Автопром: ООО «СОЛЛЕРС Алабуга»

ATLANTида


Производство LCV Sollers Atlant в ОЭЗ «Алабуга»

Автопром: ООО «СОЛЛЕРС Алабуга»

ATLANTида

Производство LCV Sollers Atlant в ОЭЗ «Алабуга»

Александр Солнцев, фото автора и ООО «СОЛЛЕРС Алабуга»

История, как известно, не знает сослагательного наклонения. Не случись так называемой СВО, здесь, в Особой экономической зоне «Алабуга», продолжали бы выпуск Ford Transit, но в дело вмешалась геополитика. «Буквально накануне 24 февраля 2022-го мы сверстали пятилетний план развития Соллерс Форд, а уже через пару дней потеряли своего стратегического партнера», – поделился воспоминаниями Виктор Зорников, директор по технологическому развитию ООО «СОЛЛЕРС Алабуга» (входит в структуру ПАО «СОЛЛЕРС»).


Виктор Зорников,
директор по технологическому развитию ООО «СОЛЛЕРС Алабуга»:
«Благодаря гибким технологиям производства нам удалось в кратчайшие сроки перейти от крупноузловой сборки к CKD»

«Сердце завода», цех сварки кузовов, располагается на площадях 25 500 м². Сварочные линии включают в себя высокотехнологичное современное сварочное оборудование таких известных компаний-производителей, как Schuker, Nimak и Comau

В лаборатории измерения геометрии кузова контролируют качество процесса сварки

В связи с этим можно вспомнить и другой совместный проект 2008 года с FIAT Auto, согласно которому российская сторона получила все права на выпуск до 2016-го фургонов и микроавтобусов FIAT Ducato серии X2/44. Увы, и он завершился куда раньше запланированного срока, правда, по иным причинам. При этом стоит отметить, что оба проекта были весьма успешными. Так, например, по итогам 2009-го в сегменте ЦМФ заводу SOLLERS-Елабуга по объему выпуска удалось опередить ГАЗель и Соболь, вместе взятых! А Ford Transit елабужской сборки, выпуск которого стартовал в 2011-м, занял уверенное второе место в сегменте LCV российского рынка коммерческих автомобилей.

Цех окраски площадью 20 000 м² включает в себя участки подготовки поверхности, нанесения катафорезного грунта, линию окраски поверхностей, линию нанесения лака и участка сушки и линию доводки. Пропускная cпособность цеха окраски, 85 тысяч автомобилей в год при односменном режиме работы, определяет проектную мощность всего завода

В цехе сборки установлены конвейерные системы, системы тестирования и настройки автомобилей, представляющие собой гибкие производственные модули, которые в короткие сроки можно переналадить на выпуск новых моделей автомобилей. В технологическом процессе задействованы четыре участка, состоящие из трёх типов конвейера и тестовой линии: ТРИМ – напольный роликовый скид-конвейер; ШАССИ – подвесной монорельсовый конвейер FAStplant и ФИНАЛ – напольный ленточный конвейер. Общая площадь сборочного цеха 32 000 м²

Вот почему СОЛЛЕРС не стал далее испытывать судьбу в совместных проектах и приобрел у Jianghuai Automobile Co. лицензию на производство и продажу малотоннажников JAC Sunray и JAC N35 под собственным брендом Sollers, дав им новые имена – Atlant и Argo (сборкой последних занимается ООО «СОЛЛЕРС Карго» на площадке в Ульяновске). Благо, переход на выпуск нового модельного ряда не потребовал ни крупных инвестиций в технологическую оснастку, ни длительного времени на подготовку производства. Гибкие технологические линии, доставшиеся в наследство от Соллерс Форд, и наработанный за два десятилетия опыт работы команды профессионалов позволили перейти от крупноузловой сборки к CKD буквально за девять месяцев. Про «опыт работы» сказано не для красного словца: из 780 сотрудников предприятия, по данным на 01.08.2023, 40% имеют трудовой стаж 10 и более лет (средний возраст 42 года, 38% сотрудников – представительницы прекрасного пола).

