Подвижной состав

DONGFENG GX:

РОССИЙСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ


Китайский тягач премиум-сегмента

Подвижной состав

DONGFENG GX: РОССИЙСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ

Китайский тягач премиум-сегмента
Самобытная внешность, просторная кабина с высокой крышей, 520-сильный двигатель, отвечающий национальным китайским нормам Евро-6, роботизированная коробка передач, ретардер, разнообразные электронные помощники и тахограф СКЗИ в базовой комплектации… Ни дать ни взять китайский премиум! Таковы были впечатления от первого знакомства с магистральным седельным тягачом Dongfeng флагманской линейки GX, случившегося года полтора назад в Подмосковье.
На сей раз мне представилась возможность совершить на нём рейс из Москвы в Псков, правда, порожняком. Что изменилось в машине с тех пор?

Александр Солнцев, фото автора и ООО «Восточный Ветер»

Экстерьер кабины заметных глазу изменений не претерпел, есть некоторые усовершенствования интерьера и в обвеске рамы. По силовому ряду, речь в данном случае о двигателе и коробке передач, отличий заметно больше. Так, 520-сильный Cummins ISZ14 объемом 13,5 л в исполнении Евро-6 уступил место 13-литровому 508-сильному мотору Cummins ISZ13 экологического класса Евро-5. Последний достигается с помощью «мочевинной» технологии SCR и не требует наличия, а стало быть, и обслуживания сажевого фильтра DPF.

Компания «Восточный Ветер», эксклюзивный импортёр седельных тягачей Dongfeng в России, предлагает также прицепной состав турецкой Hastrailer. Таким образом, перевозчики могут получить комплектный автопоезд, что называется, из одного окна

Оба двигателя этой серии – рядные «шестерки» с единой головкой блока, топливной системой высокого давления Common Rail, турбиной с фиксированной геометрией и системой впрыска XPI (Extra-high Pressure Injection). Это совместная разработка Cummins и Scania. В отличие от привычной топливной аппаратуры PDE c насос-форсунками, она обеспечивает более точное дозирование рабочей смеси в камеру сгорания независимо от скорости и нагрузки двигателя. Как следствие, улучшается его экономичность, снижается уровень шума и объём вредных выбросов.

Одна из пяти видеокамер мониторинга мертвых зон расположена над эмблемой Dongfeng, состоящей из двух летящих ласточек. Остальные встроены в основание внешних зеркал заднего вида

Изображение с камер выводится на 7-дюймовый экран мультимедийной системы

Однако есть и конструктивные отличия. Например, двигатель объёмом 13 л отличает боковое расположение распредвала с приводом толкателей клапанов через штанги, в то время как у ISZ14 распредвал скомпонован сверху. Некоторая потеря рабочего объема совсем незначительно сказалась на снижении мощности и крутящего момента – 508 л.с. и 2430 Нм соответственно.

Просторная кабина с высокой крышей по качеству отделочных материалов и аккуратной подгонке стыков панелей, в том числе дверных карт, претендует на китайский премиум

12,3-дюймовый центральный дисплей в комбинации приборов по умолчанию показывает давление в контурах пневматической системы тормозов – переднем, заднем и стояночном, уровень мочевины, заряд бортовой сети, давление масла, мгновенный расход топлива, индикацию режимов трансмиссии, наружную температуру плюс сведения об автомобиле, поездке и прочую полезную информацию

В отличие от современных двигателей европейских производителей, на пик крутящего момента ISZ13 выходит только при 1200 оборотах коленвала и протяженностью «полки» похвастать не может. Тем не менее его мощностных характеристик и тяговитости для магистральных перевозок хватает за глаза. К тому же по величине крутящего момента Dongfeng GX опережает своих одноклассников из китайской «Большой пятерки» – FAW J7, Sitrak C7H, Shacman X6000 и Foton Auman. Остается заметить, что двигатели серии ISZ производит сам Dongfeng силами СП Dongfeng Cummins Engine Co., Ltd, квартирующего в Сянъяне (Xiangyang, до декабря 2010-го этот город именовался Сянфань – Xiangfan).

