-четыре сотни тысяч рублей дешевле последнего

Представитель серии «Мини» - мусоровоз МК-4541-12 на шасси КАМАЗ-43089 (Компас 9). Технически допустимая полная масса - 9500 кг, объём кузова - 10 м³, масса перевозимых отходов - 2600 кг. Грузоподъемность загрузочного механизма - 700 кг. Время рабочего цикла прессования - 23 сек

Смоленский завод КДМ, присутствующий на рынке мусоровозов с задней загрузкой с 2020 года, представил на WASMA’2023 сразу три экспоната.

Главным из которых, пожалуй, следует признать модификацию уже известной надстройки СМ 16, поставленной на шасси МАЗ-4320С2, в версии «Стандарт», отличающуюся повышенным уровнем локализации.
Дабы снизить её стоимость, смолянам пришлось отказаться от применения итальянской гидравлики в пользу изделий белорусского и отечественного производства, в частности подмосковного «РГ-Техно» (замещено 90% гидроцилиндров), а также стали Hardox 450, используемой при изготовлении бункера загрузочного устройства. Её заменила отечественная низколегированная 09Г2С толщиной восемь мм, впрочем, борта надстройки из цельнометаллического листа за неимением отечественных аналогов все же выполнены из европейской S355G2 толщиной четыре мм. Кроме того, жертвой снижения стоимости надстройки пал дублирующий пульт управления с левой стороны кузова, а камера заднего вида перешла в разряд опций.
В результате стоимость надстройки в комплектации «Стандарт» удалось снизить по сравнению с премиальной версией СМ 16-01 примерно на 800 тысяч рублей, сохранив при этом практически все эксплуатационные характеристики премиальных мусоровозов.

Новый СМ 16 на базе МАЗ 5340C2 (4х2) предназначен для транспортировки отходов по дорогам без твердого покрытия. Габариты машины: 8700х2550х3600 мм. Обратите внимание: гидроцилиндры вынесены на внешнюю сторону бункера и перевернуты штоками вверх (сами штоки спрятаны в защитные короба). Это позволило сохранить высокое давление в гидросистеме, а соответственно, и коэффициент прессования, равный 1:7. Усилие прессования составляет 32 000 кгс. В бункер-накопитель вместимостью 17,5 куб. м можно загрузить содержимое 110 контейнеров объемом 1100 л каждый

Объем загрузочного бункера уменьшен с 2,3 до двух кубов. Таким образом, машина стала короче, что увеличивает её маневренность, а клиренс вырос с 400 до 650 мм, что положительно скажется на её проходимости. Еще одна особенность конструкции и слагаемое экономии - крепление надстройки к шасси без надрамника.
Помимо шасси МАЗ-5340С2 такая надстройка может монтироваться также на КАМАЗ-53605 и JAC N200S. Машина будет доступна к заказу в августе этого года

Производство крупнотоннажных мусоровозов СМ 22-02 на шасси Shacman X3000 (6х4) стартовало в нынешнем феврале. Полная масса - 29 950 кг, в снаряженном состоянии - 18 450 кг. Габаритные размеры: 10 150x2550x3900 мм. СМ 22-02 позволяет перевозить отходы массой не менее 11 500 кг. Объем бункера-накопителя сферической формы без сварных швов составляет 22,8 куб. м, бункера загрузочного устройства - 2,3 куб. м. Максимальная грузоподъемность опрокидывателя контейнеров - 1000 кг, портального захвата (для контейнеров объемом восемь куб. м) - 4000 кг. Один контейнер опорожняется за 10 секунд, машина способна разгрузить не менее 135 контейнеров объемом до 1100 л. Полный цикл прессования составляет 22 секунды

Мусоровоз СМ 8-04 на шасси JAC N120. Полная масса - 11 350 кг, снаряженная - 7900 кг. Благодаря компактным размерам (7520х2400х2910 мм) и короткой колесной базе (3400 мм) машина легко справляется с работой в условиях плотной городской застройки. Вместимость бункера-накопителя - восемь куб. м. Регулируемый коэффициент прессования - 1:7, характерный для крупных мусоровозов, позволяет вывозить отходы объемом от 3,5 до 6,5 тонны. Время цикла прессования - 22 сек
Базой для мусоровоза от питерской компании «NTM РУС» (по понятным причинам скоро её ожидает ребрендинг) послужило шасси Daewoo Novus. Кстати, материнская «Närpes Trä & Metall» из города Нерпес на западном побережье Финляндии занимает сегодня третье место по продажам мусоровозов в Европе.

Представленный на WASMA экземпляр изготовлен с применением комплектующих еще из старых запасов. Кузов объемом 15,3 м³ выполнен из цельных листов высокопрочной европейской стали без ребер жесткости. Так, для пола основного бункера использована сталь Domex S500 толщиной пять мм, а его стенок - Strenx 650 (четыре мм). Пол приёмного бункера сделан из Hardox 400 толщиной восемь мм. Гидравлика от американской Parker. Понятно, что сейчас компания из Северной столицы занята активным поиском поставщиков аналогичной продукции из Турции и Китая, равно как и из РФ.