Цельнометаллические фургоны доступны к заказу с тремя вариантами колесной базы и соответственно тремя вариантами длины кузова: 4,9, 5,65 и 5,99 м. Высота крыши 2,4 и 2,65 м. Объем грузового отсека в зависимости от исполнения колеблется от 7,5 до 12,3 м³. Полная масса – от 2499 до 4200 кг. Доля короткобазных версий (на снимке) в структуре производства составляет 10-15%

Пассажирская версия Atlant’а пока представлена только в виде 15-местного автобуса. В начале следующего года обещают его восьмиместную версию. Кстати, гарантийное покрытие на все автомобили бренда Sollers составляет два года без ограничения пробега

Модельный ряд Sollers Atlant представлен ныне цельнометаллическим фургоном, его грузопассажирской версией, шасси с надстройками, автобусом и специальными исполнениями типа АСМП, инкассаторских автомобилей и т.п. Здесь стоит отметить, что грузопассажирская версия – оригинальная разработка СОЛЛЕРС Алабуга. В линейке JAC Sunray такой модификации нет. Привод у всех автомобилей пока только на задние колеса, но ведется работа и над полным. Между прочим, доля продаж полноприводных Ford Transit по итогам 2021-го составила всего 4%.

Грузопассажирский Sollers Atlant построен на базе цельнометаллического фургона полной массой до 3,5 тонны и представлен в исполнениях с короткой, средней и длинной колесной базой. Он имеет два ряда сидений и шесть посадочных мест. В зависимости от исполнения объем грузового отсека составляет от 3 до 7,1 кубометра – внутри возможно разместить до двух европаллет

Недавно модельный ряд Sollers Atlant пополнили промтоварные и изотермические фургоны, бортовые версии, а также фургоны-рефрижераторы. У автомобилей три варианта длины, полная масса составляет 3,5 либо 4,2 тонны. Размер грузового отсека фургонов Atlant варьируется от 14 до 17,5 м³, что позволяет разместить в нем до восьми европаллет

В отличие от фордовских малотоннажников, оснащавшихся безальтернативным 2,2-литровым дизелем Duratorg TDCi с отдачей 125, 135 и 155 л.с., у Atlant’ов выбор силовых агрегатов несколько шире. Для короткобазных версий вкупе с 6-ступенчатой МКП идут турбированные 1,9-литровые моторы JAC HFC4DB1-2D мощностью 139 л. с. (310 Нм при 2000-2800 об/мин). Автомобили со средней и длинной базой оснащаются более мощными 150-сильными JAC HFC4DE1-1D объемом 2,7 л (355 Нм при 1800-2600 об/мин) в паре с той же механической коробкой передач. Оба дизеля роднит негильзованный чугунный блок, головка с четырьмя клапанами на цилиндр, один распредвал, установленный в головке, необслуживаемый цепной привод ГРМ со стороны маховика. Двигатели отвечают нормам Евро-5, но технологии нейтрализации у них разные. На 1,9-литровом моторе применяется рециркуляция отработавших газов (EGR) с регенерируемым сажевым фильтром, а на двигателе объемом 2,7 л – SCR с впрыском мочевины.

Atlant’ы отличает довольно богатая комплектация: кондиционер, круиз-контроль, аудиосистема, электрические стеклоподъемники входят в базовое оснащение

Линейка автомобилей скорой медицинской помощи на базе Atlant включает классы A, B, C, а также реанимобиль для перевозки новорожденных (неонатальный). АСМП строятся на базе цельнометаллических фургонов с двумя вариантами колёсной базы

Более того, маркетологи СОЛЛЕРС Алабуга видят потенциал и для атмосферного бензинового двигателя, которым предполагается комплектовать Sollers Argo (но планов по его локализации нет). Надо полагать, что будущие покупатели малотоннажников, оснащенных мотором с искровым зажиганием, будут использовать его в битопливном варианте, устанавливая газобаллонное оборудование. И даже такая комплектация автомобиля обойдется дешевле дизельного аналога.


