Между рейсами

ДРАКОНЫ ЦВЕТА ХАКИ


Танковые транспортёры –

«солдаты»

Второй мировой

Между рейсами

ДРАКОНЫ ЦВЕТА ХАКИ

Танковые транспортёры – «солдаты» Второй мировой

Игорь Ященко,

рисунки автора, фото из архивов производителей.

На заставочном рисунке:

танковый бронированный транспортёр М25 Dragon Wagon

В Юго-Восточной Азии дракон представляется крылатым огнедышащим змеем, а для зоологов это распространённый на Малайском архипелаге и в Индии род ящериц семейства агам с широкими боковыми складками кожи, позволяющими пролетать расстояние до 20 метров. Дракон в астрономии – созвездие, расположенное вблизи Малой Медведицы.

В автомобильном мире тоже имеются «драконы», но, в отличие от своих мифологических и пресмыкающихся «сородичей», они не приспособлены для полётов даже на малых высотах, не говоря уж об астрономических.
Одного из наиболее примечательных «драконов» (Dragon) выпускала американская корпорация Kaiser-Frazer, которая в течение своей непродолжительной истории (1945-1955) в процессе трансформации несколько раз меняла название: Kaiser Motors Corp., Willys Motors и Kaiser Jeep Corp. Осенью 1950 года была представлена опция Dragon Skin («Кожа дракона», $125) – виниловая отделка салона (имитация крокодиловой кожи) и аналогичное покрытие крыши. Предлагались также новые цвета кузова – Silver Dragon и Jade Dragon («Серебряный» и «Нефритовый Дракон»).
В октябре 1952-го дебютировал Kaiser Dragon – роскошный седан оригинального дизайна и эталонной комплектации: автоматическая трансмиссия Hydramatic, усилитель рулевого управления, отопитель салона, травмобезопасная приборная панель, сиденья с центральными подлокотниками, электрические часы, тонированные стёкла, позолоченные элементы декора на капоте и крыльях. $3924 – солидный ценник Kaiser Dragon 1953-го в пересчёте на 2022-й – это $42 920.

Седан Kaiser Dragon 1953 года

Главный «дракон» среди грузовиков – тяжёлый транспортёр М25 Dragon Wagon тоже родом из Нового Света, как и его не менее знаменитый предшественник Diamond T 980/981, появлению которого способствовала дружественная Великобритания.
До середины 1930-х годов командование британской армии недооценивало значимость танковых эвакуаторов и транспортёров в будущих военных конфликтах, а для перевозки основного состава бронетанковой техники Великобритании, как, впрочем, и других европейских стран, были вполне пригодны большегрузные трёхосные бортовые грузовики на удлинённом шасси.
Весьма показательно, что первый заказ на 20-тонный транспортёр Scammell Pioneer TRCU20 (в данном случае это не пионер, а сапёр), разработанный в 1932 году, был выдан в 1937-м, однако завод в Уотфорде (Восточная Англия), не обладавший большим производственным потенциалом, снабжал британскую армию в ограниченном объёме.
На континенте армейский автопарк Соединённого Королевства понёс большие потери – в июне 1940 года в ходе эвакуации британского экспедиционного корпуса и французских подразделений в Дюнкерке вермахту досталась масса трофейных грузовиков.

Scammell Pioneer – один из самых причудливых грузовиков Второй мировой войны

К тому времени стало очевидно, что Scammell Pioneer, грузоподъёмность которого в процессе модернизации увеличилась до 30 тонн (транспортёр TRCU30), не соответствует требованиям разразившейся войны. Тягач уже не годился для тяжёлого 40-тонного танка Churchill, проектирование которого компания Harland & Wolff начала в 1939 году, и в 1940-м Великобритания обратилась к Америке за помощью.
К тому времени Конгресс США внёс поправки в «Акт о нейтралитете», который в мае 1937-го инициировал президент Рузвельт. Его первоначальная редакция, ограничивавшая поставки вооружения европейским странам, была признана потворствующей агрессивным устремлениям нацистской Германии и её сателлитов, так что в новой версии «Акт о нейтралитете» стал прологом к будущей широкомасштабной программе ленд-лиза, запущенной в марте 1941 года. Заказ Великобритании – главного союзника – был адресован производителям тяжёлых грузовиков: Mack, White, Four Wheel Drive Auto Company (FWD), Ward LaFrance и чикагской Diamond T Motor Car Company, выпускавшей коммерческие автомобили с 1911 года.

