Пульс отрасли

АВТОМОБИЛЬНАЯ ТЕМА FOOD EXPO


Транспорт для перевозки продуктов питания

Пульс отрасли

АВТОМОБИЛЬНАЯ ТЕМА FOOD EXPO

Транспорт для перевозки продуктов питания
На выставке Food Expo, прошедшей в МВЦ «Крокус Экспо», довольно широко был представлен и автотранспорт, предназначенный для перевозки продуктов питания, а также торговли пищей с колес. В последнем случае речь о так называемых фудтраках, фургонах либо автомобильных прицепах, оборудованных для приготовления, хранения и продажи готовой еды. Так вот, шоу-стоппером выставки, несомненно, стал фудтрак, построенный подмосковной компанией Mobitruck на базе ГАЗели NN.

Александр СОЛНЦЕВ, фото автора и компании Sigma Expo Group

Нижегородскому малотоннажнику прилично удлинили колесную базу, а стало быть, и раму, дабы разместить за кабиной стандартный торговый павильон серии Strealiner/EdaNaKolesah. Впрочем, разнесенной базой вмешательство в конструкцию ГАЗели не ограничилось. Производители мобильных торговых объектов из подмосковной Истры – компания Mobitruck ведет свою родословную с 2016 года – оснастили шасси регулируемой пневмоподвеской, причем как задней, так и передней. В зависимости от дорожных условий она позволяет перераспределять нагрузки на оси. Злые языки, правда, говорят, что подобный «пневмоколхоз», как правило, работает недолго. Всё заканчивается оторванными кронштейнами и лопнувшими рычагами. В Mobitruck тем не менее утверждают, что разработанная ими и запатентованная пневмоподвеска зарекомендовала себя как надежный и практичный узел, позволяющий изменять положение рамы над дорогой в широких пределах.

Мобильная точка общественного питания Mobitruck GNN на базе ГАЗель NN – шоу-стоппер выставки Food Expo.

Оборудована приточно-вытяжной вентиляцией c подогревом, плюс теплые полы и тепловая завеса, что позволяет готовить пищу при температурах до –40 °С

Общая полезная площадь фудтрака 13,5 м², что позволяет комфортно работать шести сотрудникам. Холодильные и морозильные камеры общим объемом 1500 л. Материал обшивки – пищевая нержавеющая сталь

Пневмобаллоны установлены по кругу

Ещё одна премьера, так или иначе связанная с продукцией Горьковского автозавода, – точка мобильной торговли на базе ГАЗели NN, представленная ГК «СТТ». Нижегородский фудтрак не серийный автомобиль, а скорее демонстрация возможностей трансформации базовой ГАЗели NN, в данном случае воплощенная с помощью компании «Форвард» (Нижний Новгород). Последняя водрузила на шасси кузов из композитных материалов. При желании фудтрак можно сделать полностью автономным, оснастив его бензогенератором и баками с водой. Добро пожаловать в чистое поле на какой-нибудь фестиваль или тому подобное мероприятие!

…А вот промтоварный фургон на шасси Соболь NN уже серийное изделие. Кузов объёмом 11,5 м³ рассчитан на пять европалет (стандартный цельнометаллический фургон Соболь NN может перевезти только три). Отличающийся высокой маневренностью, радиус разворота 5,4 м, такой компактный автомобиль – неотъемлемый элемент городской и e-com логистики. Не будем забывать, что в соболином семействе есть исполнения полной массой 2,49 т, а с такими массогабаритными характеристиками фургону не возбраняется передвигаться в пределах «грузового каркаса» (ограниченный перечень улиц в Белокаменной, по которым разрешено движение грузовых автомобилей) и ТТК (Третье транспортное кольцо). Согласитесь, что для городской развозной машины это весьма важный фактор.

Мобильный формат как альтернатива стационарным конструкциям. Модульная конструкция позволяет смонтировать на шасси серийной ГАЗели полноценную кухню или магазин с современным оборудованием и зонами хранения. Объем рабочей зоны – до 12 м³. Технологическое оборудование легко монтируется в зависимости от задач и тематики мероприятия. Кстати, с помощью автомагазинов и фудтраков можно организовать пункты общественного питания в случае возникновения чрезвычайных ситуаций

Развозной городской фургон на шасси малотоннажника Соболь NN. Объём кузова – 11,5 м³

Дебютом на выставке отметился и изотермический фургон на шасси Daewoo Dexen Vision. Его продвижением на российском рынке занимается ООО «ПремиумАвто», эксклюзивный дистрибьютор южнокорейской компании в РФ. У себя на родине семейство Daewoo Dexen Vision представлено автомобилями полной массой от 7500 кг до 11 900 кг в разных вариантах колесной базы. В РФ же на первых порах будут поставляться машины полной массой 10 200 кг с обычной дневной кабиной и кабиной с местом для отдыха. В моторном отсеке у них безальтернативный 190-cильный Cummins ISF 3.8 (Евро-6, SCR) родом из Поднебесной, с завода Beijing Foton Cummins Engine Company Limited (BFCEC). Пару ему в базовой комплектации составляет шестиступенчатая МКП ZF. В качестве опции будет предлагаться также восьмиступенчатый «автомат» ZF Powerline.

