СТТ EXPO 2022
Автомобильные новинки Выставки (наш отчет, часть 1)
СТТ EXPO 2022
Автомобильные новинки Выставки (наш отчет, часть 1)
Николай Марков, фото автора и Александра Солнцева
На стыке весны и лета международный выставочный центр «Крокус Экспо» традиционно принимал гостей и участников выставки строительной техники и технологий «СТТ Ехро 2022».
На этой площадке выставка неизменно квартирует с 2005 года, а вся история СТТ насчитывает уже 22 успешно проведенных мероприятия: богатый бэкграунд!

Однако еще никогда прежде выставка СТТ не имела подобной географии участников: по понятным причинам из экспозиции подчистую исчезла техника европейских и американских брендов. Что, впрочем, отнюдь не означало снижения деловой активности: в освободившиеся ниши с удвоенной энергией ринулись компании из Китая, Турции и Южной Кореи, да и отечественные производители спецтехники не подкачали.

Как результат, выставка «СТТ Ехро 2022» заняла даже больше площадей, чем годом ранее! Обзор автомобильных новинок начнем с техники из РФ и РБ.
ГАЗ, КАМАЗ и УРАЛ участия в выставке не приняли – по всей видимости, полагая, что в любом случае сейчас продадут всю технику, которую только смогут произвести. Да и показывать современные новинки, напичканные зарубежными комплектующими, не имеет никакого смысла: их дни на конвейере сочтены. А вот мазовцы не просто приехали, но и выступили даже более широким фронтом, чем обычно, выкатив сразу семь единиц техники! И это несмотря на то, что купить новый МАЗ сейчас очень непросто – сказывается дефицит комплектующих, так что все сходящие с конвейера машины уже расписаны на полгода вперед. Ключевые места на стенде заняли три тяжелых самосвала, причем два из них – с надстройками российских фирм, которые прежде ориентировались на использование европейских шасси. Так, совместно с красногорским машзаводом «БЕЦЕМА» был подготовлен тяжелый «карьерник» МАЗ-65262L с колесной формулой 8х8 и допустимой полной массой 50 тонн. На него смонтировали одну из самых «крутых» платформ в бецемовской линейке: 20-кубовую в усиленном исполнении для перевозки скального грунта, с двойным W-образным полом и большим козырьком, защищающим от падения груза всю кабину. В движение машину приводит китайский дизель Weichai WP12 мощностью 452 л.с., соединенный с 6-ступенчатым «автоматом» Allison (возможность применения санкционных коробок на подобных малосерийных машинах у завода осталась).
МАЗ-65262L с самосвальной платформой завода «БЕЦЕМА» для скального грунта
Само шасси МАЗ-65262L – не новинка: его, например, демонстрировали в такой же спецификации и на СТТ-2021, причем тоже с бецемовской самосвальной платформой, только более простой. Но если тот самосвал делался только для показа на выставке и был разукомплектован сразу после мероприятия, то нынешний образец построен уже под конкретного клиента: с июня он будет проходить эксплуатационные испытания в Подмосковье, в Щуровском карьере. Второй «русифицированный» самосвал на выставке – тоже четырехосный, только уже на дорожном шасси МАЗ-651628 с колесной формулой 8х4. Его оснастили 23-кубовой платформой для перевозки инертных материалов, изготовленной калининградским ООО «Грюнвальд». Полная масса этого автомобиля скромнее – 44,8 тонны, а потому тот же дизель Weichai WP12 для него применен с более скромным уровнем форсировки – до 423 сил. И, учитывая более простые условия эксплуатации, вместо «гидромеханики» установлена обычная 12-ступенчатая механическая коробка Fast Gear.
МАЗ-651628 с самосвальной платформой завода «Грюнвальд» для инертных материалов
Конечно, Минский автозавод продолжает производить и собственные комплектные самосвалы, оснащая их более простыми и дешевыми (но и более тяжелыми) коробчатыми платформами. Примером такой техники на СТТ-2022 стал трехосный самосвал МАЗ-65012В с колесной формулой 6х4 и полной массой 33,5 тонны. Как и предыдущий «четырехосник», он укомплектован китайскими агрегатами Weichai и Fast Gear, только меньшей размерности: дизель, в частности, применен 8-литровый, мощностью 333 л.с.
