Подвижной состав

НОВЫЙ ФОРМАТ ФЛАГМАНА АВТОПРОМА


Валдай 12 к старту продаж готов!

Подвижной состав

НОВЫЙ ФОРМАТ ФЛАГМАНА АВТОПРОМА

Валдай 12 к старту продаж готов!
Осенью прошлого года Горьковский автозавод представил новый грузовик Валдай 12. На тот момент машина привлекла внимание не столько в плане освоения нижегородцами нового для себя сегмента рынка, сколько заявлением, что собираться она будет из оригинальных узлов и агрегатов отечественного производства. На тот момент больше веры было в замену «облицовки» на одной из китайских моделей, чем на выпуск действительно российского продукта.

Андрей Филиппов, фото автора

И вот Валдай 12 стал серийным продуктом. К началу весны счёт сошедшим с главного конвейера шасси пошел на десятки штук. Часть из них отправилась в соседний цех подразделения ПСТ («Производство спецтехники») для монтажа спецнадстроек собственного производства, другая часть предназначена для отправки сторонним доработчикам. Скоро первые машины окажутся и у покупателей. Самое время познакомиться с 12-тонником поближе и посмотреть, насколько он российский на самом деле.
Валдай, что в тебе нашего?
Начну с самого актуального в настоящее время вопроса: действительно ли Валдай 12 является отечественным автомобилем? Ведь если смотреть на кабину, то в ней четко угадываются азиатские мотивы.

«Полуторная» кабина снаружи кажется меньше, чем по факту ощущается внутри

Широкий удобный вход. Водительское кресло здесь с пневмоподвеской

На самом деле у кабины действительно китайские корни: изначально она создавалась для грузовика Foton M4L. Однако её сварку, окраску и сборку ведет сам завод, так что без всяких скидок это отечественный продукт. Причем как в короткой версии, которая пока применяется только на младшей модели Валдай 8, так и в «полуторном» варианте со спальной полкой, которой комплектуются и «восьмерки», и «двенашки». При этом, в отличие от прототипа, «валдаевские» кабины получают солидный пакет тепло- и шумоизоляции, а также дополнительно защищаются от коррозии.

Интерьер насколько визуально безэмоционален, настолько же функционален

Приборная панель лаконична, но вся необходимая информация присутствует

Дальше – больше. Рама, карданная передача, задний мост, передняя и задняя подвески, масляный поддон двигателя, брызговики двигателя, кожух вентилятора, трубы глушителя, а также различные кронштейны полностью оригинальные, спроектированные специально для автомобиля Валдай 12.

Силовой агрегат. В новой газовской коробке передач V передача прямая, а VI – повышающая

А все остальные узлы и детали взяты от тех или иных моделей, выпускаемых в Нижнем Новгороде. Просто для примера: 170-сильный дизельный двигатель ЯМЗ-53445 – такой же, как на обычном ГАЗоне NEXT, система охлаждения – от того же ГАЗона NEXT, только в модификации для жаркого климата, передний мост и дисковые тормозные механизмы – от автобуса Вектор 8.8 и т.д. Что-то взято без изменений, что-то доработано конкретно под Валдай 12, но степень унификации всё равно получилась значительная. Отдельно нужно сказать про новую 6-ступенчатую коробку передач: она освоена Горьковским автозаводом для всех своих грузовиков полной массой от 8,7 до 12 тонн, но именно на Валдае 12 дебютировала как серийный продукт.

Очень много различных отсеков для мелких вещей и документов

Под правой рукой и подстаканники, и лоток для мелочи, и бокс в спинке сиденья

И, видимо, специально для тех, кто просто не может жить спокойно, если не обнаружит в отечественном продукте хоть что-то китайское, на Валдае оставили бампер, панель приборов и нижний пластиковый пояс от кабины из Поднебесной. Будем честны, в общем объёме машины это скорее погрешность, чем что-то критически важное.

Отсек для инструмента под полкой узкий, но зато во всю ширину кабины

Нюансы конструкции
Переходим к конструктиву. Тем более на презентации рассказывали, что завод учёл в модели большинство критических пожеланий перевозчиков и Валдай 12 будет не хуже ушедших от нас «европейцев». В модельном ряду предусмотрено четыре варианта колесной базы: 3310 мм – для различной коммунальной техники, 3860 мм – для спецтехники и фургонов с максимальной длиной 4600 мм (под 10 европалет), а также 4710 и 5310 мм для фургонов длиной до 6000 мм (14 европалет) и 7250 мм (16 европалет) соответственно. Пока все модификации будут комплектоваться только «полуторными» кабинами со спальным местом, но в будущем не исключается вероятность установки обычных дневных кабин на две самые короткие версии шасси.

