Компании

KUBИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА


Семейства

каркасных кузовов KUB

от ООО «Промтех»

Компании

KUBИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Семейства каркасных кузовов KUB от ООО «Промтех»
Когда в 2015 году широкой публике представили Largus KUB в виде автомобиля скорой медицинской помощи, мало кто отнесся к проекту всерьез. За плечами у компании, которую сейчас все знают как Промтех, на тот момент были и более яркие проекты, опередившие свое время, а потому так и не ставшие массовыми. На их фоне KUB с какой-то непонятной задней частью казался скорее прожектом, чем претендентом на серийное производство.

Андрей Филиппов, фото автора

Сейчас, спустя девять лет, семейство автомобилей KUB является одним из самых популярных в линейке нижегородского Промтеха. «Странные» машинки начали набирать популярность ещё в те времена, когда на российском рынке вовсю продавались и импортные «каблучки». А с их уходом внимание к KUBам стало расти быстрее, чем завод успевал наращивать их выпуск. И вот недавно проект KUB вышел на новый уровень.
Пассажирский «мул»
В середине января состоялась официальная премьера 28-местного автобуса Руслайнер-728 на шасси Капитан-Т. Особенностью 7-метровой машины стал полунесущий кузов, изготовленный по технологии KUB.

С учетом разницы в ширине кабины и кузова, нижегородские дизайнеры поработали на славу

Новинка представляет собой каркас из стальных профильных труб марганцевой стали (16 Mn), обшитый снаружи композитным материалом, а изнутри – пластиковыми панелями с проложенными между ними утеплителем и шумоизоляцией. Также из композита выполнены передняя надстройка над кабиной и задняя стенка с распашными дверями. Окна сделаны в виде стеклопакетов. Вся эта конструкция установлена на специальное шасси с колесной базой 4200 мм и задней рессорно-пневматической подвеской с возможностью регулировки.

Если допзащита двигателя серийная, то она и окрашена как положено

Пневмоподушки Промтех устанавливает и на грузовики, но там они считаются опцией

Стоит отметить, что за основу для шасси Капитан-Т взят грузовик Dongfeng Captain-T. От него новинке достались ходовая часть (пусть и с доработками), 2,3-литровый, 128-сильный двигатель Qanchai Q23-132E6, 5-ступенчатая коробка передач 5G32 и кабина, которая в процессе доработки лишилась задней стенки. Собственно, именно использованием оригинальной китайской кабины и обусловлен непривычный дизайн модели, кузов которой заметно расширяется сразу за передними дверями, чтобы обеспечить свободное размещение кресел при трехрядной планировке в салоне. В результате вышел самобытный автобус с одновременно прочным и легким кузовом, позволившим получить достаточно вместительную для своих габаритов модель.

Планировка салона стандартная для такого класса автобусов: два ряда слева и один справа

Дополнительное стекло впереди и прозрачные люки в крыше делают салон достаточно светлым

Неокрашенные элементы четко показывают, где начинаются эксперименты с конструкцией

Между тем, несмотря на все признаки почти серийного продукта, Руслайнер-728, скорее всего, так и останется в единственном экземпляре. По словам представителей завода, машина создана для проверки на практике надежности технологии KUB при использовании её в создании автобусных кузовов малой и средней вместимости. Ждем в будущем автобус с аналогичной конструкцией, но с другой внешностью?

Служебная дверь распашная, а в салон ведет всего одна ступенька большой ширины

Поручни под потолком выдают возможность провоза стоящих пассажиров

«Скорая» в KUBе
Впрочем, «фишкой» Промтеха всегда были «скорые». Поэтому неудивительно, что, обкатав технологию KUB на автобусе, её тут же опробовали и на транспорте для медиков. Тем более что там и размеры поменьше, и остекления столько не нужно, а потому и машинку в серию запустить намного проще.

Капитан-Т KUB АСМП – пример того, как сделать компактный, но вместительный автомобиль

Опытный образец Капитан-Т KUB АСМП показали, так сказать, «с пылу с жару». На машине даже не успели сделать матировку стекол. Зато вся мебель уже была на своих местах, позволяя оценить результат применения KUBической технологии.

Вариант, когда необходимо одновременно везти двух лежачих больных, тоже возможен

В отличие от автобуса, полунесущий кузов реанимобиля установлен на шасси с колесной базой 2800 мм. В таком формате общая длина машины не превышает 5600 мм, а относительно короткий задний свес позволяет легко маневрировать в заставленных машинами дворах. При этом внутренние размеры салона 3425х1888х1890 мм – это больше, чем даже у более длинных аналогов. В результате внутри удалось не только разместить полагающееся «скорым» по штату оборудование, но и внедрить важное новшество – в салоне есть место для маломобильного гражданина в кресле-коляске. Причем предусмотреть удалось всё, от раздвижных аппарелей, угол наклона которых позволяет спокойно закатить его внутрь одному человеку, до фиксации кресла для транспортировки больного непосредственно в нем. И, что важно, сохраняется полный доступ к пациенту с возможностью оказания ему медицинской помощи. Следует признать, это что-то совершенно новое для отечественных «карет скорой помощи».

