Компании

ЧТО

ВИДНО

В ОТКРЫТЫЕ

ДВЕРИ

«ЗАКРЫТОГО»

ЗАВОДА


МЗКТ отпраздновал 70-летие

Компании

ЧТО ВИДНО В ОТКРЫТЫЕ ДВЕРИ «ЗАКРЫТОГО» ЗАВОДА

МЗКТ отпраздновал 70-летие
Минский завод колесных тягачей (МЗКТ), техника которого известна также под брендом VOLAT, считается одним из самых закрытых автопредприятий, потому как находится в ведении белорусского Госкомвоенпрома. Однако раз в пять лет завод открывает свои двери для всех желающих посмотреть, где же выпускают без преувеличения известные во всем мире «сороконожки».

Андрей ФИЛИППОВ, фото ОАО «МЗКТ»

В настоящий момент общая численность сотрудников завода составляет более четырех тысяч человек. А в структуру ОАО «МЗКТ» входит 10 производственных цехов, три цеха вспомогательной деятельности, 25 функциональных управлений и 10 отделов. И это не считая автосборочного производства «Неман» (АСП «Неман») в Лиде, которое с 2015 года также является частью предприятия. Собственно, это и всё, что можно описать словами, – остальное нужно просто увидеть.
Официальный взгляд…
Буквально два номера назад в нашем журнале уже выходил материал, посвященный МЗКТ, с акцентом на гражданскую составляющую его модельного ряда. Но тогда это была просто беседа с заместителем начальника управления продаж и маркетинга МЗКТ Андреем Степусем без близкого знакомства с самим продуктом. Теперь это упущение было исправлено, и можно делать конкретные выводы, опираясь на совокупность всех факторов.

Главный конвейер – армейская и гражданская техника, включая шасси для автобусов, собирается одновременно

Практически всё, о чем говорилось в вышеупомянутом интервью, нашло своё подтверждение в цехах предприятия и на площадке готовой продукции. Даже обещанный запуск в серию автобусов Неман-420423 состоялся – на площадке стояли готовые машины из новой партии. Разве что флагмана гражданской линейки – крановое шасси МЗКТ-740004-010 (10х10) с «крабовым» ходом – обнаружить не удалось. Машина находилась на площадях «Галичанина», где на неё монтировали 100-тонник.

Цех по сборке ЛБА МЗКТ-490100 – машины поставляются не только в ВС Беларуси, но и в МВД

Что касается российского рынка, то за восемь месяцев у нас было реализовано 15 гражданских спецшасси VOLAT. Кажется, немного. Но это если не учитывать специфику рынка подобной техники и тот факт, что в прошлом году за этот же период удалось продать лишь один автомобиль. Согласитесь, прогресс налицо.

Цех испытаний узлов и агрегатов – на переднем плане испытания ведущего моста

В целом же на момент посещения завода на главном конвейере была обнаружена одновременная сборка сразу восьми различных семейств гражданской и армейской техники, а также автобусов. Это много для любого предприятия, даже если речь идет о менее сложном продукте. И то, что МЗКТ справляется с таким разнообразием, говорит о многом. Причем планы как-то сузить модельный ряд, чтобы нарастить выпуск, здесь даже не обсуждаются. Скорее наоборот: в 2022 году завод представил восемь новинок, в 2023 году – 13 перспективных разработок, в 2024-м – ещё пять моделей. Всё, что запрашивает рынок, а белорусы могут сделать, оперативно воплощается в металле.

Полуприцепы для своих тягачей МЗКТ тоже собирает сам

…и личное мнение
Я посещаю МЗКТ на каждый юбилей. Сначала как представитель СМИ, а через пару дней как обычный гость в День открытых дверей. И, смею вас уверить, это самый открытый автозавод в России и Беларуси. Только здесь можно побродить по огромной территории без ограничений.

«Литейка» обычно самое страшное место на заводе, и его стараются никому не показывать, чтобы «не потерять лицо». МЗКТ чужды подобные предрассудки, и в этом году кто хотел – тот посмотрел

Покататься на опытном электробусе или перспективном броневике – пожалуйста. Залезть в недостроенный тягач для нефтегазовой отрасли – без проблем. Покрутить руль ракетоносца, ожидающего пробеговых испытаний, – милости просим. А ведь есть ещё и современный музей с шикарной экспозицией, ходовыми экспонатами и экзотическими образцами вроде МАЗ-7907 «Целина». В общем, дружелюбие к обывателям, пусть и раз в пять лет, смело можно ставить в пример куда более открытым заводам.

