Согласно всем трем сценариям прогноза на российский автомобильный рынок оказали негативное влияние следующие факторы:
Санкции (ЕС, США и других стран). После 24 февраля 2022 г. против РФ были введены экономические санкции, которые затронули в том числе и автомобильный рынок. Действует запрет на экспорт в РФ грузовой техники, автокомпонентов, запчастей, технологий и оборудования. Исходя из мировых политических трендов мы предполагаем, что санкции против РФ сохранятся в 2024–2025 гг. Влияние санкций на объем продаж новых грузовых автомобилей не высокое, так как большая часть техники, ранее поставлявшейся из стран, которые объявили санкции против РФ, замещена китайской, российской и белорусской техникой. Также небольшое количество зарубежной техники поставляется по параллельному импорту.
Высокие процентные ставки по кредиту и лизингу. С начала 2024 г. происходит постепенное увеличение ключевой ставки ЦБ РФ (см. график). Последнее повышение ключевой ставки состоялось 25 октября 2024 г. ЦБ РФ повысил ключевую ставку до 21%, эта ставка действует до 19 декабря 2024 г. 20 декабря состоится заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос о дальнейшем уровне ключевой ставки. С ростом ключевой ставки выросли ставки по кредитам и лизингу, что сделало эти финансовые инструменты менее доступными. Негативное влияние высоких ставок по лизингу и кредиту сохранится до конца 2024 года и в 2025 году. Процентные ставки по лизингу и кредиту будут зависеть от ключевой ставки ЦБ РФ, которая может быть увеличена после 20 декабря 2024 г.
Рост утилизационного сбора и ужесточение условий сертификации импортируемой техники. С 1 апреля 2024 г. Правительством РФ было принято учитывать налоги и сборы, которые были не доплачены из-за занижения таможенной стоимости автомобилей, ввезенных в РФ из стран ЕАЭС, в составе утилизационного сбора. С 1 октября 2024 г. произошло существенное повышение коэффициентов утилизационного сбора для всех типов ТС, включая грузовые автомобили. С 1 января 2025 г. коэффициенты утилизационного сбора снова будут проиндексированы. Учитывая то, что российским автопроизводителям, подписавшим СПИК, затраты по уплате утилизационного сбора компенсируются в виде промышленных субсидий, его повышение прежде всего негативно сказывается на ценах на импортируемые автомобили, в первую очередь произведенные в Китае.
С 1 октября 2023 г. сертификация автомобилей тех брендов, которые не прекращали официальные поставки в Россию, и не включены в перечень брендов, разрешенных к параллельному импорту, осуществляется в рамках технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств». На автомобили этих брендов оформляется ОТТС, ранее можно было оформлять ЗОЕТС по упрощенной процедуре. Также для юридических лиц обязательна установка системы ЭРА-ГЛОНАСС при ввозе автомобилей. Данные требования будут сохраняться до конца 2024 г.
С 2025 г. планируется пересмотр механизма оформления ЗОЕТС и ужесточение правил сертификации транспортных средств (ТС) не только для импортеров автомобилей, но и для производителей. Вместо упрощенных правил сертификации, прописанных в постановлении № 855 могут быть возвращены некоторые требования технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств». Соответствующий законопроект находится на стадии рассмотрения.
Рост утилизационного сбора и ужесточение условий сертификации импортируемой техники приводит к повышению цен на грузовые автомобили, что негативно сказывается на рынке.
Перенасыщение рынка. Многие перевозчики, строительные лизинговые и другие компании закупили грузовую технику в 2023 г. и уже не так интенсивно обновляют и расширяют парки в 2024 г. Рынок новых грузовых автомобилей останется перенасыщенным и в 2025 г.
Низкий уровень инвестиций в автомобильную промышленность и рынок. С 2022 г. в России прекращена контрактная сборка грузовых автомобилей иностранных брендов, таких как Volvo, Mitsubishi Fuso, Isuzu и др. С августа 2023 г. происходит ужесточение условий импорта в Россию грузовых автомобилей в РФ (повышение утилизационного сбора, усложнение сертификации импортных автомобилей и т. д.). В этой связи для дальнейшего развития рынка необходимо инвестировать в создание новых производств грузовых автомобилей на территории РФ.
Китайские производители осуществляют сборку грузовых автомобилей на мощностях российских автозаводов лишь в небольших объемах и не озвучивают планов по инвестированию в развитие производства своих брендов в РФ на ближайшие годы. Выход новых игроков из других стран на российский рынок не планируется.
В 2024–2025 гг. будут осуществляться только собственные инвестиции российских автопроизводителей в основную деятельность и государственные инвестиции в существующие производства грузовых автомобилей. Такие инвестиции могут привести к увеличению доли российских брендов на рынке грузовых автомобилей, но на общий объем продаж грузовых автомобилей в РФ существенно не повлияют.
Налоговая реформа 2025 г. В 2025 г. в РФ будет проведена налоговая реформа и вырастет налоговая нагрузка на компании, индивидуальных предпринимателей. Все это приведет к дальнейшему росту цен на грузовые автомобили, запчасти, сервисное обслуживание и т. д.
С 1 января 2025 г. будут проиндексированы акцизы на автомобильный бензин и дизельное топливо, а также тарифы на проезд по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (система Платон), что негативно скажется на стоимости владения грузовыми автомобилями.
На фоне роста налоговой нагрузки, высоких ставок по автокредитам, лизингу и роста цен у ряда компаний и индивидуальных предпринимателей снизятся финансовые возможности для обновления парков грузовых автомобилей.