На российском рынке будет доступно два варианта комплектации: «Стандарт» и «Премиум». Последняя помимо полностью цифровой комбинации приборов и мультимедиа с экраном диагональю 10,2 дюйма может похвастать ещё подогревом и вентиляцией водительского кресла, дистанционным запуском двигателя и электроприводом подъёма кабины. Кроме того, независимо от «пакета» автомобиль напичкан разнообразными ассистентами водителя, начиная от адаптивного круиз-контроля (АСС) и помощи при трогании на подъеме (Hill Holder) и заканчивая контролем полосы движения (LDWS) и системой экстренного торможения (AEB). Система курсовой устойчивости (ESC), само собой, в базовой комплектации. Что касается цвета кабины, то их три на выбор: белый Alaskan blue, серебристо-серый Satin silver и бирюзовый Ocean blue. Продажи Daewoo Dexen Vision должны начаться в ближайшее время.

Дебютант российского рынка – среднетоннажный Daewoo Dexen Vision с изотермическим кузовом от новосибирской компании «СибЕвроВэн». Задний подъемный гидроборт производства корейской DIMT

Неудивительно, что в качестве экспоната Food Expo компания «Тракс Восток Рус» представила изотермический фургон именно на шасси Компас 5 (КАМАЗ-43085). Пятитонный грузовик, сертифицированный как 3,5-тонный, не только позволяет управлять им с правами категории «В», но и рассчитан на перегруз в 1,5-2 т. Кроме того, и конструктивно он стоит особняком от своих тяжелых собратьев Компас 9 и Компас 12. Кабина «пятого» Компаса на 270 мм уже. Лонжероны рамы лестничного типа у него переменного сечения, в то время как у «девятого» и «двенадцатого» – постоянного. Есть отличия и в профиле: если у «пятого» это 180х65х4,5 мм, то у Компас 9 – 214х70х5 мм и 230х75х6 мм соответственно у Компас 12. Само собой, ширина рам тоже немного отличается. Разные у них и тормозные системы: у Компас 5 – гидравлическая с передними дисковыми тормозами, у тяжелых машин – пневматическая с барабанами на обеих осях. На Компас 5 устанавливают 2,2-литровый дизельный двигатель КАМАЗ-580 мощностью 122 л.с. (320 Нм). Под этим названием скрывается обрусевший мотор JAC, который состыкован с 5-ступенчатой МКП. Экологические нормы Евро-5 здесь обеспечивает система рециркуляции отработавших газов (EGR) вкупе с сажевым фильтром. И это ещё одно отличие грузовичка от старших собратьев, где за экологию отвечает SCR (впрыск водного раствора мочевины в выпускной тракт).

К слову, по данным Тракс Восток Рус, рост производства грузовиков семейства КАМАЗ Компас по отношению к 2022 году составил 807%. Всего за 2023-й с конвейера в Набережных Челнах сошло 4800 грузовиков. Год для завода завершился юбилейным событием – выпуском пятитысячного Компас, которым стал малотоннажный Компас 5. По доле рынка в сегментах от 2,5 до 12 т полной массы автомобили семейства заняли второе место.

Изотермический фургон производства нижегородской фабрики фургонов «Авангард» на шасси Компас 5. Кузов объёмом 17,2 м³ рассчитан на восемь европалет. ХОУ от китайской Super Snow

Было бы странно, если, в общем-то, профильную для себя выставку проигнорировал бы Завод автомобилей LCV «Промтех». Ведь предприятие известно не только выпуском АСМП, но и собственным производством промтоварных и изотермических кузовов, в том числе для перевозки продуктов питания, которые устанавливаются на разнообразные шасси. Промтеховские кузова представляют собой конструкцию из алюминиевого каркаса и композитных панелей, а потому сочетают в себе прочность, низкий вес и при этом не боятся коррозии.

На выставке нижегородцы продемонстрировали промтоварный фургон на шасси малотоннажника Промтех Капитан-Т и компактный рефрижератор Granta Prima. Что касается «Капитана», то это, напомним, доработанное в Нижнем китайское шасси Dongfeng Captain-T. В чем заключается доработка? На машины устанавливают задний стабилизатор поперечной устойчивости, заметно снижающий крены в поворотах, и по заказу – заднюю пневмоподвеску с разделением на контуры. Весьма актуальная опция, позволяющая выровнять грузовик при перегрузе одного из бортов, а также дающая возможность поднять или опустить кузов в соответствии с высотой конкретной разгрузочной рампы.