«Эффективные менеджеры» когда-то советовали ради развития отказаться от выпуска собственных агрегатов и всё закупать за рубежом – время всё расставило по своим местам

При этом видно, что завод работает и не стесняется того, что производит. Армейская техника на конвейере соседствует с гражданской. В испытательном цехе вперемежку стоят автобусы, полноприводные «зеленые» тягачи и «вахтовки» для Белэнерго. Предприятие живет своей размеренной жизнью и, визуально, уверенно смотрит в будущее. Возможно, благодаря тому что на МЗКТ действительно разделяют понятия «антисанкционка» и «импортозамещение», делая упор на второй вариант. Понятно, что пока достичь 100%-ного перехода на российские и белорусские комплектующие не получается. Но работа видна хотя бы по тому, что техника VOLAT оснащается не только своими мостами, но и родной ГМП, чего не смогли добиться даже более крупные автозаводы. И это при огромном разнообразии модельного ряда, с техникой для совершенно не похожих отраслей.

С юбилеем, МЗКТ – успехов тебе и процветания!

Самый яркий экспонат заводского музея – 12-осное шасси МАЗ-7907 «Целина»

От первого лица
Римашевский Алексей Иванович,

генеральный директор ОАО «МЗКТ»

– Какова характерная черта МЗКТ, отличающая его от других российских и белорусских автозаводов?

– Я считаю, это то, что мы не занимаемся выпуском серийной продукции в том понимании, которое вкладывается в данное определение. У нас нет в планах массово производить одну-единственную модель, а потому нет «автоматов» и «роботов». Наоборот, мы выстроили максимально гибкое производство, способное быстро перестраиваться на сборку той или иной модели в зависимости от текущих запросов заказчика.

Полноприводное шасси МЗКТ-45030A и кузов, который превратит машину в МЗКТ-450330

– Многие российские производители в числе основных проблем перечисляют отсутствие качественных комплектующих, сложности с обслуживанием и ремонтом импортного оборудования, разрушенную логистику. Что является главной проблемой для МЗКТ?

– Я думаю, кадровый вопрос. Заводу не хватает квалифицированных рабочих: токарей, фрезеровщиков, шлифовщиков и наладчиков станков с ЧПУ. Причем уровень зарплаты достаточно высокий – средние цифры за июнь у рабочих в механосборочных цехах 3,5 тысячи белорусских рублей (100 тысяч рос. руб.). Но за эти деньги действительно приходится работать, потому как большая номенклатура производимой техники требует постоянной переналадки станков. При этом наши работники высоко ценятся на рынке труда, и есть масса желающих переманить их к себе. Чтобы решить этот вопрос, кроме создания хороших условий для труда нашим рабочим мы активно сотрудничаем с учебными заведениями, готовя для себя кадры, грубо говоря, со школьной скамьи.

Светлые, просторные цеха, современное оборудование, комфортные условия работы – тоже способ удержать квалифицированные кадры

– Сейчас достаточно весомым аргументом при покупке техники является возможность производителя обеспечить качественное и своевременное сервисное сопровождение. Насколько МЗКТ готов удовлетворить такие запросы?

– Гарантийным и сервисным обслуживанием у нас занимается филиал «ВОЛАТТРАНССЕРВИС» со штатом сотрудников более 150 человек. Его мобильные выездные бригады работают по всему миру, проводя сервисное обслуживание на территории заказчика, в местах эксплуатации автотехники. Кроме того, есть 17 сертифицированных сервисных центров в России и один в Азербайджане.

Что касается ресурса, то он такой же, как и у ближайших аналогов. У нас есть примеры наших гражданских машин, которые прошли уже 1,5 миллиона километров. Но сейчас ставка делается всё же не на создание «вечной» техники с безумным запасом прочности, а на шасси, способное обеспечить надежную работу в пределах обозначенного ресурса. При таком подходе клиенту не приходится переплачивать за абсолютно не нужный ему запас конструкции, при этом функциональность автомобиля находится на требуемом уровне.