МАЗ-65012В с самосвальной платформой собственного производства
Кроме автосамосвалов, минчане показали на выставке первый образец своего нового тяжелого самосвального полуприцепа МАЗ-9549 с четырехосной тележкой и U-образной платформой вместимостью 38 кубометров. При 9-тонных осях (две передние из которых сделаны подъемными) его полная масса достигает 53 тонн при грузоподъемности в 40 тонн. Соответственно, эксплуатироваться он должен с трехосными тягачами, допускающими нагрузку на седло не менее 17 тонн. На стенде он был представлен в сцепке с «седельником» МАЗ-643028 с колесной формулой 6х4 (дизель Weichai WP12 с отдачей 423 л.с. + 16-ступенчатая КП Fast Gear), у которого этот показатель составляет 22,6 тонны.
Самосвальный автопоезд в составе тягача МАЗ-643028 и полуприцепа МАЗ-9549
Редко, когда участие МАЗа обходится в строительных выставках без демонстрации новинок своей грузоподъемной техники. В этот раз, в частности, на стенд выставили 32-тонный автокран нового поколения МАЗ-5576BY-C-22 со стрелой овоидного профиля, обеспечивающей высоту подъема до 31,8 метра. Смонтирована крановая надстройка на шасси МАЗ-6312С3 (6х4) с российским дизелем ЯМЗ-53623 и китайской 9-ступенчатой коробкой передач Fast Gear.
Автокран МАЗ-5576BY-C-22 на шасси МАЗ-6312С3
Еще один интересный МАЗ был представлен на уличной площадке. Речь о спецавтомобиле АСК-21М5 производства ООО «Автосистемы» с краноманипуляторной установкой Soosan SCS 746L и бортовой платформой. Его основой послужил очень редкий МАЗ-6302С5-575-080: это специальное облегченное крановое шасси 6х6, которое при сохранении высокой проходимости и грузоподъемности укладывается во все дорожные ограничения по нагрузкам на оси и габаритам. Чтобы снизить вес, для машины приняты дневная кабина, односкатные мосты с дорожными шинами и относительно легкий дизель ЯМЗ-536. А для снижения габаритной высоты, помимо уменьшения наружного диаметра шин, предельно понижена и высота расположения кабины над рамой.
АСК-21М5 с манипулятором Soosan SCS 746L на крановом шасси МАЗ-6302С5-575-080
Очень необычный самосвал под названием «Ямал» В-4520 демонстрировался на стенде дилера «Техинком»: этакая помесь КАМАЗа и шарнирно-сочлененного трактора «Кировец». Разработан этот вездеход компанией «Ямалспецмаш» из подмосковной Электростали, а собран в Ленинградской области, в поселке Рощино, на площадях Петербургского машиностроительного завода, специализирующегося на изготовлении колесных тракторов «Станислав». В общей сложности ООО «Ямалспецмаш» темой тяжелых шарнирно-сочлененных вездеходов занимается уже целое десятилетие, построив и реализовав за это время еще 12 других машин с колесными формулами 4х4 либо 6х6 и кабинами МАЗ-МАН либо КАМАЗ. Но двухосных самосвалов среди них еще не было.
Шарнирно-сочлененный самосвал «Ямал» В-4520 грузоподъемностью 20 тонн
Немного переделанная нефазовская самосвальная платформа позволяет перевозить до 20 тонн груза. В движение «Ямал» приводится 6,7-литровым дизелем Cummins ISB мощностью 292 л.с., который вместе с автоматической коробкой Allison располагается под кабиной, на передней полураме. А вот раздаточная коробка ZF вынесена уже в заднюю полураму. Таким образом, трансмиссионные карданные валы проходят через узел сочленения дважды: от АКП к РК и от РК к переднему мосту. В свою очередь, ведущие мосты для «Ямала» поставляет АО «Петербургский тракторный концерн» (в усиленном исполнении, от трактора К-744 «Кировец»), а широкопрофильные шины Hilo размерности 750/65R25 приходят из Китая. Упругая подвеска колес у вездехода отсутствует, однако передний мост имеет возможность поперечного качания относительно своей полурамы.
