Аналитика

РОССИЙСКИЙ РЫНОК LCV’2023


Продажи увеличились на 27,2%

Аналитика

РОССИЙСКИЙ РЫНОК LCV’2023

Продажи увеличились на 27,2%
По данным агентства «Автостат Инфо», рынок легких коммерческих автомобилей и пикапов пошел в рост: прибавка количества первичных регистраций по таким машинам составила 27,2%. Сама по себе итоговая цифра продаж пока составляет лишь ¾ от довоенного показателя, однако регистрации автомобилей ГАЗ и УАЗ уже вернулись на уровень благополучного 2021 года. При этом их доля рынка с тех пор существенно выросла (на 11% и 5%). Ниже представлена более детальная картина по этому сегменту техники.
Интересный факт: рынок LCV без учета пикапов вырос только на четверть, а вот самих пикапов – в два раза с четвертью! Такой результат – заслуга «китайцев»: продажи пикапов из Поднебесной выросли кратно, и машины пяти китайских брендов заняли уже 50% рынка пикапов. Более того, самой популярной моделью стал Great Wall Poer (4443 шт.), значительно обогнавший по количеству регистраций ульяновского конкурента УАЗ Пикап (3346 шт.). Суммарно 2,4 тысячи регистраций набрали пикапы JAC моделей T6 и T8. Причем в прошлом году на бывшем заводе «Мазда Соллерс» во Владивостоке началась сборка пикапов JAC Т6 под собственным брендом Sollers ST60. Пока в статистику попали всего 50 экземпляров, но, если поставка машинокомплектов будет осуществляться ритмично, в следующем году эта цифра имеет все шансы кардинально вырасти. Кроме того, в очень заметных количествах продавались пикапы Changan Hunter Plus (893 шт.), Dongfeng Rich DF6 (652 шт.) и Great Wall Wingle (607 шт.).

Нельзя не отметить, сколь значительными в 2023 году оставались объемы продаж «санкционки»: японских и американских брендов по каналам параллельного импорта. Продажи «породистых» пикапов Toyota Hilux и Misubishi L200 колеблются около отметки в 1,5 тысячи штук, а сбыт пикапов Ram вырос до небывалых 1,7 тысячи экземпляров!

Теперь о классических LCV. Тут традиционно правит бал техника Горьковского автозавода, занимающая около 60% рынка (а при расчете вместе с пикапами – около 50%). В топ-5 самых популярных малотоннажников за автомобилями ГАЗ сохраняются сразу три строчки, а самой популярной машиной на рынке уже который год подряд остается ГАЗель NEXT с результатом 33 754 регистрации (с учетом микроавтобусов ГАЗель NEXT Citiline и ГАЗель City). На волне роста цен вырос интерес потребителей и к машинам заслуженного семейства «Бизнес»: сбыт ГАЗелей вырос примерно на 17%, Соболей – на 14%. Что же касается новинок 2023 года – автомобилей Соболь NN и ГАЗель NN с односкатной ошиновкой, – то их суммарный результат составил 1,6 тысячи регистраций. В наступившем году дальнейшему стимулированию продаж будет способствовать расширение объемов поставки в сбытовую сеть микроавтобусов (их продажи начались в сентябре) и запланированное появление полноприводных версий.
Из числа ульяновских машин старое классическое семейство УАЗов («буханки» и «головастики») по-прежнему намного популярнее более нового семейства «Профи», хотя разница в объемах продаж сократилась с трехкратной до двукратной. Но при этом столь же сильно УАЗ Профи отстает и от своего главного конкурента – ГАЗели Бизнес, несмотря на заметно более низкую цену.

Что же касается развозных грузовичков и фургонов марки Sollers, то за первый полноценный год продаж они смогли найти лишь 7,5 тысячи покупателей, причем спрос на модель Atlant оказался в шесть раз выше, чем на Argo (6401 против 1104 регистраций). Это сопоставимо с результатами продаж автомобилей Ford Transit по итогам 2022 года, когда прекратилась работа СП «Форд Соллерс», но очень далеко от объемов сбыта «Транзитов» в предвоенные годы.
Значительно – сразу в 2,4 раза – увеличилось количество регистраций грузовых версий LADA Granta. В статистике агентства «Автостат Инфо» они учтены как ВИС-2349 с результатом в 3,5 тысячи штук. Но в это количество определенно внесены и все грузовые версии Гранты, не первый год выпускаемые нижегородской компанией «Промтех», – в том числе и на базе тольяттинских грузовичков ВИС-2349. А вот продажи фургонов LADA Largus в связи с остановкой их производства сократились почти в 10 раз.
Китайские развозные LCV и микроавтобусы присутствуют в свободной продаже у дилеров во многих регионах страны, но их сбыт сложно назвать активным. Более 50 регистраций набрали всего три модели: грузовик Dongfeng Captain-T (725 шт.), фургон Dongfeng K33 (70 шт.) и полноразмерный минивэн Hongqi HQ9 (51 шт.). Покупатели явно осторожничают, предпочитая более известную и понятную технику.

Стремительно сокращаются к уровню статистической погрешности продажи автомобилей европейских марок Peugeot, Citroen, Opel, Renault и IVECO: все вместе они едва перевалили рубеж в тысячу регистраций. Практически исчезли из статистики «каблучки» этих брендов (их суммарный результат – около 300 проданных машин). Вдвое по сравнению с 2022 годом снизились продажи коммерческих автомобилей Volkswagen (а с более ранними периодами разница уже стала десятикратной).

Но есть и исключения из правила. Например, результаты по маркам Hyundai и Mercedes-Benz выросли, достигнув 2061 и 1530 шт. Драйверами роста в обоих случаях стали минивэны – моделей Staria и V-class соответственно. Формально в плюсе осталась и марка FIAT, но абсолютная цифра продаж совсем скромна – лишь 329 экз., что уже фактически не оказывает влияния на рынок.

Наконец, в обзоре сегмента LCV нельзя обойти стороной появление в статистике сведений по продажам новых челнинских грузовиков КАМАЗ Компас 5 (лицензионный JAC), на долю которых пришлось 359 регистраций.