Пульс отрасли

МУСОРОВОЗЫ WASMA’2024


Составное звено в цепочке утилизации ТКО

Пульс отрасли

МУСОРОВОЗЫ WASMA’2024

Составное звено в цепочке утилизации ТКО
В столичном ЦВК «Экспоцентр» состоялась юбилейная, 20-я по счету Международная выставка оборудования и технологий для утилизации отходов и очистки сточных вод – WASMA. Со слов организаторов, в ней приняли участие порядка 70 компаний, показавших более 100 единиц техники и оборудования. Были среди них и мусоровозы, в том числе весьма необычные.

Александр СОЛНЦЕВ, фото автора

Речь прежде всего о миниатюрном мусоровозе на электрическом шасси P-1000. Компания ООО «Ортхаус Трейлерс Рус», помимо прочего продвигающая на нашем рынке продукцию турецкой Pilotcar Otomotiv San. ve Tic. Inc., очевидно, решила прощупать и этот сегмент рынка. При снаряженной массе 1208 кг грузоподъемность Pilotcar P-1000 составляет 662 кг. Питание 10-киловаттного электродвигателя осуществляется от литий-ферро-фосфатных батарей ёмкостью 13 или 26 кВт⋅ч. В последнем варианте запаса энергии хватает примерно на 200-250 км. Процесс зарядки в зависимости от источника тока длится 5,5-7 часов.

В свое время мне довелось познакомиться с турецкими «электричками» на их родине – несколько таких Pilotcar’ов с изотермическими кузовами обслуживают кондитерскую фабрику в пригороде Стамбула. За год эксплуатации отзывы руководителей «транспортного цеха» были самые благоприятные. Помимо отменной маневренности – радиус разворота всего 4,6 м – они обходятся дешевле в обслуживании по сравнению с аналогами с ДВС и пользуются налоговыми льготами. Правда, назвать их полностью экологически чистым видом транспорта всё же нельзя – автономный отопитель у них дизельный.

По словам Германа Вертова, исполнительного директора ООО «Ортхаус Трейлерс Рус», в прошлом году им удалось реализовать РФ семь электромобилей. «Рынок пока с ними знакомится, – заметил Герман Вертов. – В этом году мы рассчитываем продать здесь уже несколько десятков Pilotcar’ов. Спрос на них есть как от госструктур, так и от частных компаний».

Pilotcar P-1000 в довольно непривычной для себя ипостаси мусоровоза. Такие грузовички на электротяге найдут свое применение там, где нежелательно использовать машины с ДВС: коттеджные поселки, отели, поля для гольфа и т.д.

Ещё одну необычную конструкцию на шасси Валдай представила ГК «Современные транспортные технологии». По сути, это не мусоровоз в чистом виде, а бункер-самосвал, предназначенный для перевозки до 2,8 т отходов с возможностью дальнейшей перегрузки в крупногабаритную технику или пункты переработки ТКО. Загрузка осуществляется у него традиционным для мусоровозов с задней загрузкой способом: опорожнить мусорный бак в приемную «ванну» можно, захватив его за переднюю «гребенку» или используя боковые «уши». А вот разгрузка при отсутствии выталкивающей плиты осуществляется уже привычным для самосвала образом – поднятием кузова. К слову, угол опрокидывания платформы – 90°.

Фактически описываемый здесь мусоровоз – это совместный продукт Горьковского автозавода и Саранского завода автосамосвалов, известного в первую очередь своей самосвальной техникой на шасси автомобилей ГАЗ. Саранцы, отвечающие в этом тандеме за надстройку, усилили шестикубовый кузов дополнительными ребрами жесткости. Полная масса автомобиля 7,5 т, снаряженная – 4,3 т.

Вообще-то, сейчас такие кузова устанавливают уже на шасси Валдай 8. Здесь в этом качестве ещё Валдай NEXT. Первый, как известно, является продуктом существенной модернизации последнего и превосходит его по ряду параметров, в том числе грузоподъемности, увеличенной с 3800 до 4600 кг

Мусоровоз с задней загрузкой на базе ГАЗон NEXT – также плод совместных усилий ГАЗа и САЗа. Предназначен для перевозки 2,9 т мусора и работы на узких городских улицах. Объём кузова 11 м³. В отличие от мусоровоза на шасси Валдая, он оснащен выталкивающей плитой, но коэффициент уплотнения у них одинаково низкий – 1:2-3

