Автопром: компании

«ТОвары НАРоду»


Реалии МЗ «Тонар»

Автопром: компании

«ТОвары НАРоду»

Реалии МЗ «Тонар»

Андрей Филиппов, фото автора

Удивительно, но Машиностроительный завод «Тонар» (МЗ «Тонар») который разменял уже четвертый десяток, до сих пор остается одним из самых малоизвестных российских автозаводов. И нет, я не оговорился, кроме разнообразного прицепного состава предприятие активно собирает и грузовые автомобили. Причем делает это уже на протяжении 12 лет.

Столь скромная известность в широких массах с лихвой компенсируется популярностью в узких кругах. В отличие от обывателей, перевозчики прекрасно знают бренд Тонар и охотно используют его продукцию. Тем более что завод всячески поддерживает контакты с транспортными предприятиями и ежегодно устраивает глобальные по размаху презентации на своей территории. И ни разу еще не было, чтобы на площадке не оказалось интересных новинок. 2023 год не стал исключением.
Путь длиной в 32 года
Так сложилось, что, в отличие от коллег, посещающих МЗ «Тонар» каждый год, я не был на предприятии 14 лет. Поэтому имел эксклюзивную возможность сравнить развитие завода по критерию «было-стало», так сказать, «на контрасте».

Старый цех по изготовлению рам для полуприцепов

Если коротко, то МЗ «Тонар» из 2009-го и МЗ «Тонар» из 2023-го – это два совершенно разных предприятия. Из того, что осталось у них общего, – это центральный дворик в окружении зданий из красного кирпича. Во всем остальном: занимаемые площади, культура производства, модельный ряд – был совершен огромный прыжок вперед.

Новый цех, в котором сейчас идет монтаж оборудования

Чтобы не быть голословным, приведу некоторые факты прошлого года. В эксплуатацию был введен турецкий 4-метровый гидравлический листогиб Ermaksan. Также заработали 3-метровые гильотинные ножницы с возможностью рубки металла 16-миллиметровой толщины, пресс для запрессовки ступичных подшипников с функцией контроля усилия запрессовки и еще 15 новых станков для механической обработки.

Цех по сборке внедорожных машин Тонар-7401

В ближайших планах завода роботизировать вторую окрасочную камеру и установить роботизированные комплексы по проварке лонжеронов передних частей рам, самих рам, а также алюминиевых кузовов. Практически уже смонтирован роботизированный комплекс для сварки узлов с роботами ГСК. Сейчас автоматизация и роботизация процессов производства на предприятии достигает 80% благодаря использованию 67 роботов.

«Полуфабрикаты» между цехами возят тягачами Terberg

Из глобального: введен в эксплуатацию вспомогательный цех металлических деталей, а в конце года заработает первая очередь цеха по производству тормозов площадью 6000 м2. В целом же в 2023 году начнется строительство четырех объектов общей площадью 17 670 м2. С учетом того что в 2022-м уже было построено 16 406 м2, завод разрастается с огромной скоростью. Ведь еще в 2021-м вся площадь МЗ «Тонар», занимаемая помещениями, была всего 52 600 м2.

Склад готовой продукции занимает теперь 9,3 гектара

Рядом с прицепами стоит и вся партия тягачей FAW Oryx (J6T)

Тягачи-монстры в антисанкционном исполнении
Главной автомобильной премьерой нынешнего показа вполне мог бы стать самосвал модели Т-45, он же Тонар-7508. Но он в это время демонстрировался на выставке «COMvex», а потому на площадке блистал автопоезд для перевозки руды – Тонар-7502.

Автопоезд Тонар-7502 для перевозки руды во всей красе

Нужно понимать, что на дорогах вы такую «сцепку» никогда не увидите. Во-первых, из-за её габаритов – 28 560х3255х4750 мм. И это еще не максимум – модификация для перевозки угля в длину и вовсе 30 150 мм. Во-вторых, общая грузоподъемность этого монстра 120 000 кг. А суммарная вместимость кузовов с «шапкой» составляет: 76 м3 у варианта со вторым 2-осным полуприцепом для руды и 100 м3, если используется версия со вторым 3-осным полуприцепом для транспортировки угля.

Вот так выглядит двигатель с коробкой передач перед установкой

Чтобы тяжеловоз спокойно перемещался в пространстве, тягач Тонар-7401 оснастили 19,6-литровой рядной «шестеркой» Yuchai мощностью 800 л.с. в паре с 6-ступенчатой гидромеханической коробкой передач с гидротрансформатором. «Китаец» оказался чуть мощнее, чем ранее использованный дизель и достигает он максимального момента при меньших оборотах. Из китайского на машине также используются мосты Hande – их даже доработали по совету Тонара – и карьерные шины Aeolus размерностью 14.00R25. Говорили, что вроде как белорусская Белшина должна была предложить что-то аналогичное, но на момент посещения предприятия все собираемые машины были с покрышками из Китая. Зато импортные фары, на удивление, заменили именно белорусскими «светодиодами». Да и огромный радиатор тоже поставляют соседи.