Рулевая колонка регулируется по вылету и углу наклона

Комфортабельное анатомическое водительское кресло ISRI на пневмоподвеске с множеством регулировок и подогревом. К слову, сиденье пассажира тоже имеет пневматическую подвеску, правда, регулируется у него только горизонтальное перемещение и наклон спинки

Мультируль, на спицы которого выведено управление круиз-контролем и мультимедийной системой

Пойдем дальше по силовой линии. Если ISZ14 агрегатировался с 12-ступенчатым «роботом» ZF Traxon, то ныне пару ISZ13 составляет 12-скоростная АМКП Eaton Endurant с повышающей высшей передачей, запущенная в серию в 2017 году. При передаточном отношении главной пары 3,42 Overdrive позволяет получить на выходе вполне себе скоростные 2,63 (0,77х3,42 = 2,63). При этом, если сравнивать с ZF Traxon, первые шесть передач Eaton Endurant более тяговитые, а следующие шесть – чуть более растянутые и экономичные. В пользу китайского «американца», а его, как и двигатели Cummins, выпускает сама Dongfeng в содружестве с Eaton Cummins Automated Transmission, говорят также как существенно меньший объём масла (6,5 л против 23,5 л), так и увеличенный интервал его замены (600 тыс. км против 240-250 тыс. км).

У данного тягача селектор АМКП ещё приторочен к креслу водителя с правой стороны, а-ля I-Shift у Volvo FH, и, по мнению мастеров «баранки», мешает проходу между креслами. Поэтому на машинах более позднего выпуска его перенесли на «пьедестал» по соседству с краном стояночного тормоза. Впрочем, наличие самого «пьедестала» также вызывает вопрос: с точки зрения эргономики и функциональности целесообразней выглядит перенос селектора АМКП на правый подрулевой переключатель, как это реализовано на большинстве европейских тягачей, а крана стояночного тормоза – на переднюю панель

Клавиша L на передней панели служит для повышения оборотов двигателя при движении на затяжных спусках для эффективной работы вспомогательной тормозной системы, в первую очередь моторного тормоза. Она переключает КП на две передачи вниз и блокирует переключение вверх. В свою очередь, клавиша с изображением перечеркнутого EBI (функция управления замедлителем) отключает связь моторного тормоза и педали рабочей тормозной системы

Стоит добавить, что эти впечатляющие показатели достигнуты благодаря оригинальному техническому решению с принудительной струйной смазкой вращающихся деталей (то есть это не ванна). Само масло специфическое и на территории России не производится, зато есть в наличии в официальной дилерской сети «Восточного Ветра».

Суммарная емкость верхних вещевых ящиков 154 л. Увы, сконфигурированы они так, что разместить там микроволновую печь вряд ли удастся. Громоздкие мебельные петли, вероятно, надежны, но с эстетической точки зрения выглядят не очень

На центральной консоли вместительный вещевой ящик, в том числе под бумаги формата А4. Сверху над дефлекторами выдвижной планшет, выдерживающий до двух килограммов

В качестве штатного трансмиссионного тормоза-замедлителя выступает теперь не интардер ZF, а ретардер Voith VR115CT с отдельным контуром охлаждения, где используется собственное масло в качестве рабочего носителя. Венчают силовой ряд оси и мосты СП Dongfeng Dana. Таким образом, можно констатировать, что вся силовая линия Dongfeng GX, что называется, «родная», собственного производства, а это повышает совместимость агрегатов и эффективность работы силовой линии.

Удобство ночного отдыха обеспечивает ортопедический матрас толщиной 15 см на нижней спальной полке. На верхнюю полку ведет откидная лестница. У изголовья нижней полки блок управления «автономкой», подъемом/опусканием стекол, люком в крыше, музыкой, климатом, с подсветкой для чтения и динамиком. Под изголовьем вещевые ниши и разъём USB

Под нижней спальной полкой однокамерный холодильник объемом 27 л. Доступа к вещевым отсекам под полкой нет, открыть их можно только снаружи. Производитель обещает в скором времени сделать полку подъемной, на газовых упорах. На полу ворсистый коврик – ещё один элемент премиальной отделки

Становой хребет тягача – прочная рама, явно рассчитанная на перегруз. Лонжероны толщиной восемь миллиметров дополняют 4-мм усилители. Отсюда и снаряженная масса аж 8440 кг! Это примерно на тонну, а то и на полторы больше по сравнению с двухосными «европейцами». При этом на переднюю ось приходится нагрузка в 5610 кг, а на ведущий мост – 2830 кг. Стало быть, полезная нагрузка у такой «сцепки» меньше, если, конечно, соблюдать весовые ограничения. Зачем такой запас прочности магистральной машине, непонятно, и объясняется, видимо, какими-то внутренними стандартами китайского рынка коммерческих автомобилей.

