Компании

13 000 КИЛОМЕТРОВ

ПО РОССИИ


Автопробег грузовиков Промтех Капитан-Т

Компании

13 000 КИЛОМЕТРОВ ПО РОССИИ

Автопробег грузовиков Промтех Капитан-Т
В 2023 году, по данным агентства «Автостат», на российском рынке было продано 90 386 автомобилей сегмента LCV, и 1,31% пришлось на бренд Dongfeng. Заняв восьмую строчку в ТОП-10 самых популярных марок, продукция компании разошлась тиражом 1182 ед., обозначив рост в 3376,5%! Чтобы понять природу столь резкого скачка, пожалуй, стоит присмотреться к марке поближе.

Андрей Филиппов, фото автора

Тем более что есть хороший повод. Нижегородский Завод автомобилей LCV Промтех совершил в прошлом году сразу два автопробега своих машин семейства Капитан-Т, охватив суммарно 20 городов России. Мероприятие было приурочено к выводу в популярный сегмент рынка малого коммерческого транспорта новой перспективной модели, различные версии которой и демонстрировали потенциальным клиентам.
Китайские автомобили с русской доработкой
Сам автопробег был разбит на две части.
Летом машины пошли по маршруту Нижний Новгород – Москва – Нижний Новгород – Тольятти – Уфа – Челябинск – Екатеринбург – Тюмень – Омск – Новосибирск – Челябинск – Нижний Новгород, пройдя расстояние в 7270 км.
А осенью общий километраж по маршруту Нижний Новгород – Пенза – Энгельс – Волгоград – Пятигорск – Ставрополь – Краснодар – Ростов-на-Дону – Воронеж – Тула – Рязань – Москва – Санкт-Петербург – Нижний Новгород составил 5664 км. Суммарно без малого 13 000 км – неплохо!

Автоцистерна для пищевых продуктов побывала в обоих пробега и даже «не крякнула»

Правда, в обоих пробегах побывал только молоковоз на шасси Капитан-Т, а вот остальные машины были разные. Летний конвой помимо автоцистерны состоял из бортового грузовика с тентом, промтоварного фургона, рефрижератора с гидробортом и эвакуатора. А осенью по дорогам Юга России прошли бортовой грузовик в версии «евротент», промтоварный фургон повышенной вместимости, рефрижератор, бортовой грузовик с КМУ в исполнении «Фермер» с двухрядной кабиной и самосвал. Однако серьезный интерес у перевозчиков вызвали лишь несколько конкретных модификаций.

Эвакуатор мог бы получить свою порцию внимания, но подвела слишком короткая платформа

Для тех, кто не в курсе, что представляет собой автомобиль Промтех Капитан-Т, уточним – это доработанное нижегородцами китайское шасси Dongfeng Captain-T. Причем перечень работ не столько велик, сколько актуален. Во-первых, это установка на машины заднего стабилизатора поперечной устойчивости, заметно снижающего крены в поворотах. А во-вторых, устанавливаемая по заказу задняя пневмоподвеска с разделением на контуры. Весьма актуальная опция, позволяющая выровнять грузовик при перегрузе одного из бортов, а также дающая возможность поднять или опустить кузов в соответствии с высотой конкретной разгрузочной рампы.

14-метровая вышка и спецавтомобиль «Фермер» присоединились к пробегу лишь в Москве

Сама машина представляет собой малотоннажник полной массой 3500 кг, позволяющий управлять машиной водителям с категорией «B» в водительском удостоверении. При этом благодаря шасси со снаряженной массой от 1850 кг и относительно малому весу монтируемых надстроек полезная нагрузка готовых автомобилей находится в пределах 1200-1770 кг. Принимая во внимание запас прочности конструкции и расчетную грузоподъемность подвески: передняя – 1750 кг, задняя – 3000 кг, модель имеет хороший потенциал для работы с учетом специфики реальной эксплуатации «полуторок» в России, когда слово «перегруз» воспринимается как «прибыль».