Седельный тягач МЗКТ-74106 из бессмертного семейства минских «двухкабинников» – как видите, спрос по-прежнему есть

– Насколько высоко качество выпускаемой заводом продукции?

– В настоящий момент мы делаем всё, чтобы у покупателя не было претензий к нашим машинам. Ни один гражданский или армейский автомобиль не передается заказчику, не пройдя обкатку. Техника проходит сначала производственную обкатку, потом пробег ОТК, а для военных машин предусмотрена ещё и приёмка заказчиком. У нас есть отдельный цех с девятью 40-метровыми смотровыми ямами, и там проводится доводка всего, что сошло с главного конвейера. На предприятии используется многоступенчатая система контроля качества выпускаемой продукции, охватывающая не только каждый из этапов создания продукции, но и уровень оказываемых сервисных услуг.

8-осный МЗКТ-79221 с балластной фермой в процессе обкатки

– А где именно обкатывается техника, особенно многоосные шасси?

– Всю серийную продукцию мы обкатываем на дорогах общего пользования. Стандартные автомобили мы катаем по любым дорогам с пробегом до 200 км, а спецшасси с превышением допустимых весовых или габаритных параметров – только на определенных участках, в соответствии с разрешениями от Госавтоинспекции. Причем для каждой модели это разные трассы и направления. Обкатка таких машин – от 300 до 500 км. Единственное исключение – это наши автобусы. Так как шасси мы собираем в Минске, а кузова устанавливаем в Лиде, то возвращение оттуда на завод своим ходом и является для «Неманов» обкаткой.
А для испытаний новых образцов у нас есть заводской полигон недалеко от Минска, и все новинки мы тестируем там.

Готовое к отгрузке самоходное шасси для автобусов «Неман»

От первого лица
Сташук Екатерина Сергеевна,

заместитель генерального директора
по коммерческим вопросам ОАО «МЗКТ»

– Большой акцент при демонстрации актуальной продуктовой линейки сделан на гражданскую технику. Текущая цель завода перейти с военного модельного ряда на гражданский?

– Это не совсем так. Действительно, одной из стратегических целей ещё лет пять назад мы для себя определили увеличение доли гражданской техники в общей структуре реализации. Задолго до событий, существенно изменивших наш рынок. Ещё тогда мы поставили задачу довести долю производимой нами гражданской продукции до 25% от общего выпуска. И уход с рынка «европейцев» открыл для нас возможность осуществить задуманное даже раньше намеченных сроков.

Шасси под гражданские настройки: МЗКТ-750003 с полной массой 49,2 тонны, МЗКТ-652760-231 с полной массой 68,6 тонны и МЗКТ-830001-010 с полной массой 75,2 тонны

Так, в прошлом году мы выпустили 14 новых моделей для гражданского сектора. Это позволило в три раза нарастить продажи техники народнохозяйственного назначения. Это реальное увеличение количества реализованных автомобилей, расширение клиентской базы и вход в новые сегменты рынка. А если добавить сюда показатели возобновленного выпуска пассажирской техники, то цифры усиливают уверенность в будущем и свидетельствуют о хорошем потенциале.

Сборка крановых шасси МЗКТ-75002 полной массой 46 тонн – на момент посещения закладывался уже десятый образец

– Сейчас белорусские предприятия любят похвастаться выходом на тот или иной зарубежный рынок. Есть ли у МЗКТ достижения такого плана или из-за определенного имиджа продукции VOLAT это просто невозможно?

– Почему же, бренд VOLAT как раз известен с положительной стороны. Поэтому интерес к нашей продукции есть не только в странах СНГ, но и в дальнем зарубежье. Например, можно отметить Вьетнам, который мы сейчас считаем весьма перспективным. Да и старые контакты с нашими партнёрами не угасли.

Первый и единственный пока образец полноприводного грузовика МЗКТ-550130 полной массой 12,5 тонны был собран для стран с левосторонним движением

– То есть сотрудничество по старым контрактам продолжается?

