От первого лица

ЛЕГКО ЛИ

УПРАВЛЯТЬ

ЗАВОДОМ?



Вопросы к руководителю «Завода КДМ»

От первого лица

ЛЕГКО ЛИ УПРАВЛЯТЬ ЗАВОДОМ?

Вопросы к руководителю «Завода КДМ»
В прошлом году исполнилось 60 лет с того момента как на предприятии, известном сейчас как «Завод КДМ», была собрана первая коммунально-дорожная машина. А в 2026 году завод отметит свое 115-летие – ведь его первые цеха на смоленской земле появились ещё во времена царской России. Хороший повод поговорить с Ольгой Соловьевой – нынешним руководителем «Завода КДМ», выпускающего по тысяче единиц техники в год.

Андрей ФИЛИППОВ, фото автора

– Ольга Александровна, вы руководитель одного из ведущих заводов по выпуску коммунально-дорожной техники, а с недавних пор и современных мусоровозов. Каково это?
– Я пришла на завод в 2006 году на должность финансового директора. То есть прошла полноценный рабочий путь, так что для меня «Завод КДМ» – это не очередное место работы, а скорее моя жизнь. Я не отделяю себя от предприятия, а считаю его частичкой себя.

– Как воспринимают женщину-руководителя сотрудники, всё же завод считается мужской епархией?
– Если бы я пришла на завод со стороны, наверное, мне пришлось бы что-то доказывать. Но так как я поднималась по карьерной лестнице в этом коллективе и знаю техническую жизнь предприятия изнутри, то воспринимают меня просто как руководителя без каких-либо оговорок.

– Какова в настоящий момент численность сотрудников и какая производственная мощность предприятия?
– В 2022-м наш штат составлял всего 290 человек. Однако в прошлом году, чтобы удовлетворить все заказы, нам пришлось пригласить на работу ещё 80 сотрудников, так что в 2024-й мы вошли со штатом в 370 человек. Зато это позволило в общей сложности собрать за 2023 год 940 ед. техники. Для нас это существенный рост производства.
А в текущем году мы планируем выйти на выпуск 120 машин в месяц.

Самые современные модели «Завода КДМ» на самых актуальных шасси

– Визуально завод ритмично работает, выпускает хороший продукт. Есть ли какие-то планы по модернизации и расширению или всего в достатке?
– Какой же развивающийся завод не мечтает о наращивании мощностей?! Конечно, у нас есть планы по перевооружению. Всё, что касается механической обработки и окраски, мы бы хотели максимально автоматизировать. Вот в механо-заготовительном цеху появится новый 6-метровый лазерный станок вместо старого 3-метрового. Там же установим и новый листогиб. В цехе сборки мусоровозов будет смонтирован новый сварочный робот. К слову, в прошлом году мы в этом цехе опробовали систему вертикального хранения комплектующих и теперь будем внедрять её по всему заводу – очень ощутимый эффект получили.
В то же время просчитали переход на конвейерную сборку автомобилей и отказались – нецелесообразно.

Современное оборудование составляет основу станочного парка

– Насколько быстро окупаются вложения в переоборудование?
– В каждом конкретном случае нужно проводить отдельные расчеты. У нас в цехах есть станки ещё советских времен. Они работают всего несколько раз в месяц. Их можно было бы просто демонтировать, ведь операции, которые они делают, можно выполнять и на других наших станках, которые гораздо современнее. Но время, которое требуется для переналадки многофункционального станка под эту операцию, а потом обратно, несоизмеримо в плане финансовых потерь с содержанием старого оборудования, заточенного под одну-единственную операцию.
Зато внедрение сварочного робота позволило нам увеличить производительность труда.

Использование старых станков обусловлено экономической целесообразностью

– Есть какое-то «узкое» место, которое является ограничителем количества выпускаемой продукции?
– Такое место есть на любом заводе, но назвать его я не смогу. Не потому, что не знаю или не хочу говорить – просто, когда вы опубликуете статью, то проблема будет уже в другой точке, а потом в третьей. Это естественный процесс, когда мы усиливаем слабое место, то на его фоне «слабым» становится то, что ещё вчера не вызывало никаких вопросов. На самом деле, как только я не увижу на заводе этого самого слабого места, это будет означать, что я что-то упустила.

