Автопром

ЭД490 И ДРУГИЕ


Новинки Смоленского завода КДМ

Автопром

ЭД490 И ДРУГИЕ

Новинки Смоленского завода КДМ

Александр СОЛНЦЕВ, фото автора и ООО «Завод КДМ»

«Для процветания предприятия и реализации поставленных целей мы разработали долгосрочную стратегию минимум на семь лет, – сразу расставляет приоритеты Ольга Соловьева, генеральный директор ООО «Завод комплексные дорожные машины». – Любая стратегия подразумевает расширение производства, технологическое обновление и, соответственно, обновление самой продуктовой линейки, поэтому все наши системные и кадровые изменения связаны с реализацией этой стратегии». С какими же показателями завершило минувший год предприятие из Смоленска и каковы его планы на 2024-й?

Ольга Соловьева,

генеральный директор ООО «Завод комплексные дорожные машины»

Олег Сосин,

технический директор ООО «Завод комплексные дорожные машины»

Объем выпуска спецмашин достиг в 2023 году 940 ед., что на 28% выше, чем показатель 2022-го (733 ед.). В структуре продаж 85% составляют комбинированные дорожные машины, остальное мусоровозы. При этом доля мусоровозов в производстве с каждым годом растет, и если по итогам 2022-го она составляла 5%, то в 2023-м – уже 15%. Напомним, что смоляне начали заниматься выпуском мусоровозов всего пять лет назад, так что прогресс налицо.

Готовая продукция, ожидающая передачи клиентам. Кстати, в отличие от КДМ, которые собирают под конкретного заказчика, мусоровозы – практически всегда продажа со склада. Цикл производства одного мусоровоза минимум месяц, это довольно трудоемкое изделие, равное трем КДМ, и никто не готов ждать его изготовления столь продолжительный срок

Несколько слов о структуре базовых автомобилей. Самыми популярными КДМками остаются отечественные КАМАЗы – 42% (по моделям 65115 и 6520). Однако по известным причинам, а равно и из-за растущей конкуренции со стороны «китайцев» доля шасси из Набережных Челнов в производственной программе завода существенно снизилась. Скажем, ещё в 2022-м она достигала 81%. Зато нарастил свою долю Минский автозавод. За год она увеличилась с 10% до 22%.

Цех по производству мусоровозов. Ранее здесь размещался литейный цех, от которого впоследствии отказались, отдав литье на аутсорсинг. На участке сварки кузовов, по опыту зарубежных производителей, обходятся минимальным набором приспособлений. Днище, боковые стенки и крышу здесь делают на отдельных стапелях, а затем весь корпус собирают на специальной подставке. В результате получается качественный продукт с минимальными затратами на подготовку производства

В целях экономии площади на участке сварки кузовов мусоровозов реализован пилотный проект по вертикальному складированию деталей. Стеллажи высотой семь метров обслуживает электропогрузчик

Цех сборки КДМ. Одновременно здесь можно собирать 12 машин.

На сборке присутствуют и газомоторные КДМ...

Стремительный рывок в прошлом году сделали производители шасси из Поднебесной, увеличив свою долю с 8% до 33%! «Мы работаем с шасси практически всех основных китайских компаний, которые присутствуют на российском рынке: Howo, Shacman, Sitrak, FAW, JAC, – рассказывает Олег Сосин, технический директор ООО «Завод комплексные дорожные машины». – Наибольшей популярностью пока пользуются шасси Shacman. Хорошие перспективы у FAW, учитывая их грамотный подход к гарантийному и постгарантийному обслуживанию, поставкам запчастей и широкой сети СТО».