– Безусловно, мы же добропорядочные поставщики, а значит, обеспечиваем техническое сопровождение нашей продукции. Вся поставленная техника в те же ОАЭ полностью снабжается нами всеми необходимыми запчастями.
Скажу больше, мы сейчас работаем над проектами по организации сборочных производств за рубежом. Понятно, что бросаться в объятия всех желающих мы не готовы, но предложения проверенных партнеров, таких как ОАЭ или Саудовская Аравия, мы рассматриваем достаточно серьезно.

ЛБА МЗКТ-490101 полной массой 11 тонн изначально проектировался на импортных агрегатах, чтобы поставляться на экспорт, – это хорошо видно по окраске

– Какой продукт вы считаете самым перспективным на текущий момент?

– Пожалуй, это наши новые автобусы. Мы достаточно долго занимались импортозамещением, но получившийся в итоге продукт оказался действительно хорош в техническом плане. Он не уступает автобусам, которые мы собирали на итальянских шасси, а в чем-то даже превосходит их. Тем более что нам удалось сохранить производство кузовов, которые раньше не чуралась выкупать сама Cacciamali, чтобы устанавливать их на шасси уже в Италии. Впрочем, это видно даже по портфелю заказов – он расписан на несколько месяцев вперед.

Пригородных 39-местных автобусов Неман-420434-501 собрано уже более трех десятков

От первого лица
Бурьян Василий Анатольевич,

главный конструктор – начальник УГК ОАО «МЗКТ»

– В настоящий момент в линейке МЗКТ присутствует, наверное, с десяток различных вариантов кабин – для каждого модельного ряда она своя. Нет ли планов как-то уменьшить такую вариативность?

– Безусловно, такие планы есть, и мы уже много лет ведем работы в этом направлении. Но это достаточно серьезные финансовые вложения, которые можно окупить только при больших тиражах. Та же армейская тематика достаточно специфична, а заказчики весьма консервативны и очень неохотно встречают различные нововведения, пусть даже и сулящие более практичные решения. Бизнес по производству кабин для коммерческих грузовиков имеет высокие барьеры входа и требует массового производства для окупаемости вложенных инвестиций. В свое время для повышения конкурентоспособности, когда наши основные заказчики требовали от техники не только высокой проходимости, но и повышенного комфорта, мы почти заключили договор с DAF, чтобы брать их кабины. Но, после того как на Беларусь обрушились санкции, переговоры, естественно, прервались.
Зато мы смогли довести до ума и сертифицировать свою собственную кабину, которую сейчас устанавливаем на семейство 4503. В дальнейшем планируем предлагать её и на армейскую технику семейств 5002 и 6005.

Собственные кабины для семейств «4503» и «7930» по краям и три мазовские кабины в центре

– Сейчас самым сложным продуктом в плане логистики выглядит выпуск автобусов. Сначала в Минске собирают шасси. Затем его автовозами по две штуки перевозят в Лиду. Там изготавливают кузов, устанавливают его на шасси и потом гонят готовый автобус обратно в столицу. Нет ли в планах что-то поменять?

– На данном этапе мы считаем такое распределение ролей оптимальным решением. Минчане прекрасно справляются со сборкой шасси, а в Лиде отличные спецы по изготовлению кузовов. При этом там же собирают и стеклопластиковые кабины для грузовиков, так что тралы и в обратную сторону едут с грузом. Опять же любое изменение такого взаимодействия потребует поиска новых кадров, а это сейчас серьезная проблема.

Собранные шасси для автобусов «Неман» возят на вот таких тралах

– Какие модели автобусов планируется производить, раз уж завод считает данную тему перспективной?

– Пока серийным продуктом у нас является пригородная модификация. Сейчас мы завершили цикл сертификационных испытаний по междугородному и туристическому вариантам. А вот городскую машину в ближайшее время делать не планируем.
Что касается электробуса, то это по-прежнему пилотный проект. Пока устойчивого спроса на такие машины нет, вкладывать средства в его раскрутку нецелесообразно.

Опытный 20-местный электробус Неман-420351-183 используется как внутризаводской транспорт

Мимоездом
МИМОЛЕТНЫЙ ТЕСТ-ДРАЙВ

Какой же мужчина не любит играть в большие игрушки?! Естественно, я не прошел мимо предлагаемого тест-драйва и опробовал на дорогах заводского полигона МЗКТ всё, на чём разрешили порулить из линейки VOLAT. Короткие выводы привожу ниже:

Шасси МЗКТ-543М00 (8х8) – самый колоритный образец из всей представленной техники...