Сварочные роботы дороги, поэтому используются только на определенных операциях

– Что сейчас производит завод?
– Если глобально, то коммунально-дорожные машины (КДМ) и мусоровозы. Если подробнее, то модельный ряд достаточно широк. Мы выпускаем КДМ как узкоспециализированные, монтируемые на шасси, так и универсальные, которые устанавливаются в кузова обычных самосвалов. При этом само шасси может быть как отечественным: ГАЗ, КАМАЗ, МАЗ, так и импортным. Что касается мусоровозов, то в линейке у нас есть модели с бункерами на 8, 10, 17,5, 19,5 и 23 «куба» на шасси тех же марок.

В мусоровозах преобладают МАЗы, но и заказы на КАМАЗы имеются

– Использование именно этих шасси – это пожелания клиентов или ваша инициатива?
– Скажем так, это результат работы с клиентом. Наша задача не выполнить заказ по принципу «клиент всегда прав», а там хоть трава не расти. Надо сделать так, чтобы человек к нам вернулся за следующей машиной и ещё коллег с собой привел. Поэтому мы обязательно узнаем, чем обусловлен выбор того или иного шасси, где планируется его использовать и обслуживать, какие ещё модели потенциально интересны. В результате у нас есть понимание, какая марка покажет себя лучше в определенных условиях, и мы об этом говорим покупателям.

Среди КДМ разнообразия больше, но КАМАЗы всё же в приоритете

– Можете привести какой-то конкретный пример?
– Если грубо, то для мусоровозов лучше всего подходят МАЗы – у них хорошая развесовка, под КДМ, наоборот, оптимален КАМАЗ, а для каких-то тяжелых машин интересны 4-осные «китайцы». А дальше уже нужно смотреть конкретное техзадание.

Суровая реальность текущего рынка тяжелых грузовиков – «китайцы»

– На площадке можно увидеть и шасси, и отдельно стоящие кузова. Вы предлагаете уже готовый автомобиль или просто монтируете надстройки на шасси клиентов?
– Сейчас максимум 15-20% клиентов пригоняют свое шасси, и из них половина – это уже подержанные машины, на которых хотят сменить установку. Мы сразу предупреждаем, что ожидать от «бэушного» шасси работоспособности новой КДМ не стоит. Но если клиент настаивает – монтируем. А в основном все приходят за готовым продуктом.

Вот так выглядел сборочный цех КДМ в феврале 2024 года

– Раз уж вы упомянули про работоспособность, как обстоят дела с сервисным обслуживанием?
– Гарантия на всю нашу продукцию – от 12 до 24 месяцев. При этом у нас на заводе есть четыре специальных «ремлетучки», которые мы готовы отправить для оперативного устранения неполадок. Вместе с этим мы стараемся поддерживать обратную связь с нашими клиентами, чтобы они нам рассказывали о любых неисправностях или просчетах конструкции. Даже о тех, которые они считают мелкими и готовы устранить самостоятельно. Мы же не делаем плохо из вредности, и если нам не сообщить, что вот здесь пусть и мелкий, но «косячок», то мы об этом и не узнаем.

Автомобиль сервисной службы на базе ЦМФ Газель NEXT

– Если выясняется, что это заводской брак, то какие ваши действия?
– Естественно, оперативно ремонтируем машину клиента, а потом выясняем, почему так произошло. У нас с 2018 года ведется автоматизированный учет всех деталей. Другими словами, весь путь любого узла зафиксирован, и найти проблемное место не так уж и сложно. Но на самом деле обычно вопрос не в том, что изготавливаем мы, и не в качестве сборки. Подводят поставщики комплектующих. А с ними уже решаем, как исключить повторение такой ситуации в дальнейшем.