Формально кабина трехместная, но среднее место не для дальних поездок

Вот так выглядит поездка в кабине втроем – места предостаточно

Валдай 12, как и было обещано, получил грамотно спроектированную прочную раму с оригинальными лонжеронами и поперечинами. Она имеет постоянную ширину по всей длине и выполнена единым элементом даже в самом длинном исполнении с габаритной длиной 9150 мм. На практике это означает, что верхняя полка лонжеронов не имеет выступающих деталей, что позволяет плотно прижимать надстройку к раме без каких-либо дополнительных подложек с вырезами.

По правой стороне рамы закреплены АКБ, «запаска» с лебедкой подъема-опускания, ресиверы пневмосистемы…

…а по левой – только топливный фильтр и 200-литровый топливный бак

А ещё в машине нет масленок для регулярного шприцевания рессор и карданной передачи, что значительно уменьшает трудоемкость ТО – водителям понравится. К слову, в коробке передач сразу предусмотрена возможность присоединения коробки отбора мощности. А из систем безопасности машина уже сейчас имеет ABS и ASR, к которым чуть позже добавятся ESC, HSA и EBS.

Передняя ось сделана по типу автобусов Вектор, подвеска 2-листовая, причем длина рессоры достигает 1,8 метра, что обеспечивает высокую плавность хода даже при езде без груза

Задняя подвеска – пневматическая, но, в отличие от 10-тонного ГАЗона NEXT, вместо рычагов в ней применены полурессоры

Даешь надстройки – побольше и поразнообразнее!
Отдельного упоминания заслуживает тема надстроек, планируемых к установке на шасси Валдай 12. Если раньше Горьковский автозавод концентрировался в основном на выпуске шасси и бортовых грузовиков, отдавая кузовную тему бодибилдерам, то в последние годы он уделяет производству собственных надстроек огромное внимание. И заводское конструкторское бюро, занимающееся проектированием различных фургонов, сейчас работает в очень активном режиме.

Шасси ГАЗ C4CRA3 с колесной базой 5310 мм

Шасси ГАЗ С4CR73 с колесной базой 4710 мм

Причем ставку производитель делает не на дешевизну, а на качество. Полноценные испытания, в том числе ускоренные ресурсные на булыжной дороге автополигона, уже стали нормой. Поэтому фирменные фургоны ПСТ сейчас можно считать одними из лучших, что можно выбрать для установки на газовские шасси.

Максимально возможная длина надстройки – 7250 мм

Рама «прошита» как из пулемета – проблем с креплением надстроек не будет

Пока на выбор предлагаются такие варианты надстроек:
■ 7,1-метровая европлатформа со сдвижным тентом на боковинах и крыше;
■ 6-метровый изотермический фургон из сэндвич-панелей толщиной 50 мм с закладными элементами под монтаж холодильной установки;
■ «изотерма» и «реф» длиной 7,1 метра с панелями толщиной 60 и 80 мм.
Гамма будет активно расширяться по образцу тех кузовов, что уже освоены для шасси Валдай 8 и ГАЗон NEXT. При этом кузова могут иметь разные исполнения по ценовой категории, отличаясь применяемой фурнитурой, отделкой, материалом и высотой внутренней отбортовки и т.д. А вот катафорез заднего портала и основания кузова проходят все надстройки без исключения.

Судя по всему, это «заготовка» под рефрижератор

Толщина стенок и ворот – 50 мм

При этом предприятие не отказывается от сотрудничества с другими кузовостроителями. Нужен клиенту более «хитрый» кузов – пожалуйста. Причем автозавод подготовился к этому моменту: выбор вариантов колесной базы для Валдая 12 не был спонтанным. Конструкторы проанализировали предложения на рынке и выстроили свой типоразмерный ряд шасси так, чтобы монтажная длина рамы позволяла без особых переделок монтировать на неё основные надстройки, уже массово выпускаемые бодибилдерами для техники коллег-конкурентов.

