Автопром

СИЛЬНЫЙ ХОД

СИЛЬНОГО ИГРОКА


Новые LCV Sollers - детальное знакомство

Автопром

СИЛЬНЫЙ ХОД СИЛЬНОГО ИГРОКА

Новые LCV Sollers - детальное знакомство
Как известно, 26 ноября 2022 года на площадке СОЛЛЕРС Алабуга (Республика Татарстан) состоялся запуск проекта по организации производства нового семейства LCV под брендом SOLLERS. Чуть позже, 14 декабря прошлого года, в Москве прошла его презентация, ознаменовавшая начало продаж. Новые коммерческие автомобили получили названия «Арго» и «Атлант». Разумеется, специалисты отметили, что это локализованные «китайцы» JAC N35 и JAC Sunray соответственно. Но не все так просто в данном проекте...

Алексей Самойлов,

фото автора, компании «Соллерс» и

с сайта компании «Авилон» (avilon.ru) - дилера «Соллерс» в московском регионе

Небольшое вступление... Так получилось, что автор этих строк начинал трудовую деятельность в 80-е годы прошлого века в советском автопроме, причем на инженерной должности. Даже был причастен к освоению новой техники, в разработке которой принимал участие зарубежный партнер (аж из самой Великобритании). Припоминая стереотипное предложение его специалистов даже после первоначального анализа конструкторской и технологической документации «улучшить материал / улучшить технологию», равно и последующие 5 лет потраченнные на доводку систем семейства из двух дизельных и двух бензиновых двигателей (разумеется - с учетом использования т.н. «обходных технологий»), виноват, но к понятию «локализация производства» отношусь с легким предубеждением...

Почему так? А давайте порассуждаем для понимания ситуации...
Скажем, вы хотите локализовать производство двигателя (с публикуемой картинки), коробки передач или целого автомобиля зарубежного производства. Отлично! Но...
Но ведь это уже существующая серийная модель, то есть разработанная «на том брегу реки» еще вчера. Хорошо, сегодня же мы освоили её крупноузловую сборку, а завтра повысим уровень локализации, включая компонентную базу. Однако не следует забывать, что для того, чтобы сделать последнее в полном объеме, нужны также сырье и материалы, начиная от металлопроката или отливок корпусных деталей. Это Tier 3 и, без сомнения, сторонние поставщики, которым нужны время на освоение номенклатуры, инвестиции в оборудование, а значит, и объёмы. Но все это вместе может быть решено даже не послезавтра!

А что будет к тому времени «на том берегу»? Например, Euro-7 с едиными нормами выбросов для бензиновых, дизельных и газовых ДВС, и ясно, что на уровне НИОКР подготовка к стандарту уже идет. Впрочем, это 2025 год!
Но есть и 2022-й, когда магистральные электротягачи MAN получили мегаваттную зарядку (15 минут у розетки минимум 800 км запаса хода).
Могу вспомнить и 2018-й. У электроLCV курьерской доставки уже получалось самостоятельно находить место парковки «на адресе», а при случае перемещаться к следующему, не отвлекая на такие «мелочи» водителя-курьера, который во время движения мог посидеть и на пассажирском сиденье. Понятно, это был опытный образец, но... четыре года назад и это был не малоизвестный стартап, а совместный продукт VW и ZF!

Иными словами, в общем случае локализации, особенно с уклоном в пресловутую «технологическую независимость» (хотелось бы увидеть хотя бы один подобный пример), отдельно взятый автопроизводитель может остаться вечно догоняющим.

Имортозамещение может занять слишком много времени...

Но есть другой вариант: углубленная локализация производства техники это элемент её адаптации к национальным условиям эксплуатации, начиная с дорожно-климатических.
Надеюсь, вы не забыли о полноприводных решениях, что от СОЛЛЕРС, что от ИВЕКО-АМТ (ныне AMT NV – прим. ред.), которых не было и нет до сих пор в продуктовой программе тогдашнего зарубежного партнера? Есть и множество других примеров. Но суть идеи в том, что экономится время на первоначальные НИОКР, а локализация компонентной базы проводится лишь в соответствии со спецификой спроса.
Более того, под «адаптацией» можно понимать и различные формы поддержки покупателей, от финансирования, послепродажного сопровождения, сервисных контрактов до trade-in.

