Подвижной состав

ФЛАГМАНСКИЙ SHACMAN


Магистральный седельный тягач Shacman X6000

Подвижной состав

ФЛАГМАНСКИЙ SHACMAN

Магистральный седельный тягач Shacman X6000
Магистральный седельный тягач Shacman X6000 вышел на российский рынок в 2022-м и за короткий срок сумел завоевать популярность у российских перевозчиков. В активе тягача просторная кабина с ровным полом, тяговитая связка двигателя Weichai Power с АМКП ZF Traxon, ретардер, адаптивный круиз-контроль и прочие ассистенты водителя, а также трехлетняя гарантия.
С особенностями конструкции машины, любезно предоставленной на тест Sinoway Group, официальным дилером Shaanxi Automobile Group в РФ, автор этих строк ознакомился по дороге из Казани в Екатеринбург.

Александр Солнцев, фото автора

Автопоезд в составе магистрального седельного тягача Shacman X6000 и шторного полуприцепа Ice Bear китайской компании Tongda преодолел 1100 км от Казани до Екатеринбурга. На участке до Перми я «привез» 17,7 л среднего расхода, в Свердловской области – на литр поболее. По показателям понятно, что шёл «пустым»

Если театр, как известно, начинается с вешалки, то седельный тягач – со входа в кабину. Надо отдать должное китайским инженерам за продуманное решение. Удобные поручни позволяют без каких-либо проблем и нагрузки для опорно-двигательного аппарата преодолеть четыре ведущие наверх ступеньки, равно как и спуститься вниз. Устраиваюсь за рулем, который регулируется по вылету и углу наклона при помощи кнопки над площадкой для отдыха левой ноги. Сиденье на пневмоподвеске имеет массу регулировок, сам не считал, но говорят, что аж 13, подогрев и вентиляцию. Словом, удобно устроиться за рулем может водитель практически любого роста и комплекции. Правда, через пару часов езды выяснилось, что «сидушка» могла бы быть и помягче, о чем недвусмысленно просигнализировала, пардон, «пятая точка».

Далеко не все китайские производители магистральных седельных тягачей могут похвастать регулируемыми верхним и боковыми спойлерами на кабине. Правда, боковой у Shacman X6000 имеет регулировку только с левой стороны, где расположен воздухозаборник

Общий объём топливных баков — 1380 л (980+400). Топливозаборники с подогревом. За соответствие нормам Евро-5 отвечает технология каталитической нейтрализации (SCR). Емкость бака с AdBlue – 40 л

Баки между собой не сообщаются. Переключение подачи топлива осуществляется клавишей на передней панели (крайняя справа в среднем ряду)

Горловины топливных баков закрываются штатным ключом

С самого начала нашего путешествия я обратил внимание на низкую подоконную линию ветрового стекла. Решение, которое оставило двойственное впечатление. С одной стороны, она, низкая линия, обеспечивает лучшую обзорность, с другой – для того чтобы глянуть на комбинацию приборов, мне каждый раз приходилось отрывать взгляд от дороги, опуская голову вниз. Идеальным решением могла бы стать проекция отдельных показаний на ветровое стекло.

Камеры, изображения с которых выводятся на 10-дюймовый сенсорный экран, расположенный на центральной консоли, установлены спереди в солнцезащитном козырьке и в кронштейнах внешних зеркал заднего вида. Кроме того, в комплект поставки входит ещё одна камера с 20-метровым кабелем для установки на полуприцепе. Обычно она крепится сзади на раме под «воротами». В нижнем поясе кабины размещен радар ACC

Встроенные ступеньки облегчают доступ к ветровому стеклу

Кстати, среди водительских ассистентов значится и распознавание дорожных знаков, символы которых отображаются на комбинации приборов, а умная электроника оповещает водителя звуковым сигналом в случае превышения дозволенной скорости. Имеется и контроль за несанкционированным пересечением дорожной разметки, но не активный, то есть он не возвращает автопоезд на середину полосы в случае отклонения от траектории движения, как это, например, реализовано в современных моделях Daimler Truck (Active Drive Assist) или Volvo Trucks (Volvo Dynamic Steering с системой стабилизации).