Марат Шарапов, директор по маркетингу и продажам ООО «СОЛЛЕРС Алабуга»: «Сеть официальных дилерских центров насчитывает 70 ед. в 50 городах, от Калининграда до Хабаровска. Исходя из имеющегося парка автомобилей, на данный момент этого количества вполне достаточно»

Параллельно с освоением выпуска Atlant’ов по технологии полного цикла – сварка, окраска, сборка – идет и процесс локализации отдельных комплектующих. Так, например, шины (линейка KAMA TRACE в типоразмерах 185/75R16C и 215/75R16C) и АКБ завод получает уже от местных поставщиков. До конца года планируется заместить и китайские стекла.
Во втором квартале следующего года начнется поставка кузовных панелей с соседнего ООО «Джошкуноз Алабуга» (компания основана в 2013 году в качестве инвестиционного проекта турецкого холдинга «Джошкуноз»). В свою очередь, стальной прокат ей будет поставлять Магнитогорский металлургический комбинат. По словам Марата Шарапова, директора по маркетингу и продажам ООО «СОЛЛЕРС Алабуга», локальные штампы позволят повысить коррозионную стойкость кузова: «Будем переходить на оцинковку его нижней части и ряда внешних панелей».

Уникальная для отечественного автопрома лаборатория проверки воздушной герметичности кузова на наличие утечек

Проверка кузова на герметичность в дождевальной камере

Кстати, уровень локализации производства Transit’ов на начало 2022-го, то есть после 10 лет выпуска, особо не впечатлял – 28%. Правда, в 2023-м планировалось наладить выпуск двухлитровых дизельных двигателей нового семейства EcoBlue, которые заменили бы Duratorg TDCi, и тогда уровень локализации достиг бы уже 50%.

На тест-треке осуществляется проверка на предмет скрипов и шумов, не характерных для данного автомобиля

Впрочем, эти планы никто не отменял, разве что несколько сдвинулись сроки и поменялся сам предмет производства. Так, летом 2024-го СОЛЛЕРС Алабуга намерено начать сборку 2,7-литровых двигателей, которыми оснащают Atlant’ы со средней и длинной базой, а позже локализовать двухлитровый дизель для Sollers Argo. Им же предполагается комплектовать и короткобазные Atlant’ы, под капотом которых сейчас устанавливают моторы объемом 1,9 л. Не исключено, что целый ряд технологий по комплектующим изделиям будет локализован, а именно литье и механическая обработка основных компонентов, таких как блок цилиндров, головка блока цилиндров и коленчатый вал. Тем более что опыт выпуска моторов с высокой степенью локализации у местных автопроизводителей уже имеется. В свое время здесь освоили выпуск 1,6-литровых двигателей семейства «Sigma», которыми комплектовались легковые Ford’ы – Fiesta, Focus, EcoSport.

В октябре 2021-го тогда еще Соллерс Форд совместно с своим партнером «СТ Алабуга» запустили линию по производству сэндвич-панелей для создания изотермических и промтоварных фургонов, а также рефрижераторов на базе Ford Transit. Новая технология заливных сэндвич-панелей из пенополистирола и пенополиуретана (последний пользуется большей популярностью) за счет отказа от металлического каркаса позволяет уменьшить снаряженную массу автомобиля и увеличить его грузоподъемность (до 200 кг). Материал обладает рядом преимуществ: низким коэффициентом теплопроводности, высокой экологичностью, не боится влаги, выдерживает температуры от –60 до +200 °С, устойчив к коррозии и химическим реагентам, а также имеет долговечность до 40 лет, не требуя ухода и ремонта. Заливочная машина позволяет выпускать пластиковые панели толщиной от 40 до 100 мм. Их длина может достигать девяти метров, высота – 2,5 м

***
До конца года СОЛЛЕРС намерено реализовать порядка 10 тысяч автомобилей Atlant и Argo. В структуре продаж по кузовам доля компании на рынке LCV полной массой 1,5-3,5 т по итогам первого полугодия 2023-го в сегменте ЦМФ составила 25%, автобусов – 8 %, шасси – 3% При этом её общая рыночная доля выросла с 4,9% в начале года до 7,5% в июле. Нет сомнений, что, с учетом расширения модельного ряда, это далеко не предел. Однако компания не собирается замыкаться только на сегменте LCV, который намерена дополнить ещё и пикапами. Марат Шарапов обнародовал планы по выходу на рынок тяжелых грузовиков (!?).

Структура продаж по типу кузова в 2023 году