Технологии и компоненты
ПИРАМИДА ZENUITY
«Немного» теории автономности
Технологии и компоненты
ПИРАМИДА ZENUITY
«Немного» теории автономности
Алексей САМОЙЛОВ
Простите за красивую заставочную картинку (она только для привлечения внимания).
На самом деле пирамида «Зеньюити» (от англ. Zenuity) выглядит именно так.
Осторожно подозреваю, что те, кто говорят о скором достижении «беспилотия», её никогда не видели...
Десять процентов? Всего??
И из-за них предстоит отправить на «свободный рынок труда» тысячи водителей???
SAE L3: да, это в том числе и дороги общего пользования.
Водитель остается на рабочем месте. И он может снять руки с рулевого колеса в условиях монотонного движения. Однако должен быть готов немедленно вмешаться в управление в случае необходимости. Любимый вопрос автора: «А как сохранить его квалификацию, если «необходимость» может возникнуть, например, через шесть или 12 месяцев?» Программы подготовки можно увидеть? Тренинги: программы, периодичность? За чей это счет?
По идее в случае неких проблем, требующих вмешательства водителя, машина должна начать с предупредительных сигналов, потом - снизить скорость и даже остановиться в безопасном месте в случае необходимости... Но... Зима, легкий снегопад, медленное движение на подъем. И вдруг сверху - автопоезд, который начал «складываться», уходя полуприцепом на встречную полосу... Дорога неплохая (все в расчетных условиях), просто его водитель заснул за рулем, а придя в себя - резко тормознул и дернул руль... А этот думаете успеет? Счет может пойти на секунды...
SAE L5: без водителя в кабине.
В свое время американский профсоюз водителей грузовиков упоминал, что в этом случае порядка 3,0 млн человек из транспортной отрасли потеряют работу. А еще у 30 млн (у всех, прямо или косвенно связанных с отраслью, включая членов семей) понизится уровень жизни.
Возьму на себя смелость добавить: АТП в нынешнем виде тоже исчезнут. Просто потому, что не будет смысла возвращения ТС на некую базу: смена водителей не нужна (их нет), ТО и ремонт – сервисный контракт жизненного цикла от производителя автомобиля (в любом месте по маршруту возки)
Электронная обновляемая карта дороги позволяет решить и такие задачи
Некоторые примеры обмена информацией по протоколу V-to-X (на профессиональном сленге допустимо V2X, учитывая, что «2» по-английски two). Здесь же частный случай использования V2V – «автомобиль автомобилю»
Тему принятия решений системой управления «беспилотников» мы рассмотрим в одном из ближайших номеров, но вот маленький пример для размышления. Это явный конфликт участников дорожного движения по протоколам V-to-I (инфраструктура) и V-to-P (где «Р» от англ. Pedestrian – пешеход, а не то слово, что напрашивается в такой ситуации...)
Небольшая иллюстрация по теме Human-machine Interface: «человеко-машинный интерфейс». И согласитесь, хотя в данном случае водитель отвлекается от управления ТС, но он делает это явно без умысла. А ведь некоторые современные системы контроля внимания могут посчитать это его ошибкой
Electronic Stability Control: электронная система стабилизации, иногда называемая ESP на примере автобусов MAN (и, разумеется, Neoplan) – структура подключений
Ped./Cyclist Detection: автоматическая система предупреждения наездов на пешеходов и велосипедистов. Кстати, с лета 2024 года в ЕС уже в стандартной комплектации грузовиков и автобусов (подробности в следующем номере «КТТ»)
Lane Centering & Keeping: система удержания полосы движения, при этом сохраняется примерно одинаковое расстояние до линий разметки слева и справа (центрирование в полосе). Нюанс в том, что в ряде случаев достаточно только одной линии разметки (слева или справа)
Развитие систем автоматической парковки: при движении задним ходом система управления рассчитывает траекторию и определяет возможные препятствия (на фото картинка с камеры заднего вида)
Electronic Horizon – подразумевается т.н. 3D-карта маршрута, позволяющая с учетом реального профиля дороги выбрать оптимальный режим работы агрегатов силовой линии
Overtaking Assist – система контроля безопасности при обгоне: здесь маневр начинается с оценки безопасности выезда из полосы движения
Intersection Assist – система (ассистент) автоматизированного проезда перекрестков. Только благодаря использованию технологии V-to-X речь идет о проезде даже не просматриваемых перекрестков
Evasive Maneuvers – т.н. маневр уклонения. Если для предотвращения ДТП остановочного пути может оказаться недостаточно, машина должна (именно так!) прекратить экстренное торможение и попытаться объехать неожиданное препятствие. Тема для дискуссии: ведь это может быть через сплошную и на «встречку» (вариант: по обочине)
Они говорят: «Беспилотники безопасны, потому что соблюдают все требования ПДД».
Но ведь все дорожные ситуации предусмотреть нельзя. Не правда ли?
На картинке: SТОРМ – тормозной путь, SОСТ – остановочный путь, а машинка с аварийкой внезапно сломалась...
Просто красивая картинка... Наслаждайтесь пока для вас есть место в кабине за рулем, а не в очереди на бирже труда после внедрения Autonomous Driving...
Специалисты Принстонского и Корнелльского университетов в своих отчетах указывают, что в ходе опытов с системой видеоконтроля для «беспилотников» им удалось добиться ситуаций, когда информация на знаках, полученная с помощью видеокамер, полностью искажалась. Например (слева направо): посторонние надписи, стикеры (снег, мусор или опавшие листья?) и даже... световые тени. Система утверждала, что STOP (проезд без остановки запрещен) – это... крайний справа... Основная картинка – это иллюстрация к докладу MPI-IS (Max Planck Institute for Intelligent Systems, Germany) Color patch could throw self-driving vehicles off track. Не уходя в подробности: система управления беспилотника этих четырех пешеходов не видит...
На том берегу реки с успехом прошли испытания термолокационных датчиков в дополнение к оптическим системам контроля дорожной ситуации...
К сожалению нельзя исключить влияние на принятие решений системами управления автомобилей с автономным управлением не только хакерских атак, но и умышленных нарушений ПДД.... Например, в Москве гастарбайтеры на электровелосипедах с большими сумками за спиной - уже стихийное бедствие...
Имеем, например, легковой автомобиль (такси или каршеринг) с автономным управлением и реальную дорожную ситуацию. Хотелось, чтобы возможное решение искусственного интеллекта прокомментировали те, кто говорит о скором достижении «беспилотия»...