СТТ EXPO 2022
Автомобильные новинки Выставки (наш отчет, часть 2)
СТТ EXPO 2022
Автомобильные новинки Выставки (наш отчет, часть 2)
Николай Марков, фото автора
Продолжаем знакомить вас с новинками в автомобильной части экспозиции выставки строительной техники и технологий «СТТ Ехро 2022». Обзор по технике российского и белорусского производства можно посмотреть по ссылке: https://ktt-magazine.ru/cttexpo05302022, а эта часть целиком посвящена автомобилям, построенным на шасси из стран Азии.
Единственным азиатским брендом, чьи интересы на выставке представляли не дилеры, а официальный дистрибьютор, стал JAC. Ключевая новинка на стенде – тяжелый двухосный грузовик N200 полной массой 20 тонн, продажи которого обещают начать уже летом. Конкретных цен, правда, пока не называют – мол, к старту продаж курс может поменяться, но говорят, что ориентироваться можно на цифру восемь млн руб. за «голое» шасси. По кабине (за исключением обновленной передней маски) и некоторым узлам ходовой части «двухсотка» унифицирована с уже известными у нас грузовиками JAC N350 с колесной формулой 6х4, но в силу заметно меньшей массы имеет более скромный двигатель – дизель Weichai объемом всего 6,7 литра и мощностью 180 сил (у N350 – 9,7 литров и 343 л.с.). Шасси будет предлагаться с тремя вариантами колесных баз и удлиненной кабиной со спальной полкой.
JAC N200 на собственном стенде джаковского дистрибьютора демонстрировался в варианте грузовика с алюминиевой бортовой платформой и КМУ XCMG
Еще один JAC N200 можно было увидеть на стенде компании «Чайка-Сервис», только теперь уже с КМУ марки Hyundai Everdigm
Если снаружи JAC N200 выглядит весьма стильно, напоминая дизайном передней маски автомобили Scania, то интерьер у него весьма заурядный, причем выполненный из дешевых материалов
Еще две джаковских новинки сейчас проходят сертификацию и появятся у дилеров ближе к концу года. Одна из них – это «трехоска» N350 с новым вариантом надстройки: 10-кубовым бетоносмесителем китайского производства (до сего момента N350 можно было купить в России либо с самосвальной надстройкой, либо с отечественной 9-кубовой «бетономешалкой» Tigarbo). А другая новинка – это самосвал N410 полной массой 41 тонна с усиленным шасси 8х4 и рестайлинговой кабиной. Платформа у него тоже китайская, объемом 26 кубометров, однако не прямобортная, как у самосвалов N350, а полуовальная. А объем двигателя увеличен еще на пару литров, благодаря чему мощность доведена до 423 л.с.
Бетоносмеситель на трехосном шасси JAC N350 рядом с двухосным JAC N200. Обратите внимание на разницу в масках кабины: у N200 она рестайлинговая
А вот и четырехосный самосвал JAC N410. Задняя тележка у него однотипна с N350, но силовой агрегат уже большей размерности
Формально полуторатонный грузовичок JAC N35 уже не является новинкой, однако на СТТ эту модель показали с новыми вариантами надстроек. По своей концепции «тридцать пятый» прямо копирует Hyundai Porter. Автомобиль интересный, но повторить былой успех «корейца» ему не удается, продажи остаются небольшими. Возможно, по той причине, что его продвижением занимаются дилеры «грузового» подразделения JAC Rus, тогда как целевая аудитория, скорее, ближе к «легковым» дилерам марки. Хотя и цены не назвать низкими: за голое шасси сейчас просят порядка 2 млн руб., а самый простой бортовой вариант можно найти за 2,2 млн. Но с некоторыми типами надстроек и эти цифры легко могут увеличиться более чем вдвое. Например, за JAC N35 с удлиненной колесной базой, 4,2-метровой бортовой платформой и итальянской КМУ Fassi на выставке просили пять миллионов, а на одной из досок объявлений в Интернете эту же машину пытаются продать и вовсе за 5,3 млн! Неужели, покупатель найдется?