Стадо козлов, преградившее путь, оказало услугу, позволив понять: спускаться дальше – значит убить тормоза

Фавориты Промтех
Видимо, именно из-за возможности грузить «сколько влезет» наибольший интерес среди представленных автомобилей вызвал «безразмерный» промтоварный фургон Промтех Капитан-Т с колесной базой 3600 мм вместимостью 20 м3, рассчитанный на транспортировку сразу 10 стандартных европалет. Даже если вычесть из официальной грузоподъемности в 1500 кг вес данной тары – 200 кг, у грузовика все равно сохраняется хороший запас полезной нагрузки. Тем более, как выяснилось, Промтех делает хорошие кузова – промтоварный фургон из пластиковых панелей с прослойкой экструзионного полистирола толщиной в 30 мм большинство гостей первоначально воспринимали как «изотерму», а это хороший критерий. Кроме «промки» перевозчики хотели бы видеть в этом размере изотермические фургоны со стенками 50 мм и 80-миллиметровые рефрижераторы. Ну и, согласно актуальной моде, много желающих было заменить стандартную кабину на вариант «Фермер», который позволяет без проблем ночевать внутри.

Промтех Капитан-Т с такого ракурса кажется меньше, чем есть на самом деле

Собственно, вторым по популярности стало именно исполнение «Фермер» с двухрядной 6-местной кабиной. Основные критерии – простор на втором ряду, позволяющий удобно усесться четырем рабочим, и возможность быстрого превращения задних сидений в полноценное спальное место. Кроме того, была отмечена возросшая высота салона, добавившая комфорта. Также много внимания привлекла КМУ – актуальный элемент для тех, кто специализируется на разовых работах. Тем более что Промтех заявил о возможности установки манипуляторов как Z-образного, так и L-образного типа.

Шесть мест, четыре двери и КМУ с вылетом стрелы на 4,4 метра – отличная «воровайка»

На третьем месте оказался тентованный грузовик с универсальной колесной базой 3200 мм и вместимостью кузова 16 м3. Но это как раз было предсказуемо. Машина привлекала своей ценой, которая на 3% ниже самого популярного отечественного одноклассника. Причем это стоимость исполнения «евротент», позволяющего за минуту разобрать правый борт, обеспечив беспрепятственную загрузку кузова вилочным погрузчиком.

Остальные участники пробега из-за своей специфики больше интересовали уже тех, кто специализируется на конкретных видах перевозок. А все вопросы по ним сводились к одному: когда сможете поставить машину? Похоже, дефицит на подобные малотоннажники у нас пока так и не смогли удовлетворить, несмотря на все заявления о росте выпуска и продаж.

«Дешево и сердито» – вряд ли можно найти более точное определение

На российских просторах
Впрочем, лично для меня автопробег стал возможностью не только лично опробовать Промтех Капитан-Т, но и посмотреть, что же в настоящий момент представляет собой автопарк страны, задействованный в магистральных перевозках. На самом деле впечатлений много, но далеко не все они были положительными.

Во-первых, на рынок активно заходят китайцы. Если раньше это в основной своей массе были тягачи и самосвалы, то теперь с востока идут бесконечные караваны, в которых мелькают «миксеры», автокраны, бортовые грузовики и даже полноприводные шасси с колесной формулой 6х6 и 8х8 – ниша, в которой «китайцев» никогда не было. То же самое касается и строительной техники. Причем если с проигрышем сегмента «рабочих лошадок» все уже смирились, то теперь началась атака туда, откуда ушли «европейцы».

Седельный тягач SHACMAN X3000 с колесной формулой 6х6 и китайской КМУ

Спецтехника ZOOMLION всегда считалась дорогой – теперь она вместо «европейцев»

Во-вторых, сегмент седельных тягачей сейчас делят между собой «бэушные» «европейцы» всех мастей, «китайцы» и продукция КАМАЗ. Причем поколение классических КАМАЗ К3 практически исчезло из магистральных перевозок, уступив место новеньким КАМАЗ К5 и КАМАЗ К4, коих на трассах сейчас достаточно много, что не может не радовать. А вот МАЗ битву за дальние маршруты, похоже, проиграл – по ощущениям, даже вымирающие капотные «американцы» встречаются куда чаще.