Шасси МЗКТ-543М00 (8х8) – самый колоритный образец из всей представленной техники. Одни «танцы с бубнами» при запуске двигателя с сухим картером чего стоят! На удивление, в кабине не так уж и тесно, а благодаря наличию ГМП к управлению машиной привыкаешь очень быстро. Однако отсутствие на уровне глаз второй кабины сильно затрудняет понимание, где же там правый передний угол – ещё на дороге или уже на обочине. В общем, машина специфическая, но архаичной я бы её не назвал...

Шасси МЗКТ-7930 (8х8) – самый безликий аппарат из линейки...

Шасси МЗКТ-7930 (8х8) – самый безликий аппарат из линейки. Даже несмотря на то, что здесь стояла МКП, сел и поехал. Благодаря единой кабине, пусть и широкой, габариты чувствуются прекрасно. Управление не вызывает никаких сложностей, а следовательно, и эмоций. Видимо, недаром семейство «7930» – одно из самых востребованных у заказчиков.

ЛБА МЗКТ-490100 (4х4), он же проект V1, – самый спорный из протестированных автомобилей...

ЛБА МЗКТ-490100 (4х4), он же проект V1, – самый спорный из протестированных автомобилей. Данный экземпляр по желанию покупателей был зачем-то оснащен МКП. В итоге сочетание большого веса, не слишком мощного двигателя и необходимости постоянно шуровать «кочергой» снизили хороший потенциал интересного броневичка. Двигатель работает на повышенных оборотах, передачи до III выкручиваются мгновенно, а IV подхватить трудно, ибо скорость ещё мала. Когда же машина всё же разгоняется до 40 км/ч, то впереди уже возникает поворот с колдобинами, и, чтобы не лечь на бок (центр масс поучился высокий), нужно сильно сбросить скорость … В общем, рекомендую брать V1 только «автомат», который здесь жизненно необходим...

«Вахтовка» МЗКТ-4503KM-010 (4х4) – самый драйвовый испытуемый...

«Вахтовка» МЗКТ-4503KM-010 (4х4) – самый драйвовый испытуемый. В принципе, я знал, что такое независимая подвеска на грузовиках и как она работает на пересеченной местности. Пять лет назад я тестировал тактический МЗКТ-600100 (6х6) и был достаточно удивлен возможности машины гнать по «пересеченке» как по асфальту. А теперь представьте всё то же самое, только в два раза легче и компактнее по размерам, да ещё и с более низким центром тяжести. Замечательный автомобиль: динамичный, маневренный, устойчивый и прекрасно держится на дороге с колеями и ямами различного формата.
Теперь я понимаю, почему, взяв пробную партию, «Белэнерго» всё закупает и закупает эти машины, обновляя свой парк. И одновременно не понимаю, почему белорусская армия, приняв на вооружение МЗКТ-5002 (4х4), отказывается от МЗКТ-6001 (6х6) и МЗКТ-6002 (8х8), предпочитая им рессорные грузовики. Вроде как уже должно быть понятно, что высокая скорость на проселке в современном бою – это сохранение жизни бойцов.

Плавающий бронеавтомобиль МЗКТ-690003 (8х8), он же проект V2, – самое удивительное транспортное средство...

Плавающий бронеавтомобиль МЗКТ-690003 (8х8), он же проект V2, – самое удивительное транспортное средство. Во-первых, это опытный образец, которых собрано всего два экземпляра, и пускать за руль какого-то там журналиста водитель-испытатель желанием не горел. Во-вторых, я и сам не был сильно уверен, что получу от этой поездки хоть какое-то удовольствие – визуально тесное место водителя, огромные габариты, совершенно не совпадающие с обычным грузовым транспортом, большой вес. Но я же на работе, а потому решил рискнуть.
И вы не поверите, но получил точно такое же удовольствие от управления V2, как и от «вахтовки». В маршевом положении, когда «мехвод» сидит не внутри, – обзор почти отличный. Сочетание двигателя и ГМП – шикарное, управление – превосходное, картинка с камеры заднего вида (машина весь день гоняла по пыли) четкая, показания приборов считываются вообще без вопросов. А как машина идет по разбитой дороге… Песня!
Как по мне, нужно делать упрощенный вариант, отказавшись от возможности плавать в пользу уменьшения габаритов и внутреннего объема при сохранении всех элементов ходовой части и силовой установки. И будет у белорусов свой достойный аналог европейским «вундервафлям».
Мимоездом
ЮБИЛЕЙ МАЗА

Минский автомобильный завод (МАЗ) также в этом году провел День открытых дверей, приуроченный к своему 80-летию. Это первый раз, когда МАЗ пробует подобный формат мероприятия, – до этого всё ограничивалось небольшой выставкой техники и праздничным концертом перед заводским ДК.