Привод механизма подъёма/опускания кабины электрический. Пульт управления в походном положении прячется за облицовкой передка

В боковые рундуки доступ есть как «с улицы», так и из кабины. В левом в качестве допоборудования может быть размещен 3,3-киловаттный сухой «фен» Планар. В нижнем рундуке по правому борту поддон с домкратом и буксировочной проушиной. Обратите внимание на фольгу в центре крышек – это внешний слой сэндвича тепло- и шумоизоляции, которая прокладывается в кабине в ходе предпродажной подготовки

Но уж если вы включили поворотник для совершения определенного маневра, то изображение происходящего по правому или левому борту выводится с внешних камер на дисплей мультимедийной системы. Картинка на экране предоставляет водителю полную информацию о том, что творится в «мертвой зоне», существенно повышая безопасность движения в плотном потоке и стесненных условиях. Коль скоро речь зашла о безопасности, то нельзя пройти мимо и датчика усталости водителя, установленного на левой передней стойке.

В моторном отсеке 12,6-литровая «шестерка» WP13 с раздельными ГБЦ.

Двигатель сагрегатирован с 12-cтупенчатым «роботом» ZF Traxon 12TX2420TD

Обратите внимание на пылегрязезащитные экраны. Заменить воздушный фильтр можно, только подняв кабину

На машинах 2023 года топливный фильтр-сепаратор установлен ещё в левой арке переднего колеса – надо признать, не самое удобное место для обслуживания, да и грязь на него попадает

Подвеска кабины четырехточечная, на пневмобаллонах

Sinoway Group завозит в Россию машины, оснащенные исключительно двигателями Weichai Power (Евро-5, SCR), хотя в линейке Shacman есть и Cummins. В данном случае это 12,6-литровая «шестерка» WP13, работающая в паре с 12-cтупенчатым «роботом» ZF Traxon 12TX2420TD, разумеется, китайского производства. Рядный двигатель с раздельными головками блока цилиндров и системой питания Common Rail с электронным управлением. По словам представителей Sinoway Group, он отличается надежностью: так, например, в прошлом году не зафиксировано ни одного обращения, связанного с проблемами двигателей, в сервисный центр «Шакман-Урал» в Екатеринбурге.

Передняя подвеска на двухлистовых рессорах, задняя – пневматическая, с электронным управлением. Передняя ось и ведущий мост несут клеймо Shaanxi Hande Axle Co., Ltd. Алюминиевые колесные диски в стандартной комплектации

На тягачи устанавливаются шины Triangle или Chao Yang

Заметим попутно, что флагманская модель X6000 довольствуется 480-сильной версией мотора, а стоящий ниже в табели о рангах рестайлинговый X3000 – 550-сильной, самой мощной в гамме. Объясняется это, видимо, тем, что последний используется в основном для региональных перевозок с тяжелыми полуприцепами типа самосвальных, «бочек» и т.п. В то время как прерогатива X6000 – магистральные перевозки, где имеющихся «лошадей» и 2300 Нм крутящего момента хватает за глаза. К слову, передаточное отношение главной пары у китайского тягача в меру «длинное» – 2,846.

Вероятно, у тягача Shacman X6000 cамая просторная кабина среди представленных на российском рынке аналогов китайского производства. Пол в ней абсолютно ровный. Отделка интерьера выполнена из добротных материалов, хватает места для разного рода вещевых ящиков, отсеков и ниш. Со стороны пассажирского кресла на передней панели предусмотрен удобный раскладной столик – за ним можно и трапезничать, и с документами работать

Кроме того, представители компании из Екатеринбурга особо отмечают, что производство двигателей Weichai Power, мостов Hande Axle и саму сборку тяжелых грузовиков Shacman осуществляют компании, входящие в группу Shandong Heavy Industry. Посему технология выпуска грузовиков из города Сиань провинции Шаньси отличается такими преимуществами, как централизация, сокращение времени на разработку и выпуск машин, возможность быстрого реагирования на изменения рынка, оптимизация процессов и контроль качества.