Стабилизатор поперечной устойчивости есть как на передней оси, так и сзади

На мелочах ГАЗ теперь явно не экономит

Кроме того, компания активно использует для изготовления надстроек на Валдай 12 Саранский завод автосамосвалов (САЗ), который готовится в течение года представить целый ряд различных новинок: бортовой грузовик с КМУ с колесной базой 5310 мм, 3-сторонние самосвалы с колесными базами 3310 мм и 3860 мм, самосвал с задней разгрузкой, 6-кубовую вакуумную машину, 8-кубовую автоцистерну для транспортировки пищевых жидкостей и топливозаправщик такой же вместимости с колесной базой 3860 мм. А в долгосрочных планах значится ещё и эвакуатор. Не хватает разве что мусоровоза, но к шасси Валдай 12 уже проявлял серьезный интерес смоленский «Завод КДМ», который за относительно короткий срок успел зарекомендовать себя изготовителем качественных мусоровозов.

Ставка сделана на длинную базу, а не на задний свес

Немного эмоций
После первого знакомства Валдай 12 оставляет хорошее впечатление. Видно, что и конструкцию машины старались продумать до мелочей, и собирают их не «спустя рукава». Впрочем, как может быть иначе, если 12-тонник идет вместе с ГАЗонами NEXT, Садко NEXT и Валдаями 8 по основному конвейеру, который даже специально модернизировали, чтобы самое длинное шасси могло вписаться в общую нитку.

Кабина поднимается водителем вручную, причем без труда

Кабина снизу обработана шумоизоляционной и антикоррозионной мастикой

Я посмотрел, что собой представляет вариант со «спальником». Да, по ширине спальная полка действительно узкая, но она есть. Кроме того, если сложить спинки пассажирских сидений и набросить на них хоть какой-то тонкий матрас, то можно будет поспать в относительном комфорте – ногам-то много места не нужно. С учетом ориентации на региональные перевозки это адекватный вариант.

Спинки складываются вровень со спальной полкой, увеличивая её ширину

Из того, что понравилось лично мне, хотел бы отметить регулируемую заднюю пневмоподвеску. Текущая снежная зима показала, что высота рампы в зависимости от величины накатанного снега под колесами может изменяться настолько существенно, что погрузчик не может заехать в кузов без «танцев с бубнами». Поэтому возможность принудительно опустить или поднять кузов – просто спасение.

Пульт управления задней подвеской крепится на удобном витом «шнурке»

А ещё на Валдае 12 стоят самые длинные передние рессоры среди моделей, представленных на российском рынке в своём классе. Казалось бы, какая разница – 1800 мм у тебя лист или 1200 мм? На деле Валдай 12 даже в порожнем состоянии едет очень мягко. И это я даю оценку с места правого пассажира, потому как кресло водителя на пневмоподвеске в любом случае существенно сгладит все неровности.

Сейчас сборка шасси Валдай 12 ведется на основном конвейере

Нельзя пройти и мимо передней оси, выполненной по принципу автобуса Вектор. Благодаря этому колеса у грузовика поворачиваются на угол 50°, позволяя ему разворачиваться практически на месте. Особенно это чувствуется на длиннобазных версиях, которые спокойно укладываются в 9-метровый радиус разворота.

Наглядная демонстрация угла поворота передних колес действительно впечатляет

На этом фоне стоит также отметить, что Валдай 12 не только взял у других моделей Горьковского автозавода самое лучшее, но и готов делиться своими собственными агрегатами. Так, полуторная кабина теперь предлагается и для младшего Валдая 8, а 6-ступенчатая коробка передач будет постепенно сменять 5-ступенчатую и у ГАЗонов NEXT.

Система зеркал обеспечивает отличный обзор в «мертвой зоне»

Картинка с задней камеры достаточно четкая и выводится на монитор на панели

В общем, 12-тонник у ГАЗа получился действительно интересный. По крайней мере, пока в России система «Платон» работает в текущем формате, спрос на Валдай 12 гарантирован. А мы ждем поступления первых машин к клиентам, чтобы узнать, как они покажут себя в реальной эксплуатации со всеми нашими «нюансами» грузоперевозок.
Грузовики Валдай 8 вслед за Валдаем 12 также получили «полуторные» кабины.
Правда, устанавливать их планируется не на все модификации – самая короткая база с коротким задним свесом будет довольствоваться только стандартным вариантом без спальной полки...

Поколения кабин грузовиков ГАЗ в одном кадре