Компании
CАНКЦИОННОУСТОЙЧИВЫЙ
Магистральный тягач КАМАЗ-54901
Компании
CАНКЦИОННОУСТОЙЧИВЫЙ
Александр Солнцев, фото автора
Магистральный седельный тягач КАМАЗ-54901 – флагман модельного ряда грузовиков поколения К5 в санкционноустойчивом исполнении. На сегодняшний день 80% комплектующих отечественного производства либо импортированы из «дружественных» стран. И эта пропорция будет только расти
Поскольку каркас кабины у КАМАЗ-54901 общий с MB Actros IV поколения, точки крепления воздухозаборника остались прежними, с правой стороны. Левый спойлер регулируется. В целях увеличения интервала между ТО, а производитель заявляет уже о 150 тысяч км (!), во впускной системе предусмотрено сразу четыре воздушных фильтра (два в одном). Поскольку правый спойлер не регулируемый, их замена требует подъёма кабины. Корпус воздушного фильтра теперь отечественного производства, равно как и сами фильтры от АО «Автоагрегат» из города Ливны
Толщина лонжеронов рамы – восемь миллиметров, высота – 280 мм. Здесь же, в заднем свесе, размещён выключатель массы. Лонжероны перфорированы по всей длине для облегчения монтажа различных надстроек – общее решение для всего семейства К5. Для магистрального тягача, понятно, это не столь актуально, равно как и избыточная, на взгляд автора, толщина лонжеронов. Не отсюда ли в том числе весьма приличная снаряженная масса 9150 кг, съедающая полезную нагрузку автопоезда?
Фильтр грубой очистки топлива с подогревом, влагоотделителем и ручным подкачивающим насосом
Однозахватное ССУ под двухдюймовый шкворень, аналог Jost, производства челнинского завода Tehnotron. Высота седла – 1150 мм
Алюминиевые топливные баки собственного производства КАМАЗ. Их суммарная емкость может достигать 1400 л (800+600). В данном случае – 1300 л (700+600). Топливозаборники с подогревом. За аэродинамическим щитком по правому борту скрыт 100-литровый бак с AdBlue. Экологический стандарт Евро-5 достигается за счет технологии SCR
Подвеска передней оси на трехлистовых рессорах – своего рода компромисс между надежностью и плавностью хода. В планах переход на двухлистовые с сохранением уровня надежности. Сама передняя ось, ранее носившая клеймо Shaanxi Hande Axle Co, теперь выпускается самим КАМАЗом. Ступичные подшипники сделаны необслуживаемыми
Ведущий гипоидный мост пока китайский. Передаточное отношение главной пары для экономии топлива – «равнинное» 2,313. Для Уральских гор тяги, вероятно, хватает, но для преодоления более серьезных «тягунов», может быть, имело бы смысл сделать более «короткие» 2,5 или 2,8.
Подвеска кабины четырехточечная, пружинная.
Её выпуск нынче полностью локализован. Ранее применялась конструкция ZF. В версии High-Tech подвеску кабины обещают сделать пневматической
Вместо импортных радиаторов системы охлаждения теперь используется продукция Шадринского автоагрегатного завода. Механизм стеклоочистителей также заменили на отечественный. Обратите внимание и на противомоскитную защитную сетку: ранее её делали из полипропилена, теперь она металлическая, более устойчивая к повреждениям
В моторном отсеке 460-сильная рядная «шестерка» КАМАЗ-910.52 рабочим объёмом 12,9 л. На максимальный крутящий момент, 2400 Нм, двигатель выходит уже при 950 оборотах коленвала и держит его до 1400 об/мин. Капсуляция мотора заслуживает уважения
Главные изменения в интерьере кабины коснулись экрана бортовой мультимедийной системы, его размер увеличен с 10 до 15 дюймов, на него же перекочевал и ряд аналоговых «крутилок» управления, в том числе климатической системой. Вместо крана стояночного тормоза теперь электронная клавиша .
Для сравнения: так выглядела передняя панель у прежней версии КАМАЗ-54901
Cиденья на пневмоподвеске от ООО «ТИС» родом из ОЭЗ «Алабуга». Ранее использовалась продукция ISRI
Линия мехобработки блока цилиндров двигателей 910-го семейства двигателей. Блоки на Завод двигателей в Набережных Челнах поступают в том числе из Казахстана, с местного предприятия КАМАЗа. Вероятно, этот канал поставок в скором времени станет основным
Картер маховика – полностью локализованный элемент конструкции двигателя. Отливка поступает на мехобработку с литейного завода КАМАЗ
Завод каркасов кабин для грузовиков поколения К5 рассчитан на выпуск шести видов кабин. Пока выпускают три, остальные находятся в разработке. На данный момент производство практически полностью локализовано. Штампованные детали отгружают сюда АО «Джошкуноз Алабуга» и прессово-рамный завод ПАО «КАМАЗ»
В числе прочего локализованы лонжероны основания кабины и усилители, соединяющие их между собой. Причем делают их методом холодной штамповки без потери качества
Лаборатория измерения геометрии кабин. Здесь установлены две координатно-измерительные машины Zeiss c длиной плиты 10 (для измерения основания каркасов и самих каркасов) и восемь (для измерения вертикально стоящих подсборов и штампованных деталей) метров. Замеры, а это порой более 1500 точек, проводятся как классическим контактным методом, так и с помощью лазера. Точность измерений составляет 80 мкм, а их результаты показывают, что после локализации качество штампованных деталей не потеряно
Злосчастный бугельный болт крепления опор коленвала – его поломка привела к крупной отзывной кампании. После совместной титанической работы, проделанной КАМАЗом совместно с АО «БелЗАН», поменяли его форму, геометрию, покрытие, стратегию затяжки и т.д., проблема исчезла
Опоры силового агрегата носят марку Rostar
Пневматику Wabco заменили на китайскую
Новинка 2024 года – KAMAЗ-65658-B5 с колёсной формулой 6х2/2. Шторно-бортовая версия – совместное творение с заводом по изготовлению спецтехники ООО «Рустрак». Вместимость кузова со сдвижными крышей, боковинами и задними распашными дверями – 20 европалет, грузоподъёмность – 15,2 т
Новинка 2024 года – седельный тягач KAMAЗ-54902 (4х2), более доступный по цене аналог KAMAЗ-54901, для региональных перевозок.Кабина шириной 2300 мм с низкой крышей и одним спальным местом. В моторном отсеке рядная «шестерка» KAMAЗ-689 мощностью 390 л.с. в паре с 12-ступенчатой АМКП. Подробности в следующем номере