Эксплуатация

ЕВРОПЕЙСКИЙ

ГРУЗОВИК

С ПРОБЕГОМ


Scania R420 –

калькуляция затрат

Эксплуатация

ЕВРОПЕЙСКИЙ ГРУЗОВИК С ПРОБЕГОМ

Scania R420 – калькуляция затрат
Многие отечественные автопарки решили не менять подвижной состав, а планируют расширять его за счет покупки б/у техники производства европейской «Большой семерки». На это есть веские причины: наличие запасных частей, доступный сервис, прогнозируемые эксплуатационные расходы и обширная статистика по ходимости деталей, узлов и агрегатов. Приведем пример затрат, которые понесла компания «Грузовик сервис» для приведения бывшего в эксплуатации седельного тягача Scania R420 в исправное техническое состояние.

Мирон Семенов, фото автора

Костяк автопарка компании состоит из грузовиков Mercedes-Benz. По ним у собственного сервисного центра (подразделение входит в состав компании) накоплен большой опыт обслуживания, ремонта, подбора запасных частей и расходных материалов альтернативных производителей. Так как СТО принимает в работу и машины иных европейских марок, принадлежащих другим транспортным компаниям, у мастеров была возможность оценить стоимость их владения. Наиболее интересными оказались шведские грузовики Volvo и Scania. По этой причине машины этих производителей также рассматривались в качестве кандидатов на пополнение парка. Задача сводилась к поиску экземпляра, который имеет прозрачную историю, не критическую для основных узлов и агрегатов наработку. И такая машина – седельный тягач Scania R420 – зашла на СТО для проведения предпродажной подготовки.

Критических замечаний к оптике, прошедшей полтора миллиона километров, нет. Отражатель не отслаивается. Покровные стекла не мутные. Для защиты от камней фары лучше защитить решетками

Более удобного случая для осмотра и диагностики грузовика и не представить. А полученная информация позволила объективно торговаться с его владельцем. Так как тягач шёл в составе с полуприцепом, это только подогрело интерес к его покупке. Машина 2013 года выпуска имела пробег 1 580 000 км. И он не является критичным для основных узлов и агрегатов при условии их грамотного обслуживания с применением качественных расходных материалов. Автопоезд был задействован на перевозке относительно легких грузов (телевизоры), работал на коротком плече, что положительно сказалось на его техническом состоянии.
Вложения в тягач
Максимальное внимание при проведении диагностики было уделено главным агрегатам машины: мотору (DC 12, 420 л.с.), 12-ступечатой МКП и редуктору ведущего моста.

Надежный шведский дизель после пробега в 1,5 миллиона километров находится в технически исправном состоянии. Никаких затратных ремонтов в ближайшее время он не потребует

Что касается дизеля, то, несмотря на большой пробег, он был в хорошем техническом состоянии. Нареканий не возникло и к системе его питания HPI (насос-форсунки). Она очень требовательна к качеству топлива и фильтров. Любая экономия выливается в дорогостоящий ремонт. Не случайно транспортные компании запрещают водителям заправлять грузовики на АЗС, не входящих в сети известных нефтеперерабатывающих компаний. А топливные фильтры приобретают оригинальные, несмотря на их высокую стоимость. Чтобы максимально защитить агрегаты системы питания, в подающую магистраль от бака был врезан фильтр-сепаратор, который отсутствовал. Первые тысячи километров пробега подтвердили правильность такого решения. На моторе присутствуют потеки масла, однако это не критично.

На машинах с большим пробегом рекомендуется выполнить промывку топливных баков

Не возникло претензий и к КП. Всё, что потребовало ремонта, это механизм выбора и переключения передач, кулиса которого имела люфты. После замены пластиковых втулок и регулировки привода передачи стали включаться четко и без усилий. Редуктор ведущего моста конструктивно имеет блокировку дифференциала, однако в процессе подготовки машины к эксплуатации её отключили. Дело в том, что были случаи, когда из-за самопроизвольного включения блокировки выходили из строя редукторы. Машины сходили с линии. Стоимость ремонта даже с использованием б/у запчастей довольно высокая. Проще исключить саму вероятность возникновения проблемы, чем решать вопросы с устранением её последствий. Это подтверждено опытом эксплуатации грузовиков Scania сторонних компаний, которые регулярно обслуживаются на СТО. Из ремонтных работ по редуктору моста была выполнена замена сальника его хвостовика.

Задняя подвеска на полурессорах с пневмобаллонами – классика для двухосных седельных тягачей. Редуктор заднего моста с масляным фильтром

Больше всего с точки зрения затраченного времени хлопот доставила электрика тягача. В частности, пришлось восстанавливать проводку датчиков износа (их заменили новыми) тормозных колодок и работу антиблокировочной системы тормозов. Так как модуляторы ABS были исправны, стоимость ремонта составила чуть больше 50 тысяч рублей. В качестве альтернативного варианта рассматривалась замена жгута электропроводки, но в этом случае пришлось бы потратиться на запасные части. Про небольшие неисправности, такие как нарушение контактов в сети габаритных огней и т.д., не говорим. Устранение их велось по мере обнаружения.

Неисправный блок подготовки воздуха (осушитель) был заменен на оригинальный, производства компании Wabco. Его удалось приобрести за 115 тыс. руб., работа по замене – семь тысяч рублей. У блока есть аналоги, однако экономить нет смысла, так как речь идет о пневматической системе привода тормозов. Перед установкой нового блока провели диагностику состояния пневматического компрессора. Он оказался в исправном состоянии. Признаков повышенного выброса масла обнаружено не было. В противном случае пришлось бы заменить и его.