Начав с «полуторки» с цепным приводом, уже в 1917-м компания снабжала армию 2-, 3-, 3,5- и 5-тонными грузовиками, а с середины 1930-х её модели стали выделяться благодаря изящной кабине с длинным капотом, выразительной решёткой радиатора и поднимающимся V-образным ветровым стеклом. В различных версиях этот дизайн, разработанный McLaughlin Body Co. (Молин, округ Рок-Айленд, штат Иллинойс), использовался в Соединённых Штатах до середины XX столетия, а в 1957-м на этой стилистической основе было создано семейство грузовиков Ярославского автомобильного завода (ЯАЗ-219/221/222), которое в директивном порядке перешло Кременчугскому автозаводу имени 50-летия Советской Украины. В течение 1940-1945 годов чикагская компания выпустила более 35 тысяч грузовиков – модели М3, М3А1, Model 967/975 (четыре тонны), а также полугусеничные бронетранспортёры Т16, Т19 и Т48, к производству которых подключились Autocar и White. По конструкции семейство Diamond T Model 967/975 (6х6) являлось производной от 10-тонных коммерческих моделей 512 и 810 – наиболее стильных американских грузовиков довоенной поры.

Diamond T 980 – красота стиля Art Decó спасает мир.

На боковой панели капота – 30 вентиляционных отдушин

В конце 1940 года на модифицированном шасси 4-тонника началась разработка прототипа балластного тягача, рассчитанного на буксировку платформы максимальной грузоподъёмностью до 52 тонн, в то время как Scammell Pioneer эксплуатировался с полуприцепом. Примечательно, что в техническом задании, сформулированном британской стороной, не было обязательным наличие полного привода и даже нет упоминания о дальнейшем переходе к схеме 6х6. Соединённое Королевство готовилось к высадке противника на побережье, в направлении которого из центральной части страны по дорогам с твёрдым покрытием предстояло доставлять боевую технику. Перспективный тягач ориентировался на перевозку британских танков Mk II, Mk IV, а также среднего американского М3 Grant (транспортный вариант без башни). Была и ещё одна причина – автоиндустрия США не имела возможности производить в надлежащем объёме передние ведущие мосты для тяжёлых грузовиков.

Заказчику требовался транспортёр, способный свободно совершать поворот без маневрирования задним ходом на дороге шириной 8,5 метров. Для прохода под низкими мостами высота гружёного трейлера имела ограничение 3,8 м. Мощность двигателя – от 175 до 200 л.с., и по всем главным компонентам (мотор, трансмиссия, ходовая часть и пр.) тягач надлежало унифицировать с серийными моделями. В итоге получился очень гармоничный трёхосный Diamond T Model 980 с внушительным 1,8-метровым капотом и относительно компактным кузовом для балласта с откидным задним бортом.
В среде знатоков армейских автомобилей его вполне справедливо признают самым красивым грузовиком Второй мировой войны, и в конкурсе Military Truck of the Century он мог бы возглавить список главных претендентов на Гран-при в номинации Design. Ну как тут не вспомнить Diamonds Are Forever – слоган корпорации De Beers и название седьмого фильма легендарной «бондианы» с блистательным Шоном Коннери и очаровательной Джилл Сент-Джон (производство Eon Productions, 1971 год).

