Кстати, не следует забывать, что в общем случае существует три категории запчастей:
■ Оригинал. Его можно получить только у официального дилера зарубежного автопроизводителя или авторизованного сервисного партнера (= крупного клиента). Естественно, в нынешней ситуации приходится подразумевать компанию из дружественного сопредельного государства. Но давайте снимем розовые очки, что носят авторы концепции «параллельного импорта»: единичные поставки «оригинала» возможны, при давнем знакомстве и дружеском участии – даже «мелкий опт». Можно придумать что-то вроде оказания срочной технической помощи для транзитного транспорта. Но об оптовых поставках речь не идет: резкое увеличение продаж запчастей без явного роста региональной популяции техники быстро привлечет внимание автопроизводителя, а далее будут вторичные санкции. Еще хуже с поставками запчастей (и компонентов), которые могут вызвать вопрос о VIN-номере автомобиля. Тот же наш комплект вкладышей для коленвала может вызвать вопрос: «А что случилось с машиной? Можно посмотреть ее историю? Это случайность или нам следует готовить отзывную кампанию?»
■ Аналог. Здесь стоит выделить две категории:
■■ Линейка артикулов, предназначенная для техники, давно вышедшей из гарантии, а также приобретенной на вторичном рынке. Здесь для понимания вспомним, например, о программе «TRP» (Truck and Trailer Parts) от компании «PACCAR Parts» или Euro Repar Car Service от бывшей группы PSA (Peugeot Citroën Automobiles), ныне Stellantis. Рекомендаций не даю, но важно понять, имеет ли производитель именно вашего грузовика или автобуса похожую программу поддержки владельцев техники. Если да, то вам повезло: речь идет о свободных продажах, в том числе и через Интернет. И о качестве запчастей задумываться не стоит: они все выпущены по спецификациям производителей техники. Единственный штрих: мы ведь ищем вкладыши коленчатого вала номинального размера... Не уверен, что они есть в числе артикулов перечисленных и аналогичных программ.
■■ Линейка запчастей, предназначенная для широкого рынка. Здесь отличие от оригинала лишь в том, что не учитываются некие особые требования конкретного производителя техники к характеристикам данного артикула. Но при этом (что важно!) изделие полностью соответствует запросам иных компаний, основанным, разумеется, в том числе и на анализе итогов испытаний – лабораторных, полигонных, эксплуатационных. Например, воздушный фильтр. Если его разобрать, то внутри найдется некий нетканый материал. Но в случае с Volvo Trucks (мотор рабочим объемом 13 литров) его площадь составит 18 кв.м, хотя весь остальной рынок устраивает 12. Не будем уходить в тонкости решений инженеров из Гетеборга, но это тот самый случай, когда хорошо бы знать особенности аналога. Ведь, согласитесь, если говорить именно о фильтре: на сибирском зимнике пыли нет, а значит, аналог применять можно почти без ограничений. А в остальных случаях, вероятно, следует просто сократить интервал замены.
Вторая часть вопроса: где купить аналоги гарантированного качества? На маркетплейсе? Или, может быть, вдумчивому владельцу автопарка все-таки следует командировать надежного паренька в страну ближнего зарубежья, чтобы он там пообщался (можно без протокола) с местными специалистами? И приобрел за СКВ «разное полезное» у проверенного продавца.
■ Контрафакт. Сюда, по оценочному суждению автора, следует отнести все не вошедшее в перечисленные выше категории. Но не будем о грустном. Вот разве что коврики на пол кабины или пара рулонов туалетной бумаги водителю с собой в дальний рейс. Последнее при случае всяко лучше, чем (простите за интимные подробности) газета или лист лопуха...
И тогда напрашивается вопрос про...