Водительское сиденье, скорее всего, перелицованный Grammer, со множеством регулировок – на пневмоподвеске, с подогревом и вентиляцией. Пассажирское кресло не уступает ему по комфорту, разве что регулировки подголовника нет

К водительскому креслу пристыкована башенка с кранами стояночного тормоза и «парашюта», тормоза полуприцепа. Пневмопистолет входит в стандартную комплектацию

Освоившись за рулем, я не преминул воспользоваться адаптивным круиз-контролем. Вещица весьма полезная в дальней дороге. «Зацепился» за впереди идущую машину, выставил дистанцию (управление ACC сосредоточено на правой спице рулевого колеса) и дал правой ноге отдохнуть. Тягач сам тормозит и сам же разгоняется до выставленной скорости. Смутило, правда, то обстоятельство, что на чередующихся спусках-подъемах система порой неожиданно отключалась. Природу этого явления установить не удалось, так что «на бога надейся, а сам не плошай». Более того, если говорить об эффективности круиза с точки зрения экономии топлива, то пользоваться им имеет смысл на ровных участках дороги. Там же, где начинаются «американские горки», лучше положиться на собственное умение.

На правый подрулевой переключатель возложено множество функций, в том числе управления ретардером, моторным тормозом, переключением режимов движения на «экономный» и «мощный», «черепашьим» режимом движения

Варианты исполнения комбинации приборов

Весьма благоприятное впечатление произвел пятипозиционный ретардер ZF, причем с фиксированными положениями. Управление им выведено на правый подрулевой переключатель. Рабочими тормозами я пользовался в редких случаях, благо дорога была сухая. Не забудем и про «парашют», с помощью которого тормозной момент передается только на колеса полуприцепа. Кран управления им разместили чуть ниже стояночного, на башенке, пристыкованной к сиденью водителя с правой стороны. Несколько раз эксперимента ради воспользовался при торможении и его помощью. Но злоупотреблять этим не стоит, поскольку основное предназначение «парашюта» заключается в том, чтобы разгрузить тормозную систему тягача, например на затяжном спуске, и уберечь автопоезд от складывания на скользкой от дождя или снега дороге.

Исполнение спальных мест выглядит несколько странно. Если на нижней полке тонкий матрасик без намека на ортопедические изыски, то на верхней под матрасом – деревянные ламели. Лестница на «второй этаж» отсутствует…

Под нижней полкой холодильник объёмом 40 л

Обязательно надо отметить и необычайную мягкость хода тягача, а ведь мы шли незагруженными. Спасибо длинным двухлистовым рессорам передней подвески, четырехточечной подвеске кабины на пневмобаллонах и «воздушному» же креслу. При этом, что важно, нет и намека на валкость. Отличные настройки!

Cлева на передней стойке камера слежения за усталостью водителя. Исполнение кронштейнов внешних зеркал заднего вида не мешает обзорности

А вот за тишину в кабине надобно поблагодарить уже специалистов авторизованного сервисного центра Sinoway Truck Service, осуществляющих предпродажную подготовку китайской техники и попутно устраняющих заводские «косяки» и пробелы в комплектации. Речь в данном случае об утеплении и шумоизоляции кабины. Кроме того, в дополнение к штатному жидкостному отопителю Webasto на станции устанавливают и сухие «фены» Планар. Предусмотрена и установка защиты картера двигателя, радиатора и датчика дифференциала.

Адаптивный свет головной оптики неплохо освещает дорогу. Но работает порой, увы, некорректно, принимая за встречный свет фар яркую луну и отражение катафотов

Среди общих недостатков китайской техники, и Shacman X6000, увы, не исключение, специалисты сервиса отмечают слабое заводское ЛКП, мелкие проблемы с электрикой, перетирающиеся шланги и провода. Так, например, приходится дополнительно армировать шланг, идущий к автономному отопителю, поскольку у него перетирается патрубок. Вносят коррективы и в работу климат-контроля: в воздухозаборник кабины устанавливают заслонку, дабы избежать запотевания стекол. Водители отмечают недостаточную толщину спального матраса и подушки водительского сиденья. Преодолев в X6000 тысячу с хвостиком километров, здесь я с ними полностью солидарен.