При наличии тента балластная платформа используется экипажем для ночлега

Тяжёлый транспортёр, получивший обозначение М19 и состоявший из тягача Diamond T Model 980 (М20) и стандартного трёхосного трейлера (М9), мог двигаться по шоссе со скоростью 37 км/час – невысокий показатель для автопоезда полной массой 80 тонн, но «американец» оказался всё-таки быстрее британского «сапёра», который также не имел переднего ведущего моста, но благодаря оригинальной конструкции шасси был более приспособлен для бездорожья.

В сентябре 1941-го опытный образец прошёл тестирование и получил одобрение британских представителей. Поскольку тягач состоял преимущественно из освоенных в производстве комплектующих, его запустили в серию в октябре того же года, а в ноябре американцы повторно откатали 980-й на полигоне и заказали две сотни тягачей для собственной армии. Первые Diamond T Model 980 (отпускная цена £3250) в 1942-м прибыли в 8-ю Британскую армию под командованием Монтгомери и стали участниками боевых действий в Северной Африке.

Тягач оснащался 200-сильным (1600 об/мин) 14,6-литровым рядным 6-цилиндровым Hercules DXFE с 7-опорным коленчатым валом, непосредственным впрыском (система American Bosch) и электрическим предпусковым подогревателем. Его «изюминка» – запатентованная камера сгорания, боковое расположение которой создаёт эффективный вихревой поток для воспламенения. При собственном весе 1130 кг (Wow!) это был один из немногих дизелей, применявшихся на американской технике во время Второй мировой войны, хотя ассортимент Hercules Diesel Engines был весьма обширным: от 2-цилиндрового DIXC до 24-литровой (!) 400-сильной V-образной «восьмёрки» DNX – в общей сложности 21 двигатель с широким спектром применения. 4-ступенчатая КП Fuller 4В/86 вкупе с центральным редуктором (привод коротким валом, передаточные числа – 1,99; 1,00; 0,77) обеспечивала 12 передач переднего хода с возможностью движения на минимальной скорости в условиях off-road. На вторичном валу редуктора установлен однодисковый трансмиссионный стояночный тормоз.

С августа 1943-го тягачи Diamond T 980/981 оснащались открытыми кабинами

Два ведущих моста (передний – т.н. проходной с карданом к заднему мосту) без межосевого дифференциала сблокированы в тележке с рессорной подвеской (без амортизаторов) балансирного типа с реактивными и толкающими штангами. Модель 980 выпускалась на широкой кооперационной основе – мосты Timken-Detroit, рулевое управление Ross, пневматическая тормозная система с усилителем Bendix-Westinghouse, колёсные диски Budd, а автостроители в Чикаго занимались главным образом производством рам лестничного типа и окончательной сборкой.
До августа 1943-го тягачи комплектовались закрытой цельнометаллической кабиной, а после в соответствии с государственной директивой для автоиндустрии США (экономия металла, снижение веса и себестоимости) устанавливались упрощённые кабины с брезентовым верхом, плоским опускающимся ветровым стеклом и боковыми проёмами, закрытыми низкими дверками или брезентовыми клапанами с целлулоидными окнами. В варианте soft-top облегчённая на 136 кг кабина стала 3-местной и с важным дополнением – зенитным пулемётом М49 50-го калибра на турельном станке с круговым обстрелом.
На кронштейне позади кабины – лебёдка производства Gar Wood Industries (он же поставщик стального кузова для балласта) с 91,5-метровым тросом и тяговым усилием 18 тонн. Привод – короткий карданный вал и цепная передача от коробки отбора мощности Fuller 3A/86 (позднее – 3A/92), которая смонтирована на редукторе. Под лебёдкой – два 283-литровых топливных бака.

Тягач Diamond T Model 981 (модернизация в конце 1942 года) оборудовали более универсальной лебёдкой со 152,5-метровым тросом, который мог использоваться для погрузки техники на трейлер и самовытаскивания тягача. Во втором случае трос вдоль левого лонжерона рамы выводился наружу между двумя вертикальными роликами в специальном окне переднего бампера. Максимальная скорость наматывания троса – 17 м/мин. В ходе дальнейшей модернизации изменился верхний бачок радиатора, с которого исчезла эмблема Diamond Т, управление лебёдкой перенесли из кабины непосредственно на агрегат, повышена надёжность трансмиссии.