В последнее время на предприятии уделяется много внимания совершенствованию внутренней логистики. Специальная программа «Диспетчер» отслеживает перемещение детали на каждом этапе технологической цепочки. В итоге на ту или иную операцию она попадает just in time

К слову, о зарплате. Средняя составляет 116 000 рублей в месяц (!). В связи с расширением производства планируется и увеличение численности персонала на 50 человек

Участок испытаний готовой продукции. Здесь происходит заправка ГСМ, настройка и тесты навесного оборудования. После устранения всех недочетов и проверки ОТК машины уходят на площадку сбыта

Среди базовых автомобилей для смоленских мусоровозов пальма первенства по популярности также принадлежит КАМАЗу – 56% в общем объёме продаж. Причем это касается машин традиционной продуктовой линейки завода из Набережных Челнов, к которым надо приплюсовать ещё 18%. Это доля одной из новинок 2023 года – шасси КАМАЗ Компас. Речь в данном случае о Компас 12. На втором месте МАЗ с 20%, замыкают тройку китайские бренды (преимущественно JAC и Shacman) – 6%.

Комбинированная дорожная машина ЭД490 на базе самосвала FAW J6 CA3250 (6х4). Основное предназначение – обслуживание федеральных трасс.

Шасси FAW максимально адаптировано для установки навесного оборудования: колесная база в 4300 мм позволяет без проблем устанавливать боковые щетки и отвалы, а передняя ось, рассчитанная на девятитонную нагрузку, – тяжелые скоростные отвалы весом до 1100 кг. Кстати, крылья бокового и переднего отвалов выполнены из сверхвысокомолекулярного полиэтилена, материала, пригодного для работы в экстремальных условиях эксплуатации. Расстояние между кабиной и самосвальной платформой оставляет достаточно пространства для установки гидросистемы.

Ещё один безусловный плюс – отбор мощности от двигателя. В самосвальной платформе производства подмосковного ТК Лифт установлено оборудование для распределения твердых реагентов. Емкость «пескача» 12 м³.

Старт продаж ЭД490 на базе самосвала FAW датируется сентябрем 2023-го. До конца года было реализовано 50 таких машин

Прошедший год отмечен и довольно интенсивным расширением продуктовой линейки. Предприятие отчиталось сразу о девяти новинках – четырех КДМ и пяти мусоровозах. Некоторые из них представлены на наших снимках. Помимо получения ОТТС на все самые популярные китайские модели завод начал сотрудничество с Группой ГАЗ, открыв для себя производство малогабаритных КДМ на базе ГАЗон NEXT, которые уже пользуются спросом у городских дорожных хозяйств. Завод намерен и дальше углублять сотрудничество с российскими производителями базовых автомобилей. В марте этого года планируется презентация и новинки КДМ на базе Sany. По направлению мусоровозов также ведутся разработки новых моделей, о которых мы непременно расскажем позже.

Помимо классического пульта управления навесным оборудованием на передней панели ЭД490 оснащена также эргономичным джойстиком на подлокотнике водительского кресла, не только значительно облегчающим человеку за рулем управление «навеской», но и встроенным в систему мониторинга «Умный город»

В рамках реализации долгосрочной стратегии, озвученной выше Ольгой Соловьевой, производственные мощности предприятия увеличены с 1000 до 1200 ед. техники в годовом исчислении. И все они загружены – завод работает в три смены. Стало быть, говоря о планах выпуска на 2024-й, надо ориентироваться на последний показатель. Добиться расширения мощностей удалось благодаря оптимизации производственных процессов, закупке нового станочного оборудования, открытию нового цеха производства мусоровозов. К слову, процесс модернизации производства осуществляется на постоянной основе, а объём ежегодных инвестиций в технологическое перевооружение достигает 150 млн руб.

Комбинированная дорожная машина ЭД250 на базе шасси ГАЗон NEXT. Современное решение для уборки городов малогабаритной техникой.

