Эксплуатация

СПЕЦЫ ДЛЯ АВТОПАРКА: ЗАПЧАСТИ

Обслуживание спецтехники в АТП

Эксплуатация

СПЕЦЫ ДЛЯ АВТОПАРКА: ЗАПЧАСТИ

Обслуживание спецтехники в АТП

Продолжаем рассматривать проблемы, с которыми сталкиваются механики автопарков при обслуживании и ремонте спецтехники, а также пути их решения.

Мирон Семенов, фото автора

Эксплуатировать спецтехнику, проводя только лишь её плановое техническое обслуживание, невозможно. Рано или поздно машинам потребуется мелкий, средний и капитальный ремонт, для проведения которого необходимы запасные части. И вот тут перед службой главного механика встает одновременно несколько вопросов.

1. Какие автокомпоненты купить — дорогие оригинальные или доступные по цене альтернативные аналоги приемлемого качества?
2. Каким запасным частям отдать предпочтение, чтобы оптимизировать затраты на ремонт, максимально продлить срок службы техники, не потерять в надежности и экономичности?
3. Можно ли в одном узле при его ремонте использовать оригинальные и альтернативные детали?
4. Каким брендам альтернативных запасных частей стоит доверять, а какие лучше обходить стороной?

Начнем с того, что большое число инженеров специализированных ремонтных организаций придерживаются мнения, что если спецмашина обслуживается и ремонтируется с применением оригинальных запасных частей и расходных материалов, то данный принцип должен применяться ко всем её узлам и агрегатам вне зависимости от приходящейся на них нагрузки.
Чем они руководствуются?
Дело в том, что оригинальные детали гарантируют их максимальную наработку в узлах и прогнозируемый (!) выход из строя по естественному износу. Иными словами, комплектующие, устанавливаемые на заводском конвейере, гарантируют достижение максимально возможного экономического эффекта от использования машины как за счет своей высокой надежности и качества, так и за счет возможности планирования обслуживания и ремонта машины. Ключевым словом здесь является «планирование». Благодаря известным (от сервисной службы производителя) данным по наработке на отказ ключевых узлов и агрегатов конкретной машины служба главного механика может запланировать ремонт техники и на это время перераспределить нагрузку на другие имеющиеся в наличии машины. Тем самым исключается нарушение привычного рабочего ритма жизни компании. Кроме того, оригинальные детали сводят простои техники в ремонте к минимуму.

Детали агрегатов трансмиссий на рынке можно купить как в оригинале, так и в виде качественной альтернативы

Однако позволить себе приобретать оригинальные расходные материалы и запасные части, имеющие известный/прогнозируемый ресурс, может ограниченное число компаний. Большинство следуют принципам разумной экономии и делают ставку на запасные части от альтернативных производителей. А если речь идет об использовании аналогов, то они должны быть проверенного качества, от производителя, который гарантирует стабильность свойств, качества, характеристик своей продукции. Запчасти-аналоги, также, как и оригинал, должны использоваться в большинстве узлов и агрегатов, чтобы можно было прогнозировать их выход из строя по износу с учетом их качества и ресурса. Здесь мы опять-таки возвращаемся к теме прогнозирования поломок спецмашин.

Отметим, что сказанное выше касается как относительно простых элементов, например фильтров (воздушных, топливных, масляных), так и более сложных агрегатов, например гидромоторов, гидронасосов, гидрораспределителей, гидроклапанов и т.д.
Каким брендам неоригинальных запасных частей можно доверять?
Если речь идет о ремонте силовых агрегатов, то достойной альтернативы оригинальным деталям, увы, нет. Как бы дорого они ни стоили, если необходимо выполнить ремонт мотора качественно, отдаем предпочтение им. Разумеется, необходимо учесть, что ряд деталей ДВС, например поршневую группу, на сборочные конвейеры поставляют мировые лидеры данного сегмента: Mahle, Kolbenschmidt, Nural и т.д. Их продукция присутствует на российском Aftermarket, а поставки идут довольно ритмично, пусть и не в таких объемах, как ранее. Цены также вполне приемлемы.

Поршни лучше покупать оригинальные. Достойного качества альтернативу можно найти в каталогах Mahle, Kolbenschmidt, Nural, KMP и т.д.

Из этого следует, что если один из упомянутых выше производителей изготовил детали поршневой группы для конкретного мотора спецмашины, то в его каталоге можно и нужно смотреть запчасти для ремонта силового агрегата.

Как узнать, кто произвел деталь, используемую на сборочном конвейере? Во-первых, это можно определить в процессе дефектовки по нанесенной на ней маркировке. Во-вторых, это несложно узнать по данным из оригинального каталога. В нем может содержаться информация о производителе конкретной детали. При этом будут указаны оригинальный номер и маркировка по каталогу конвейерного поставщика. К сожалению, доступ к цифровым каталогам не является открытым. Однако он есть у большинства крупных продавцов запасных частей. К их техническим консультантам всегда можно обратиться за помощью в подборе нужных деталей.