ЯАЗ-221 – советская интерпретация американского дизайна.

«Бриллиант» ярославской огранки достался Кременчугскому автозаводу

Низкорамные 24-колёсные 40-тонные трейлеры поставляли британские компании Cranes, RA Dyson, Shelvoke & Drewry, Hands, British Trailer Co. и Scottish Motor Traction (SMT). Для наращивания выпуска подключились американские производители – Rogers Brothers Corporation, Fruehauf Trailer Co., Pointer-Williamette Trailer Equipment Co., Winter-Weiss Co. Американские трейлеры, по конструкции аналогичные британским, имели увеличенную до 45 тонн грузоподъёмность, а после войны в армии Великобритании эксплуатировались Diamond T 980/981 с 50-тонным 32-колёсным трейлером, имевшим дополнительную ось. Опыт боевого применения трейлеров Rogers в Италии и Северной Африке выявил их уязвимость при нагрузке более 30 тонн – поломка крепления колёс и разрыв покрышек. Для экономии драгоценного на войне времени экипажам приходилось ждать выхода из строя нескольких колёс, чтобы провести замену, – это существенно ограничивало грузоподъёмность транспортёра. Наиболее надёжными в эксплуатации оказались трейлеры RA Dyson.

Для повышения манёвренности и снижения массы транспортёра в Великобритании и США были разработаны трейлеры-полуприцепы, что потребовало изменить конструкцию тягача – на место платформы установили опорно-поворотное устройство. Фирмы RA Dyson, Shelvoke & Drewry и SMT построили 444 30-тонных 2- и одноосных трейлеров, каждый из которых сэкономил более девяти тонн металла в сравнении с прицепными трейлерами. До конца войны американцы успели построить только опытные образцы полуприцепа Т64.

Выпуск Diamond T 980/981 завершился в мае 1945-го с общим результатом 6554 ед., и помимо завода в Чикаго тягачи на лицензионной основе поставляло предприятие FWD (Клинтонвилл, штат Висконсин). По программе ленд-лиза Diamond T 980/981 поставлялись многим союзникам, в том числе Канаде (677 грузовиков), Австралии (280), Южно-Африканскому доминиону, а также польским и чехословацким формированиям, сражавшимся в составе западной коалиции. 295 ленд-лизовских Diamond T 980/981 получил Советский Союз, где в послевоенный период они остались в армии, образно говоря, на «сверхсрочную службу» и трудились в народном хозяйстве.

Фанерная кабина, имитирующая бронированную, на шасси Diamond T 980.

Прототип 1942 года, построенный в единственном экземпляре

Высокий запас прочности позволил этой армейской технике находиться в вооружённых силах Соединённого Королевства до середины 1970-х. Для замены изношенных американских дизелей были опробованы отечественные моторы – атмосферный 6-цилиндровый 12-литровый дизель Rolls-Royce C6NFL-143 (175 л.с.) и Leyland O.600 с турбонаддувом (9,8 л, 175 л.с.). Выбрали более дорогой и надёжный первый вариант. В мирное время американским тяжеловозам нашлось применение в армиях разных стран, при этом они успешно использовались западноевропейскими транспортными компаниями в перевозке тяжёлых крупногабаритных грузов. На войне, где Diamond T 980/981 продемонстрировал высокую выносливость и эффективность, вскрылись и его недостатки – большой радиус поворота, недостаточное сцепление двускатных задних колёс, в которые набивались грязь и камни, неведущий передний мост, не защищённая от пуль и осколков кабина.