Специалистам завода КДМ удалось адаптировать навесное оборудование тяжелых машин для среднетоннажного шасси. Речь, в частности, об облегченном и компактном переднем поворотном отвале и зауженной боковой щетке. Объём емкости для разбрызгивания жидких реагентов – четыре кубических метра. ЭД-250 оборудована системой автоматического дозирования реагентов, позволяющей применять экологичные противогололедные материалы в соответствии с требованиями нового ГОСТ Р 59204-2022 и распределять их равномерно. Наряду с минимальным гидравлическим баком это обеспечивает владельцам машин экономию на ГСМ и используемых реагентах

Справедливости ради надобно заметить, что ООО «Завод КДМ» в части станочного парка находится в несколько привилегированном положении по сравнению с многими другими машиностроительными предприятиями страны. Совершим небольшой экскурс в историю. В 2006 году персонал предприятия, насчитывавший на тот момент 800 сотрудников, выпускал всего 200 ед. техники (сегодня, на 01.01.2024, численность персонала 370 человек и 940 ед. выпущенной техники – почувствуйте разницу) на старом оборудовании. Вариантов развития событий было несколько, но остановились на техническом перевооружении и повышении его автоматизации. Таким образом, сегодня, когда поставки оборудования из «недружественных» стран фактически закрыты, Смоленский завод КДМ обладает практически полностью новым станочным парком. Разумеется, это не повод почивать на лаврах, и смоляне не скрывают, что поглядывают в сторону Китая на предмет покупки дополнительных сварочных роботов и лазерных раскройных комплексов.

Мусоровоз с задней загрузкой СМ16-01 в версии «Стандарт» на базе МАЗ-5340С2.

Данная модификация уже известной надстройки СМ 16 отличается повышенным уровнем локализации (90%), правда, борта бункера-накопителя из цельнометаллического листа за неимением отечественных аналогов всё же выполнены из европейской стали S355G2 толщиной четыре мм, да и гидрораспределитель с клапанами здесь итальянского происхождения.

Кроме того, в конструкцию надстройки внесено несколько существенных изменений. Сама она, кстати, крепится к шасси без надрамника. Объем загрузочного бункера уменьшен с 2,3 до двух кубов. Таким образом, машина стала короче, что увеличивает её маневренность, а клиренс вырос с 400 до 650 мм, что положительно сказывается на её проходимости. Кроме того, гидроцилиндры вынесены из зоны агрессивной среды на внешнюю сторону бункера и перевернуты штоками вверх (сами штоки спрятаны в защитные короба). Это позволило сохранить высокое давление в гидросистеме, а соответственно, и коэффициент прессования, равный 1:7

Среди современных трендов на рынке коммунальной и дорожной техники один из основных – это импортозамещение. Работа в этом направлении ведется и в Смоленске. Так, локализация в сегменте КДМ составила по итогам 2023-го 90%. Металл 09Г2С, краски, системы управления (электроника) используются уже отечественные. В их числе и композитные материалы – баки для реагентов, крылья отвалов и т.д. 10% импортных компонентов (белорусские, китайские или европейские) приходится на элементы гидравлической системы.

Ещё одна новинка 2023 года – мусоровоз с задней загрузкой СМ10 на базе КАМАЗ Компас 12. Идеальный вариант малогабаритного мусоровоза с бункером-накопителем объёмом 10 м³. Объём бункера загрузочного устройства – 1,1 м³. Масса перевозимых отходов – от 4000 до 6500 кг. Коэффициент прессования – 1:7. Снаряженная масса машины 8000 кг, полная – 11 990 кг

По мусоровозам премиум-сегмента доля локализованных комплектующих составляет 75%. Смоляне по-прежнему вынуждены использовать металл Hardox 450 с раскроем листа 2х6 м и итальянские гидроцилиндры. В свою очередь, мусоровозы серии «Стандарт» локализованы на 90%. Из импортных деталей можно отметить белорусские гидроцилиндры и гидрораспределители, которые поставляет партнерское российско-китайское производство.

Стратегия предприятия предусматривает и расширение географии поставок своей продукции. В частности, смоленские комбинированные дорожные машины представлены сегодня в 77 регионах страны, а также в Казахстане. Весьма неплохо успела зарекомендовать себя и мусоровозная техника с клеймом КДМ, даром что первому мусоровозу всего пять лет от роду. Она представлена в 24 регионах России, а также в Армении. Однако это далеко не предел мечтаний. По словам Ольги Соловьевой, они стремятся к присутствию во всех российских регионах, как минимум в 85. Cудя по тому, как развивается предприятие, эта цель представляется вполне достижимой.