JAC N35 с удлиненной колесной базой, 4,2-метровой бортовой платформой и итальянской КМУ Fassi – работа нижегородского ООО «Новый завод»
JAC N35 с молочной цистерной рядом с миксером на шасси JAC N350
А вот фургоны JAC Sunray «газельей» размерности у нас до сих пор не продавались. Притом на рынках наших соседей по Таможенному Союзу эти машины присутствуют уже больше двух лет: в Казахстане их собирают на мощностях ТОО «Сарыаркаавтопром» в Костанае, а в Беларуси – на брестском филиале Минского автозавода, причем последние отправляют в сбыт под собственной маркой МАЗ-365022. Именно машину казахской сборки и привезли на выставку в Москву. Правда, говорят, в представительстве еще до конца не определились, какие именно «Санрэи» будут поставлять российским дилерам: казахские или все-таки китайские. Похоже, что выгоднее их везти напрямую из Поднебесной, но в этом случае потребуется получать новое одобрение типа.
JAC Sunray и JAC N35
Само решение о выводе таких фургонов на рынок после ухода всех иностранных конкурентов выглядит совершенно логичным, но вот сможет ли Sunray успешно бороться с продукцией ГАЗа – большой вопрос. Безусловно, у «китайца» есть свои сильные стороны: например, как и ГАЗель NN, он тоже оснащен 2,8-литровым дизелем мощностью 150 сил, 6-ступенчатой коробкой передач, пружинной передней подвеской, дисковыми тормозами по кругу и ESP. К числу преимуществ можно отнести и полную обивку стен и крыши в грузовом отсеке, как в микроавтобусах (хотя не совсем понятно, зачем вообще такой потолок грузовому фургону). Однако интерьер кабины проигрывает даже более старой модели ГАЗель NEXT: материалы отделки совсем простецкие, рулевая колонка не регулируется, из металлической перегородки кабины торчат неприкрытые болты с гайками…
Интерьер JAC Sunray напоминает «европейцев» 10-15-летней давности. Однако ровно до тех пор, пока не потрогаешь руками то, что видишь глазами: все материалы очень дешевые
Стены грузового отсека обшиты на всю высоту, причем их верхняя часть и потолок обтянуты той же формованной обивкой, что применяется на микроавтобусах: на фоне простенького пластика в кабине – даже излишний лоск
А главное, JAC Sunray на 200 кг тяжелее, чем дизельный фургон ГАЗель NEXT A31R32 аналогичной размерности, и его разрешенная грузоподъемность составляет всего 760 кг. Откуда такая разница? Дело в том, что в Китае Sunray продается как фургон с полной массой 4050 кг, которую для нашего рынка искусственно занизили до 3500 кг, чтобы вписаться в категорию N1. А что в итоге? Поскольку едва ли стоит ожидать на Sunray в России более низкий ценник, чем на ГАЗель NN (не говоря уже о машинах линейки NEXT), резоном к покупке фургона JAC может стать только один фактор – слишком долгий срок ожидания техники ГАЗ в нужной комплектации.
В заднем бампере фургона JAC Sunray установлены датчики парктроника, однако что-то подсказывает, что они едва ли учитывают наличие выступающей на три десятка сантиметров подножки…
Наконец, несколько новых вариантов спецнадстроек подготовили к выставке и для среднетоннажных шасси JAC. В частности, модель N90 полной массой девять тонн с короткой колесной базой послужила основой для двух разных моделей топливозаправщиков. Нижегородская компания «РусТрак» установила на такое шасси 5,2-кубовую овальную цистерну Нефтекамского автозавода, а егорьевское ООО ПК «Техинком-Автомаш» – 4,9-кубовую чемоданную емкость собственного изготовления. На шасси той же модели N90, только с более длинной колесной базой, компания «Чайка-Сервис» смонтировала 18-метровый подъемник марки «Чайка-Socage» совместного итальянско-российского производства. Для более тяжелого шасси JAC N120 полной массой 12 тонн на автозаводе «Чайка-Сервис» сделали самосвальную надстройку с задней разгрузкой и полуовальной платформой с высокими бортами. При вместимости порядка 10 кубометров такой самосвал может перевозить до 6,3 тонн груза. А длиннобазную модификацию JAC N120 в уже упоминавшемся ООО «РусТрак» превратили в бортовой грузовик с КМУ китайской фирмы «XCMG».