Смазанное седельно-сцепное устройство – признак ухоженной машины.

Ремонт ССУ можно относительно недорого и качественно выполнить с применением запасных частей фирмы «ТТТ»

Работы по тормозной системе продолжила переборка всех суппортов колесных механизмов. В качестве запасных частей использовали ремонтные комплекты бренда «ТТТ». Они имеют приличное качество, полностью совместимы с оригинальными суппортами и при этом имеют невысокую цену. Общие затраты на ремонт тормозных суппортов составили 54 000 рублей.
Тормозные диски находились в хорошем состоянии и замены не требовали. Колодки установили новые. Выбрали подходящую модель из каталога отечественного производителя «Ростар». Комплект на одну ось обошелся в 6000 рублей. За обе соответственно 12 000 руб. Под замену попал один энергоаккумулятор ведущей оси. Взамен оригинальному купили аналог Cojali за 10 тыс. руб. В энергоаккумуляторе рулевой оси заменили диафрагму. Её стоимость составила 400 рублей. Ещё 1600 руб. – оплата за переборку агрегата.

Некоторых затрат потребовала кабина. Ржавчину на стальных панелях зачистили, провели частичную окраску.

Высокая кабина идеальна для работы на длинном плече и длительных по времени рейсов

Изношенный стабилизатор (установлен спереди) перебрали, попутно модернизировав, для чего использовали качественные немецкие подшипники и итальянские сайлентблоки. Стоимость работ составила 12 тыс. руб. Запасные части обошлись в 26 000 рублей. Затраты можно было бы сократить примерно на 50% от обозначенной выше суммы, использовав более дешевые запчасти. Однако оно того не стоит, так как высокая тяжелая кабина довольно сильно нагружает элементы её крепления. Под замену также пошли одна из опор и передний кронштейн кабины из-за сорванной резьбы. Выбор запасных частей пал на продукцию турецкого производства. По качеству к ним нареканий нет. Перечень дополнительных работ расширили: профилактика воздушного отопителя (отечественный агрегат «Планар») кабины, а также ремонт механизма регулировки положения рулевой колонки. Для этого использовали б/у детали, которые были приобретены на разборке. Цена вопроса при использовании новых запчастей составила бы более 30 000 рублей.

Передняя подвеска на малолистовых рессорах достаточно комфортна.

В конструкции присутствует стабилизатор. Вместо вышедших из строя оригинальных амортизаторов в качестве эксперимента поставили агрегаты бренда Stellox

Ведущий мост сверху держит V-образная тяга.

Простая и надежная конструкция – то, что нужно для сложных условий эксплуатации.

Есть варианты замены оригинальной детали качественными и доступными по цене аналогами

Не упустите момент!
У рассмотренного нами тягача обнаружились две неисправности, своевременное устранение которых позволило избежать очень неприятных последствий. Первая – сильное коррозионное поражение ящика блока аккумуляторов. Он прогнил настолько, что АКБ могли просто упасть на ходу машины на асфальт.

Убедитесь, что стальная площадка, на которой стоят аккумуляторы, не прогнила. Пораженную коррозией конструкцию легко усилить стальными листами и уголками. На б/у тягачах, выставленных на продажу, аккумуляторы, как правило, требуют замены. Продавать машину с новыми АКБ никто не будет

Каркас проварили, усилили стальными профилями, защитили антикоррозионными составами. Попутно восстановили разболтавшееся крепление штатного провода массы и проложили дополнительный.

Вторая – сильное коррозионное разрушение кронштейна крепления воздушного фильтра, который расположен снизу у правого переднего колеса. К данному конструктивному элементу также закреплена и подножка. В практике были случаи, когда на машинах с большими пробегами прогнивший кронштейн разрушался, что приводило к смещению корпуса фильтра, разгерметизации впускного тракта, попаданию неочищенного воздуха в двигатель, ускоренному износу цилиндропоршневой группы ДВС.
Если, наступив на подножку, вы услышите характерный треск – осмотрите кронштейн!
Финальный аккорд – большое ТО
Финальной стадией подготовки тягача к началу интенсивной эксплуатации стало проведение расширенного технического обслуживания, включавшего замену антифриза, фильтров, масел (моторное, трансмиссионное - КП и редуктор ведущего моста), регулировку тепловых зазоров клапанов и т.д. Его стоимость с учетом всех материалов и работ составила 75 000 рублей. Разумеется, эту сумму можно было бы уменьшить за счет использования более дешевых масел и фильтров. Однако это не всегда оправдано с точки зрения обеспечения надежности и безотказности машины, а также достижения максимального ресурса её узлов и агрегатов.

Состояние шин – повод для торга.

Стоимость одной покрышки составляет более 20 000 рублей

Итог
Общие затраты на приведение седельного тягача Scania R420 с пробегом за 1,5 миллиона км в технически исправное состояние и вывод его на линию составили 470 000 рублей.
Эта сумма подтверждает статистику аналогичных затрат многих парков.

Вывод: тем, кто планирует пополнить парк бывшей в эксплуатации машиной от европейской «Большой семерки» (DAF, MAN, Mercedes-Benz, IVECO, Volvo, Renault, Scania), нужно закладывать в расходы сумму, равную полумиллиону рублей.
Это относительно немного, тем более что конструкция грузовиков предусматривает возможность их многократного ремонта для продления срока эксплуатации.
На линию сегодня выходит большое количество транспортных средств, имеющих наработку далеко за два миллиона километров, и, по всей видимости, это далеко не предел прочности рассматриваемых нами машин.