Если приобрести оригинальные комплектующие нет возможности, например, из-за их высокой стоимости или больших сроков поставки (от месяца и более), то альтернативу им можно посмотреть в каталоге специализированных компаний. Одна из них, KMP, производит детали для двигателей спецтехники, и в частности таких брендов, как Caterpillar, Komatsu, Cummins и т.д. Но еще раз подчеркнем: мотористы рекомендуют по возможности использовать оригинальные детали, несмотря на их высокую стоимость и дефицит.

Что касается навесного электрооборудования – стартер, генератор и т.д., – то здесь есть приемлемые варианты замены оригинала в каталогах альтернативных производителей.

Проблем с приобретением альтернативных запчастей по электрооборудованию нет

В частности, по электрике неплохо зарекомендовала себя продукция фирмы «KRAUF». Как следует из отрытых источников, агрегаты производятся на современном оборудовании по технологиям MOTORHERZ GmbH. Также не забываем и о том, что в большинстве случаев можно отдать оригинальный агрегат на переборку в специализированную мастерскую. Если она работает с качественными запасными частями, то к надежности и ресурсу отремонтированного агрегата вопросов не возникнет.

По гидравлическому оборудованию хорошие отзывы со стороны ремонтников звучат в адрес продукции турецкой фирмы «HEMA Endustri A.S.». Многие мультибрендовые сервисные центры предлагают агрегаты этого производителя как достойную замену оригинальным. Они аналогичны им по геометрическим и присоединительным размерам, близки к оригиналу по надежности, ресурсу, техническим характеристикам. В частности, агрегаты HEMA часто устанавливаются взамен изношенных Bosch Rexroth, которые идут на первичную комплектацию большого числа спецмашин самых разных марок и моделей.

Гидравлические моторы и насосы приличного качества поставляются на рынок специализированными компаниями из Турции и стран Азии

С наличием продукции HEMA на российских складах нет никаких проблем. Есть предложение и по другим производителям. Словом, на замену вышедшему из строя оригиналу при желании всегда можно приобрести аналоги достойного качества: гидронасосы, гидромоторы, исполнительные механизмы (например, гидравлические силовые цилиндры), командные устройства — гидрораспределители, гидрорули и т.д.

Как и в случае с навесным электрооборудованием, если есть возможность отремонтировать оригинальный агрегат с применением ремонтного комплекта оригинальных деталей, то это необходимо сделать. В большинстве случаев восстановление по заводской технологии выгоднее, чем покупка нового агрегата, даже от альтернативного производителя с мировым именем. Чтобы обеспечить высокую надежность и ресурс восстановленного агрегата, важно придерживаться принципа использования преимущественно оригинальных деталей. Именно они дадут максимальный экономический эффект на длинном временном промежутке (большой срок эксплуатации), несмотря на изначально высокую стоимость по сравнению с аналогами от альтернативных производителей.

Спору нет, среди запасных частей, которые используются для капитального ремонта агрегатов, есть варианты от альтернативных производителей, которые имеют практически идеальную геометрию и встают на место без каких-либо проблем. Однако не будем забывать и то, что технология изготовления любой детали включает:
1. Механическую обработку с обеспечением требуемой шероховатости поверхности.
2. Термическую обработку.
3. Упрочнение поверхности: азотирование, цементирование или нанесение различных гальванических покрытий, которые защищают детали от коррозии и т.д.
4. Грамотный подбор материала, из которого изготовлены детали. Даже небольшое изменение в химическом составе стали может отразиться на ресурсе деталей.

Если хотя бы по одному из пунктов аналог не будет соответствовать оригиналу, то говорить о высокой надежности и ресурсе отремонтированного агрегата нет смысла. Не забудем упомянуть, что причиной преждевременного отказа перебранного агрегата могут оказаться недостаточно качественные резинотехнические изделия: уплотнения, сальники, прокладки и т.д.

Причиной преждевременного отказа перебранного агрегата могут оказаться недостаточно качественные резинотехнические изделия: уплотнения, сальники, прокладки и т.д.

От них зависит очень многое – от герметичности агрегата до его способности работать в предельных режимах по давлению и т.д. Большое внимание необходимо уделить и крепежу. Есть метизы, которые не допускают повторного использования.

Прежде чем закупить ремонтные комплекты, необходимо оценить общий износ агрегатов, которые планируются к восстановлению. Вполне возможно, что он окажется велик и дешевле будет приобрести новый агрегат, пусть и альтернативного производства. Если же повреждения получили корпусные детали, то стоимость восстановления агрегата резко вырастает. В этом случае нужно рассматривать покупку нового агрегата.

Изнашиваемые элементы гидроцилиндров есть в продаже.

Перебрать агрегат не составит труда

Что касается гидравлических цилиндров, то они в большинстве случаев подлежат ремонту. Но даже если повреждения критичны и узел списывается в утиль, то спецтехника не будет простаивать, так как на рынке есть большой выбор по данным агрегатам альтернативного производства. В крайнем случае можно обратиться в специализированную компанию и заказать изготовление нужного гидроцилиндра. Такая услуга сегодня получила мощный импульс развития в связи с подорожанием оригинальных комплектующих или их дефицитом. Ну а если гидроцилиндр банально потек из-за естественного износа уплотнений и требуется только его переборка с заменой изношенных деталей, то эту работу можно выполнить и силами собственного ремонтного участка. Все необходимые детали есть в продаже.

(Продолжение следует)