Согласно всем трем сценариям прогноза на российский автомобильный рынок оказывают негативное влияние следующие факторы.
Санкции (ЕС, США и других стран). После 24 февраля 2022 г. против РФ были введены экономические санкции, которые затронули в том числе и автомобильный рынок. Действует запрет на экспорт в РФ LCV, компонентов для автопроизводителей, запчастей, технологий и оборудования. Тем не менее автомобильный рынок РФ адаптировался к новым условиям, значительная часть LCV, поставляемых из стран, которые объявили санкции против РФ, замещена российской техникой. Кроме того, расширяется импорт китайских LCV, не очень большое количество LCV ушедших брендов поставляется по альтернативному импорту. Исходя из мировых политических трендов мы предполагаем, что санкции против РФ сохранятся в 2024–2025 годах.
Высокие процентные ставки по кредиту и лизингу. 18 декабря 2023 г. ЦБ РФ повысил ключевую ставку до 16%, эта ставка действует и в январе-июле 2024 г. С ростом ключевой ставки выросли ставки по кредитам и лизингу, что сделало эти финансовые инструменты менее доступными. Негативное влияние высоких ставок по лизингу и кредиту сохранится во второй половине 2024 и в 2025 году. Процентные ставки по лизингу и кредиту будут зависеть от ключевой ставки ЦБ РФ, которая может быть увеличена во втором полугодии 2024 или в 2025 году.
Ужесточение условий автокредитования для физических лиц с высокой долговой нагрузкой. С 1 июля 2024 г. ЦБ РФ установил надбавки к коэффициентам риска по автокредитам с показателем долговой нагрузки (ПДН) более 50%. Их значение варьируется от 1,7 для ПДН 50–60% до 2 для ПДН свыше 80%. Потребителям с высокой долговой нагрузкой будет сложнее получить кредит. В то же время банки могут продолжить кредитовать некоторых заемщиков с высоким ПДН, увеличивая для них сроки кредитования и тем самым снижая показатель долговой нагрузки.
Изменения условий автокредитования с 1 июля 2024 г. окажут не столь существенное негативное влияние на продажи новых LCV, так как основной объем техники приобретается не физическими, а юридическими лицами.
Рост утилизационного сбора и ужесточение условий сертификации импортируемой техники. С августа 2023 г. были увеличены коэффициенты утилизационного сбора на LCV. Учитывая то, что российским автопроизводителям, подписавшим СПИК, затраты по уплате утилизационного сбора компенсируются в виде промышленных субсидий, его повышение прежде всего негативно сказывается на ценах на китайские и другие импортируемые автомобили. Также с 1 апреля 2024 г. налоги и сборы, которые были не доплачены из-за занижения таможенной стоимости автомобилей, ввезенных в РФ из стран ЕАЭС, учитываются в составе утилизационного сбора. С 1 октября 2024 г. ожидается новое повышение утилизационного сбора на LCV. В
2025 году ожидается дальнейшая индексация коэффициентов утилизационного сбора.
С 1 октября 2023 г. сертификация автомобилей тех брендов, которые не прекращали официальные поставки в Россию, и не включены в перечень брендов, разрешенных к параллельному импорту, осуществляется в рамках технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств». На автомобили этих брендов оформляется ОТТС, ранее можно было оформлять ЗОЕТС по упрощенной процедуре. Также для юридических лиц обязательна установка системы ЭРА-ГЛОНАСС при ввозе автомобилей. Данные требования будут сохраняться во втором полугодии 2024 и 2025 года
Рост утилизационного сбора и ужесточение условий сертификации импортируемой техники приводит к повышению цен на LCV, что негативно сказывается на рынке.
Реализация отложенного спроса. Отложенный спрос перевозчиков и компаний из других сфер деятельности в новых LCV был частично удовлетворен в 2023 г., и они не будут так же интенсивно обновлять и расширять парки в 2024–2025 годах.
Налоговая реформа 2025 г. В 2025 г. в РФ будет проведена налоговая реформа и вырастет налоговая нагрузка на компании, индивидуальных предпринимателей, что приведет к дальнейшему росту цен на автомобили, запчасти, сервисное обслуживание и т. д. На фоне роста налоговой нагрузки, высоких ставок по автокредитам и роста цен, частные потребители будут откладывать решение о покупке автомобилей. У корпоративных клиентов снизятся финансовые возможности к обновлению парков LCV.