Топливозаправщик модели 53893Y производства ООО «Рустрак» на шасси JAC N90
Топливозаправщик Chameleon мод.4693С3 производства ООО ПК «Техинком-Автомаш» на шасси JAC N90
Автогидроподъемник «Чайка-Socage» на шасси JAC N90
Автосамосвал мод.7046JZ на шасси JAC N120 несет на себе логотипы компании «Чайка-Сервис», хотя по ОТТС его изготовителем числится родственное ООО АЗ «ГЕФ»
Бортовой грузовик мод.538928 на шасси JAC N120 с краном-манипулятором XCMG
На двух разных стендах уличной площадки посетителей ждал настоящий парад «китайцев», выпущенных на заводах китайской корпорации «CNHTC». До сих пор в строю модели классического семейства Howo HW76, в основу которых положены много раз модернизированные лицензионные кабины Volvo FL7 и дизели уже несуществующей марки Steyr. Именно с самосвалов этого семейства уже более полутора десятков лет назад началось знакомство наших перевозчиков с продукцией CNHTC, которая тогда поставлялась к нам под марками Howo и Sinotruk. В более новом семействе Howo T5G применяются уже лицензионные мановские дизели и кабины (от модели TGA). А у машин последнего семейства Sitrak C7H, которые поставляются к нам с ноября 2021-го и внешне выглядят так же, как Howo T5G, комплектация еще более современная. В частности, вместо старых штайровских коробок передач на них устанавливаются коробки ZF, в том числе автоматизированные (разумеется, тоже собранные в Китае, на совместном предприятии «ZF-Foton»). Гамма модификаций у продукции CNHTC очень широкая: есть и седельные тягачи, и бетоносмесители и, конечно же, самосвалы, причем в старом семействе Howo HW76 – даже полноприводные, что для китайской техники большая редкость. Классический самосвал Howo сегодня можно купить примерно за восемь млн руб., более современный Howo T5G с аналогичной колесной формулой будет приблизительно на миллион дороже, а Sitrak – еще на один миллион.
На переднем плане – Howo T5G, слева – более современный Sitrak C7H с такой же кабиной, а между ними – классический Howo HW76, причем в редком полноприводном исполнении
Классические модели Howo HW76 сотканы из лицензионных узлов и агрегатов, когда-то позаимствованных у европейских грузовиков разных марок: кабина – Volvo, двигатель и коробка передач – Steyr, ведущие мосты – MAN или Steyr (для полноприводных модификаций). Разумеется, с момента покупки лицензий все эти компоненты уже неоднократно подвергались модернизациям
Что Howo, что Sitrak поставляются к нам в том числе с бетоносмесительными надстройками, произведенными китайской компанией «CIMC»
Седельный тягач Sitrak C7H – по сути, лицензионный MAN TGA. Машина оснащена 440-сильным дизелем, 16-ступенчатой коробкой ZF и 13-тонным ведущим мостом на пневмоподвеске. Демонстрировался он в паре с 34-кубовым самосвальным полуприцепом Grunwald Gr.T34-SH
А вот так выглядит интерьер тягача Sitrak C7H: весьма добротно, хотя с МАНом, конечно, не спутаешь
Если самосвалы старого модельного ряда Howo HW76 предлагаются с самыми простыми прямобортными платформами (на переднем плане), то Howo T5G и Sitrak C7H идут к нам только с более «породистыми» кузовами полуовального типа
Самым активным образом расширяют гамму моделей на российском рынке и дилеры Hongyan. Если начиналось все с поставок самосвалов Genlyon с колесными формулами 6х4 и 8х4, то теперь у нас предлагаются и шасси под установку отечественных надстроек, и бетоносмесители, и даже газовый седельный тягач 6х4 с двигателем, работающим на сжиженном метане! В отличие от дизельных моделей, которые комплектуются ивековскими моторами Cursor 9, собранными на совместном предприятии «SAIC FIAT Powertrain Hongyan», этот газовый тягач получил китайский двигатель серии Shanghai SC12 с принудительным искровым зажиганием (это продукция компании «SDEC» – Shanghai Diesel Engine Co.). Первая партия газовых «Генлионов», кстати, уже работает в Подмосковье.
