Компании/от первого лица

БОГАТЫРИ,

ОДЕТЫЕ

«ПО ГРАЖДАНКЕ»


Гражданская тематика МЗКТ

Компании/от первого лица

БОГАТЫРИ, ОДЕТЫЕ «ПО ГРАЖДАНКЕ»

Гражданская тематика МЗКТ
Когда год назад я готовил материал об актуальной линейке Минского завода колесных тягачей (МЗКТ) гражданского назначения, представители завода уверяли меня, что это направление будет активно развиваться. На тот момент подобные заверения выглядели весьма сомнительно – зачем в современных реалиях предприятию, известному во всем мире своей спецтехникой, концентрировать внимание на сегменте, куда валом валят производители из Китая? Тем не менее за год доля техники, поставленной в «народное хозяйство», поднялась с едва заметных 5% до существенных 23% и продолжает расти. О том, что сейчас происходит на заводе и на какие сегменты нацелена продукция VOLAT, рассказал заместитель начальника управления продаж и маркетинга МЗКТ Андрей Степусь.

Андрей ФИЛИППОВ, фото ОАО «МЗКТ»

Андрей СТЕПУСЬ,
заместитель начальника
управления продаж и маркетинга
Минского завода колесных тягачей (МЗКТ)

– Андрей Николаевич, первоочередной вопрос: зачем МЗКТ вообще развивать направление гражданской техники, особенно в свете того, что вокруг всё весьма неспокойно?
– На самом деле коммерческие автомобили в линейке нашего предприятия были всегда. Причем в 1990-х знали их ничуть не меньше, чем спецтехнику. Тягачи, самосвалы и шасси VOLAT ценили за надежность и вездеходные качества не только в странах СНГ, но и в дальнем зарубежье.

– Какова доля гражданских машин в общем выпуске автозавода?
– До недавнего времени она колебалась от 5 до 10% в зависимости от наличия крупных заказов. Одна из стратегических целей нашей компании – увеличить долю коммерческого сегмента в существующей продуктовой линейке до 25% к 2025 году. Прошлый год мы закрыли на отметке в 23% за счет вывода на рынок целого ряда перспективных моделей.

– Так понимаю, речь идет о модели МЗКТ-4503 и её модификациях, которая стала как бы развитием темы «белорусской шишиги» МЗКТ-500200? По крайней мере, именно они всё чаще встречаются на дорогах.
– Не только, хотя данный проект, безусловно, заслуживает внимания. Сейчас в линейке у нас три готовых варианта этой машины: шасси МЗКТ-45030А-010 грузоподъемностью 3,9 тонны, бортовой грузовика МЗКТ-450330-010 на три тонны груза и фургон-мастерская МЗКТ-4503КМ-010. Последний был создан по заказу ГПО «Белэнерго» в соответствии с их ТЗ. А то, что именно они больше всего на виду, так это просто особенности применения. Остальные модели в основном работают на бездорожье или закрытых объектах.

– В какие страны сейчас продается МЗКТ-4503?
– Ожидается, что в текущем году общий объем произведенных автомобилей МЗКТ-4503КМ превысит 100 единиц. Все они были закуплены различными предприятиями в Беларуси. Есть серьезный интерес и со стороны покупателей из России. Потенциал у семейства хороший. Благодаря сочетанию полного привода, компактных размеров и достаточной грузоподъемности мы получили отличный вариант для работы на бездорожье, что уже подтвердили отзывы эксплуатирующих организаций. Ведь первоначальный заказ был всего на партию из 20 машин.

Рендер полноприводного шасси МЗКТ-45030А-010 (4х4)

Бортовой грузовик МЗКТ-450330-010 (4х4)

Заказ белорусского ГПО «Белэнерго» – МЗКТ-4503КМ-010 (4х4)

– Какие еще гражданские проекты в настоящее время реализовывает VOLAT?

– Нашей традиционной нишей всегда был нефтегазовый сектор: мобильные буровые установки, шасси для колтюбинговых установок, шасси для флотов ГРП. Собственно, в настоящее время ничего не поменялось, хотя конкуренция, безусловно, возросла.

К примеру, в сегменте шасси под тяжелые колтюбинговые установки нами разработаны уникальные шасси МЗКТ-65276-231 и МЗКТ-830001-010 с колесной формулой 10х10 для оборудования клиентов весом более 50 тонн, которые на сегодняшний день вне конкуренции как по примененным конструкторским решениям, так и в части импортонезависимости. «Европейцы» ушли, российские производители пока не адаптировались, а «китайцы» аналогов к нам вообще не поставляют.

А вот если говорить о технике для гидравлического разрыва пласта, то тут всё сложнее. Если до 2019 года мы, имея шасси стандарта Евро-4, чувствовали себя хорошо, то в последующие годы компании стали переходить на шасси с моторами Евро-5, которых у нас не было. Чтобы вернуть клиентов обратно, пришлось провести огромную работу и не просто поменять двигатели на более экологичные, а разработать новые модели, опираясь на данные об актуальном автопарке ключевых добывающих компаний. Шасси облегчили для увеличения грузоподъемности, сделали более низким для лучшей устойчивости и уменьшения габаритов по высоте, повысили комфорт. Кроме того, появилась модель с дополнительной пятой осью для получения правильной развесовки, позволяющей передвигаться по дорогам общего пользования без оплаты. В прошлом году мы передали первые такие машины заказчикам, и сейчас они уже приступили к работе. Отзывы идут положительные, и виден интерес к дальнейшим закупкам.

