Компании: ОАО «МАЗ»

БЕЛОРУССКИЙ

ОТВЕТ

КИТАЙСКОЙ

ЭКСПАНСИИ





Автобусные новинки МАЗа

Автобусные новинки МАЗа

БЕЛОРУССКИЙ ОТВЕТ КИТАЙСКОЙ ЭКСПАНСИИ

Компании: ОАО «МАЗ»

Андрей Филиппов, фото автора

Еще лет десять назад каждый из ведущих автобусных заводов СНГ – «Волжанин», ГолАЗ, ЛАЗ, МАЗ, НефАЗ считал своим долгом иметь на российском рынке одну, а то и несколько моделей междугородных и даже туристских машин. Кроме того, свою продукцию у нас активно представляли и европейские бренды, как в виде новых машин, так и «бэушек», которые массово завозили частные перевозчики. Поэтому автобусы китайского производства, с учетом безалаберного подхода многих производителей из Поднебесной к их продвижению на рынке, никто всерьез не воспринимал. И, как оказалось, напрасно…

В настоящий момент существенная доля регулярных междугородных пассажирских перевозок осуществляется автобусами Made in China. Более того, в 2023 год отечественный автопром вошел без современных «междугородников», не говоря уже о полноценных «туристах». В то время как китайцы начали активные поставки и в соседнюю Беларусь – последнюю цитадель, где сообщение между городами все ещё осуществлялось отечественными МАЗами. Поэтому представленный в этом году новейший МАЗ 350 оказался как глоток свежего воздуха, поддержав веру, что не всё ещё потеряно для наших автозаводов.
Полноценный «турист»
Если быть уж совсем честным, то МАЗ 350 не такая уж и новинка. Этим проектом белорусы занялись… 10 лет назад! Еще в октябре 2013-го было принято решение расширить линейку автобусов МАЗ и заняться разработкой машин третьего поколения. Причем начать решили сразу с флагмана — трехосного туристического 15-метрового МАЗ 350065.

Скажем больше, МАЗ 350065 казался минчанам настолько перспективным, что в ноябре того же года было решено свернуть все текущие работы по созданию 3-осного варианта второго поколения МАЗ 250. И это несмотря на то, что на конвейере на тот момент находился не только 2-осный МАЗ 250, но и «междугородник» первого поколения МАЗ 152.

Трап на входе второй двери, которую обычно используют для посадки, – четыре ступеньки

Первая дверь – для экипажа.

Здесь же откидное сиденье для гида/ сопровождающего

В активную фазу работы по МАЗ 350065 перешли в 2014 году. На тот момент автобусы МАЗ славились своей надежностью из-за применения европейских комплектующих, и для нового «туриста» конструкторы выбирали все самое лучшее.
В моторный отсек предполагалось установить двигатель Daimler OM 471LA (Евро-6), коробка передач должна была быть автоматизированная (АМКП) MB GO 250-8, ведущий мост и управляемые оси от ZF, ну и, конечно же, самые современные электронные системы управления.
Добавьте сюда оригинальный дизайн – а он практически не изменился с тех пор, — и вы поймете, какую бомбу готовили белорусы не только для «китайцев», но и для европейских моделей автобусов, присутствующих на российском рынке.

Кресла комфортабельные, но в данной комплектации - без мониторов в спинках...

Последний ряд сидений установлен на невысоком подиуме

Увы, когда через два года все было готово к сборке первого экземпляра автобуса нового поколения и даже закуплены все комплектующие для него, приоритеты завода изменились, и появление МАЗ 350 решили на время отложить.
А летом 2021-го, когда европейцы перестали поставлять белорусам свои комплектующие, встал вопрос о переделке «туриста».

Сверху – полноценный кухонный блок, снизу – вход в спальный отсек для водителей

Визуально в «спальнике» есть ещё над чем поработать...