Упругой подвески колес «Ямал» не имеет, но если задний мост привернут к своей полураме жестко, то передний мост может качаться относительно своей полурамы на центральном шарнире
Поскольку весь силовой агрегат вездехода – из разряда «санкционки», то на следующем экземпляре комплектацию, скорее всего, придется поменять. По словам главного конструктора машины, сейчас он собирается адаптировать к «Ямалу» классическую камазовскую «восьмерку» и раздумывает над применением белорусской гидромеханической коробки МЗКТ.
Двигатель Cummins и «автомат» Allison расположены в передней полураме. Планируется, что на следующем образце вездехода их сменит тандем из V-образного дизеля КАМАЗ и ГМП МЗКТ
Еще один внедорожный шарнирно-сочлененный самосвал отечественного производства, только на сей раз с колесной формулой 6х6, демонстрировался на стенде Машиностроительного завода «Тонар». Речь о модели Т-35, в индексе которой зашифрована грузоподъемность в тоннах. Первый опытный образец такого самосвала представляли еще в прошлом году, а это уже второй экземпляр, сборку которого успели завершить буквально за пару дней до открытия выставки.
Тонар Т-35, он же Тонар-7507, рассчитан на перевозку 35 тонн груза в условиях полного бездорожья
Процент локализации у этого «сочлененника» – другим на зависть: у себя на заводе в подмосковной деревне Губино тонаровцы самостоятельно изготавливают раму, кабину, платформу, ведущие мосты и даже «раздатку». Но двигатель и коробка передач, конечно, покупные. Причем, как и в случае с вездеходом «Ямал», тех же санкционных марок, из старых запасов. Разве что размерность побольше: дизель Cummins – 13-литровый, серии QSZ13 ( 450 л.с.), а «автомат» Allison – серии 4500. При серийном производстве их, конечно, придется заместить. Среди кандидатов – отечественная V-образная «восьмерка» ЯМЗ-6585 и китайская рядная «шестерка» Weichai WP12, а коробка передач, по-видимому, будет носить марку Fast Gear.
Интерьер кабины самосвала Тонар Т-35
Заводчане говорят, что уже получили заказ на партию из 10 экземпляров Т-35, собрать которые должны до конца года, а также обещают подготовить вскоре и более тяжелую версию Т-45 с увеличенной на 10 тонн грузоподъемностью. Эти самосвалы будут отличаться усиленными балками мостов, колесами и шинами большей размерности, а также увеличенной вместимостью платформы (у Т-35 «с шапкой» можно загрузить в кузов до 20 кубометров). А тип подвески (с резиновыми упругими элементами) изменениям не подвергнется.
Ведущие мосты и подвеска с резиновыми упругими элементами у тонаровцев собственной конструкции
Экспозиция МЗ «Тонар», конечно, не могла обойтись без прицепной техники: на выставке были представлены две модели полуприцепов-самосвалов, заметно отличающихся по концепции. Первый из них – Тонар-958920 (SH3-33) с 33-кубовой платформой для перевозки песка и щебня – ориентирован на тех покупателей, кто работает по принципу «грузи больше». Будучи оснащенным трехосной тележкой с усиленной ходовой частью, в паре с тягачом 6х4 он имеет официальную грузоподъемность в 28,8 тонны. Второй же полуприцеп – углевоз Тонар-959500 (SL4-30) – входит в линейку облегченных моделей: вместимость платформы у него снижена до 30 кубометров, и несмотря на наличие еще одной оси, весит он даже на 200 кг меньше. Как результат, в паре с «седельником» 4х2 он может возить до 28 тонн без нарушения весового законодательства.