Внутри просторно даже с разложенными креслами и сдвинутой к центру каталкой

Коляска в сложенном состоянии и ремни на том месте, где она находится с пассажиром

В техническом плане машина аналогична тому, что уже было сказано про автобус, включая рессорно-пневматическую заднюю подвеску и стабилизатор поперечной устойчивости, позволяющей ей безопасно маневрировать в транспортном потоке на высокой скорости. В итоге Капитан-Т KUB АСМП получился гораздо ближе к запуску в серию. По крайней мере, очевидных просчетов в модели не видно, а сама конструкция кажется более продуманной, чем представленный двумя месяцами ранее «Руслайнер».

Аппарели большой длины и под малым углом, а каталку можно затягивать специальным ремнем

Перспективы развития
В настоящий момент серийными для семейства KUB можно считать две модели: Granta KUB и Niva KUB. На их базе выпускаются пассажирские и грузопассажирские автомобили, промтоварные фургоны, рефрижераторы, медицинские автомобили различного назначения, а также всевозможная техника для полиции и других ведомств. Кажется, проще сказать, что именно из KUBов не изготавливают.

Самый первый Largus KUB, ставший родоначальником популярного семейства

Выполненная в варианте «скорой помощи» машина соответствовала классу «А»

Кроме того, текущий вариант кузова KUB полностью адаптирован и под агрегатную базу Largus. Теперь он максимально унифицирован, и, как только модель вернется в линейку АвтоВАЗа, Промтех готов сразу начать выпуск и Largus KUB в любых вариациях. Разумеется, если будет спрос.

Салон Granta KUB стал ещё просторнее, в нем можно спокойно сидеть, а пригнувшись, даже ходить

На базе Niva KUB компания «Швабе-СпецАвто» даже делала АСМП скрытого бронирования

Что касается модельного ряда Капитан KUB, то сейчас ведутся активные работы по подготовке запуска в серию и этих машин. Понятное дело, что более крупные кузова требуют другого подхода в изготовлении, других рабочих постов и другой квалификации рабочих. Именно этим сейчас нижегородцы и заняты. Попутно ведется и конструкторская работа по устранению выявленных слабых мест, а также прорабатываются варианты создания универсальных вариантов, позволяющих использовать KUBы для установки на различные шасси с минимальными изменениями. О каких конкретно производителях идет речь, на заводе не говорят. Благо, выбор моделей сейчас большой.

Один из цехов Промтеха.

Количество KUBов, находящихся на сборке, можете оценить сами

От первого лица
Николай Архипов,
генеральный директор
Завода автомобилей LCV «Промтех»
Николай Сергеевич, что такое KUB?
– KUB – это семейство компактного коммерческого транспорта, созданного на базе различных легковых автомобилей и грузовиков. По сути, аналог цельнометаллических фургонов, только сделанный из композитного материала.

– Впервые Промтех представил автомобили семейства KUB в 2015 году. Как родилась идея, ведь в тот момент на рынке было много импортных аналогов?
– Во-первых, импортные автомобили – это дорого. И этот аргумент зачастую играет самую важную роль в выборе. Поэтому логично было предложить нашим перевозчикам отечественную альтернативу. Во-вторых, мы создали продукт, который по своему функционалу не хуже, а в чем-то даже лучше моделей, присутствующих на рынке.

В чём именно заключаются преимущества KUB?
– Если вы вспомните иномарки, которые были в то время в продаже, то увидите, что все они построены на базе серийных машин, а потому имели ограниченную вместимость. А длиннобазные версии, «кубатура» которых примерно соответствовала нашей Largus KUB, были существенно дороже. И для мелких фирм это очень большие деньги, которые нужно было единовременно вложить в покупку. KUB в этом плане куда доступнее.

– Если сильной стороной была стоимость, то почему в качестве «донора» взяли не самый дешёвый Largus?
– На тот момент Largus был оптимальным вариантом по соотношению «цена-качество». Когда в 2022-м мы были вынуждены перейти на использование агрегатной базы Granta, многих клиентов очень насторожил этот момент. Благо, при создании Granta KUB мы не только сменили «носитель», но и усовершенствовали саму конструкцию машины, сделав модель более вместительной. В конечном итоге плюсы функциональности перевесили сомнения в надежности более бюджетной модели. И теперь, даже если Largus вернется, нам кажется, в KUBах он будет востребован всё равно меньше, чем Granta.

