Подвижной состав:


Электробус 62181 «Генерал»

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ «ГЕНЕРАЛ»


Электробус от ООО «ПК ТС»

Подвижной состав: Электробус 62181 «Генерал»

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ «ГЕНЕРАЛ»

Электробус от ООО «ПК ТС»

Александр Солнцев, фото ООО «ПК ТС», Николая Маркова и автора

На прошедшей в Москве 11-й международной выставке «ЭлектроТранс» компания «ПК Транспортные системы» (ООО «ПК ТС») представила модернизированную версию своего электробуса «Генерал» под индексом 62181. Познакомимся с ним поближе.

Для начала надобно заметить, что нынешний «Генерал» это уже третья модель электробуса производства «ПК ТС». Первая по имени «Пионер» отличалась весьма необычной конструкцией с мобильными аккумуляторными системами, которые размещались в отдельном прицепе (см. «Из архива»). Далее настал черед сочлененного электробуса (18,2 м) с ночной зарядкой «Пионер макс». Из особенностей «гармошки» можно упомянуть кузов из «нержавейки» и колесную формулу 6х4! Год назад на свет божий появился первый «Генерал» с комбинированной зарядкой. Оная сочетает в себе сразу три типа восполнения заряда: медленного от розетки, динамического от токоприемников и быстрого или ультрабыстрого типа через токоприемники. И здесь «ПК ТС», судя по всему, оказался «впереди планеты всей». Базой для «электрички» послужил рестайлинговый троллейбус «Адмирал-6281.01» с увеличенным автономным ходом (УАХ).

Электробус модели 62181 «Генерал».

Длина - 11 900…12 700 мм. Ширина - 2550 мм. Формула дверей: 2-2-2.

Внешняя обшивка из композитных материалов

Нынешний «Генерал» отличается от своего предшественника некоторыми изменениями в стилистике экстерьера и интерьера, а также применяемыми материалами отделки и комплектующими. В чем состояла идея создания машины с гибридной зарядкой? Этот вопрос я адресовал Денису Фролову, директору по развитию колесного транспорта ООО «ПК ТС», тем паче что нюансы эксплуатации транспортных средств на электротяге известны выходцу из Филевского автобусно-троллейбусного парка Мосгортранса не понаслышке. «Изучив ситуацию с электробусами в России и других странах, пришли к выводу, что нам нужна машина, которая максимально быстро и без существенных затрат впишется с существующую транспортную инфраструктуру и которая потребует минимального увеличения водительского персонала в условиях резкого дефицита кадров», вспоминает Денис Фролов.

Денис Фролов, директор по развитию колесного транспорта ООО «ПК ТС».

Фото с билборда на Гоголевском бульваре столицы

Последнее требует некоторого пояснения. Даже в идеальных условиях эксплуатации нынешние столичные электробусы с быстрой зарядкой требуют большего числа водителей, нежели автобусы. Дело в том, что из-за необходимости периодического пополнения запаса электроэнергии в тяговых аккумуляторных батареях (ТАБ) у них снижается средняя эксплуатационная скорость движения, а стало быть, для выполнения того же объема транспортной работы вместо, скажем, 10 машин на маршрут приходится ставить уже 12-13. Не без греха в этом смысле и электробусы с ночной зарядкой. Увеличенный запас автономного хода требует наличиея на борту большего количества дорогих и, что важно в данном случае, тяжелых батарей, а это, в свою очередь, сокращает пассажировместимость такого типа машин. Про объём транспортной работы смотри выше.

Так вот электробус с комбинированной зарядкой этих недостатков в значительной степени лишен. Используя имеющуюся контактную сеть, он может подзаряжаться как на стоянке, так и в движении. Более того, речь не только о троллейбусной инфраструктуре, но и о трамвайной. Так, например, «Генерал», проходивший опытную эксплуатацию в Череповце, подзаряжался на конечной станции от трамвайной сети через зарядную станцию-переходник. Таким образом, технология гибридной зарядки позволяет существенно увеличить запас хода за «рабочую смену», не увеличивая емкость (размер/массу) тяговых накопителей.

В низкопольной части салона удалось разместить 15 подвесных сидений и два откидных места

Рассмотрим конструктивные особенности «Генерала» и его «начинку».

Здесь важно подчеркнуть, что в условиях санкций машина на 85% состоит из российских комплектующих. Остальные 15% «ПК ТС» закупает в «дружественных» странах. Как говорилось выше, электробус разработан на базе модели троллейбуса «Адмирал» 6281.01, а посему имеет модульные решения по системам накопления энергии, а также унификацию с троллейбусом, что снижает не только себестоимость его производства, но и затраты на обслуживание в процессе эксплуатации. Экстерьер и интерьер выполнены из композитных и алюминиевых материалов. Отсюда высокая коррозионная стойкость кузова и незначительные затраты на кузовной ремонт. Производитель гарантирует срок его службы до 20 лет.