В свою очередь, автомобили семейства Prima – это легковые коммерческие фургоны повышенной вместимости, которые создаются на базе серийных цельнометаллических автомобилей российской сборки. Вкратце технология их создания такова. Сначала вся задняя часть кузова автомобиля-донора после передних сидений срезается до уровня пола. Затем, уже в цехе сварки, к панелям пола и лонжеронам крепится готовая рама. Получившееся основание и крышу кабины жестко стыкуют с грузовой надстройкой, дабы все это работало одним целым, а нагрузка равномерно распределялась по всему автомобилю.

Промтоварный фургон на шасси Промтех Капитан-Т. Длина фургона 4200 мм, полезный объём – до 16 м³, грузоподъемность – до 1500 кг. Толщина стенок кузова – 30-50 мм

Рефрижератор Granta Prima. Полезный объем кузова – 6,5 м³, толщина стенок – 50 мм. Штатный кондиционер с приводом от электрокомпрессора, таким образом, мощность двигателя сохраняется. Задняя пневмоподвеска входит в базовое оснащение

Собственным производством сэндвич-панелей для создания изотермических и промтоварных фургонов, а также рефрижераторов может похвастать и ПАО «СОЛЛЕРС», запустившее в октябре 2021-го совместно с своим партнером «СТ Алабуга» линию по производству сэндвич-панелей. Новая технология заливных сэндвич-панелей из пенополистирола и пенополиуретана (последний пользуется большей популярностью) за счет отказа от металлического каркаса позволяет уменьшить снаряженную массу автомобиля и увеличить его грузоподъемность (до 200 кг).

На выставке, в частности, был представлен изотермический фургон с рефрижераторной установкой Элинж на шасси Sollers Argo (в девичестве JAC N35). Такие юркие «головастики» собирает ООО «СОЛЛЕРС Карго» на площадке в Ульяновске. Причем продукт в значительной степени локализован. Кабину варят и красят на родине Ильича. Двухлитровый двигатель мощностью 130 л.с. производят в Елабуге. Ожидается, что уже в ближайшее время выпуск 6-ступенчатых МКП начнется на Заволжском моторном заводе.

Недавно линейка Sollers Argo пополнилась ещё и длиннобазной версией. Колесная база увеличилась с 2,6 до трех метров, а общая длина автомобиля с кузовом выросла до 5,8 м. Увеличилась соответственно и вместимость надстроек – до шести европалет. Максимальный объём кузова составляет 12,4 м³.

Изотермический фургон с рефрижераторной установкой Элинж на шасси Sollers Argo. Объём кузова – 9,5 м³. Распашная двухстворчатая задняя дверь с углом открывания 270°. Створки фиксируются вдоль бортов, что помимо удобства погрузки/разгрузки позволяет вплотную подъезжать к погрузочной рампе при открытых дверях. Обратите внимание на наливной рифлёный пол кузова: нет стыков, а стало быть, исключаются заливы и неприятный запах

ООО «КомТранс Юг», официальный дилер JAC, Foton и Dongfeng, представило среднетоннажник Foton Aumark S85 c изотермической «будкой» производства ООО «Спецмобиль» (Нижний Новгород) и ХОУ Transcooler (Южная Корея). Полная масса рефрижератора восемь тонн, грузоподъемность с учетом веса кузова – до 4,5 т. Полезный объём фургона 26 м³, вместимость – 10 европалет

Экомобиль на базе ЦМФ Соболь NN – лепта нижегородской компании Synergetic в дело охраны окружающей среды. Речь об участии в эколого-благотворительном волонтёрском проекте «Добрые крышечки» в области раздельного сбора мусора

Из архива
ПОДНОГОТНАЯ FOOD EXPO

FOOD EXPO – это новое и современное прочтение выставки METRO EXPO, уникального мероприятия для профессионалов рынка индустрии питания (торговли и HoReCa), которое было создано компанией METRO Россия и на протяжении десятилетия (2011-2019 гг.) являлось платформой для сотрудничества, продаж, налаживания связей, а также способствовало росту и развитию партнеров. Организатор FOOD EXPO – компания Sigma Expo Group. Её соорганизатором выступила компания METRO. Генеральными партнерами выставки стали группа компаний «Велком» и «Добрый»®.
Выставка собрала 161 экспонента и более 270 спикеров, экспертов розничной торговли и представителей HoReCa индустрии, а также владельцев бизнеса: производителей, фермеров, виноделов.
За три дня выставку посетило 16 825 профессионалов отрасли. На 10 форумных площадках прошло совокупно более 300 часов деловой программы.

*****

P.S. Cледующая выставка FOOD EXPO состоится 18-20 марта 2025 года в МВЦ «Крокус Экспо», павильон №2.