Дизельный седельный тягач КАМАЗ К5, везущий газовые тягачи КАМАЗ К4

Подавляющее большинство МАЗов перекочевало теперь на региональные маршруты

В-третьих, в России теперь процветает партия «водителей-антиплатоновцев». А основным автомобилем её членов является продукция ГАЗ: ГАЗели, Валдаи и ГАЗоны всех мастей. Причем когда иная «полуторка» останавливается рядом с обычной «фурой», ты невольно начинаешь сравнивать размеры, пытаясь определить, где же «кубатура» больше.

Автопоезд в составе «дальнобойного» тягача ГАЗель Бизнес и прицепа с тележкой «тандем»

Ну и завершу на позитивной ноте – по всей стране идет активное строительство дорог. Возможно, не всегда там, где это кажется важным, но строят много и качественно, не стесняясь взрывать скалы и прокладывать мосты через ущелья. И с 2019 года, когда я в последний раз так же путешествовал автопробегом по стране, результат работы дорожников виден и без дополнительных подсказок. Остается надеяться, что этот пыл не угаснет!

Трехосная ГАЗель Бизнес с колесной формулой 6х2 стала моим победителем

От первого лица
Николай Архипов,
генеральный директор
Завода автомобилей LCV Промтех
Николай Сергеевич, зачем нужно было проводить два разных пробега, в которых некоторые города, Москва и Нижний Новгород, посещались несколько раз?

– На самом деле это было одно мероприятие. Мы специально разделили его по времени на части, чтобы протестировать автомобили как в летнюю жару, так и в осеннюю слякоть с дождем и первым снегом. А трассы выбирались с таким расчетом, чтобы на пути были и горы, и скоростные автобаны, и плотный трафик крупных мегаполисов.
Что касается столицы, то это один из самых перспективных рынков для Капитан-Т. Машина очень компактная, маневренная и имеющая версию полной массой 2,5 тонны – специально для беспрепятственного движения по «грузовому каркасу». Ну а Нижний Новгород – это наш родной город, мимо него точно никак не проехать.

Какие задачи ставились перед участниками пробега и какова вообще была его цель?

– Изучив характеристики Капитан-Т, мы посчитали, что это весьма удачный для России автомобиль по сочетанию «цена-качество-возможности». И нам было не совсем понятно, почему модель с таким потенциалом, которая присутствует на нашем рынке уже полтора года, так плохо продается. Автопробег должен был выявить слабые стороны, если таковые имелись, и попутно открыть сильные, если мы их не заметили.
Попутно мы хотели найти потенциальных партнеров, готовых заниматься продажей и обслуживанием Капитан-Т. Ну и, конечно же, показать продукт потенциальным клиентам.

Сколько в итоге дилеров в настоящий момент готовы обслуживать машины в России?

– Сейчас у нас подписаны договоры с 22 дилерскими центрами на продажи автомобилей в различных регионах страны: Владивосток, Воронеж, Екатеринбург, Иркутск, Калининград, Краснодар, Мескер-Юрт, Москва, Нижний Новгород, Пятигорск, Самара, Санкт-Петербург, Ставрополь, Тюмень, Ростов-на-Дону, Челябинск, Уфа, Энгельс. Большая часть из них также имеют всё необходимое оснащение для проведения сервисного обслуживания и полноценного ремонта автомобилей.

Что можно сказать по самим грузовикам – были какие-то критические поломки в пути?

– Как таковых поломок, связанных с конструкцией автомобиля, в пробеге не было. Из-за «чистоты» наших дорог камнем был выбит кусочек правой противотуманной фары, а также появился скол на ветровом стекле у рефрижератора. Кроме того, произошел незапланированный краш-тест пластикового обтекателя, когда при заезде тентованного грузовика в сервисную зону внезапно начали опускаться роллетные ворота. В итоге на пластике ни царапины, а ворота пришлось ремонтировать.

Какие доработки сейчас производятся с автомобилями для наших условий эксплуатации?

