Компании

«ЭЛЕКТРИЧКИ» ИЗ ЖОДИНО


Электротранспорт из Беларуси

Компании

«ЭЛЕКТРИЧКИ» ИЗ ЖОДИНО

Электротранспорт из Беларуси
С некоторых пор этот белорусский город, расположенный примерно в 50 км к северо-востоку от Минска, известен не только как родина могучих исполинов БелАЗ. Под занавес 2020-го здесь открыли цех сборки пассажирского электротранспорта Минского автомобильного завода, рассчитанный на выпуск 300 ед. техники в год. И уже в 2023-м производство вышло на проектную мощность!

Александр АЛЕНИН, фото автора

Не секрет, что в последние годы пассажирская техника МАЗ пользуется повышенным спросом. Так, например, производственная программа по городским автобусам расписана на месяцы вперед, и существующих мощностей для удовлетворения спроса не хватает. Вот почему ещё несколько лет назад МАЗ анонсировал инвестпроект по строительству корпуса автосборочного завода на своей исторической территории, в котором можно было бы сосредоточить производство пассажирской техники. Реализация этих планов в 2025 году позволит значительно увеличить выпуск продукции. Собственно, своим появлением на свет «Сборочное производство пассажирского электротранспорта» в Жодино обязано дефициту производственных площадей. Однако по порядку.

Обмостовка каркаса троллейбуса МАЗ 203Т

В 2019 году, когда МАЗ решил возобновить производство троллейбусов, было выпущено 75 троллейбусов МАЗ 203Т70 с увеличенным автономным ходом (УАХ) для Минска. В процессе производства заводчане столкнулись с рядом трудностей, связанных с логистикой и пуско-наладочными работами. В связи с огромным спросом на пассажирский электротранспорт, обусловленным высоким износом существующего парка троллейбусов, для увеличения его выпуска требовались дополнительные площади. Так, в июне 2020-го возникла идея создания нового структурного подразделения, которое специализировалось бы на электротранспорте. Постоянный партнер мазовцев, ООО «Этон», разработчик и поставщик силовых компонентов для МАЗа, предложило организовать общее производство. Ключевыми факторами в пользу этого предложения стали сокращение логистической цепочки поставок комплектующих и затрат на пуско-наладочные работы, а также наличие незаконченного корпуса общей площадью 9000 м² на территории Этона в Жодино.

Установка заднего моста

Установка передней оси

Напомним, что Жодино – один из крупнейших промышленных центров Беларуси, а стало быть, недостатка в квалифицированных работниках там нет. Это позволило всего за шесть месяцев реализовать проект по строительству, оснащению и началу выпуска готовой продукции. Открытие цеха сборки пассажирского электротранспорта Минского автомобильного завода в Жодино датируется 29 декабря 2020 года. Общая площадь цеха – 6600 м², производственная – 6000 м². Количество работников – около 170 человек.

Подсборка задней подвески

Производственная программа включает троллейбусы, в том числе с увеличенным автономным ходом, моделей МАЗ 203Т и 303Т, электробусы МАЗ 303Е и машинокомплекты троллейбусов (МАЗ 203Т). Кроме того, в Жодино собирают ещё и автобусы малого класса МАЗ 257. Троллейбусы практически полностью, за исключением силовой аппаратуры, унифицированы с автобусами МАЗ, что значительно упрощает эксплуатацию и обслуживание техники. Машины с автономным ходом могут проехать участки без контактной сети длиной более 20 км, что позволяет в городах с имеющейся контактной сетью, не меняя инфраструктуры города, прокладывать троллейбусные маршруты в новых микрорайонах.

Раскрой облицовки шахты моторного отсека

Раскрой наружной облицовки

Заслуживает внимания и тот факт, что выпуск электротранспорта МАЗ максимально локализован. 60% комплектующих произведено на предприятиях холдинга «БЕЛАВТОМАЗ», оставшиеся 40 % приходят из России и «дружественных» стран. Как пример, на электробусе МАЗ 303Е20 применяется следующая комплектация белорусского производства: каркас и передний мост МАЗ, сиденья, элементы интерьера и экстерьера, амортизаторы, комплектующие электрооборудования производства предприятий холдинга, электродвигатель Могилевского завода, батареи и высоковольтные преобразователи производства Этон, а рабочее место водителя, мультиплексная система, стекла, шины, электронные тормозные системы, рулевой механизм и др. от белорусских поставщиков.