Слева – облегченный углевоз Тонар-959500 (SL4-30), справа – усиленный Тонар-958920 (SH3-33) для перевозки песка и щебня
На двух стендах фирм-производителей спецтехники автомобили ГАЗ и КАМАЗ стояли бок о бок. Например, компания «Техинком» привезла 22-метровые автогидроподъемники Red Machine на полноприводных шасси Садко NEXT с двухрядной кабиной и КАМАЗ-43502, а также 23-метровый автогидроподъемник MARS 23 на шасси «двухкабинки» ГАЗон NEXT. Первые две машины техинкомовцы делают самостоятельно на собственном заводе в Твери, а MARS является продукцией питерского ОАО «Автогидроподъемник».
Автогидроподъемники Red Machine на шасси КАМАЗ-43502 и Садко NEXT, а также MARS 23 на шасси ГАЗон NEXT
А завод «Чайка-Сервис» отметился показом 24-метрового автогидроподъемника и крана-манипулятора на шасси ГАЗон NEXT, а также тяжелого эвакуатора на четырехосном шасси КАМАЗ-65801. По-видимому, это последний экземпляр выпущенного «Чайкой» эвакуатора, который оснащен кабиной К4. Будучи оснащенным двумя лебедками с тяговым усилием 20 и 15 тонн, КМУ Чайка-Fassi с грузовым моментом 28,34 т/м, а также основной буксировочной стрелой с грузовым моментом 55 т/м, он пригоден для ликвидации последствий тяжелых аварий, эвакуации застрявших грузовиков, а также буксировки поврежденных транспортных средств методом частичной погрузки или буксировки на жесткой сцепке. Управление специальным оборудованием эвакуатора может осуществляться с основного пульта управления, расположенного в заднем правом отсеке надстройки, а также с помощью дистанционного шнурового пульта или с беспроводного пульта.
Тяжелый эвакуатор модели 2784GA на шасси КАМАЗ-65801 с КМУ Чайка-Fassi
Что касается двух ГАЗонов NEXT на стенде завода «Чайка-Сервис», то они интересны тем, что их надстройки – изначально итальянские (автогидроподъемник Socage и кран-манипулятор Amco Veba) – в последнее время были максимально локализованы и теперь предлагаются нижегородцами под собственным брендом «Чайка». В частности, на заводе освоили процессы гибки и сварки стрел (хотя пока еще из санкционной шведской стали), а подходящую гидравлику подобрали из ассортимента других российских производителей.
Автомобиль модели 27845В на шасси ГАЗон NEXT С42R33 со стальной бортовой платформой Fuhrmann и краноманипуляторной установкой Чайка NR 808 2S (локализованная Amco Veba), которая позволяет поднимать на максимальном вылете стрелы ( 7,15 м) груз весом до 1040 кг
Уже упоминавшаяся компания «Грюнвальд» на собственном стенде, помимо серийного самосвального полуприцепа Грюнвальд-945350, продемонстрировала комплектную самосвальную установку, полностью подготовленную для монтажа на шасси. Появление подобного экспоната не случайно. Калининградский завод прежде работал с техникой европейской «Большой семерки» и турецким Фордом, а теперь в одночасье остался без традиционных шасси и вынужден искать новых партнеров (одним из которых уже стал МАЗ). Удастся ли договориться с кем-то еще? Хотя остаются вопросы и относительно того, не придется ли пересматривать спецификацию самих самосвальных установок, в которых используются гидравлика Hyva, сталь Hardox и лакокрасочные материалы PPG…
Самосвальная надстройка Grunwald в ожидании нового партнера
Из числа же продукции совсем уж узкоспециализированной отметим показ первого экземпляра специального тяжеловозного полуприцепа модели 9808MD полной массой 36 тонн, который был сделан компанией «ДробТехМаш» для перевозки барабанного смесителя из состава мобильного асфальтобетонного завода Stanver Flow 150. Внутри этого смесителя происходит нагрев инертного материала и смешивание всех компонентов для получения асфальтной смеси.
Барабанный смеситель на полуприцепе-тяжеловозе мод.9808MD завода «ДробТехМаш»
Окончание следует.