– Для лучшей управляемости на все автомобили мы опционально устанавливаем задний стабилизатор поперечной устойчивости, а под заказ оснащаем заднюю подвеску двухконтурной пневмосистемой. Радиатор кондиционера закрывается металлическим защитным кожухом. По итогам эксплуатации достигнута договоренность с китайцами на поставку в Россию шасси с 80-литровыми топливными баками и подушками безопасности для водителя и пассажира. Также мы планируем устанавливать защиту моторного отсека снизу и предпусковой подогреватель. Для автомобилей с надстройками максимального размера будет предлагаться камера заднего вида с выводом изображения на внутрисалонное зеркало.

Актуальный вопрос: какой средний расход топлива показали грузовики и на сколько километров хватает запаса бака с мочевиной?

– Поскольку все автомобили, участвовавшие в автопробеге, были не загружены, то на расход топлива существенное влияние оказывал тип надстройки в плане её веса и аэродинамических свойств. Меньше всего дизтоплива «скушала» автоцистерна – 10,6 л/100 км. А самым прожорливым оказался рефрижератор с гидробортом – 11,5 л/100 км.
Что касается мочевины, то её потребление зависит от расхода топлива автомобиля. В среднем от заправки «до полного бака» до остатка мочевины в 20%, когда загорается контрольная лампа, сообщающая, что необходимо пополнить запас AdBlue, Капитан-Т может пройти 2700-2800 км. При этом машина не переваривает некачественную либо разбавленную мочевину даже больше, чем «левую» солярку. Это, пожалуй, самый важный момент, о котором китайцы сразу нас предупреждали.

Какой срок поставки запасных частей?

– За 5,5 месяца, как Завод автомобилей LCV Промтех занимается продвижением семейства малотоннажников Капитан-Т, нами был составлен список запчастей, необходимых для проведения плановых ТО, а также перечень востребованных деталей, наиболее повреждаемых во время эксплуатации грузовиков. Запчасти в наличии есть. Для оперативной поставки запасных частей клиенту мы используем как свой собственный склад, так и запасы наших партнеров – представительства компании Dongfeng в России, в зависимости от того, что получается быстрее.

Какой срок ожидания автомобиля?

– На производство автомобилей влияет тип кузова, который необходим заказчику. Если речь идет о базовых моделях: бортовой грузовик, исполнение «евротент» или «европромка», – то они будут доставлены в течение двух недель. Срок изготовления других версий: эвакуаторы, самосвалы, молоковозы и т.д. –занимает от 45 до 60 дней.

Вы не пробовали предлагать клиентам просто шасси, чтобы они сами устанавливали кузова, если у вас очереди?

– На самом деле у нас есть в продаже «голые» шасси. Только они никому не интересны без надстройки. Дело в том, что благодаря собственному массовому производству кузовов мы удерживаем низкую цену на готовый автомобиль. Сторонний кузовостроитель не может предложить такую же стоимость, и все, кто хотел установить надстройку «на стороне», узнав конечную стоимость, соглашались подождать, потому как это было выгоднее.

Какова стоимость автомобилей относительно среднерыночной в данном сегменте?

– Как и у всех производителей, ценник конечного автомобиля для перевозчика зависит от многих факторов. Для нас отправной точкой можно считать стоимость шасси с колесной базой 2800 мм – 2 480 000 руб., на шасси с колесной базой 3200 мм – 2 520 000 руб. Стоимость готового продукта, например, популярной «европромки» с колесной базой 3200 мм, начинается с 2 999 000 руб.

Руслайнер-728 – первый представитель линейки пассажирской техники от Швабе-СпецАвто

Тем временем, Швабе-СпецАвто – нижегородский производитель, входящий в холдинг «Швабе» госкорпорации «Ростех», – представил прототип автомобиля с оригинальным кузовом «KUB» больших размеров на шасси Капитан-Т. Это уже известный по LADA Granta KUB и NIVA KUB каркасный кузов, обшитый снаружи композитным материалом, а изнутри – пластиковыми панелями с проложенными между ними утеплителем и шумоизоляцией. Демонстрационный образец был собран в виде 28-местного пригородного автобуса Руслайнер