Согласно всем трем сценариям прогноза на российский автомобильный рынок оказывают негативное влияние следующие факторы.
Санкции (ЕС, США и других стран). После 24 февраля 2022 г. против РФ были введены экономические санкции, которые затронули в том числе и автомобильный рынок. Действует запрет на экспорт в РФ грузовой техники, автокомпонентов, запчастей, технологий и оборудования. Тем не менее автомобильный рынок РФ адаптировался к новым условиям, большая часть техники, поставляемой из стран, которые объявили санкции против РФ, замещена китайской, российской и белорусской техникой. Также небольшое количество зарубежной техники поставляется по альтернативному импорту. Исходя из мировых политических трендов мы предполагаем, что санкции против РФ сохранятся в 2024–2025 гг.
Высокие процентные ставки по кредиту и лизингу. 18 декабря 2023 г. ЦБ РФ повысил ключевую ставку до 16%, эта ставка действует и в январе-июле 2024 г. С ростом ключевой ставки выросли ставки по кредитам и лизингу, что сделало эти финансовые инструменты менее доступными. Негативное влияние высоких ставок по лизингу и кредиту сохранится во второй половине 2024 и в 2025 году. Процентные ставки по лизингу и кредиту будут зависеть от ключевой ставки ЦБ РФ, которая может быть увеличена во втором полугодии 2024 или в 2025 году.
Рост утилизационного сбора и ужесточение условий сертификации импортируемой техники. С августа 2023 г. были увеличены коэффициенты утилизационного сбора на грузовые автомобили. Учитывая то, что российским автопроизводителям, подписавшим СПИК, затраты по уплате утилизационного сбора компенсируются в виде промышленных субсидий, его повышение прежде всего негативно сказывается на ценах на китайские и другие импортируемые грузовые автомобили. Также с 1 апреля 2024 г. налоги и сборы, которые были не доплачены из-за занижения таможенной стоимости автомобилей, ввезенных в РФ из стран ЕАЭС, учитываются в составе утилизационного сбора. Во
втором полугодии 2024 и 2025 года ожидается дальнейшая индексация коэффициентов утилизационного сбора.
С 1 октября 2023 г. сертификация автомобилей тех брендов, которые не прекращали официальные поставки в Россию, и не включены в перечень брендов, разрешенных к параллельному импорту, осуществляется в рамках технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств». На автомобили этих брендов оформляется ОТТС, ранее можно было оформлять ЗОЕТС. Также для юридических лиц обязательна установка системы ЭРА-ГЛОНАСС при ввозе автомобилей. Данные требования будут сохраняться во 2 полугодии 2024 и 2025 года
Рост утилизационного сбора и ужесточение условий сертификации импортируемой техники приводит к повышению цен на грузовые автомобили, что негативно сказывается на рынке.
Реализация отложенного спроса. Многие перевозчики, строительные компании, компании из других сфер деятельности закупили грузовую технику в 2023 г. и не будут так же интенсивно обновлять и расширять парки в 2024 – 2025 годах.
Ограниченное производство грузовых автомобилей. С 2022 г. в России прекращено производство грузовых автомобилей иностранных брендов, таких как Volvo, Mercedes-Benz, Mitsubishi Fuso и др. С августа 2023 г. происходит ужесточение условий импорта в Россию грузовых автомобилей в РФ (повышение утилизационного сбора, усложнение сертификации импортных автомобилей и т.д.). В этой связи для дальнейшего развития рынка необходимо инвестировать в создание новых производств грузовых автомобилей на территории РФ.
Китайские производители осуществляют сборку или доработку грузовых автомобилей на мощностях российских автопроизводителей лишь в небольших объемах и не озвучивают планов по инвестированию в развитие полноценного производства своих брендов в РФ в ближайшие годы. Открытие производств в РФ автопроизводителями из других стран не планируется в рассматриваемый период.
Налоговая реформа 2025 г. В 2025 г. в РФ будет проведена налоговая реформа и вырастет налоговая нагрузка на компании, индивидуальных предпринимателей, что приведет к дальнейшему росту цен на автомобили, запчасти, сервисное обслуживание и т.д. Кроме того, у ряда потенциальных покупателей грузовой техники могут снизиться финансовые возможности по обновлению парков грузовых автомобилей.