На самом деле подобная схема работы отечественных предприятий достаточно гибкая, и один из примеров перед глазами. О нем подробнее, но в начале...
Ситуация на рынке
Прошу обратить внимание на два слайда из официальной презентации компании «СОЛЛЕРС». Думаю, они не нуждаются в особых комментариях. Однако напомню: по данным ООО «Автостат Инфо» (также детальный обзор рынка LCV можно увидеть в журнале «КТТ» № 2/2022), в 2021 году в РФ было зарегистрировано 56,015 тыс. автомобилей ГАЗ и 19,168 тыс. автомобилей УАЗ. Естественно, регистрации это не производство: что-то может быть взято с площадки готовой продукции. Нам же для понимания ситуации на рынке интересен лишь порядок цифр. А он (и сами цифры) подсказывает, что в сложившейся ситуации оба бренда как минимум должны были бы удвоить производство!
СОЛЛЕРС: штрихи к портрету
Немного истории для понимания. Бренд «Соллерс» (лат. искусный, изобретательный) появился на автомобильном рынке в 2008 году в результате ребрендинга холдинга «Северсталь-авто». Последний же возник в 2002-м, но к тому моменту в него уже входили Ульяновский автомобильный (УАЗ) и Заволжский моторный завод (ЗМЗ).

Не вдаваясь в детали, тем не менее напомним, что компания работала с техникой (и брендами) УАЗ (с 2000 года), Isuzu (с 2006-го), FIAT (с 2008-го), Ford (с 2011 года). Несколько слов о партнерстве с FIAT и Ford. Это были совместные предприятия, и в результате их работы на конвейере в России стояли современные (SOLLERS-ЕЛАБУГА выпускала FIAT Ducato предыдущего поколения серии X2/44 прим. ред.), массовые и популярные LCV именитых зарубежных производителей. Иными словами, СОЛЛЕРС более 15 лет был интегрирован в мировой автопром, что позволяло основное внимание уделять не разработке техники с «нуля», а скорей её адаптации (включая спецификации) к местным условиям эксплуатации и запросам покупателей, не забывая о послепродажном сопровождении.
По официальной информации (декабрь 2022 года), ООО «СОЛЛЕРС Алабуга» дочернее (100%) подразделение ПАО «СОЛЛЕРС» по продаже и производству автомобилей Sollers Atlant и Argo. Возьму на себя смелость и дополню её парой важных моментов.

Первый. Как вы поняли, на конвейерах СОЛЛЕРС почти всегда стояли реально выпускаемые модели, разве что отличавшиеся от реализуемых в тех же странах ЕС системами нейтрализации отработавших газов (там Euro-6, здесь Euro-5). Были и различия в спецификациях: «северный пакет» и связанные с ним особые требования к тем же смазочным материалам. Естественно, на спецификации влиял и влияет анализ рынка перевозок, равно как и запросы покупателей. Иными словами, в данном случае локализация по компонентной базе проводилась не «завтра», а «сегодня». И фактически являлась адаптацией массовых LCV зарубежного производства к местным условиям эксплуатации.
Более того, и об этом мы поговорим чуть ниже, но высокий уровень послепродажного сопровождения в условиях развитой дилерской сети (54 сервисных центра в 38 городах России) без локализации компонентой базы, то есть доступности наиболее востребованных расходных материалов и запасных частей (значит, с минимальными сроками поставки), иным путем обеспечить невозможно. И в данном случае многое удалось сделать.

Второй. Надо помнить, что:
а) завод СОЛЛЕРС в ОЭЗ «Алабуга» (Елабуга, Республика Татарстан) оснащен современным высокотехнологичным оборудованием (включая промышленных роботов), а посему способен не просто выпускать широкую линейку автомобилей по технологии полного цикла, но и при необходимости очень быстро вносить в их конструкцию новации, как технические, так и технологические;
б) компания имеет собственный R&D-центр, который занимается конструкторской проработкой автомобилей, включая их компонентную базу, а также разработкой специальных версий для индивидуальных нужд заказчиков;
в) сильной стороной этого производителя является имеющееся современное производство по выпуску двигателей внутреннего сгорания любого типа;
г) здесь же можно дополнительно упомянуть и отдельное направление по выпуску техники по особым спецификациям, предложенным заказчиком, включая компонентную базу: например, освоен выпуск сэндвич-панелей для изотермических фургонов.
д) естественно, следует особо отметить сформировавшийся состав квалифицированных специалистов, костяк которого занимается выпуском коммерческой техники с 2000 года.