Гроздь внешних зеркал, заднего вида и подкатных, обеспечивает неплохую обзорность, которую несколько портят массивные кронштейны. О замене зеркал на видеокамеры речи, судя по всему, пока нет

Боковые рундуки можно открыть, дернув за стальное колечко на тросике (как на шведских тягачах). В правом спрятана сухая автономка Eberspecher Airtronic мощностью четыре киловатта. Кстати, её воздуховоды выведены за сиденьем как водителя, так и пассажира

Дабы грязь совсем не попадала на внутренние ступеньки, где обычно хранится обувь водителя, планируется снабдить дверь дополнительными уплотнителями...

Подвеска кабины четырехточечная, пневматическая

А каков Dongfeng GX на ходу? Для начала отметим весьма удобную посадку. Сиденья от ISRI, разумеется, made in China, на пневмоподвеске, с множеством регулировок и подогревом. Вкупе с регулировкой рулевой колонки по вылету и углу наклона подобрать удобное положение за рулем не составит труда. Сама кабина тоже подвешена на четырех пневмобаллонах. Отменный комфорт на ровной дороге при проезде чередующихся крупных ухабов вызывает вальяжную раскачку кабины, а тут ещё и кресло на пневмоподвеске. Память невольно воскрешает давно забытые ощущения от езды на приснопамятном Renault AE Magnum первого поколения. Европейские дальнобойщики называли этот эффект plate of jelly ride, что переводится как «езда в тарелке с желе». Благо, дорожное полотно федеральной трассы M9 «Балтия» вполне достойного качества, если не считать участков, где ведутся ремонтные работы.

Поднять кабину можно двумя способами: либо по старинке орудуя рычагом, ...

... либо с помощью электрического пульта

Оба, рычаг и пульт управления подъемом/опусканием, «спрятаны» под передней облицовкой. Сюда же вынесены основные точки обслуживания: бачки с «омывайкой» и охлаждающей жидкостью, кабинный воздушный фильтр… Здесь же видно, что у кабины есть стабилизатор

В качестве несомненного плюса можно отметить достойную шумоизоляцию кабины. В свое время представители компании уверяли, что уровень внутреннего шума не превышает 53 дБ. В просторной кабине с высокой крышей хватает разного рода ящиков, полок и ниш, как для размещения крупного дорожного скарба, так и для мелочовки. Нельзя пожаловаться и на размер нижнего спального места: его ширина между сиденьями достигает 85 см. Правда, пол в кабине не ровный, но тоннель моторного отсека выступает всего на 11 см, далеко не всякий высокорослый водитель, встав на него, достанет головой до потолка. Поскольку расстояние между ними почти два метра, а точнее, 1 м 94 см. На потолке, кстати, люк с электроприводом, и это тоже базовая комплектация. Разумеется, никакого окна в задней стенке кабины, вместо него выштамповка.

В моторном отсеке 508-сильный Cummins ISZ13 520 объемом 13 л.

Двигатель состыкован с 12-ступенчатой АМКП Eaton Endurant

На правый подрулевой переключатель, помимо прочего, выведено управление компрессионным моторным тормозом и ретардером. Фиксированных положений рычажка нет. Качнешь его вниз один раз – автоматическая система торможения сама решит, с какой интенсивностью использовать моторный тормоз (мощность торможения до 360 кВт). Два движения вниз задействуют 20% тормозного усилия, три раза – тормозное усилие возрастает до 60%, а при следующем качке – до 100%. Заставить работать моторный тормоз и таким образом сберечь тормозные колодки от износа можно и иным способом. Для этого достаточно слегка нажать на педаль тормоза. Понятно, на скользкой дороге и тем более под уклон, когда особенно важен контроль над машиной, дабы тормозные усилия передавались на все колеса, а не только на ведущие, делать это категорически не рекомендуется. Впрочем, на передней панели предусмотрена клавиша с перечеркнутой аббревиатурой EBI – функция управления замедлителем, отключающая связь педали тормоза с моторным тормозом. Кстати, рабочие тормоза от Knorr-Bremse (сделано в КНР) у тягача дисковые на всех колесах.