На переднем плане ведущие мосты для Тонар-7401

В остальном же конструкция либо полностью оригинальная, либо с серьезными доработками. Специалистам Тонара пришлось влезть даже в двигатель и раздаточную коробку. Да и ретардер на ГМП здесь стоит свой.
Разумеется, автомобиль полноприводный, с подключаемым передним мостом, блокировкой межосевых и межколесных дифференциалов и «понижайкой». В фирменном буклете Тонар-7401 даже называется не «седельный тягач», а «внедорожная машина».

Кабины тягачей тоже самостоятельно собирают на заводе

Стоит отметить, что первый автопоезд Тонар-7502 с колёсной формулой 6х6 был разработан ещё в 2018 году на базе 130-тонного автопоезда Тонар с колёсной формулой 6х4, специально изготовленного для компании АЛРОСА, который с 2016 года работал в Якутии на перевозке алмазосодержащей руды с месторождения «Зарница» с плечом перевозки 21 км. По итогам его работы в конструкцию автопоезда были внесены необходимые изменения, учтены все замечания, появившиеся за время эксплуатации.

И вот в январе 2019 года автопоезд 7502 (6х6) был введен в эксплуатацию для транспортировки руды с Верхне-Мунского месторождения с плечом перевозки 170 км. По результатам опытной эксплуатации компания АЛРОСА в 2022 году заключила с МЗ «Тонар» контракт на поставку 28 таких сцепок. А все потому, что за два года второй экземпляр Тонар-7502 успел выполнить 25 000 000 ткм транспортной работы. У техники, поступившей позднее, эти цифры уже находятся в диапазоне от 3,0 до 7,0 млн. ткм.

Естественно, заказчик доволен, тем более что остальные машины должны быть отгружены до конца года.

В цеху одновременно собирают четыре тягача Тонар-7401

К сцепке готовы
Впрочем, до сих пор основным продуктом МЗ «Тонар» является прицепной состав, который ежегодно пополняется новыми моделями. Например, в прошлом году на заводе собрали первый 4-осный полуприцеп-стекловоз Тонар S4 с первой и четвертой подъемными осями. Также появился полуприцеп-скотовоз Тонар-9827 с гидролифтом для перевозки до 200 голов свиней и овец сразу на трех этажах. Главной темой текущего года стали 2-ярусные полуприцепы, позволяющие вдвое увеличить вместимость, если речь идет о грузах на европалетах.

Первый образец полуприцепа-стекловоза Тонар S4, он же Тонар-99871 грузоподъемностью 31 500 кг

Полуприцеп-зерновоз Тонар-959410 грузоподъемностью 33 200 кг

Однако главной задачей 2022-го и первой половины 2023 года стало не расширение и без того богатой продуктовой линейки, а поиск способов сохранить выпуск продукции в свете нарушения отлаженных партнерских связей с европейскими производителями. Так, вместо итальянской гидравлики Penta теперь на полуприцепы устанавливается турецкая HIDROMAS. Пневматику Wabco сменил бренд TCP, под которым в Россию идет продукция китайской компании «Vie». Интересно, что фирма смогла отладить систему TEBS для автоматического подъема осей, и с июня эта функция входит в базовую комплектацию полуприцепов Тонар.

Оси для 3-осного осевого агрегата с рычажной подвеской

Раз уж заговорил про оси, то отмечу: чтобы заменить оси ADR для сельскохозяйственных прицепов, на заводе пришлось спроектировать их самостоятельно. Благо, с 2001 года на предприятии было собрано более 140 000 различных осей с грузоподъемностью 9, 11, 13, 20 и 25 тонн, так что опыт имелся.

Полуприцеп-контейнеровоз Тонар K4-40, он же Тонар-99892 для 40-футовых контейнеров

Интересно, что здесь не просто наладили производство осей и успокоились на этом. Нет, ведется работа по их усовершенствованию. В этом году была представлена облегченная ось модели 90431 с дисковыми тормозами. Она получила обновленный ступичный узел с вентиляцией, новым кассетным подшипником уменьшенного диаметра и пластиковыми крышками ступиц. Уменьшение толщины стенок балки с 13 до 12 мм и использование облегченного блок-подшипника российского производителя ЕПК позволило снизить вес 3-осного агрегата на 100 кг.

Что касается темы локализации в целом, то на МЗ «Тонар» до конца года её планируют довести до 60%, а в 2024-м – до 70%.

Тракторный самосвальный прицеп Тонар-БС18 грузоподъемностью 20 800 кг и вместимостью 26,9 м3

Санкции? Нет, не слышали
Прошедший 2022 год стал тяжелым для всех. Нужно было перестраивать логистические цепочки, подбирать новых поставщиков комплектующих, в конце концов банально найти тех, кто в это смутное время готов был приобретать новый подвижной состав. На это ссылались все, поясняя спад своего производства. Вернее, почти все, потому как МЗ «Тонар» не жаловался. Ему было просто некогда – он отгружал 5619 ед. техники.