Примеры «улучшайзинга» на машинах 2024 года выпуска. Боковые обтекатели, защищающие топливные баки, перенос топливного фильтра-сепаратора в более удобное место за кабиной. Там же появился и дополнительный разъём для «прикуривания» с двумя силовыми проводами, которые идут сразу на стартер, предохраняя АКБ и блоки управления от нагрузки

Когда стемнело, появилась возможность оценить работу адаптивного головного света, автоматически переключающегося с ближнего на дальний и наоборот. Дорогу он освещает хорошо, жаль только, переключается не всегда корректно, принимая за встречный свет фар яркую луну и отражение катафотов в поворотах. Поэтому довольно быстро пришлось перейти на ручное управление. А вот проверить корректность работы датчика дождя солнечная и сухая погода возможности не представила. Признаться, я на неё за это не в обиде.
*****
В качестве заключения скажем, что как официальный дилер Sinoway Group выстраивает партнерскую сеть по сервисному и гарантийному обслуживанию, соблюдая все стандарты Shacman, в том числе поддерживает и трехлетнюю заводскую гарантию на тягачи с колесной формулой 4х2. Для улучшения обслуживания помимо центрального склада запчастей в Екатеринбурге там же и в Москве совместно с китайской стороной сейчас формируются консигнационные склады. Кроме того, в Белокаменной у Sinoway Group имеется собственный учебный центр.

Партнерская сервисная сеть Sinoway Group по обслуживанию техники Shacman объединяет более 60 СТО, расположенных в крупных городах России. В Екатеринбурге находятся центральный офис и склад оригинальных запасных частей, авторизованный сервисный центр Sinoway Truck Service, таможенный склад и склад хранения автомобилей.

МИМОЕЗДОМ
SINOWAY GROUP И ЛИЗИНГ

Львиная доля техники Shacman приобретается в лизинг. Партнерами Sinoway Group в данном случае выступают Сбербанк Лизинг, Газпромбанк, ВТБ и Интерлизинг. Так, в рамках Международной промышленной выставки «Иннопром-2024», прошедшей в июле в Екатеринбурге, Sinoway Group и АО «Сбербанк Лизинг» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве. Благодаря этому компания из Екатеринбурга может предложить своим клиентам удобную финансовую схему приобретения грузовых автомобилей Shacman, в том числе и шасси с надстройками, с использованием инструментов лизинга. По условиям программы авансовый платеж составляет от 0%, срок финансирования — до пяти лет. При этом сделку можно оформить дистанционно, без посещения офиса.

Кстати, на выставке был представлен тягач Shacman X6000 (4x2) на сжиженном природном газе. Он оснащен рядной газовой «шестеркой» WP13 (Евро-5) мощностью 430 л.с., работающей в паре с 12-ступенчатой АМКП. 362 кг сжиженного газа на борту, размещенного в двух криогенных баках на раме тягача, хватает для того, чтобы самосвальный автопоезд, например, мог преодолеть без дозаправки около 1000 км. Две такие газовые машины уже нашли своих покупателей.

Тягач Shacman X6000 на сжиженном природном газе. Для того чтобы разместить на лонжеронах рамы криогенные баки, его колесная база по сравнению с дизельным аналогом увеличена на 200 мм – до 4000 мм

Это не газодизельная версия, как можно подумать, глядя на такой объёмный топливный бак. Двигатель работает по циклу Отто, а бак сей предназначен для питания автономного отопителя

Shacman M6000 с колесной формулой 6х2. Обратите внимание, последняя ось – подъёмная. Грузоподъёмность комплектного автомобиля – 10 т. Перспективная новинка, ожидающая получения ОТТС