NTM KGH SL на шасси Daewoo Novus CH2CA (4х2). Технически допустимая полная масса мусоровоза - 18 500 кг. Вес перевозимых отходов - до 11 т. Максимальное давление в гидравлической системе - 260 бар. Коэффициент прессования - 1:7. Усилие прессования - 30 500 кгс. Скорость цикла прессования - 16-18 сек. Вместо более привычной для города на Неве лебедки для загрузки восьмикубовых контейнеров типа «лодочка» мусоровоз оснащен портальным погрузчиком

Know-how компании «NTM» - дублирующая система управления циклом прессования позволяет работать не только от электропривода, но и посредством гидравлических рычагов благодаря особенностям конструкции распределителя. Цилиндры с внутриштоковой проводкой гидравлических линий: никаких свисающих шлангов в зоне загрузки, равно как и выступающих масленок для смазки шарнирных соединений цилиндров

Подмосковное ООО «ТК Лифт», подразделение ГК «Торг-Комс», продемонстрировало «санкционноустойчивый» мультилифт 7066-F1 на шасси FAW. Место Palfinger занял отечественный крюковый погрузчик Велмаш ВК Т20 (Великие Луки). Использование шасси именно этого китайского производителя грузовиков случайным тоже не назовешь. Российский дистрибьютор Первого автомобильного завода, ООО «ФАВ-Восточная Европа», обеспечивает сервисом и запчастями практически любой регион России.

Мультилифт 7066-F1 на шасси FAW СА3250 (6х4) с контейнером серии «Bigfoot». Благодаря уникальной конструкции передней стенки его объём по сравнению с конкурентами увеличен на два куба - до 38 м³

Арзамасский завод «Коммаш» привез в Экспоцентр мусоровоз с задней загрузкой KBR-P17K на шасси КАМАЗ-53605. У профессионалов отрасли машина вызвала целый ряд вопросов, уж больно механизм прессования смахивал на конструкцию одного из европейских лидеров по выпуску мусоровозной техники. Впрочем, представители АО «Коммаш» и не скрывали, что пару лет назад позаимствовали её у Geesinknorba, адаптировав под российские условия эксплуатации. В частности, завод доработал систему прессования и по-иному установил гидроцилиндры. Всё это время машина проходила испытания, избавляясь от «детских болезней», и, очевидно, к лету будет выведена на рынок. Надстройку планируется устанавливать как на двухосные, так и на трехосные шасси

Мусоровоз KBR-P17K на шасси КАМАЗ-53605. Вместимость кузова составляет 16 куб. м, загрузочного ковша - 2,7 куб. м. При этом мусоровоз обладает совершенной системой прессования: усилие прессования - до 47 тонн, коэффициент прессования - 7. Грузоподъёмность опрокидывателя - 800 кг. Масса загружаемых отходов по факту не менее 10 000 кг

Арзамасский «Коммаш» приложил руку к созданию еще одного выставочного экспоната - одетого в ливрею Меркатор Холдинга мусоровоза МДМ-310К на шасси КАМАЗ-53605, выполненного совместными усилиями по мотивам испанского мусоровоза RosRoco серии Olympus, коими в свое время торговал Меркатор. Технически допустимая полная масса автомобиля - 20 500 кг. Объем кузова - 19 м³, загрузочной ванны - 2,5 м³. Коэффициент прессования - 7, время цикла прессования - 20 сек. Технически допустимая масса загружаемых отходов - 13 200 кг. Из конструктивных особенностей можно отметить расположенные на крыше гидроцилиндры подъема борта, следовательно, нет контактов с отходами при разгрузке, что чревато задирами и повреждением штоков

Минский автозавод, выпускающий на Могилевтрансмаше собственную линейку кузовных мусоровозов с надстройками объемом от шести до 24 м³ и транспортных мусоровозов с контейнерами емкостью до 34 м³, привез в Белокаменную новую модель МАЗ-6903С5 на шасси МАЗ-6310С5 (6х2). Примечательно, что последняя ось у машины подъемная. Таким образом, в порожнем рейсе экономится не только резина, но и топливо. К тому же с поджатой осью мусоровоз становится более маневренным.

Обратите также внимание на вытянутую форму основного бункера и отсутствие сварных швов на его боковинах. Его высоту (3500 мм с учетом проблесковых маячков на крыше) специально подбирали так, чтобы уложиться в раскрой листового металла. Кузов выступает над крышей кабины всего на 350 мм, что снижает вероятность его контакта с низко висящими проводами и кроной деревьев. Что касается гидравлической системы, то здесь присутствует симбиоз турецких или китайских распределителей, российского насоса и «родных» могилевских цилиндров.

МАЗ-6903С5 на шасси МАЗ-6310С5 c задней подъемной осью. Вместимость основного бункера - 20 м³, загрузочного - 1,8 м³. Технически допустимая полная масса машины - 28 000 кг, масса загружаемых отходов - 13 000 кг. В моторном отсеке МАЗа 330-сильная «шестерка» ЯМЗ-53603 (Евро-5) в тандеме с 9-ступенчатой МКП ZF