Облицовка каркаса кузова

Технологическая цепочка сборки троллейбусов выглядит следующим образом. Каркасы кузова доставляют из Дзержинска (ОАО «ДЭМЗ») автомобильным транспортом. Затем их перемещают на стенд обмостовки, где собирают и приваривают переднюю и заднюю подвески, монтируют колёса, а также устанавливают кронштейны силового агрегата и узлы рулевого механизма. Следующая технологическая операция происходит в камере рихтовки с правкой возможных деформаций в геометрии каркаса. Там же внутренние полости проходят обработку антикоррозионным материалом. Затем каркасы перемещают на позицию, где производят обшивку моторного отсека, устанавливают педальную нишу, выполняют монтаж электрожгутов, а также устанавливают ресиверы, трубопроводы рулевого управления и другие узлы.

Подготовка к окраске кузова автобуса МАЗ 257

Далее каркас попадает на участок облицовки, где приваривают панели из оцинкованной стали при помощи подвесных контактных сварочных машин для формирования внешней и внутренней облицовки, а также крыши. Затем устанавливают стеклопластиковые панели на переднюю и заднюю части каркаса и боковые крышки. Облицованный каркас подают на позицию настила пола. Производят раскрой фанеры по шаблонам на отдельной позиции и монтируют панели пола на каркас.

Окрасочная камера

Информационная система

Следующая «итерация» – подготовка к окраске. Каркас шпатлюют для заделки швов, стыков и устранения дефектов, готовят к грунтованию, после чего перемещают в окрасочно-сушильную камеру, где производят нанесение грунтов с последующей сушкой. После грунтования каркас зачищают и готовят к нанесению эмали. К слову, цвет эмали согласовывает заказчик. После окраски и сушки каркас перемещают на участок, где производят установку стекол и приклейку напольного покрытия. Затем собирают отделку салона, а также кабину водителя. Устанавливают перегородки, потолочные панели, крышки люков пола, сиденья, поручни, внутренние ограждения, аппарель, двери и т.д. На крыше троллейбуса размещают аварийные люки, вентиляторы, кондиционеры, раму с электрооборудованием и токоприёмники.

Установка настила пола в пассажирском салоне

Отдельно устанавливают аккумуляторные батареи, батареи автономного хода, а также необходимое электрооборудование (наружная светотехника, внутреннее освещение, приборные панели и другое). Осуществляется монтаж и подключение отопителей, компрессора, гидростанции и блока подготовки сжатого воздуха. Снаружи устанавливают стеклоочистители, зеркала, лестницу, штангоуловители, отливы, заводской знак и другие детали наружной отделки. Следующий этап – монтаж и подключение тягового электродвигателя. После этого устанавливают защиту днища и обрабатывают его антикоррозионным материалом. Всё, машина готова к приёмо-сдаточным испытаниям.

Сборка контейнера с высоковольтным оборудованием

Подготовка каркаса к сдаче

Собранный троллейбус отправляют на тормозной стенд для проверки и отладки тормозной системы, а также проверяют схождение управляемых колёс и углы поворота. Далее следует обкатка для проверки работоспособности всех узлов и механизмов. В случае выявления неисправностей их устраняют с повторным предъявлением и приёмкой. Важно отметить, что все перечисленные выше установки и операции контролируются на каждом этапе сборки.

Кузов на подъёмнике: установка защиты днища

География поставок готовой продукции не ограничивается Республикой Беларусь: Минск и крупные областные центры. В 2020 году ОАО «МАЗ» стало стратегическим партнером предприятия АО «УТТЗ» (Уфа). В общей сложности туда поставлено более 500 машинокомплектов троллейбусов МАЗ 203Т7М. Троллейбусы УТТЗ-6241.01 «Горожанин» с и без УАХ на базе машинокомплектов MA3203T эксплуатируются в Уфе, Новосибирске, Пензе, Братске, Новокузнецке, Хабаровске, Чебоксарах и других российских городах. Кроме того, начиная с 2022 года МАЗ активно продвигает свои троллейбусы самостоятельно. Так, более 20 ед. поставлено в Мурманск, Рязань, Владимир и Хабаровск, реализуется проект по поставке троллейбусов МАЗ 303Т в Казань. Таким образом, минчане ежегодно усиливают свои позиции на российском рынке троллейбусов и занимают на нём одно из лидирующих мест.

Смотровая яма с тормозным стендом для проверки готовой продукции

Участок окончательной сборки троллейбусов

Инновационное развитие электротранспорта МАЗ основано на планомерном переходе на машины третьего поколения. В 2023-м на рынок вывели локализованный электробус большого класса МАЗ 303Е и троллейбус МАЗ 303Т. В нынешнем году планируется создать электробус особо большого класса МАЗ 305Е с унифицированным каркасом кузова, который можно будет использовать и для троллейбуса, ведь спрос на электротранспорт особо большого класса есть как в Минске, так и в крупных городах России. За электрической «гармошкой» последует электробус среднего класса МАЗ 310Е. Кроме того, усилия Минского автозавода направлены на продолжение технологической интеграции в рамках Союзного государства.