Каждая деталь промаркирована на всем пути следования по маршруту сборки

– В условиях текущей реальности выходят ли на завод с предложениями отечественные производители комплектующих?
– Да, конечно. Их достаточно много, и мы стараемся никому не отказывать – берем на пробу от одного до пяти образцов и по полной программе их тестируем. К сожалению, действительно качественных деталей оказывается немного, но они есть. И с такими производителями мы охотно налаживаем сотрудничество. Причем стараемся работать напрямую с заводами, без дополнительных «перекупочных» звеньев. Это выгодно не только в финансовом плане, но и в техническом – проще донести необходимость тех или иных доработок.

– Есть что-то, что так и не удалось заменить на «дружественные аналоги»?
– Да, это сталь Hardox необходимой толщины, которую мы используем в мусоровозах. Отечественный металл такого же качества есть, но толщина листов, в которых он отпускается, намного больше той, которую используем мы.

Так выглядит цех сборки мусоровозов – загрузка очень большая

– Наш разговор получился спонтанным, но вы, не сверяясь с записями, называете все цифры, марки и модели. А есть какие-то определенные сферы, в которые вы не вмешиваетесь? Например, конструирование?
– Можно сказать, я сейчас вообще никуда не вмешиваюсь, но всё, конечно же, контролирую. Могу подсказать, если вижу, что назревает какой-то вопрос, но в целом полагаюсь на ответственность сотрудников. На заводе знают, что халтурить нельзя – я все равно замечу, и придется переделывать, поэтому стараются всё сделать качественно с первого раза.

Пост заправки техническими жидкостями и обкатки собранной продукции

– Очень актуальный в настоящее время вопрос для всех предприятий отрасли – кадры. Как у вас с этим обстоят дела?
– У нас уже сформирован постоянный костяк работников. Текучка составляет всего 20%. Но это не основные специалисты, а, так сказать, подсобные рабочие. В основном люди, которые хотят много получать, но мало делать. А у нас сдельная оплата и жесткая привязка – больше выполнил, больше заработал. Плюс завод работает в три смены, а потому очень жесткий график, где нет места никаким опозданиям или ранним уходам. У нас даже покурить можно только в определенном месте и только в определенное время – всего три раза за 8-часовую смену.

– И столь жесткие правила не отпугивают людей?
– Кто был не согласен, те давно ушли. По факту основная часть наших работников связывают свою жизнь с предприятием и лично заинтересованы в его развитии. Они уже на практике увидели, что дисциплина и культура производства позволяют увеличить количество выпускаемой продукции, а это напрямую сказывается на их зарплате.

КДМ на шасси МАЗ-631226 – выбор носителя остается за клиентом

– Есть какие-то меры поощрения за хорошую работу?
– Конечно, вовремя и в полном объёме выплаченная зарплата. А если серьезно, то все же общаются друг с другом и знают, что у нас одна из самых высоких зарплат в городе. И работник может её повысить себе сам, если сможет усовершенствовать рабочий процесс и выполнять за смену больший объём работ.
У нас ИТР – все молодые ребята. Они знают, что от них хотят, что от них зависит и чего хотят достичь. Если кому-то начинает казаться, что его участок самый важный и он работает больше других – меняем местами. Отправляем поработать там, где, по его мнению, легко. Для нас это очень выгодно. Человек понимает, что там также есть свои сложности, а попутно осваивает новое направление и может в случае необходимости заменить коллегу.

Установка лазерной резки из 2018 года и полы, которым уже несколько десятков лет. И то и другое работает идеально

– Столь строгий подход к кадрам сказывается на качестве продукции?
– Безусловно. Когда человек чувствует ответственность в повседневных мелочах, вроде раздельного сбора мусора, который у нас обязателен, или содержания в чистоте рабочего места, он и к выполнению работы подходит строже. И это очень заметно, если сравнивать нашу продукцию даже трехлетней давности и то, что мы выпускаем сейчас.

– Чего бы вам хотелось достичь в этом году?
– Запланированного увеличения производства и освоения новых регионов. Это два ключевых момента, на которые я хотела бы направить все силы нашего коллектива.

Сейчас завод работает с продукцией всех ключевых автозаводов России и Беларуси