По «просьбам трудящихся» на тягачах Dongfeng GX появился фонарь рабочего освещения ССУ. Другое дело, что расположен он крайне неудачно – при манипуляциях с розетками он светит в спину. Его бы стоило перенести куда-то вбок на собственный кронштейн. Обратите внимание, на том же кронштейне есть кнопки запуска и остановки двигателя. Эти операции можно совершать, не опуская кабину, и тем самым экономить время на обслуживание

Высота седла Jost – 1150 мм на шинах размерности 315/70R22,5.

В данном случае это Michelin. И ССУ, и шины несут клеймо Made in China

На шайбе-селекторе управления коробкой передач, притороченной к водительскому креслу с правой стороны, можно переключаться между экономичным (De) и силовым (Dp) режимами прямо во время движения. Задействовать режим Dp, когда двигатель на каждой передаче крутится до более высоких оборотов, целесообразно в холмистой местности, а на равнине в целях экономии топлива вполне достаточно и режима De.

Балка передней рулевой оси подвешена на двухлистовых рессорах, что, по логике, обеспечивает дополнительную плавность хода. Подвеска заднего моста пневматическая, на четырех баллонах

Круиз-контроль, увы, не адаптивный, также входит в штатную комплектацию китайского тягача. Причем он снабжен функцией eco-roll – она активирует автоматическое движение накатом на нейтральной передаче и тем самым экономит драгоценное топливо. На равнинных участках дороги с небольшими уклонами система работает более-менее корректно и позволяет использовать инерцию автопоезда. А вот на сложных рельефах пасует, поскольку лишена «зрения». Она слишком долго держит режим eco-roll, «сцепка» теряет скорость, проседает перед подъёмом, и потом приходится «топить», сводя всю экономию на нет. Кстати, я «привез» почти 23 литра среднего расхода, при том что шёл пустой. В компании знают об этой проблеме и работают над её устранением. Кардинальным решением представляется использование «топографической» системы круиз-контроля типа мерседесовской PPC (Predictive Powertrain Control) или вольвовской I-See. Но, судя по всему, это вопрос не ближайшего будущего.

Во избежание контакта с полуприцепом поменяли свою дислокацию на топливном баке и топливозаборник с заправочной горловиной – их перенесли немного назад. Cуммарная ёмкость двух топливных баков – 1150 л (850+300). Обратите внимание на расположение воздушного фильтра и 65-литрового бака с AdBlue и за кабиной. Последний перенесли сюда ради увеличения места для топливных баков на лонжеронах рамы. Аналогичное решение применяет и Volvo Trucks на своих тягачах, с той лишь разницей, что у «шведов» он с правой стороны, а здесь – с левой. Боковые спойлеры, увы, нерегулируемые

Нельзя не отметить и такую полезную функцию, как обзор слепой зоны, явно скопированную у последних моделей Volvo – FH, FM и FMX. Как она работает? Скажем, вы намерены свернуть направо и включаете поворотник. Камера, встроенная в основание внешних зеркал заднего вида, передает изображение на 7-дюймовый экран мультимедийной системы, установленный на передней панели. Картинка на экране предоставляет водителю полную информацию о том, что творится по правому борту машины, таким образом существенно повышая безопасность движения в плотном потоке и стесненных условиях. Сама картинка, конечно, особым качеством изображения не блещет, но свою функцию исправно выполняет. Более того, система кругового обзора (270°) может быть включена постоянно. Другое дело, что на «моём» тягаче она почему-то периодически отключалась, что можно отнести к глюкам электроники.

Разговор о системах безопасности будет неполным, если не упомянуть и о других электронных ассистентах водителя. Это системы контроля полосы движения (LDWS), предотвращения фронтального столкновения (FCWS) и контроля давления и температуры воздуха в шинах (TPMS). Само собой, система стабилизации (ESC) и антипробуксовочная (ASR).
Помимо тягачей Dongfeng GX с колесными формулами 4х2 и 6х4 ООО «Восточный Ветер» предлагает также тягачи линейки KX в более простой и, соответственно, более дешевой комплектации. Правда, в общем объёме продаж их доля невелика. Единая гарантия производителя действует по всей дилерской сети и составляет один год без ограничения пробега и два года на агрегаты силовой линии. Гарантия на оригинальные запасные части Dongfeng – шесть месяцев с даты установки.
МИМОЕЗДОМ
Несколько слов о Hastrailer

Продукция компании помимо самосвалов представлена на российском рынке также «шторниками», изотермами и рефрижераторами...