Главный конвейер МАЗа – палитра кабин по-прежнему разнообразна

3 августа для посетителей открыли свои двери цех по сборке автобусов и главный конвейер предприятия. Причем первый был доступен лишь на треть, если не меньше, что, конечно, вызывало некоторое разочарование у избалованной белорусской публики – все привыкли, что если уж завод открывает доступ на территорию, то есть возможность осмотреть три-четыре цеха как минимум. Тем не менее начало положено, и это радует.

Что касается технической части мероприятия, то МАЗ сделал ставку на демонстрацию своей техники с максимально возможным доступом к ней. Очереди из желающих посидеть в кабине тягача или спортивного грузовика выстраивались минут на 20 ожидания – это немало.

Двигатель БМВК расшифровывается как Белорусские Моторы Великий Камень. Ну, вы поняли…

Из новинок, которые МАЗ скромно и тихо продемонстрировал в рамках мероприятия, стоит отметить полноприводный бортовой грузовик МАЗ-63362L (8х8). Это первый серийный 4-осник на односкатной ошиновке в современной истории МАЗа. Опытные образцы завод показал в 2022 году, но импортные комплектующие затормозили его запуск в серию, а потому конструкцию пришлось переделывать под китайские комплектующие. Сейчас на машине установлен 453-сильный Weichai Power WP12.460, что позволяет уверенно перевозить по бездорожью 22,95 тонны груза при полной массе 38 тонн. Правда, с учетом монтажной длины рамы 8,6 метра, модель скорее заточена под установку различных спецнадстроек, а бортовой вариант – это скорее опция.

Полноприводный МАЗ-63362L – актуальный конкурент КАМАЗам

Также был представлен седельный тягач МАЗ-54402L-2531-031 из лимитированной серии, посвященной 80-летию автозавода. Машина получила немного обновленный дизайн, 453-сильный двигатель, который МАЗ позиционирует как «отечественного производства», роботизированную 12-ступенчатую коробку передач и гипоидный ведущий мост с дисковыми тормозами и пневмоподвеской. Пока эта модификация будет собрана в количестве символичных 80 единиц – часть машин уже передана заказчику. Будет ли такая кабина устанавливаться и на серийные грузовики – непонятно. Потому как целесообразность такого рестайлинга при наличии уже готового решения в виде кабины поколения 4+, собираемой малыми сериями, под большим вопросом.

В рамках рестайлига «юбилейная» серия получила и логотип с подсветкой

Что касается текущего положения МАЗа на российском рынке, то оно оставляет желать лучшего. Если ещё в прошлом году по итогам восьми месяцев белорусы занимали шестую строчку по продажам грузовиков, то в этом – только восьмую, снизив свои показатели на 8,8%. При этом седельные тягачи, которыми ещё недавно славился автозавод, не попали даже в ТОП-25 популярных моделей. Костяк продаж сейчас составляют 3-осники МАЗ-6312 – 20-я строчка с 945 ед. (+19,6%) и 2-осник МАЗ-5340 – 25-я строчка с 831 ед. (+81%).

По автобусам всё ещё хуже. С пятого места по итогам 8 месяцев в 2023-м МАЗ в 2024-м спустился на девятое – 327 ед. (–53,9%). А единственная модель, попавшая в ТОП-25, это МАЗ 203 – 123 ед. (–54,4%). При таких показателях уже не совсем понятно, зачем МАЗ строит большой новый цех по выпуску автобусов, если продажи стремительно падают, а китайцы активно теснят отечественный автопром по всем фронтам, включая и городской сегмент.

Какой-то невеселый юбилей получается, не находите?

Для детворы на празднике МАЗа было настоящее раздолье