Денис Кривцов – генеральный директор ООО МЗ «Тонар»

При общем падении российского рынка прицепной техники на 30% здесь умудрились довести продажи своих полуприцепов до 5382 ед. – это на 6% больше относительно показателей 2021 года. Основной прирост пришелся на сельскохозяйственные прицепы – 26%. Кроме того, реализация полуприцепов-контейнеровозов выросла на 13%, тентованных полуприцепов – на 12%, а самосвальных полуприцепов – на 9%. В результате на конец 2022-го завод занял 30% общего рынка полуприцепов и 46,8% среди российских производителей.

Один из 5-осных Тонар-652803-0000010 (10х4) стоит на заднем дворе в ожидании…

Тягачи Тонар-6428 получили седла с регулируемой высотой и работают при заводе

При этом заводчане прекрасно осознают, что ниши, которые освободились с уходом «европейцев», недолго будут пустовать с учетом соседей из Поднебесной. Поэтому в планах на 2023 год заменить европейскую продукцию тонаровской, увеличив продажи на 67,2%, доведя их до 9000 ед. Задумка, пожалуй, даже чересчур смелая, но отчасти подкрепленная козырем в виде 60 сервисных станций и 70 представительств по продаже запчастей по всей России. Кроме того, завод полностью взял на себя выплату утилизационного сбора, а это с 1 января ни много ни мало 720 000 руб. Так что шансы укрепить свои позиции на рынке ещё больше у МЗ «Тонар» точно есть.

Самосвалы Тонар-6528 до сих пор массово мелькают на дорогах в окрестностях Орехово-Зуево

Самосвальный прицеп-«коротыш» Тонар-857910 смотрится необычно

Мимоездом
«ТЫ ПОМНИШЬ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ?»

Во второй половине «нулевых» на МЗ «Тонар» возникла идея самостоятельно изготавливать грузовики. Причем решение это было вынужденное. Покупатели, уже оплатив заводу полуприцеп, подолгу не могли его забрать – не было тягачей. Вот тогда и родилась мысль предлагать клиентам не просто прицепной состав, а сразу готовое решение в виде автопоезда.

Презентация собственных грузовиков под брендом Тонар в 2009 году

Первый закрытый показ автомобилей Тонар состоялся в апреле 2009 года. Тогда особо доверенных журналистов пригласили на завод, чтобы сразу ошарашить не одним заявленным грузовиком, а уже готовой линейкой. Перед их изумленными взорами предстали: автопоезд в составе седельного тягача Тонар-5422 (4х2) со шторным полуприцепом Тонар-974610, автопоезд в составе седельного тягача Тонар-6428 (6х4) с самосвальными полуприцепами Тонар-9523 и Тонар-95233 и 16-кубовый самосвал Тонар-6528 (6х4). То есть по факту МЗ «Тонар» подготовил грузовики собственного производства для самых востребованных на тот момент сегментов рынка.

Седельный тягач Тонар-6428 с самосвальными полуприцепами Тонар-9523 и Тонар-95233

Естественно, ключевым стал самосвальный автопоезд с суммарной вместимостью кузовов 45,5 м3. На тот момент составы грузоподъемностью 48 850 кг и полной массой 64 270 кг встречались только у перевозчиков негабарита. А тут строительная сцепка, которая может ездить по дорогам общего пользования. И это не обман – при использовании 3-осного седельного тягача осевые нагрузки у автопоезда не превышали разрешенные 9000 кг. А габаритная длина была менее 24 метров, допустимых при работе с двумя прицепами.
К слову, на заводе провели испытания и с реальной нагрузкой, как любят делать перевозчики. В итоге автопоезд смог за раз перевозить 80 000 кг.

Седельный тягач Тонар-5422 со шторным полуприцепом Тонар-974610

Однако и сами автомобили были не менее интересны. Несмотря на внешнюю схожесть с популярными на тот момент китайскими Shaanxi, это был полностью новый продукт. Раму МЗ «Тонар» разработал самостоятельно. Двигатель – китайский Cummins: 11-литровый 416-сильный ISMe420 30 для Тонар-6428 и 9-литровый 375-сильный ISLe375 для Тонар-5422 и Тонар-6528. Коробка передач – механическая, 12-ступенчатая Fast Gear 12JS200TA. Ведущие мосты – Hande Axle, а вот подвеска собственной разработки. Ну и кабина Shaanxi – на тот момент оптимальный вариант по соотношению цена/качество.

Самосвал с задней разгрузкой Тонар-6528

Машины после некоторой адаптации к реалиям того времени вроде установки моторов ЯМЗ-650.10 пошли в продажу в 2011 году. И хотя сейчас завод перешел на выпуск грузовиков другого класса, те первые дорожные Тонары все ещё можно встретить на наших трассах.

Так выглядел магазин продаж полуприцепов Тонар на трассе М7 в 2010 году