Компоновка салона позволила разместить в его низкопольной части 15 стационарных подвесных кресел и два откидных. Очевидно, это лучший показатель в классе. Общее же количество посадочных мест варьируется от 26 до 39, а пассажировместимость - от 70 до 90 человек.

В зависимости от компоновки салона число посадочных мест варьируется от 27 до 39. Общая пассажировместимость - 70-90 человек

Поставщиком тяговых литий-ионных батарей выступает питерское ООО «Системы Автономной Энергии» (САЭ).
Конструкция батарей предусматривает модульное исполнение, поэтому на крыше электробуса может размещаться от двух до восьми таких модулей емкостью от 93 до 217 кВт•ч. Их количество, соответственно, определяет пассажировместимость, запас автономного хода и в конечном итоге стоимость «Генерала».
Производитель заявляет, что при стандартных условиях эксплуатации (циклы заряда/разряда) срок службы батарей - восемь лет. Время заряда в зависимости от емкости, глубины и типа заряда от 45 до 120 мин.
Теоретически максимальная емкость ТАБ (217 кВт•ч) позволяет преодолеть по трассе до 200 км в автономном режиме с отключенной системой кондиционирования и вентиляции (к слову, «ПК ТС» использует исключительно электрические отопители), равно как и освещением, без остановок и при экономичном стиле вождения. Однако в реальных условиях эксплуатации максимальный запас хода не превышает 100 км.
Сдается, этого более чем достаточно, ведь в арсенале «Генерала» есть ещё динамическая и быстрая зарядки.

Рабочее место водителя (фрагменты исполнения).

На верхнем фото: мультируль с индивидуальной настройкой и усилителем

Тяговые двигатели поставляют Псковский механический завод и владимирский Русэлпром.
Электромотор мощностью 180 кВт размещен в заднем свесе с левой стороны. Карданная передача от него приводит колеса ведущего портального моста с клеймом Weichai. Не исключено, что в перспективе его, мост, заменит изделие челнинского Ростара. НПО «Ростар» является и поставщиком независимой передней подвески.
Есть исполнение и с зависимой. В этом случае переднюю ось поставляет все тот же Weichai.
Поставщиками тягового привода, токоприемников, по сути, троллейбусных «рожек», электроотопителей выступают российские компании и примкнувшее к ним ЗАО «Белробот».

«Генерал» с поднятыми токоприемниками на единственной сохранившейся в «старой» Москве кольцевой троллейбусной линии протяженностью четыре километра от Комсомольской площади по Новорязанской улице до Елоховской площади

Какие перспективы у «Генерала»?
«Интерес к машине есть, ведь она рассчитана на эксплуатацию в любом городе, где есть контактная троллейбусная сеть и инфраструктура трамвая и где считают экономику перевозок, - заключает Денис Фролов. - Анонсированная недавно на государственном уровне программа развития городского наземного электротранспорта (ГЭТ), в рамках которой заложено обновление трамвайной и троллейбусной инфраструктуры, позволяет говорить о том, что актуальность таких машин будет только возрастать».
От себя добавим, что и Белокаменная, основательно «подсевшая» на электробусы с быстрой зарядкой, в этом смысле тоже не безнадежна.
«Генералы» могут эксплуатироваться в челночном режиме между центром города, подзаряжаясь там от зарядных станций, и «новой Москвой» (Химки, Видное, Подольск…), там, где сохранилась троллейбусная контактная сеть...
Из архива
►►► ЮБИЛЕЙ ООО «ПК ТС»

Компания «ПК Транспортные системы», ведущий российский разработчик и производитель современного инновационного городского электротранспорта, отпраздновала в октябре 10-летний юбилей. Она специализируется на создании полностью низкопольного подвижного состава. Производственные площадки «ПК ТС», расположенные в Твери, Санкт-Петербурге и Энгельсе, позволяют выпускать до 450 ед. подвижного состава ежегодно.
Линейка «ПК ТС» представлена 11 моделями трамваев длиной от 17 до 35 метров и шестью моделями колесного транспорта на электрической тяге. Сегодня в РФ эксплуатируется более 900 трамвайных вагонов и свыше 430 троллейбусов, произведенных компанией.