ООО «ИТМ «Спецмашина», дочернее предприятие Кургандормаша, – новый игрок на рынке коммунального машиностроения. По словам Евгения Кислова, начальника отдела продаж ИТМ «Спецмашина», на рынке мусоровозов курганцы присутствуют с 2023 года и пока объёмами продаж, исчисляющимися десятками единиц, похвастать не могут. Но проектная мощность предприятия позволяет выпускать до пятисот ед. техники в год, так что лиха беда начало. Да и модельная линейка впечатляет: в Кургане могут делать надстройки объёмом в диапазоне 12-36 м³, а в ближайших планах освоить выпуск ещё и восьмикубовых машин. Заслуживает внимания и сама конструкция. Курганцы не скрывают, что их Venom’ы (помните антигероя комиксов Мarvel?), по сути, копия машин FAUN Variopress. Прямо скажем, весьма достойный образец для подражания. При этом ИТМ «Спецмашина» удалось в короткие сроки в значительной степени локализовать производство.

Так, например, представленный на выставке VZ 16 на шасси JAC N200S локализован на 97%. Ранее такие надстройки устанавливали на шасси КАМАЗ-53605, но «китаец» оказался предпочтительнее. У него более короткая колесная база (4200 мм), оптимальная развесовка по осям, нет необходимости устанавливать противовесы за кабиной, дабы избежать потери управляемости и вывешивания передней оси при полной загрузке машины, задняя пневпоподвеска, комфортабельная кабина и, что немаловажно, отбор мощности от двигателя.

К особенностям «банки» следует отнести выталкивающую плиту, сконструированную таким образом, что имеется возможность отодвинуть её вплотную к передней стенке бункера. В результате образуется дополнительный полезный объём для мусора и высокая загрузка при той же колесной базе. 16-кубовый мусоровоз может взять на борт технически допустимые 10 т ТКО.

Среди прочих особенностей конструкции упомянем встроенные в цилиндры датчики давления, позволяющие избегать возникновения жестких ударных и пиковых нагрузок, что обеспечивает увеличение сроков службы подшипников, опор и цилиндров. В качестве приятного побочного эффекта – снижение уровня шума. Телескопический цилиндр двойного действия, двигающий выталкивающую плиту, может быть использован для выполнения дополнительной функции регулирования противодавления. Эта функция позволяет менять степень уплотнения отходов в зависимости от фракций ТКО – пластик, картон, биологические отходы – или вовсе их не уплотнять.

Кроме того, в курганских мусоровозах используются элементы конструкции, прошедшие горячую оцинковку. В частности, это детали опрокидывателя и надрамник с гарантированно высокой коррозионной стойкостью.

Venom Z 16 на шасси JAC N200S. Полезный объем кузова – 16 м³, объём загрузочного бункера – 2,0 м³, коэффициент уплотнения – до 7,5. Грузоподъёмность бункера – не менее 7,5 т. Полная масса (технически допустимая) – до 20 т. Обратите внимание на форму бака для гидравлики

В целях повышения коррозионной стойкости ряд элементов конструкции, в частности надрамник и детали опрокидывателя, подвергаются горячей оцинковке

Venom Z 20 на трехосном шасси Shacman X3000 (6х4). Объём бункера – 20 м³, его грузоподъёмность – не менее 10 т. Полная масса – до 25 т. Мусоровоз оснащен ещё и задним портальным подъемником для загрузки в приемный бункер контейнеров типа «лодочка» объёмом до восьми кубов

ООО «Завод КДМ» представило маневренный СМ10 на шасси КАМАЗ Компас 12, а также СМ16-03 на шасси JAC N200S, который в 2023 году стал победителем конкурса «Лучший коммерческий автомобиль года в России» в номинации «Спецтехника». Последний предназначен для транспортировки отходов массой до восьми тонн. Объем надстройки у рыночных аналогов СМ16-03 обычно составляет не более 16 куб. м, в то время как емкость смоленского мусоровоза достигает 17,5 куб. м, что позволяет загружать в спецмашину больше контейнеров и, соответственно, экономить на транспортировке. Высокопрочная сталь Hardox 450 в составе загрузочного устройства, а также повышенная грузоподъемность опрокидывателя до 1000 кг и портального подъемника до 4000 кг обеспечивают надежность работы оборудования и повышают срок его эксплуатации.