Впрочем, санкции не сильно смутили минчан, и уже через год была собрана адаптированная под современные реалии версия машины.
Модификация МАЗ 350046 получила китайский 10-литровый рядный двигатель Weichai Power WP10HE6 мощностью 400 л.с., который уже зарекомендовал себя на белорусских грузовиках. Пару ему составит гидромеханическая коробка передач FastGear (на первом образце установлен «автомат» Allison из старых запасов).
Стоит отметить, что МАЗ стал своего рода испытательным полигоном для ГМП из Поднебесной – китайцы создали свой «автомат» именно под запросы минчан и доводят её до идеала, учитывая замечания Минского автозавода.

В моторном отсеке после установки Weichai даже осталось свободное место

Вообще стоит отметить, что конструкторы учли «дружественный привет» от зарубежных поставщиков и постарались максимально использовать в автобусе белорусские и российские комплектующие.
Оставим без комментариев заявления о локализации машины на 75-80%, но отметим, что даже передняя и задняя оси, равно как и ведущий мост, несут теперь логотип МАЗ.
Мультиплексная система, карданы, рулевое управление – на выставке «Иннопром-2023», где состоялся премьерный показ МАЗ 350046, белорусы демонстрировали плакат, на котором было отмечено 19 ключевых позиций, которые сделаны на предприятиях Беларуси или России.
Надо понимать, первоначально эти детали должны были быть импортными?

Рабочее место водителя – без дизайнерских изысков, но функционально

Что ещё стоит сказать о машине?
Габаритные размеры МАЗ-350046 – 14 810х2550х3850 мм с учетом кондиционера, установленного на крыше. Колесная база 7010+1600 мм. Подвеска - пневматическая. Высота салона в центральном проходе – 2080 мм.
Число мест: 61+1+1 (подразумевается исполнение «три звезды» - прим. редактора), багажные отсеки имеют вместимость 11,1 кубических метра. Полная масса лайнера в итоге достигает 24 500 кг.
Опционально для заказа доступен кухонный блок, холодильник, санузел – словом, всё, что привычно для туристических автобусов или очень хороших междугородных лайнеров. В «бюджетном» же исполнении, уже без кухонного блока, количество пассажирских сидений мест можно увеличить до 63...
Так как автобус рассчитан на дальние маршруты, топливный бак вмещает 590 л. Этого запаса «солярки» при среднем расходе 30 л на 100 км может хватить без малого на 2000 км...

Так выглядит задняя подруливающая ось собственной конструкции МАЗ

Угол поворота колес передней оси впечатляет – 15-метровик по факту очень маневренный

Судя по тому, что удалось узнать в статике (к сожалению, возможность провести тест-драйв машины МАЗ пока не предоставил), автобус поучился хорош. В настоящий момент МАЗ 350 успешно прошел обязательный краш-тест на опрокидывание и завершает сертификационные испытания.
Белорусы трезво смотрят на мир и понимают, что в текущих реалиях захватить рынок с заточенной на премиум моделью не получится – ценник не позволит. Однако и чисто показушным проект не считают.
Скорее всего, машину будут позиционировать как «Аурус» в сегменте автобусов – отечественный продукт повышенной комфортности для различных министерств и ведомств, символизирующий, что в Союзном государстве есть свой автопром.
Что из этого выйдет – посмотрим...

Над колесами у МАЗа теперь имеются отсеки для инструмента

Потолочные люки сделаны стеклянными.

Для освещения салона – хорошо, но при ярком солнце – спорно

«Перронник» на батарейках
Автобус для аэропортов второго поколения, МАЗ 271, белорусы создали в конце 2019 года. Но всё, что они успели сделать до прихода в Беларусь санкций, – это продать шесть машин в украинский Борисполь и один экземпляр в Омск. А потом поставки весьма специфических комплектующих из Европы остановились, а с ними застопорился и выпуск автобусов.