На снимке автопоезда из описания выше самосвальный полуприцеп Hastipper с кузовом вместимостью 28 м³. Технически допустимая полная масса – 39 т. Высокопрочное шасси изготовлено из стали S700MC, а кузов – из стали 450 HB (толщина передней стенки пола, боковых стенок – 5 мм; толщина задней двери – 4 мм), устойчивой к истиранию и ударам.

У аналогичной четырехосной модели объём кузова уже 32 м³, а технически допустимая полная масса – 47 т

5-ступенчатая гидравлическая система Hyva с рабочим давлением 190 бар

Оси BPW выдерживают нагрузку 9 т каждая. Передняя ось – подъёмная

Подвеска пневматическая со смещённой барабанной тормозной системой

Регулируемый противоподкатный брус и заключенная в решетки задняя оптика

В качестве вишенки на торте – комплектация полуприцепа включает в себя и бак для воды ёмкостью 30 л

*****
По словам Игоря Филоненко, исполнительного директора компании «Восточный Ветер», популяция седельных тягачей Dongfeng насчитывает более 7000 автомобилей. Это весьма впечатляющий результат, если вспомнить, что «Восточный Ветер» получил статус официального дистрибьютора грузовой техники Dongfeng в октябре 2022 года, а поставка первых тягачей и вовсе датируется мартом 2023-го. Такими объёмами продаж могли похвастать лишь Volvo и Scania в лучшие для себя годы, и то с учетом самосвалов и шасси под спецнадстройки.

В нынешнем году компания рассчитывает реализовать в РФ порядка семи тысяч машин, что соответствует 18-20% всего рынка тягачей 4х2 из Поднебесной. Эти планы представляются вполне реалистичными, учитывая, что в последнее время число «флитовых» отгрузок с трёхзначным числом только растет. Один из последних примеров – поставка 600 тягачей Dongfeng GX транспортной компании «ИТЕКО Россия». Они будут задействованы на перевозках в Сибири и на Дальнем Востоке, а также на международных маршрутах из Китая.

Дилерская сеть ООО «Восточный Ветер», эксклюзивного импортёра седельных тягачей Dongfeng в России, насчитывает 85 центров, предлагающих широкий спектр услуг по продаже и обслуживанию грузовой техники Dongfeng по всей стране. Это, в частности, лизинг, страхование, транспортно-информационная система Dongfeng Point, сервисные контракты Dongfeng Доверие и Dongfeng Доверие плюс, а также служба круглосуточной технической помощи на дорогах Восточный Ветер Dongfeng 24/7. В нынешнем году дилерскую сеть планируется расширить до 100 центров.
МИМОЕЗДОМ
КИТАЙСКАЯ «БОЛЬШАЯ СЕМЕРКА»

Спустя два года после начала масштабных поставок крупнотоннажной техники из Поднебесной и ухода из РФ европейских, японских и южнокорейских производителей можно говорить о формировании нового рынка тяжелых грузовиков полной массой свыше 16 тонн, на котором доминирует продукция китайских компаний.

По аналогии с европейской «Большой семеркой» китайская по итогам продаж за семь месяцев 2024-го выглядит следующим образом. Возглавляет табель о рангах, как нетрудно догадаться, Sitrak, опережающий даже КАМАЗ. За ним по порядку следуют Shacman, FAW, Dongfeng, Howo, Foton и… тот же Foton в лице Beijing Foton Daimler Automotived, поставляющей в РФ MB Actros. В сегменте тягачей (4х2) картина несколько иная. Здесь пока вырисовывается «Большая пятерка». На первом месте тот же Sitrak, далее Dongfeng, FAW, Shacman и Foton. Кто займет оставшиеся два места – Sany, Dayun, Beiben Truck, Chenglong, Hongyan, JAC? Пока на шестое место, судя по статистике продаж, претендует Sany, а там посмотрим.

В целом российский рынок тяжелых грузовиков всех марок сократился по итогам семи месяцев на 12%, с 66 117 ед. до 58 379 ед., по сравнению с АППГ. При этом доля тягачей в общем объёме продаж выросла с 36,8% (24 354 ед.) до 50,7% (29 632 ед.). Есть пища для размышлений о меняющейся структуре перевозок.

Аналитики рынка комтранса объясняют сей тренд в первую очередь насыщением рынка отложенным спросом. В прошлом году ощущалась нехватка тягачей, их просто не успевали производить и завозить.

P.S. Cтатистика предоставлена ООО «Восточный Ветер»