В сегменте мобильных буровых установок основную долю продаж занимают шасси с колесной формулой 12х12 и 8х8. Несмотря на аскетичный внешний вид, «изюминка» шасси в их грузоподъемности, надежности и импортонезависимости. Акцент мы делаем на отработанные годами технические решения. Основные потребители установок на данных шасси – это, как правило, крупные государственные компании, которые знают наше качество и возможности техники, а потому целенаправленно использует продукцию VOLAT. Наши конкуренты собирают технику по принципу «сборной солянки» из узлов и компонентов серийных производителей.

Кроме этого, в продуктовой линейке представлены шасси 6х6, 10х8, 14х14, которые в меньшей степени представлены в портфеле заказов нашей компании, тем не менее также имеют своего клиента.

Колтюбинговая установка МКП-30T на шасси МЗКТ-652760 (10х10)

Пневмовакуумная машина ВПМ-250 шасси МЗКТ-750004 (8х8)

Рендер шасси МЗКТ-750006-010 (8х8) грузоподъемностью 30 тонн

Шасси МЗКТ-750005-010 (10х10) грузоподъемностью 40 тонн

Готовый продукт на шасси МЗКТ-750005-020 (10х10)

Шасси МЗКТ-830001-010 (10х10) грузоподъемностью 50 тонн

Шасси МЗКТ-800770 (6х6) под мобильную буровую установку

Агрегат ИДЕЛЬ-80 на шасси МЗКТ-652716 (8х8)

Шасси МЗКТ-700300 (12х12) выглядит внушительно в любом состоянии

– Помнится, раньше на шасси МЗКТ активно монтировали подъемные краны самой различной грузоподъемности. Эта тема еще жива?

– Да, безусловно. Правда, теперь мы сместились в сегмент тяжелых автокранов грузоподъемностью от 70 до 100 тонн на шасси с колесной формулой от 8х4 до 10х10, а основным партнером для нас сейчас является «Галичский автокрановый завод». Из последних разработок могу не без гордости отметить совместный проект создания 100-тонного автокрана «Галичанин» с «крабовым» ходом. Проект реализуется в интересах газодобывающей отрасли, и планируется, что готовое изделие будет представлено уже в этом году на «Петербургском международном газовом форуме 2024» в октябре.

Рендер шасси МЗКТ-740004-010 (10х4) под 100-тонник

Крановое шасси МЗКТ-750001-020 (10х10)

Готовый автокран «Галичанин» на шасси МЗКТ-750002 (8х8)

– На выставке «СТТ Экспо» в прошлом году демонстрировался совместный проект по установке на шасси МЗКТ бетононасосов. Получил ли он развитие?

– Да, развитие есть, но не совсем в том ключе, который был показан. Как вы помните, тогда на нашем шасси МЗКТ-750007 был представлен бетононасос Zoomlion K63X-7RZ. К сожалению, большинство китайских компаний ведет на рынке достаточно хаотичную политику продаж, не позволяющую российским дилерам выстроить какую-либо долгосрочную стратегию, и Zoomlion не стал исключением. Поэтому совместно с нашими партнерами мы сделали шасси более универсальными, и сейчас они адаптированы под монтаж бетононасосов различных марок. Сейчас предлагаем четыре варианта с колесной формулой от 6х4 до 10х4. Кроме того, эти же шасси у нас подготовлены и для установки высотных автолестниц и гидравлических подъемников для пожарных служб.

Рендер шасси МЗКТ-750003-030 (8х4)

Шасси МЗКТ-750003-040 (8х4) под бетононасос

Автобетононасос Zoomlion на шасси МЗКТ-750007-010 (10х4)

– А в целом планируется ли развитие темы пассажирского транспорта и если да, то в каком ключе?
– Если речь идет о больших автобусах типа 12-метрового Неман-52012, то нет. Очень высокая конкуренция при очень серьезных вложениях. А вот проект автобусов среднего класса, безусловно, будет развиваться и дальше.
Сейчас мы полностью завершили все испытания нашей собственной разработки Неман-420423 и начали её серийный выпуск – на данный момент собрано более 20 машин. Все собранные экземпляры раскуплены. В настоящее время мы отлаживаем логистические цепочки по доставке комплектующих и с мая планируем выйти на серийное производство.
Рынок сбыта не только Беларусь, но и Россия – примерно 50/50. У нас клиент из Подмосковья приобрел сразу четыре машины, поставил их на маршрут и уже заявил, что хочет продолжить сотрудничество. По модельному ряду пока планируем следующие варианты исполнения: пригородное, туристическое, междугородное и для перевозки детей.

– Актуальный вопрос: степень локализации комплектующих?
– При проектировании новой серии автобусов Неман 4204 мы ушли от импортного шасси и применили максимально возможное в текущих условиях количество отечественных комплектующих. Сделано это для того, чтобы максимально увеличить долю собственного труда в сборке автобуса. Благодаря этому уже к лету готовимся получить все подтверждения по степени локализации для включения в реестр евразийских производителей. Это позволит нам принимать участие в государственных тендерах в РФ, а значит, наращивать производство и продажи.

Пригородный вариант Неман-420423-501

Кроме шасси, автобус получил и новую переднюю панель

Комбинация приборов и некоторые органы управления

Салон рассчитан на 39 пассажиров, включая 29 мест для сидения

– И раз уж затронули тему противостояния отечественного автопрома с «китайцами» – насколько сложно конкурировать с техникой из Поднебесной?

– Наш продукт имеет достаточно узкую специализацию. Это шасси для сегментов, в которых китайская техника не слишком сильна. Поэтому к честной конкуренции мы относимся совершенно спокойно – наш продукт выигрывает по функционалу и надежности.
Вопрос в том, что через так называемый «параллельный импорт» на рынок идет техника, которая не соответствует текущим российским техническим регламентам, но при этом она значительно дешевле.

– Спасибо!

2-осный полуприцеп-тяжеловоз МЗКТ 998670-011