Почти два года понадобилось Минскому автозаводу, чтобы возобновить выпуск «перронников». И первой «антисанкционной» моделью такого типа стал электробус МАЗ 271E01. Почему возобновление выпуска модели началось именно с электрической модификации, объясняется тремя причинами.
Во-первых, электрические компоненты оказалось подобрать проще, чем начинку для дизельной версии.
Во-вторых, устойчивый интерес к теме электробусов в Беларуси и России, а также оптимальное сочетание необходимых факторов для беспроблемной эксплуатации такой техники в аэропортах.
В-третьих, китайцы, которые активизировались в сегменте автобусов для аэропортов, пока предлагают дизельные версии, а значит, у электробусов больше шансов привлечь внимание...

Характерная примета пассажирской техники для аэропортов – наличие дверей по обоим бортам

Если коротко говорить о машине, то МАЗ 241E01 рассчитан на перевозку 104 пассажиров, из которых 14 может ехать сидя.
Для входа и выхода предназначено по три двухстворчатых двери с каждого борта. Машина оснащается электродвигателем с коробкой передач EV105 мощностью 105 кВт и батареями LiFePO4 емкостью от 126 кВт•ч.
Запас хода при полностью заряженной батарее – 100 км. Конструкторы отмечают: с учетом того что в аэропорту значительное время электробус будет простаивать в ожидании вызова на посадку с возможностью подзаряжаться, такой запас хода даже избыточен.

Кабину под электробус переделывать не стали – тоннель в середине никуда не исчез

Картинка электробуса на панели приборов сделана трехмерной – оригинально

Полная масса машины — 22 000 кг, а габаритные размеры электробуса — 14 480х3190х3250 мм.
Интересно, что с высотой конструкторы подгадали весьма точно. Изначально встал вопрос, а сможет ли электробус работать в «Пулково», куда его направили на эксплуатационные испытания, ввиду наличия достаточно низких проездов?
Практика показала, что проблем с этим нет...

Салон МАЗ 271E01 по-прежнему огромен, как и положено перронному транспорту

Что стоит отметить отдельно. Белорусы активно поработали над локализацией машины не только по «железу». Электроника, программное обеспечение, силовая электрика – все это разработки подразделения МАЗ, которое занимается автоматикой и электроникой.
Пока еще китайскими остаются электропривод и батареи. Но это потому, что их стоимость сейчас в разы ниже той, которую запрашивают белорусские предприятия. При этом МАЗ надеется, что отечественные заводы все же смогут оптимизировать производство и снизить ценник либо предложат альтернативные решения. Например, та же НАН РБ разработала не литиевые, а натриевые батареи. Да, их вес получается в два раза больше, зато стоимость в 25 раз меньше, и нет проблем с тем, где взять дорогостоящий литий.
К слову, минчане решили вопросы и по выпуску дизельных модификаций МАЗ 271 с моторами Weichai Power и «автоматами» FastGear. В настоящее время в процессе изготовления находится сразу два таких кузова. Правда, для каких именно аэропортов они предназначены, пока не разглашается.

Интересный дизайн, большая площадь остекления – если убрать логотипы МАЗ, вряд ли угадаешь изготовителя

Победитель тендеров
Еще одной новой моделью Минского автозавода стал полунизкопольный МАЗ 210047 (по международным стандартам: LE - Low Entry - машина с низким уровнем пола на накопительных площадках - прим. ред.). Интересно, что своим появлением машина обязана… нюансам проведения тендеров на закупки автобусов.
Дело в том, что популярный 8,8-метровый МАЗ 206, у которого до недавних пор практически не было конкурентов, формально является автобусом среднего класса, а потому не может участвовать в закупках машин большого класса. В то же время 12-метровый МАЗ 203 имеет массу российских аналогов и, как следствие, невысокие шансы на победу в тендерах. Поэтому белорусы приняли решение создать промежуточную 10-метровую модель, которая формально уже автобус большого класса, а по факту является чуть удлиненным средним классом.