Новая продукция: «Арго» (на переднем плане) и «Атлант»

Из сказанного следует, что с учетом уровня компетенции, несмотря на уход из России ряда зарубежных партнеров, компания «СОЛЛЕРС» способна в сжатые сроки наладить выпуск коммерческой техники, близкой по техническим и эксплуатационным параметрам. Причем локализация её компонентной базы, хотя и проводится практически одновременно с освоением модельного ряда, является не самоцелью, а лишь ответом на запросы покупателей и позволяет прежде всего упростить логистические цепочки в технологическом процессе, равно как и сделать доступными запасные части и расходные материалы для послепродажного сопровождения.

Информация о новых моделях компании «Арго» и «Атлант» довольно широко распространялась на уровне различных СМИ, включая специализированные, однако в рамках настоящей публикации автор хотел бы особо подчеркнуть, что речь идет именно о семействах LCV«Арго» и «Атлант»... О них кратко.
Sollers Argo (Соллерс Арго)
В семействе два базовых варианта шасси:
■ с однорядной кабиной;
■ с двухрядной кабиной.
А с учетом особенностей надстройки покупатель может выбрать:

Бортовая платформа (тент - 9 м3)

с разрешенной полной массой 2495 или 3490 кг (два варианта)

Фургон с разрешенной полной массой 2495 или 3490 кг, но по состоянию на конец 2022 года здесь возможны уже восемь вариантов, различающиеся конструкцией и назначением надстройки. Это может быть промтоварный фургон, изотерма и рефрижератор. Кстати, заявлен и вариант с электроприводом (130 кВт), но его обсудим позже, согласитесь, здесь нужна инфраструктура.

Некоторые некоторые данные (и цифры) из спецификаций:

■ Конструкция рамная, причем рама повышенной жесткости, однако прогрессивная конструкция позволила сделать её достаточно легкой.
■ Габаритная длина порядка 5,3 м; радиус разворота 5,7 м; грузоподъемность до 1,0 т.
■ Силовая линия: дизель 2,0 л, 130 л.с., 285 Н·м или бензиновый мотор тоже 2,0 л, но уже 147 л.с. и 196 Н·м. Исполнение Euro-5. Система нейтрализации дизеля: EGR (рециркуляция ОГ + сажевый фильтр с функцией регенерации). Коробка передач: «механика» шесть ступеней для дизеля (главная пара моста 3,273) или пять для бензинового мотора (пара 3,909). Ведущие колеса, как понятно, задние.
■ Передняя подвеска независимая торсионная, задняя рессорная. Шины: 195/70R15C спереди, 155R13C сзади (двускатная ошиновка), запасных колеса два.
■ Топливный бак 65 л. В «базе»: ABS, ASR, ESC, подушки безопасности для водителя и пассажиров, автономный отопитель, подогрев сидений и топливного фильтра. Есть и список опций, в котором много интересного, начиная от круиз-контроля и до ключа с дистанционным управлением замками.
Sollers Atlant (Соллерс Атлант)
В данном случае - детальная информация в таблице.

Впрочем, подчеркну: по ряду причин в ней не указаны параметры «головастика» исполнения шасси с однорядной кабиной. Думается, это отдельная тема, ведь среди прочего оно может заинтересовать не только покупателей, но и отечественных производителей спецнадстроек.
Здесь интересны варианты исполнения кабины и отсюда монтажной длины рамы.
Но не будем торопить события: на момент подготовки публикации (январь 2023 года) простого факта о наличии данного решения в продуктовой программе «СОЛЛЕРС Алабуга» пока достаточно.
Примечания:
* SRW - одиночные задние колеса, DRW - двойные задние колеса.
** Производитель рассматривает возможность использования АКП - автоматической коробки передач в силовой линии. Разумеется, сроки внедрения пока не определены, но мы считаем, что наиболее важно это именно для пассажирской версии «Атланта», что и позволило при подготовке таблицы упомянуть нетехнический термин «пока»...
Sollers Atlant (Соллерс Атлант) - визуальное знакомство