Тягач Hongyan Genlyon CQ4256HTG384T с 11,8-литровым газовым двигателем Shanghai мощностью 382 л.с. Топливо – сжиженный метан, который хранится в криобаке позади кабины
Бетоносмеситель Hongyan Genlyon CQ5266HV35 с 10-кубовым барабаном и лицензионным дизелем Cursor 9 мощностью 347 л.с.
Грузовики марки Shacman пока в нашей стране уверенно опережают по продажам представителей всех других китайских брендов. Однако их дилеры на фоне конкурентов выступили сравнительно скромно: на двух стендах демонстрировались всего три самосвала последней серии Х3000. Один из них – полностью китайский: на шасси с колесной формулой 6х4 и простейшей, но очень большой прямобортной платформой вместимостью 26 кубометров. Но и цена такого самосвала низкая: всего 7,5 млн руб., и к обеду первого дня работы выставки он уже был продан. Два других самосвала – 6х4 и 8х4 – получили, напротив, самые «крутые» платформы «БЕЦЕМА Формат» для перевозки инертных материалов: из бельгийской стали Quard, с двойным W-образным полом, стабилизатором, гидравликой Binotto и Hyva. Сдается, что ресурс таких самосвальных установок раза в два выше ресурса китайского шасси! Вместимость платформы БЦМ-285 для шасси 6х4 составляет 20 кубометров, а БЦМ-286 для шасси 8х4 – 32 кубометра, и за счет существенно меньшей массы такие самосвалы позволяют легально перевозить на полторы-две тонны больше «Шакманов» с родными китайскими кузовами. Но и цена на машины с бецемовскими надстройками заметно выше: пока речь идет о 10 и 12 млн руб. за версии 6х4 и 8х4, а в перспективе, при расширении объемов производства, эти цифры планируется снизить до 9 и 11 миллионов соответственно. Качество дешевым не бывает!
Самосвал Shacman X3000 с китайской прямобортной платформой объемом 26 кубометров. Интересно, что в рекламных материалах дилера его снаряженная масса указана равной 15 тоннам. Насколько это соответствует действительности, можете сделать вывод сами, если бецемовский самосвал на этом же самом шасси весит ровно 15 640 кг, а его платформа легче китайской почти на полторы тонны…
Самосвалы БЦМ-285 и БЦМ-286 на шасси Shacman X3000. Интересно, найдет ли такая комбинация из китайского шасси и надстройки европейского уровня спрос у наших покупателей, или «китайцев» по-прежнему будут брать лишь в самых дешевых комплектациях, чтобы эксплуатировать «на убой»?
А теперь немного китайской экзотики. Уже восемь лет на различные московские выставки привозят газовые грузовики Dayun завода Chengdu Dayun Automobile с кабиной типа Volvo FM. Их реальные продажи до сих пор исчисляются единицами, однако настойчивости дистрибьютора можно только позавидовать. Более того, недавно для шасси Dayun была сертифицирована широкая гамма отечественных надстроек. Их монтажом будет заниматься челябинское ООО ТД «СоюзАвтоКом», закупая сами надстройки у специализированных российских предприятий. На нынешнюю выставку в дополнение к седельному тягачу 6х4, работающему на сжатом природном газе, привезли бетоносмеситель с криогенным баллоном для сжиженного метана: может быть, такой формат для наших перевозчиков окажется более интересным? Обе машины оснащены одинаковым 12-литровым газовым двигателем Weichai с искровым зажиганием, развивающим 389 л.с., и 12-ступенчатой коробкой передач Fast Gear.
