Автопром: компании

ЧТО ГАЗ ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ


Техника 2023 года

Автопром: компании

ЧТО ГАЗ ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ

Техника 2023 года

Александр Аленин, фото автора и Группы ГАЗ

Вероятно, 2023-й войдет в историю завода из Нижнего Новгорода как год широкого внедрения в модельный ряд нового и, что важно, локализованного малолитражного двигателя (о нем подробнее здесь).
Но, помимо этого, у ГАЗа есть и другие интересные нововведения, с некоторыми из которых мы вас сейчас и познакомим.
Валдай 8
Самый маленький среднетоннажник ГАЗа избавился от приставки NEXT в индексе модели, заменив её на восьмерку. А это значит, что машинке с бескапотной фотоновской кабиной вместо 2,8-литрового дизеля Cummins имплантировали в моторный отсек более мощный и тяговитый G21B (а в перспективе и G51B). Прибавка 16,6 л.с. и 67 Ньютон-метров позволила поднять грузоподъемность шасси Валдая на приличные 840 кг – до 4628 кг. Соответственно, полная масса выросла на 790 кг (7490 кг). При этом никаких усилений в конструкцию шасси вносить не пришлось. Не будем забывать, что в основе Валдая платформа от ГАЗона NEXT, а полная масса базовой версии последнего 8,7 т. Стало быть, несущей способности ведущего моста и передней оси достаточно для того, чтобы справиться с возросшими нагрузками, да ещё и с большим запасом прочности.

Грузоподъемность шасси Валдай 8 выросла на 840 кг и составляет нынче 4628 кг. Штамповка для кабины приходит из Китая, а сваривают и окрашивают её уже на ГАЗе

Попутно доработали и кабину. Она, кстати, теперь в качестве опции будет предлагаться и в варианте со спальным местом. Это уникальное предложение на рынке в сегменте MCV полной массой до девяти тонн. Впрочем, возможность отдохнуть от трудов праведных у водителя теперь есть и без «спальника». По просьбам трудящихся кран стояночного тормоза сместили на 170 мм назад. Таким образом, передние сиденья можно использовать в качестве спального места, благо ширина кабины, одна из лучших в классе, позволяет это сделать.

Более тяговитый по сравнению с Cummins ISF локализованный двигатель G21B позволил повысить грузоподъемность и, соответственно, полную массу автомобиля. Обратите внимание на шумоизолирующий щиток, еще один располагается под двигателем

Кроме того, газовцы серьезно поработали над тепло- и шумоизоляцией кабины, установив дополнительные маты в полу, щитке передка и на её задней стенке. Двигатель также изолирован специальными щитками сверху и снизу. Заодно улучшена аэродинамика системы охлаждения двигателя. Таким образом, реже подключается вентилятор, что уменьшает шум от его работы и увеличивает ресурс.
В прошлом году заводу удалось реализовать примерно тысячу Валдаев. Логично предположить, что улучшенные потребительские свойства автомобиля позволят в этом году значительно превзойти этот показатель.

Кран стояночного тормоза (так он располагался на Валдае NEXT – левый снимок) сместили на 170 мм назад…

…и теперь передние сиденья можно использовать в качестве места для отдыха. Расстояние между картами дверей 1800 мм

Односкатная ошиновка
Завод продолжает расширять линейку автомобилей семейства «ГАЗель» с односкатной ошиновкой колес заднего моста. Помимо уже выпускавшихся АСМП с кузовами размерности H3 L2 речь идет и о фургонах со средними крышей и колесной базой (H2 L2). Логика такого решения следующая. С одной стороны, чем меньше колес, тем ниже стоимость и содержание автомобиля, а также сезонная замена резины. С другой – это позволяет увеличить площадь и объем полезной нагрузки, поскольку расстояние между колесными арками вырастает до 1350 мм, как и у Cоболя NN, и в кузов можно загрузить уже три европалеты вместо двух.

ГАЗель NN (H2 L2) c односкатной ошиновкой колес ведущего моста

Применение широкопрофильных шин размерности 235/65R16C не в ущерб грузоподъемности

С точки зрения технологии производства потребовалось освоить штамповку нескольких новых деталей днища и крыши фургона и доработать сварочную линию. В теории несущая способность широкопрофильных шин размерности 235/65R16C позволяет перевести на односкатную ошиновку весь модельный ряд ГАЗелей, кроме разве что самых тяжелых версий вроде 19-местных автобусов.

При односкатной ошиновке расстояние между колесными арками увеличилось до 1350 мм, освобождая место для полезной нагрузки

Расширение модельной линейки Соболь NN
Помимо 2,5- и 3,5-тонных грузовых фургонов в соболиное cемейство с приставкой NN входит и грузопассажирская версия с двухрядной кабиной. Грузоподъемность менее тонны (930 кг) позволяет ей въезжать в пределы Третьего транспортного кольца в Белокаменной, но ограничения, связанные с так называемым «грузовым каркасом», на такой Соболь уже распространяются, так как его полная масса составляет 3,5 т.

Соболь NN с двухрядной кабиной

Поскольку по комплектации комби практически ничем не отличается от фургонов, имеет смысл обратить внимание на конструкцию сидений заднего ряда, перекочевавшую сюда с машин поколения NEXT. Почему у них такие высокие спинки? Потому что они трансформируются в спальное место, а под ними еще и вещевой ящик имеется.