В основе конструкции трамваев производства «ПК ТС» - уникальная запатентованная эластичная поворотная тележка. Тележка выпускается в 3 модификациях: для ширины колеи трамвайного пути 1435 мм, 1524 мм и 1000 мм

►►► ДАТЫ И СОБЫТИЯ

  • 2013 - Год основания компании. Cоздана и запатентована уникальная поворотная, 100%-низкопольная трамвайная тележка, не имеющая аналогов в мире.
  • 2014 - Открыт тележечный цех в Твери. Состоялась презентация уникальной тележки на выставке «Электротранс-2014» в Москве.
  • 2015 - Выпущены 100%-но низкопольные односекционный трамвай City Star и трёхсекционный трамвай «Витязь», а также первый продукт в сегменте колесного электротранспорта - низкопольный троллейбус «Адмирал» с увеличенным автономным ходом.
  • 2016 - В рамках «Иннопром-2016» презентованы две новые модели - низкопольный трёхсекционный трамвай «Варяг», а также флагман линейки трамвайных вагонов компании «Витязь М».
  • 2016 - Компания заключила самый большой в мире контракт на поставку в Москву 300 вагонов «Витязь М» за три года. Выпущена модификация трамвая Сity Star для европейской колеи 1435 мм.
  • 2017 - Выпущен низкопольный двухсекционный трамвайный вагон «Богатырь».
  • 2018 - Начала работу вторая производственная площадка компании - «Невский завод электрического транспорта». Презентация самого длинного и самого вместительного трехсекционного двухстороннего трамвайного вагона 71-934 «Лев», а также инновационного односекционного трамвайного вагона 71-911ЕМ «Львенок» на крупнейшей мировой выставке «InnoTrans» в Берлине.
  • 2019 - Презентация уникальной тележки для колеи 1000 мм и модернизированного двухсекционного трамвая «Богатырь М», открытие после модернизации «Тверского механического завода электротранспорта» - предприятия полного цикла по созданию алюминиевых кузовов для городского электротранспорта.
  • 2020 - Презентация обновленной версии троллейбуса «Адмирал» на новой производственной площадке - «Энгельсском заводе электрического транспорта», презентация 100%-но низкопольного трамвая для колеи 1000 мм - «Корсар».
  • 2021 - Презентация первого российского трамвая с алюминиевым кузовом «Витязь-Ленинград», троллейбуса с УАХ и сочлененного электробуса с ночной зарядкой «Пионер макс».
  • 2022 - Презентация электробуса 6281 «Генерал» с комбинированной зарядкой и рестайлинговой версии троллейбуса «Адмирал».
  • 2023 - Презентация трехсекционного трамвая двустороннего движения 71-932 «Невский».
►►►«ХВОСТАТЫЙ ЭЛЕКТРОБУС»

Появление первой модели электробуса от ООО «ПК ТС» датируется 2018-м.
Машина, получившая имя «Пионер» и отраслевой индекс «6218», отличалась весьма оригинальной конструкцией.
Вместо строительства станций ультрабыстрой подзарядки инженеры «ПК ТС» предложили использовать так называемые мобильные аккумуляторные системы (МАС).
Под этим термином, говоря простым языком, подразумевался быстросменный прицеп с аккумуляторными батареями, который после разрядки можно заменить на конечной станции точно таким же, но полностью заряженным.
Причем этот процесс занимает меньше времени, чем тратят столичные электробусы на станциях ультрабыстрой подзарядки.

Первенец электробусного флота «ПК ТС» -

модель 6218 «Пионер» с мобильной аккумуляторной системой.

Три блока тяговых литий-марганцевых батарей размещены в прицепе

В постройке «Пионера» принимала участие нижегородская фирма «Фабрика композитов», которая выпускает пластиковые кузовные детали для трамваев производства «ПК ТС». А шасси прицепа для перевозки «батареек» изготовлено другой нижегородской компанией - «Смартэко».

От электробусов КАМАЗа и ЛиАЗа «Пионер» отличался не только типом зарядки, но и компоновкой. Кузов у него короче - 11,7 м, но колесная база заметно длиннее. Дверей всего две, и обе расположены в пределах базы, а полностью изолированная кабина размещена прямо над передней осью. Внутри «Пионер» просторнее серийных электробусов - спасибо трехрядной планировке салона от кабины до задней двери. Количество сидений же лишь на одно меньше, чем у ЛиАЗа.

В прицепе «Пионер» возил три блока литий-марганцевых батарей емкостью по 50 кВт⋅ч каждая, а четвертая - резервная - размещалась на крыше самого электробуса. Все вместе они могли обеспечить автопоезду пробег на уровне 150 км, без прицепа же «Пионер» мог пройти до 35 км.