Sollers Atlant (Соллерс Атлант) - цельнометаллический фургон

Sollers Atlant (Соллерс Атлант) - микроавтобус

Sollers Atlant (Соллерс Атлант) - специальные исполнения

Политика продаж
Общеизвестно, что сегодня на рынке грузовых перевозок достаточно сложная ситуация. Однако повышенный спрос, выявившийся еще в «коронакризис», на технику для служб доставки остается стабильным. Отчасти это связано с тем, что из числа самых различных вариантов логистических цепочек, начиная с международных перевозок, именно так называемые перевозки «последней мили» пострадали меньше всего. Естественно, достаточно стабилен спрос и на технику различных служб обеспечения, включая аварийно-технические (например, в ЖКХ). Не забываем и о различных службах контроля, например, скоростного режима на дорогах общего пользования.

Понятно, что действующие предприятия, как «чисто» транспортные, так и из других отраслей, но имеющие в числе структурных подразделений транспортные, заинтересованы в обновлении/пополнении подвижного состава. Но мы помним о том, что купить машину достаточно просто, а вот её обслуживание и ремонт могут вызвать известные затруднения. В равной степени не следует забывать и о появлении на рынке новых игроков. Особенно тех, кто зачастую не имеет собственных возможностей для квалифицированного технического сервиса и соответствующим образом обученного персонала. Речь в данном случае даже не о ремонте, а о техническом контроле начального уровня, вроде предрейсового или техобслуживания начального уровня (ТО-1). Да и, согласитесь, выбор техники зачастую бывает вынужденным (случайным?), особенно когда к перевозкам привлекаются водители со своими автомобилями
Компания «СОЛЛЕРС Алабуга» своим коммерческим предложением дает ответ на многие вопросы, делая ставку на четырех коней колесницы (к тому, что «Арго» и «Атлант» - это из древнегреческой мифологии...).

■ Автомобили. Мы детализировали предложение выше, но как вывод: широкая линейка; надстройки и спецверсии собственного производства; возможен индивидуальный подход к запросам покупателя.
■ Программы приобретения: лизинг - кредит - подписка - обратный выкуп.
■ Послепродажное сопровождение: разветвленная сервисная сеть - предложение поддержки по формуле «24/7»; сервисные контракты (пакеты ТО, включая Life и индивидуальные), а также мобильная поддержка.
■ Аналитика: телематические сервисы; возможность управления парком; прогнозирование ТО; обратная связь с производителем.

В качестве примера можно упомянуть предлагаемую «подписку» (кстати, это уже достаточно отработанная схема компании). Фактически это долгосрочная аренда LCV с нулевым авансом при подписании договора (оператор «Соллерс Транспортные Решения») и фиксированным платежом на весь срок соглашения, дополненная сервисной поддержкой, причем официальными сервисными партнерами компании на весь период контракта.
Здесь хотелось бы обратить внимание читателей на то, что данное предложение позволяет достаточно четко определить расходные части любого бизнеса, в котором автомобиль является что основным, что вспомогательным инструментом. Ведь, согласитесь, заранее знать расходы на транспортную составляющую любого бизнеса или нового проекта весьма и весьма полезно.
***
В настоящей публикации мы не затронули телематические сервисы, предлагаемые компанией «СОЛЛЕРС Алабуга», при том что цифровизации транспортного бизнеса традиционно уделяем особое внимание. Проблема в том, что ранее мы рассказывали о работах независимых разработчиков, например, ГК «Монтранс». Но они всегда опираются лишь на открытые протоколы. СОЛЛЕРС является классическим ОЕМ-производителем, значит, для него, как, например, для Daimler Trucks, Volvo Trucks или Allison Transmission, ограничений не существует. А значит, в пакете аналитики теоретически может быть много интересного, от «упреждающего» ТО (с учетом реальных условий эксплуатации техники) до решений по безопасности, например, контроля состояния водителей при выполнении рейсового задания.

Но это отдельная тема, и мы подождем еще одного «сильного хода сильного игрока».

P.S. Первая партия автомобилей Sollers Atlant была передана покупателю 26 декабря 2022 года. Одним из первых их владельцев стала сеть магазинов инженерного оборудования «Строй Тепло». Начало положено!