Полунизкопольный МАЗ 210047 с формулой дверей 1-2-0 – наиболее популярная компоновка для пригодных маршрутов

За основу МАЗ 210, естественно, был взят МАЗ 206. Машине на 1110 мм удлинили колесную базу, между первой и второй дверью смонтировали дополнительную секцию и увеличили количество посадочных мест до 30 (возможен вариант на 31 сиденье).
Логично, что раз модель является удлиненной версией МАЗ 206, то и агрегаты на ней используются такие же.
МАЗ 210047 оснащен китайским мотором Weichai Power WP4.6NQ220E50 мощностью 215 л.с. и 6-ступенчатой ГМП FastGear FC6A145RB. Более грузоподъемными стали шины — 265/70 R19.5 вместо 245/70R 19.5, а вместимость топливного бака увеличилась до 300 литров.

Несмотря на возросшую длину, «социальных» мест в салоне всего четыре

При этом стоит отметить, что общая пассажировместимость автобуса официально не изменилась. Т.е. упор был сделан на прибавку к площади низкого пола и увеличение количества посадочных мест. Интересно, что на заводе не исключают, что со временем МАЗ 210 может и вовсе вытеснить МАЗ 206 с конвейера.

Передние сиденья традиционно на подиуме.

Под ними арки колес передней оси и справа - топливный бак

Если говорить о спросе на автобусы МАЗ в целом, то очередь на городские одиночные машины сейчас составляет 4-5 месяцев, а на сочлененные модели (да, МАЗ наконец-то решил все вопросы с заменой европейских комплектующих и возобновил выпуск «гармошек») – от полугода.

К слову, в настоящее время ведется активная сборка МАЗ 216 для Санкт-Петербурга – в Северную столицу будет отправлено 140 ед. Также из последних российских закупок стоит отметить поставку в Казань 25 троллейбусов третьего поколения МАЗ 303Т22. Это первая крупная партия пассажирской техники третьего поколения, которая была доставлена перевозчику, – до этого самое большое количество, 10 электробусов МАЗ 303, единовременно получил Минск.
Казанские машины рассчитаны на перевозку 90 человек при 34 посадочных местах. Автономный ход не предусмотрен – есть только возможность объехать разрыв контактной сети протяженностью не более 2 км. Зато к услугам пассажиров 14 USB-разъемов для подзарядки смартфонов, кондиционер, LED-освещение, трехцветная подсветка входов с зуммером закрытия дверей и даже «теплые кнопки».

Между прочим, это показательный момент, потому как спрос на третье поколение общественного транспорта МАЗ больше акцентирован именно в сторону электротранспорта. Даже в планах на следующий год минчане озвучили создание «гармошки» МАЗ 305 в виде электробуса.

Удивительно, что именно троллейбусы МАЗ 303T первыми массово пошли в Россию

Если вернуться к российскому рынку, то в 2023-м начались более-менее весомые поставки в Россию и аналогов «пазика» — автобусов МАЗ 257. Так, Владивосток закупил партию из 30 машин в виде «антисанкционного» МАЗ 257040 с китайским двигателем Weichai Power WP4.1NQ190E50 и коробкой передач Fast Gear 6J76T. Была отгрузка в Новосибирск, а сейчас четыре «школьника» МАЗ 257S40 купил Санкт-Петербург.

Сборка автобусов МАЗ 257 и троллейбусов МАЗ 203T ведется на одном конвейере

В ближайших планах фигурирует развитие сотрудничества с УТТЗ. Если до настоящего времени в Уфу отправляли только кузова МАЗ 203T под 12-метровые троллейбусы, то теперь уже идет сварка первых каркасов под сочлененный вариант в кузове МАЗ 216Т. На минутку – сами белорусы троллейбусы на данной базе не выпускают.

