Пульс отрасли
ЖАДНЫЕ ДО МУСОРА
Мусоровозы на выставке «WASMA»
Пульс отрасли
ЖАДНЫЕ ДО МУСОРА
Мусоровозы на выставке «WASMA»
Александр Аленин, фото автора
На самом деле #жадныйдомусора – это хэштег, название линейки популярных мусоровозов АО «Арзамасский завод коммунального машиностроения», один из образцов которой наряду с аналогичной продукцией других производителей демонстрировался на прошедшей в Крокус Экспо международной выставке оборудования и технологий для переработки, утилизации отходов и очистки сточных вод – Wasma.

Характерная деталь, а точнее, примета времени – полное отсутствие в выставочной экспозиции техники европейского производства, как шасси, так и самих надстроек. Доминировали, понятное дело, кузовные мусоровозы с задней загрузкой, но нашлось место и парочке машин с портальным подъемно-транспортным механизмом, то бишь бункеровозам.
Один из них продемонстрировало подмосковное ООО «ТК Лифт». Причем речь о новинке – портальном погрузчике на шасси Hyundai Mighty EХ8. Грузоподъемность машины пять тонн. Причем надпись на ветровом стекле «Сделано в России» не ради красного словца. Вся гидравлика, погрузочный портал и площадка российского производства. Вы спросите, а как же шасси? Так ведь с некоторых пор Hyundai Mighty собирают в Калининграде на заводе «Автотор». Стало быть, тоже «Made in Russia». Специалисты ТК Лифт рассчитывают, что юркая короткобазная машина, рассчитанная на эксплуатацию в стесненных условиях городской застройки, будет пользоваться популярностью.
Портальный погрузчик на шасси Hyundai Mighty EХ8. Стоимость – семь миллионов рублей (здесь и далее указана цена на конец марта)
Еще один известный производитель коммунальной техники из Подмосковья, завод «Москоммаш», известный с 1994 года, представил свою версию портального бункеровоза ПБ-7028-12 на короткобазном самосвальном шасси КАМАЗ-43255. Полная масса автомобиля 15 500 кг, а грузоподъемность установки равна 8000 кг. Цилиндры телескопирования выполнены в защитном кожухе, равно как и 5-секционный гидрораспределитель. Сами телескопические стрелы на болтовых соединениях для быстрой замены и удобства ремонта.

Кроме того, под сводами Крокус Экспо Москоммаш показал и серийный мусоровоз КМ-7028-56, история выпуска которого насчитывает уже пару десятков лет. На сей раз базовым шасси для 16-кубового кузова, выдержанного в синих корпоративных цветах, послужил МАЗ-5340С2. Основной бункер выполнен из низколегированной стали марки 09Г2С, а материалом для приемного бункера послужила износостойкая сталь HARDOX 450. Гидравлика импортная, от итальянской Вinotto. Во чрево мусоровозной надстройки можно загрузить 8750 кг твердых коммунальных отходов (ТКО). Кроме того, машина оборудована портальным подъемником для загрузки содержимого контейнеров-«лодок».
Портальный бункеровоз ПБ-7028-12 на шасси КАМАЗ-43255. Наличие уловителей на стрелах и площадке способствует устойчивости контейнеров при загрузке и транспортировке. В моторном отсеке челнинского грузовика Cummins ISB6.7 (Евро-5) мощностью в данном случае 250 л.с., сагрегатированный с 6-ступенчатой МКП ZF. Боюсь, данная комплектация, увы, «уходящая натура»…
P.S. Аналогичная конструкция Москоммаша (ПБ-7028-11) устанавливается и на шасси МАЗ-555025. Последний оснащен 264-сильным мотором WP7.270E51(Евро-5) в паре с 9-ступенчатой МКП FG 9JC135A
Мусоровоз КМ-7028-56 на шасси МАЗ-5340С2. Двигатель ЯМЗ-53653.10 ( 238 л.с., Евро-5). Обратите внимание на портальный подъемник для работы с 6- и 8-кубовыми контейнерами-«лодками». Стоимость машины в таком исполнении 10,6 млн рублей
Востребованным для малотоннажных мусоровозов (вместимость надстроек 3- 8 м3) шасси Hino 300 воспользовались сразу два производителя коммунальной техники – подмосковная компания «Экомтех» и ООО «ВКР» (В-КРАН) из Северной столицы (помимо основной производственной базы в Питере у нее есть площадка и в Мытищах). Первая водрузила на него 8-кубовый кузов своего турецкого партнера «HARVEST», выполненный из стали ST-52. При этом загрузочный бункер полезным объемом 1,2 м³ сделан из стали HARDOX 450. Коэффициент прессования в зависимости от типа мусора – до 6:1. По словам стендистов Экомтеха, шасси Hino пользуется заслуженной популярностью за свою надежность, позволяющую экономить на запчастях и ремонте. Причем это касается не только автомобилей серии 300, но и тяжелых машин серий 500 (4х2) и 500 FM (6х4), на которые устанавливают кузова объемом 16 и 22 куба. Компания «ВКР», исторически специализирующаяся на изготовлении лесовозной техники, в коммунальной теме относительный новичок. Её приход в этот сегмент рынка датируется 2018-м, то есть началом «мусорной реформы», когда появились региональные перевозчики с длинными контрактами на пять-десять лет и соответствующими средствами для приобретения в том числе импортного подвижного состава. На WASMA'2022 компания показала мусоровоз с надстройкой RAFCO турецкого производства со схожими, как и у машины Экономтеха, параметрами. Объем основного бункера восемь кубов, приемной ванны – 1,1 м³. Марки используемой стали те же: ST-52 и HARDOX 450 (ванна и крайняя часть ножа). Помимо Hino в малотоннажном сегменте ВКР использует и шасси Isuzu, а также планировала устанавливать кузова и на базе IVECO Daily (сложно сказать, удастся ли претворить эти планы в жизнь в свете последних событий). Что касается надстроек объемом от 14 до 24 кубов, то это изделия FAUN и NTM.
Мусоровоз HARVEST на шасси Hino 300. Толщина крыши и стенок 8-кубового кузова овального сечения, усиленного ребрами жесткости, 4 мм, пола – 5 мм. Кантователь с универсальным захватом для загрузки всех типов отечественных контейнеров и евроконтейнеров емкостью до 1100 л. Стоимость 10,5 млн рублей
Мусоровоз RAFCO на шасси Hino 300. Толщина боковых стенок и пола 8-кубового кузова 4 мм, верхней части – 3 мм. В РФ на данный момент эксплуатируется порядка 70 мусоровозов с надстройками RAFCO, преимущественно в Архангельской области. Стоимость машины на снимке – 9,3 млн рублей
Минский автозавод, в былые времена использовавший для установки на свои шасси надстройки преимущественно из Арзамаса и Мценска, освоил на Могилевтрансмаше собственную линейку кузовных мусоровозов с надстройками объемом от шести до 24 м³. Это не считая транспортных мусоровозов с контейнерами емкостью до 34 м³. Помимо машин с задней загрузкой в гамме есть и с боковой (не более 20% от общего объема выпуска), а также оснащенные крано-манипуляторными установками.