– В 2022 году вы вывели на рынок и модель Niva KUB. Многие восприняли её скептически – старая агрегатная база по высокой цене. Как по факту, зашло?
– Могу с уверенностью сказать, даже лучше, чем мы рассчитывали. Первыми образцами стали фургон и пассажирский автомобиль на восемь мест. Это были презентационные машины, рассчитанные на внимание широких масс, чтобы заявить о новом продукте. И машину разглядели те, кто использует полноприводники по работе: медики, полиция и другие службы. Вот они оценили потенциал Niva KUB очень высоко.

– Каковы сегодня ежемесячные объёмы выпуска Granta KUB и Niva KUB?
– Достаточно сложный вопрос, мы только-только завершили модернизацию производства. На отладку технологии создания автомобилей KUB до идеального состояния потрачено семь лет. Это огромный путь. Спрос на рынке на эти машины растет. Логично, что мы хотим удовлетворить его максимально быстро и готовы задействовать для этого все возможности.

– В январе вы показали автобус, созданный по технологии KUB. Это новая перспективная модель?
– Представленный автобус в серийное производство не пойдет. Этот образец, по сути, «мул», создавался для того, чтобы проверить жесткость кузова KUB таких больших размеров. Одно дело сделать пассажирский вариант размером с легковушку и совсем другое, когда у вас огромная площадь остекления, внушительный задний свес и шасси от грузовика. Добавим сюда высокий центр тяжести из-за стоящих пассажиров, свойственный автобусам хронический перегруз и необходимость создать условия для комфортного передвижения на сотню километров.

– Оправдались ли ваши ожидания? Журналисты отмечали, что есть проблемные моменты в плане обслуживания машины и размещения пассажиров.
– Смотрите, с момента начала проектирования до того, как автобус самостоятельно выехал за ворота предприятия, прошло всего 1,5 месяца. Для такого проекта это очень короткий срок. Естественно, мы пошли на некоторые упрощения в мелочах, которые были некритичны для главной задачи – испытать технологию KUB в большом формате. Тесно на правом ряду – можно убрать одно кресло, и будет более чем свободно. Неудобен доступ к АКБ и баку с мочевиной из салона – достаточно вырезать такие же люки в «юбке», как для топливного бака, и нет проблемы.
Зато во время поездки из Нижнего Новгорода в Москву и обратно не было вообще никаких нареканий. Кузов не издавал никаких посторонних звуков, в салоне было тихо, вибрации отсутствовали, а плавность хода по сравнению с грузовиками на базовом шасси выросла в разы. При этом даже без пассажиров внутри было тепло, а вы же помните, какой в этом году был январь. Так что все наши ожидания машина оправдала с лихвой.

– Тогда вернемся к KUBам. Новая «скорая» Капитан-Т KUB АСМП – это тоже «мул» для отработки технологии?
– Нет, это уже опытный образец, в котором мы учли все спорные моменты, выявленные на автобусе. В частности, сделали более легкий каркас – его прочность оказалась избыточна. Оптимизировали размещение отдельных элементов на раме для удобства эксплуатации. Поменяли схему отопления, сделав её более удобной для массового производства. В общем, частично провели адаптацию под серийный выпуск.

– Когда можно ожидать такую «скорую» в серийном производстве?
– Как только медики будут к ней готовы. Особенность Капитан-Т KUB АСМП не только в самой конструкции кузова. Благодаря оригинальной компоновке нам удалось предусмотреть внутри и место для инвалида-колясочника. Причем полноценное, с возможностью перевозки маломобильных граждан непосредственно в кресле. Такого до нас ещё никто не делал, просто потому, что в обычном кузове нет возможности одновременно разместить и каталку с лежачим больным, и коляску, а KUB это позволяет. И сейчас мы хотим получить обратную связь – насколько это актуально в текущих реалиях с учетом декларирования заботы о маломобильных гражданах.

– Какие ближайшие планы по семейству KUB?
– Скажем так, мы полностью удовлетворены результатами испытаний кузовов KUB больших размеров. Они показали верность наших расчетов, что их конструкция может выдерживать нагрузки, сравнимые с классическими металлическими фургонами. Теперь дело за малым – отработкой модельного ряда разной техники.
В 2023 году нижегородцы представили автомобиль скорой медицинской помощи Капитан-Т PRIMA АСМП. Опытный образец, спроектированный на шасси малотоннажного грузовика, получил характерный кузов кубической формы, обеспечивающий максимально возможное рабочее пространство в данном габарите. Машина сохранила особенность семейства PRIMA – единую конструкцию, когда задняя стенка кабины является передней стенкой надстройки.

Капитан-Т PRIMA АСМП с медицинским модулем, не выходящим за ширину кабины

Внутри есть место для лежачего больного и ещё трех человек – медиков или пациентов

Машина демонстрировалась на выставке «Здравоохранение-2023» в Москве и была положительно встречена линейными бригадами врачей, посетивших мероприятие. Однако в серию эта модель всё ещё не пошла.