Ещё одно важное преимущество коммунальной машины состоит в том, что она оснащена уникальной для рынка быстросъемной мойкой контейнеров. Благодаря этому оператор может прямо на площадке мыть контейнеры в машине в соответствии со всеми санитарно-эпидемиологическими нормами.
Новинка 2023 года – СМ10 на шасси КАМАЗ Компас 12, предназначенная для выполнения работ в узких городских пространствах, уже успела завоевать популярность. От рыночных аналогов на таком же шасси спецмашину смоленского завода отличают лёгкая и прочная конструкция надстройки, а также интегрированный в неё надрамник. Коэффициент прессования мусоровоза составляет до 1:7, полный цикл прессования — 19 секунд. Это обеспечивает эффективное уплотнение мусора и позволяет загружать в бункер емкостью 10 куб. м до 70 1100-литровых контейнеров. Машина может выполнять операции с контейнерами различных типов и размеров вместимостью от 60 до 1100 л. Время разгрузки каждого – 12 с.

СМ16-03 на шасси JAC N200S полной массой 19 565 кг. Машина с колесной формулой 4х2 и габаритами 9000х2550х3720 мм предназначена для транспортировки отходов массой до 8000 кг. Коэффициент прессования 1:7 и усилие прессования 32 000 кгс позволяют загружать в бункер-накопитель до 110 контейнеров объемом 1100 л каждый

СМ10 на шасси КАМАЗ Компас 12. Машина номинальной грузоподъемностью четыре тонны отличается повышенной маневренностью благодаря длине всего 7,7 м

Производственная компания «Москоммаш», ведущая свою родословную с 1994 года, также использует «немецкую технологию FAUN» при создании своих мусоровозов и бункеровозов серий БМ, КМ. На выставке Москоммаш продемонстрировал мусоровоз КМ-7028 с задней загрузкой на шасси Dongfeng C120T (4х2) и портальный бункеровоз ПБ-7028 на шасси Dongfeng C80S. Китайское шасси C120T приглянулось москоммашевцам по соотношению цена/качество. Кроме того, при колесной базе 3380 мм мусоровоз отличается отменной маневренностью по сравнению со своими одноклассниками.

Помимо отечественной стали 09Г2С в конструкции надстройки присутствует и износостойкий Hardox 450, из него, в частности, выполнен низ приемного бункера, а также импортная, итальянская и болгарская, гидравлика.

CM10. КМ-7028 на шасси Dongfeng C120T. Полная масса автомобиля – 11 900 кг. Грузоподъёмность шасси – 9015 кг. Объём кузова – 10 м³, приемного бункера – 1,4 м³. Коэффициент уплотнения – до 6

Портальный бункеровоз ПБ-7028 на шасси Dongfeng C80S. Полная масса автомобиля – 7990 кг. Объем транспортируемых контейнеров – 6-8 м³. Грузоподъёмность портального механизма с телескопическими стрелами с раздельным управлением – 6000 кг

Минский автозавод, выпускающий на Могилевтрансмаше собственную линейку кузовных мусоровозов с надстройками объемом от шести до 24 м³ и транспортных мусоровозов с контейнерами емкостью до 34 м³, привез в столичный Экспоцентр мусоровоз МАЗ-590725 с КМУ-4541 производства Могилевтрансмаш. В качестве базового шасси выступил МАЗ-53425 (4х2). По словам представителя Минского автозавода, сегодня в Республике Беларусь в новых жилых микрорайонах, в том же Минске, Новополоцке, Могилеве, практикуются заглубленные мусорные контейнеры для ТКО, которые иначе, чем с помощью краноманипуляторной установки, опорожнить не представляется возможным. Стало быть, есть и спрос на мусоровозы с КМУ. Грузоподъёмность стрелы на максимальном вылете (6,7 м) 1000 кг. Управление дистанционное по радиоканалу.

МАЗ-590725 с КМУ-4541 производства Могилевтрансмаш. Технически допустимая полная масса автомобиля – 20,5 т, загружаемых отходов – шесть тонн. Вместимость кузова – 15 м³, задней загрузочной ёмкости – 1,8+3,2 м³

Ряжский авторемонтный завод, один из лидеров российского рынка коммунальной техники (его доля в сегменте кузовных мусоровозов составляет 40%, а в сегменте бункеровозов – 54%), показал мусоровоз с задней загрузкой серии Mini, на сей раз на шасси JAC N120.
Машины этой серии предназначены для работы в стесненных городских условиях с возможностью проезда в междомовые арки высотой не более трех метров.

МК-2541-02 на шасси JAC N120. Обратите внимание на рестайлинговую кабину «китайца». Исполнение 10-кубового кузова бескаркасное. Коэффициент прессования – до 5. Масса вывозимых отходов – 2600 кг, технически допустимая полная масса ТС – 9500 кг