На выставке представили, пожалуй, самую ходовую модель с 17-кубовой надстройкой на шасси МАЗ-5340С2. Полная масса мусоровоза 20 500 кг, полезная нагрузка – 7500 кг. Он оснащен 240-сильной рядной «шестеркой» ЯМЗ-53653, которая состыкована с 9-ступенчатой МКП FG 9JC135A. Конструкция надстройки претерпела некоторую модернизацию. В частности, гидроцилиндры, ранее находившиеся внутри бортов и работавшие на втягивание, на этой машине вынесли наружу, и работают они уже на выталкивание, что позволило увеличить коэффициент прессования на 15-20%. По заявлению разработчиков сейчас он достигает 6:1 и выше. Что особенно ценно по нынешним временам, так это то, что почти 90% комплектующих машины отечественного производства.

Мусоровоз МАЗ-5907С2 с 17-кубовой надстройкой собственного производства. Примерная стоимость порядка 8 млн рублей. Вместимость приемной ванны 1,8 м³. При необходимости на машину можно установить портальные захваты для работы с «лодками». Гидроцилиндры вынесены наружу и работают на выталкивание, что позволило увеличить коэффициент прессования на 15-20%
Арзамасский завод «Коммаш», основанный еще в 1934 году, привез в Крокус Экспо 19-кубовый мусоровоз КО-440В на шасси КАМАЗ-53605. Эта машина представитель, наверно, самой популярной линейки «Жадный до мусора», куда входят модели с кузовами объемом 17, 19 и 22 м³. Полная масса арзамасского мусоровоза 20 500 кг, паспортная грузоподъемность – 7165 кг. Однако производитель заявляет, что в рамках фирменной программы тест-драйвов «КОММАШ дает порулить!» в Тольятти в кузов удалось загрузить 9300 кг отходов. Кстати, о кузове, емкость универсальной надстройки по сравнению с мусоровозами прошлых лет удалось увеличить на три кубометра за счет оптимизации её геометрии. Что важно, этого удалось добиться без утяжеления конструкции. КО-440В оборудован портальным подъемником и может похвастать высоким коэффициентом прессования – до 7:1. Импортная гидравлика обеспечивает давление в системе до 219 атмосфер, а усилие прессования равно 29 830 кгс. Стоимость машины в такой комплектации 8 млн 115 тысяч рублей.
19-кубовый мусоровоз КО-440В на шасси КАМАЗ-3605. Производитель заявляет о принципиально новой конструкции заднего борта. В частности, гидроцилиндры подающей плиты вынесены наружу на боковые стенки бункера, что продлевает срок их службы и облегчает обслуживание. Время цикла прессования сокращено до 25 сек
СТОП-КАДР
На следующей выставке «WASMA» мы наверняка увидим мусоровозы на шасси бескапотных городских грузовиков КАМАЗ Компас и Валдай NEXT