Как видите, спрос на пассажирскую технику МАЗ, несмотря на отсутствие в моторном отсеке агрегатов с «трехлучевой звездой», не только не упал, но и вырос. Как следствие, и вопрос со сроком ожидания поставки стал острее. И это касается не только автобусов, но и троллейбусов с электробусами.
В принципе, белорусы и раньше понимали, к чему дело идет, а потому еще в декабре 2020-го запустили «Сборочное производство пассажирского электротранспорта» в Жодино, рассчитанное на выпуск 300 ед. техники в год. Но и оно уже загружено на полную мощность. Тем более что там сейчас собирают не только электротранспорт, но и автобусы малого класса МАЗ 257.

Поэтому остается надеяться, что планы построить на территории самого Минского автозавода новый цех по выпуску автобусов не сорвутся и в 2025 году предприятие сможет нарастить выпуск продукции. В противном случае нишу белорусов займет китайский автопром, и выгнать его уже не получится.

Первый образец «антисанкционного» МАЗ 216 – теперь на них стоит многоканальная АБС из Китая

В 2006 году МАЗ стал первым и единственным производителем в СНГ, который серийно выпускал перронные автобусы. МАЗ 171 при длине 14 400 мм и ширине 3150 мм вмещал до 122 пассажиров. Модель продержалась на конвейере 17 лет. За эти годы было собрано более сотни таких «аэродромников», которые работают более чем в трех десятках аэропортов в Беларуси, Казахстане, Молдове, России и Украине.

На фото: перронный автобус МАЗ 171 в аэропорту Рощино, Тюмень

Из архива
В 1992 году на Минском автозаводе приняли решение, что предприятие должно начать и выпуск автобусов. Для этих целей велись переговоры с одним из ведущих на тот момент производителей автобусов — фирмой Neoplan, и в июне того же года с немцами был подписан лицензионный договор, предусматривающий техническое содействие в освоении МАЗом производства автобусов.

Neoplan Transliner, по которому белорусы определяли, что будут выпускать

Первоначально для сборки были выбраны две модели: городской низкопольный Neoplan N4014 и туристический Neoplan N316SHD Transliner. В 1993-м в Минск своим ходом пригнали два недособранных экземпляра, которые представляли собой каркас без обшивки, но с собранной кабиной и установленными агрегатами. Окончательную сборку автобусов провели на МАЗе.

Neoplan N316SHD Transliner, ставший в итоге МАЗ-151, оснащался рядной 10-литровой «шестеркой» Renault MIRD 06.2045 M41 мощностью 340 л.с. и 8-ступенчатой коробкой передач ZF 8S180. Автобус был рассчитан на перевозку 49 человек, комплектация включала кухню, холодильник, туалет, стереоаудиосистему и багажный отсек вместимостью 12 м3.

В таком виде Neoplan пригнал свои автобусы из Германии в Минск для досборки

Увы, но в отличие от городской модели, которая пошла в серию под индексом МАЗ-101, «турист» МАЗ-151 ввиду высокой стоимости и сложности с освоением так и остался штучным товаром. Только в 1999-м появился МАЗ-152 «Вазола», доля импорта в котором составляла всего 5,6%. Он-то и стал первым серийным белорусским «междугородником».

Зато тот самый МАЗ-151, в отличие от своих городских собратьев, которые очень быстро отправились в утиль, прожил долгую и счастливую жизнь. После продолжительной службы на автозаводе машина была продана в частные руки, и ещё в прошлом году я встречал её на трассе М1 Москва — Минск.

Вот так выглядел МАЗ-151 после окончательной сборки. Этот окрас он несет до сих пор

Интересно, что на Минском автозаводе пристально изучали и ещё одну модель – 15-метровый двухэтажный 4-осник Neoplan Megaliner. Насколько серьезно воспринимали возможность производства такой машины на МАЗе, неизвестно. Но в 1994-м он, с наклейкой МАЗ, фигурировал на фирменной съемке у собора Василия Блаженного среди перспективных на тот момент моделей: МАЗ-63171, МАЗ-63031, МАЗ-151, МАЗ-Neoplan и МАЗ-5432 с двигателем MAN.

На фото не видно, но на 4-осном двухэтажном автобусе Neoplan тоже красовалась наклейка МАЗ