Увеличение балласта до пяти бетонных блоков по 910 кг в сочетании с платформами-полуприцепами дало положительный результат, в том числе экономию топлива, но фронту требовался транспортёр, сконструированный с учётом полученного боевого опыта.
Так появился М25 Dragon Wagon в составе трёхосного полноприводного тягача М26 (длина – 7,7 м) и 40-тонного полуприцепа М15 (11,7 м), разработанного Fruehauf Trailer Co.
Как самостоятельная боевая машина М26 без полуприцепа М15 мог применяться в качестве буксировщика-эвакуатора повреждённой техники – для этого использовалась рама с боковыми опорами и захватным устройством, и подъёмный кран с лебёдкой – этот механизм применяется также для замены колёс. Полуприцеп М15, имеющий пневматическую тормозную систему, колёса с разборными дисками и опорные стойки в передней части, можно было разгружать при отсутствии тягача. Примечательная деталь конструкции – колея трейлера регулируется в соответствии с поперечным габаритом транспортируемой боевой машины.

Полноприводный тягач М26 – разработка Knuckey Truck Co. из Сан-Франциско.

Серийное производство осуществлялось на заводе компании Pacific Car & Foundry (штат Вашингтон)

Проектирование и постройку прототипа тягача осуществила Knuckey Truck Co. – это небольшое предприятие, располагавшееся в Сан-Франциско, специализировалось на грузовиках для работы в карьерах и на рудниках.
Шахтёрская спецтехника, приспособленная к экстремальным условиям эксплуатации, стала технической основой для военного грузовика с бронированной 7-местной кабиной: толщина лобового листа – ¾ дюйма; борт, задняя стенка и крыша – ¼ дюйма. Передние и боковые оконные проёмы закрываются щитками со смотровыми щелями и бойницами, а створки на покатом передке кабины прикрывают моторный отсек – в открытом положении они обеспечивают эффективную вентиляцию.
«Дракон», вооружённый, как говорится, до зубов, значительно превзошёл своего предшественника – помимо зенитного М49 (такой же, как на открытой кабине Diamond T 980/981) у экипажа М25 Dragon Wagon имелись ещё два пулемёта 50-го калибра: HB M2 со складным прикладом и M3 на треногой сошке (боекомплект – 1500 патронов), а также пулемёт 45-го калибра (600 патронов) и две дюжины гранат.

М26, оснащённый рамой с боковыми опорами, захватным устройством и подъёмным краном с лебёдкой, применялся в качестве буксировщика-эвакуатора повреждённой техники

Формально «Дракон» является преемником Diamond T 980/981, но у этих американских грузовиков имеется принципиальное отличие – бронетранспортёр М26 способен вести оборонительный бой, находясь на переднем крае, а тягач из Чикаго был в такой ситуации малопригоден. По этой причине, а также из-за дизельного двигателя («дядя Сэм» опрометчиво недооценивал изобретение Рудольфа Дизеля) и отсутствия полного привода Diamond T 980/981 не был принят на вооружение американской армии в качестве стандартного, а числился в т.н. заменяющем (Substitute Standard) или ограниченном (Limited Standard) стандарте.
В июле 1942-го на полигоне Сухопутных войск США (Абердин, штат Мэриленд) прошло тестирование необычной боевой машины – Diamond T 980/981, у которой стандартную кабину заменили изготовленным из фанеры макетом бронированной. Но этот эксперимент по повышению защищённости экипажа не получил продолжения, а скроенный из броневых листов М25 Dragon Wagon стал основным тяжёлым транспортёром, который применялся вооружёнными силами Соединённых Штатов на разных фронтах.