Сиденья второго ряда можно трансформировать в спальное место

Вслед за грузопассажирским комби семейство Соболь NN приросло шасси с 2- или 3-местной кабиной под монтаж различных надстроек. Сам ГАЗ уже освоил монтаж бортовых платформ, а также изотермических и промтоварных будок собственного производства. Как и в случае с грузовыми фургонами, бортовые грузовики Соболь NN доступны в двух вариантах по полной массе (2,5 или 3,5 тонны) и имеют по документам грузоподъемность 334 и 1268 кг соответственно. Размеры грузовой платформы, оборудованной штатным тентом, составляют 2340х1978х1841 мм, вместимость – 8,4 кубометра.

Соболь NN с бортовой платформой

ГАЗель Сity
Конструкция автобуса малого класса с низким входом и накопительной площадкой, полностью отвечающая требованиям «Доступная среда», оказалась столь удачной, что общий тираж Сity за четыре года выпуска исчисляется уже тысячами экземпляров. Тем более что аналога такого класса на рынке попросту нет. Недавно ГАЗ получил заказ еще на несколько сотен таких машин от Мострансавто.

ГАЗель Сity в цветах Мострансавто.

Подмосковный перевозчик заказал несколько сотен таких автобусов

Так выглядит шасси уникального в своем классе автобуса с низким входом. Передняя подвеска, как у всех NEXT’ов, независимая двухрычажная. Ради повышения плавности хода подвеска задних колес пневматическая. Более того, как и у большого «низкопольника», у Сity предусмотрена система «kneeling»

Автобусы для подмосковного перевозчика оснащаются уже моторами G21А в паре c 5-cтупенчатой «механикой». Как утверждают заводчане, новый двигатель менее шумный, чем Cummins ISF, и благодаря настройкам более динамичный. Общая пассажировместимость ГАЗель Сity составляет 22 человека. 17 из них могут ехать сидя. По факту же площадь салона позволяет разместить и больше пассажиров, все зависит от пассажиропотока.

Общая пассажировместимость автобуса 22 человека.

Накопительная площадка напротив входа может использоваться и как место для людей с ограниченными возможностями, и для стоящих пассажиров. Можно даже присесть на откидных сиденьях

Комплектные автомобили
В последнее время ГАЗ активно осваивает выпуск разного рода спецкузовов, замещая таким образом продукцию сторонних кузовостроителей. Если говорить о головной площадке завода в Нижнем Новгороде, то речь прежде всего о фургонах, начиная от обычных промтоварных и заканчивая изотермическими и рефрижераторными. Для производства сэндвич-панелей, которые раньше покупали на стороне, были приобретены заливочные машины. Есть и собственная конструкторская служба при ПСТ (производстве спецтехники). Таким образом, весь технологический процесс выпуска надстроек и качество их изготовления от начала до конца контролирует сам завод. Существует три градации кузовов по стоимости: низкая, средняя и высокая. Они отличаются материалами отделки, фурнитурой и типом уплотнителей.

ГАЗ наладил производство фургонов собственной конструкции.

Помимо размеров и назначения они отличаются также материалами отделки, фурнитурой и типом уплотнителей

Продукция из Саранска. Мусоровоз с 6-кубовой надстройкой на шасси Валдай, в данном случае это еще NEXT. Выталкивающей плиты у него нет, содержимое кузова выгружается как у обычного самосвала

Партнер ГАЗа – Саранский завод автосамосвалов (САЗ), помимо основной продукции он освоил на шасси ГАЗ еще и выпуск компактных мусоровозов, порой весьма необычной конструкции. Например, надстройки без приемного бункера, дабы не перегружать задний ведущий мост, или с самосвальным кузовом без выталкивающей плиты. Кстати, САЗу, выпускающему ежегодно приблизительно 1000 самосвалов, принадлежит 97% рынка в сегменте среднетоннажных машин.

Конструкция этого мусоровоза полностью разработана в 3D-модели. Объем кузова порядка 8-8,5 м³. Приемного бункера, сильно перетяжеляющего надстройку в районе заднего моста, здесь нет. Как следствие, развесовка по осям получилась оптимальной

Портальный погрузчик на базе ГАЗона NEXT для транспортировки 6-8-кубовых «лодочек». Особенность машины – телескопические стрелы портала: если их полностью выдвинуть, машина сможет перевезти два пустых бункера, вставленных друг в друга

Стоп-кадры
▲ Сварка каркаса боковины Соболя NN. Процесс сварки кузовов малотоннажников семейств «NEXT» и «NN» автоматизирован на 80-85%, семейства «Бизнес» – на 69%. Количество точек сварки в зависимости от модели и исполнения варьируется от 4500 до 6000. В целом на заводе задействовано более 600 роботов, включая сборку
▲ Новый окрасочный комплекс Eisenmann cмонтировали за восемь месяцев на базе бывшего прессового производства. Все оборудование немецкое, за исключением французских окрасочных роботов Sames. Одновременно можно красить в 14 цветов, включая восемь «металликов». Общее же количество различных оттенков, доступных для заказа, превышает полсотни. Для обеспечения стабильного процесса покраски (во избежание шагрени, подтеков, неравномерной толщины слоя и т.д.) в окрасочных камерах поддерживается постоянная температура (23 °С) и влажность (65%)
▲ Термостойкий электропроводный пластик позволяет окрашивать его в составе кузова, что исключает разнооттеночность