Такой бетоносмеситель с надстройкой Tigarbo объемом 10 кубометров на шасси Dayun CGC4250 LNG сертифицирован как модель 4375SS производства челябинского ООО ТД «СоюзАвтоКом»
Запас сжиженного метана (LNG) хранится в 450-литровом криогенном баллоне китайской компании «Shandong Auyan New Energy Technology». Заявленный запас хода – от 150 до 450 км: по всей видимости, первая цифра относится к реальной работе груженой машины в городских условиях, а вторая – к возможному пробегу пустой машины с выключенным приводом барабана в идеальных полигонных условиях
Седельный тягач Dayun CGC4250 СNG допускает нагрузку на седло до 15 тонн и способен работать с полуприцепами весом до 48 тонн
«Этажерка» с восемью газовыми баллонами суммарной емкостью 1120 л для сжатого метана смонтирована позади кабины и укрыта металлическим экраном. Декларируемый запас хода для различных условий эксплуатации, как и в случае с упомянутым выше миксером, варьируется почти троекратно: от 350 до 950 км. Для реальной работы, соответственно, ориентироваться надо на первую цифру
И еще о китайской экзотике. В нашей стране хорошо известен бренд SANY. При его упоминании в первую очередь на ум приходит всевозможная спецтехника: экскаваторы, краны, подъемники, погрузчики и т.д. Довольно известный факт, что для монтажа своих крановых установок SANY Group самостоятельно выпускает специальные шасси с низкими кабинами, вынесенными в передний свес рамы. Точно так же, впрочем, поступают и основные конкуренты SANY из Поднебесной – компании «Zoomlion» и «XCMG», и без их показа уже много лет не обходится ни одна крупная строительная выставка. А вот факт почти неизвестный заключается в том, что в линейке SANY Group есть и классические грузовые шасси с оригинальной кабиной, установленной над двигателем! Их, в частности, используют для монтажа бетононасосов. Дизайн этих грузовиков явно перекликается с новыми «Сканиями». Двигатели марки Deutz для них SANY выпускает самостоятельно на открытом в 2019 году совместном предприятии «Hunan Deutz Power», а коробки передач и ведущие мосты закупает у крупнейших специализированных фирм «Fast Gear» и «Hande».
SANY – это не только всевозможные погрузчики, экскаваторы и автокраны на специальных низкокабинных шасси, но еще и грузовики вполне традиционной конструкции, которые используются фирмой для монтажа собственных бетононасосов
Китайская компания «Zoomlion Heavy Industry Science & Technology» выпускает для своей грузоподъемной техники специальные крановые шасси с пониженным расположением кабины. На переднем плане – 80-тонный кран Zoomlion ZTC800V на шасси Zoomlion ZLG5502JQZ с колесной формулой 8х4. Данная модель оснащена дизелем Weichai WP12 ( 375 л.с.) и в транспортном положении имеет собственный вес порядка 50 тонн. На заднем плане – 30-тонный кран Zoomlion ZTC300 на шасси с колесной формулой 6х4 и более скромным дизелем Weichai WP8 ( 320 л.с.)
Ни представительство FAW, ни дилеры этой китайской корпорации на СТТ -2022 не приехали, однако один грузовик FAW J6P-375 просочился-таки на выставку как носитель тяжелой краноманипуляторной установки XCMG SQS350 грузоподъемностью 14 тонн
Теперь о корейской технике. Широким фронтом выступил дистрибьютор компании «Daewoo Trucks», выставив сразу шесть грузовиков, каждый из которых в той или иной мере являлся новинкой. Самый маленький из них – двухосный Daewoo Novus СН7СА полной массой 18 тонн с рядным 5,9-литровым дизелем Doosan DL06K ( 280 л.с.). Забавно, что он же одновременно был и самым дорогим (19 млн руб.) благодаря самой технически сложной надстройке, в роли которой выступал бетононасос фирмы «KCP» с максимальной высотой подачи смеси 26,3 метра. Прежде у нас продавались только бетононасосы на трехосных шасси Daewoo с высотой подъема более 37 метров. Среди более крупных «Новусов» с колесной формулой 6х4 выделялась низкорамная модификация CL7AF с 19,5-дюймовыми колесами на мостах тележки. При полной массе 29 тонн она комплектуется уже более крупным V-образным 7,6-литровым дизелем Doosan DL08K ( 350 л.с.). Компания «Чайка-Сервис» оборудовала это шасси грузовой платформой с алюминиевыми бортами и КМУ Hyundai Everdigm грузоподъемностью восемь тонн на минимальном вылете стрелы. Цена вопроса – около 14 млн руб.