Транспортёр М25 Dragon Wagon с 240-миллиметровой 58-тонной самоходной гаубицей Т92

Из 1372 «Драконов», выпущенных в течение 1943-1945 годов, Великобритания получила всего несколько экземпляров. С учётом предпочтений военного ведомства США на М26 установили бензиновый двигатель жидкостного охлаждения – рядную 240-сильную «шестёрку» Hall-Scott 440 рабочим объёмом 17,85 литра (Wow!) вкупе с 4-ступенчатой коробкой передач и 3-ступенчатой раздаточной (0,75; 1,00; 2,62).
Таким образом, «Дракон» имел 12 скоростей переднего хода и три заднего, а для погрузки на платформу повреждённой техники и самовытаскивания использовались три лебёдки. Установленная под бампером перед передним мостом развивала тяговое усилие 16 тонн (управление из кабины), а находящиеся за кабиной две лебёдки с рычагами привода – по 27 тонн каждая. 2,5-метровая колея и 36 см клиренса (просвет до картера дифференциала) в сочетании с тремя ведущими мостами гарантировали хорошую проходимость тягачу с весьма экзотическим для тяжёлых грузовиков цепным приводом задних колёс.
От раздаточной коробки крутящий момент передаётся на задний дифференциал Timken, далее – карданными валами на ведущие зубчатые колёса, которые посредством цепных передач вращают огромные «звёздочки» на колёсных ступицах.
Аналогичная запатентованная схема применялась на «шахтёрских» грузовиках Knuckey Truck Co. Особый колорит этой потрясающей «велосипедной» механике с регулировочными элементами придают цилиндрические маслёнки, установленные на боковых стабилизаторах, – из этих резервуаров масло капает на роликовые цепи. «Дракон» был обеспечен очень содержательным комплектом для технического обслуживания и вспомогательных работ – лопаты, топоры, пилы и другие инструменты размещались в открытых нишах и внутри кабины. Сварочные работы в полевых условиях – тоже не проблема, поскольку на бронетранспортёре имелись баллоны с кислородом и ацетиленом.
На фронтовых дорогах М26 превзошёл свои нормативные параметры – тягач мог работать со значительным перегрузом. Это стало особенно актуально в конце войны, когда у союзников появилась более тяжёлая бронетанковая техника...

Тягач М26А1 с открытой кабиной и складным тентом на каркасе. 1944 год

В августе 1945-го на Абердинском полигоне «Дракон» на стандартном полуприцепе катал экспериментальную 240-миллиметровую 58-тонную самоходную гаубицу Т92 (изделие Chrysler), а общий вес М25 Dragon Wagon превысил 93 тонны. Специально для тяжёлого танка Т26Е3 провели апгрейд трейлера М15 – грузоподъёмность 8-колёсного полуприцепа М15А1 достигла 45 тонн. В 1944 году появилась облегчённая версия «Дракона» – тягач М26А1 с открытой кабиной и складным тентом на каркасе, а сэкономленные десять тонн добавились к грузоподъёмности транспортёра. Но на максимальной скорости это изменение не отразилось – всё те же 42 км/час на ровном покрытии.
«Дракон», как и Diamond T 980/981, таскал трейлеры в послевоенной Франции, Бельгии, Великобритании и других европейских странах, где на него устанавливали различные кабины и присваивали собственные имена – Dreadnought (Дредноут), Conqueror (Победитель), Challenger (Бросающий вызов), Enterprise (Смелость), Helpmate (Помощник), Valiant (Доблестный). Отдельные экземпляры встречались на дорогах даже в 1970-х годах.

Отсутствие бронирования увеличило грузоподъёмность транспортёра

Скромный формат Knuckey Truck Co. не позволил организовать выпуск «Дракона» в требуемом объёме, поэтому контракт получила Pacific Car & Foundry Company (Рентон, штат Вашингтон).
Её фундамент был заложен в начале XX столетия, когда Уильям Пиготт, сын ирландских эмигрантов, перебравшихся в США в 1846 году, основал Railway & Steel Supply Co., поставлявшую самосвалы и грузовики для лесозаготовок. В 1905-м бизнес расширился – завод Seattle Car Manufacturing Co. производил тяжёлые лесовозы, колесившие по западному побережью Северной Америки от Британской Колумбии до Мексики.
История этого предприятия, имеющего генеалогическую связь с ныне здравствующим PACCAR в составе DAF, Kenworth и Peterbilt, заслуживает отдельного рассмотрения.