– Николай Сергеевич, что такое KUB?
– KUB – это семейство компактного коммерческого транспорта, созданного на базе различных легковых автомобилей и грузовиков. По сути, аналог цельнометаллических фургонов, только сделанный из композитного материала.
– Впервые Промтех представил автомобили семейства KUB в 2015 году. Как родилась идея, ведь в тот момент на рынке было много импортных аналогов?
– Во-первых, импортные автомобили – это дорого. И этот аргумент зачастую играет самую важную роль в выборе. Поэтому логично было предложить нашим перевозчикам отечественную альтернативу. Во-вторых, мы создали продукт, который по своему функционалу не хуже, а в чем-то даже лучше моделей, присутствующих на рынке.
– В чём именно заключаются преимущества KUB?
– Если вы вспомните иномарки, которые были в то время в продаже, то увидите, что все они построены на базе серийных машин, а потому имели ограниченную вместимость. А длиннобазные версии, «кубатура» которых примерно соответствовала нашей Largus KUB, были существенно дороже. И для мелких фирм это очень большие деньги, которые нужно было единовременно вложить в покупку. KUB в этом плане куда доступнее.
– Если сильной стороной была стоимость, то почему в качестве «донора» взяли не самый дешёвый Largus?
– На тот момент Largus был оптимальным вариантом по соотношению «цена-качество». Когда в 2022-м мы были вынуждены перейти на использование агрегатной базы Granta, многих клиентов очень насторожил этот момент. Благо, при создании Granta KUB мы не только сменили «носитель», но и усовершенствовали саму конструкцию машины, сделав модель более вместительной. В конечном итоге плюсы функциональности перевесили сомнения в надежности более бюджетной модели. И теперь, даже если Largus вернется, нам кажется, в KUBах он будет востребован всё равно меньше, чем Granta.
– В 2022 году вы вывели на рынок и модель Niva KUB. Многие восприняли её скептически – старая агрегатная база по высокой цене. Как по факту, зашло?
– Могу с уверенностью сказать, даже лучше, чем мы рассчитывали. Первыми образцами стали фургон и пассажирский автомобиль на восемь мест. Это были презентационные машины, рассчитанные на внимание широких масс, чтобы заявить о новом продукте. И машину разглядели те, кто использует полноприводники по работе: медики, полиция и другие службы. Вот они оценили потенциал Niva KUB очень высоко.
– Каковы сегодня ежемесячные объёмы выпуска Granta KUB и Niva KUB?
– Достаточно сложный вопрос, мы только-только завершили модернизацию производства. На отладку технологии создания автомобилей KUB до идеального состояния потрачено семь лет. Это огромный путь. Спрос на рынке на эти машины растет. Логично, что мы хотим удовлетворить его максимально быстро и готовы задействовать для этого все возможности.
– В январе вы показали автобус, созданный по технологии KUB. Это новая перспективная модель?
– Представленный автобус в серийное производство не пойдет. Этот образец, по сути, «мул», создавался для того, чтобы проверить жесткость кузова KUB таких больших размеров. Одно дело сделать пассажирский вариант размером с легковушку и совсем другое, когда у вас огромная площадь остекления, внушительный задний свес и шасси от грузовика. Добавим сюда высокий центр тяжести из-за стоящих пассажиров, свойственный автобусам хронический перегруз и необходимость создать условия для комфортного передвижения на сотню километров.
– Оправдались ли ваши ожидания? Журналисты отмечали, что есть проблемные моменты в плане обслуживания машины и размещения пассажиров.
– Смотрите, с момента начала проектирования до того, как автобус самостоятельно выехал за ворота предприятия, прошло всего 1,5 месяца. Для такого проекта это очень короткий срок. Естественно, мы пошли на некоторые упрощения в мелочах, которые были некритичны для главной задачи – испытать технологию KUB в большом формате. Тесно на правом ряду – можно убрать одно кресло, и будет более чем свободно. Неудобен доступ к АКБ и баку с мочевиной из салона – достаточно вырезать такие же люки в «юбке», как для топливного бака, и нет проблемы.
Зато во время поездки из Нижнего Новгорода в Москву и обратно не было вообще никаких нареканий. Кузов не издавал никаких посторонних звуков, в салоне было тихо, вибрации отсутствовали, а плавность хода по сравнению с грузовиками на базовом шасси выросла в разы. При этом даже без пассажиров внутри было тепло, а вы же помните, какой в этом году был январь. Так что все наши ожидания машина оправдала с лихвой.
– Тогда вернемся к KUBам. Новая «скорая» Капитан-Т KUB АСМП – это тоже «мул» для отработки технологии?
– Нет, это уже опытный образец, в котором мы учли все спорные моменты, выявленные на автобусе. В частности, сделали более легкий каркас – его прочность оказалась избыточна. Оптимизировали размещение отдельных элементов на раме для удобства эксплуатации. Поменяли схему отопления, сделав её более удобной для массового производства. В общем, частично провели адаптацию под серийный выпуск.
– Когда можно ожидать такую «скорую» в серийном производстве?
– Как только медики будут к ней готовы. Особенность Капитан-Т KUB АСМП не только в самой конструкции кузова. Благодаря оригинальной компоновке нам удалось предусмотреть внутри и место для инвалида-колясочника. Причем полноценное, с возможностью перевозки маломобильных граждан непосредственно в кресле. Такого до нас ещё никто не делал, просто потому, что в обычном кузове нет возможности одновременно разместить и каталку с лежачим больным, и коляску, а KUB это позволяет. И сейчас мы хотим получить обратную связь – насколько это актуально в текущих реалиях с учетом декларирования заботы о маломобильных гражданах.
– Какие ближайшие планы по семейству KUB?
– Скажем так, мы полностью удовлетворены результатами испытаний кузовов KUB больших размеров. Они показали верность наших расчетов, что их конструкция может выдерживать нагрузки, сравнимые с классическими металлическими фургонами. Теперь дело за малым – отработкой модельного ряда разной техники.