Бетононасос КСР 27ZX120 на шасси Daewoo Novus CH7CA (4х2)
Бортовой грузовик с КМУ Hyundai Everdigm 8016 на низкорамном шасси Daewoo Novus CL7AF (6х4)
Четыре прочих более тяжелых «Новуса» с колесными формулами 6х4 и 8х4 были показаны с новым 11-литровым рядным двигателем Doosan DX12 разных уровней форсировки (от 390 до 440 л.с.), тогда как ранее на них применялся V-образный агрегат Doosan DX12 того же объема. Первые два из этой четверки – самосвалы с надстройками челнинского завода «Автомастер»: 20-кубовый на трехосном шасси CL7D7 полной массой 39,3 тонны и 22-кубовый на четырехосном шасси CR8M7 полной массой 43 тонны. Последний интересен также применением колес с шинами размерности 12R24 вместо 12R22,5: такая замена позволила увеличить дорожный просвет с 330 до 355 мм, повысив проходимость на дорогах с глубокими колеями.
Самосвал мод.6589L0 с платформой завода «Автомастер» на шасси Daewoo Novus CL7D7 (6х4)
Самосвал мод.6589L1 с платформой завода «Автомастер» на шасси Daewoo Novus CR8M7 (8х4)
Шасси Daewoo Novus 6х4 в версии CL7M3 с такой же колесной базой, как у самосвала, и полной массой 38 тонн легло в основу новой версии автобетоносмесителя, 9-кубовый барабан которого приводится от коробки отбора мощности шасси. Прежде в линейке доступной спецтехники на шасси «Новусов» присутствовала только версия миксера с приводом барабана от автономного двигателя. По заводской табличке производителем этой машины числится ООО ПК «Барлакс». Однако это не какой-то новый завод по производству бетоносмесителей, а новосибирский дилер Daewoo Trucks, который закупает надстройки у сторонних производителей и монтирует их на собственных площадях. В частности, надстройку для выставочного миксера новосибирцам поставил Туймазинский завод автобетоновозов. Купить машину можно было за 14 млн руб. Наконец, последней новинкой стал седельный тягач Daewoo Novus CL4T8 для работы в составе автопоезда полной массой 75 тонн при нагрузке на седло до 20 тонн. В продажу он поступит в следующем году.

Бетоносмеситель мод.338934 на шасси Daewoo Novus CL7M3 с туймазинской надстройкой, смонтированной силами новосибирского ООО ПК «Барлакс»
Наличие у всех «Новусов» спального места в кабине – плюс для водителя, но вот сам интерьер уже откровенно устарел, да и светлый цвет обивки сложно назвать практичным
Что объединяет два топливозаправщика на этом снимке? Сразу несколько факторов! И тот, и другой несут на себе надстройки подмосковного ООО ПК «Техинком-Автомаш» (вместимостью 5 и 10 кубометров соответственно). И тот, и другой построены на азиатских шасси российской сборки: Hyundai Mighty EX8 с калининградского «Автотора» и Isuzu FVR34 с ульяновского завода «Исузу Рус». Наконец, в отношении и того, и другого на сегодняшний день нет никакой ясности в вопросе возможности дальнейшего производства, поскольку поставки машинокомплектов из Кореи и Японии для сборки базовых шасси остановлены
Остановлена на калининградском «Автоторе» и сборка турецких грузовиков Ford Cargo, причем без больших перспектив к возобновлению. Однако один экземпляр Cargo 3542 попал на выставку как носитель корейско-турецкого бетононасоса Koluman Junjin JXZ38 с высотой подъема смеси до 38 метров. Интересно, что для удобства работы оператора управление агрегатом может осуществляться с пульта дистанционного управления