Подвижной состав

ГАЗОВАЯ ТЕМА

ООО «СТОРК»


Грузовики Dayun на метане

Грузовики Dayun на метане

ГАЗОВАЯ ТЕМА ООО «СТОРК»

Подвижной состав

Александр СОЛНЦЕВ, фото автора, ГК Завод «Трак Урал» и ООО «Сторк»

В прошлом году компания из Северной столицы реализовала на российском рынке 324 метановых грузовика Dayun. По состоянию на январь 2024-го «Сторком» завезено в общей сложности 455 Dayun’ов, из них дизельных самосвалов и тягачей — 53. Иными словами, газовые грузовики этой китайской марки (их общий парк в РФ, по данным ООО «Сторк», насчитывает порядка 650–700 ед.) здесь намного популярнее своих собратьев с двигателями, работающими по циклу Дизеля. Что же заставило питерцев сделать ставку на альтернативные источники энергии?

Для ответа на этот вопрос совершим небольшой экскурс в историю...
По словам Артура Солдаткина, исполнительного директора ООО «Сторк», компания, созданная в 2002 году как представительство завода Zhengzhou Yutong Bus, стояла у истоков официальных поставок китайских коммерческих автомобилей в РФ. «Сторку» принадлежал первый в истории российский ОТТС на коммерческий автотранспорт из Поднебесной, полученный в 2003 году на автобус марки Yutong.
Артур Солдаткин,
исполнительный директор
ООО «Сторк»

«В 2011 году генеральный директор компании проникся идеей поставок на отечественный рынок техники на метане. Этот сегмент рынка представлялся весьма перспективным, мы сделали на него большую ставку и начали с поставки в РФ метановых городских автобусов, — поделился воспоминаниями Артур Солдаткин. — Но в 2013-м вступил в силу закон, обязывающий муниципалитеты закупать для пополнения городского парка общественного транспорта автобусы отечественного производства. Такие рекомендации появились и для частных перевозчиков. Тогда в ООО «Сторк», ставшем к тому времени партнером компании «Газпром газомоторное топливо», было принято решение развивать другое направление, а именно поставлять тяжелые грузовики китайского производства на газомоторном топливе. Для этого мы заключили договор о представительстве с китайским автомобильным заводом Chengdu Dayun Automobile, который выпускал тягачи 6х4 на КПГ (компримированном природном газе). И сегодня компания «Сторк» является единственным официальным представителем Chengdu Dayun Automobile» (конец цитаты).

Магистральный седельный тягач Dayun CGC 4180 на сжиженном природном газе.

Кабина у него лицензионная от Volvo FM предыдущего поколения

Поскольку из-за низкой степени сжатия моторного тормоза у газового двигателя в данном случае нет, его функции выполняет ретардер трансмиссионный тормоз-замедлитель, пристыкованный к коробке передач. Рабочие тормоза у тягачей с колесной формулой 4х2 дисковые, а на 6х4 — барабанные, что позволяет не бояться грязи при работах в лесу и в карьерах, так как механизм защищен

Выбор на этого производителя пал по нескольким причинам. Во-первых, сам завод на тот момент был новым (подразделение по выпуску тяжелых грузовиков открылось в 2009 году). Во-вторых, при его строительстве использовали опыт, технологии и оборудование европейских компаний, что нас привлекло. Тогда этими преимуществами могли похвастаться далеко не все китайские автозаводы. Качество сборки, и в частности электрики, было выше, чем у аналогичных производств. Цена, соответственно, тоже.

Тягач оснащен двумя криобаками вместимостью по 450 л каждый. Физически туда входит 178 кг сжиженного метана при температуре внутри «термоса» минус 162 °С.

В нижней части криобака — испаритель, проходя через который газ постепенно переходит из жидкого в газообразное состояние

Так, например, первая партия ввезенных «Сторком» в 2014-м в РФ автомобилей включала дизельные самосвалы 6х4 и 8х4, но они были примерно на 25% дороже аналогичных китайских машин, и по этой причине спрос на них был небольшим. При этом восемь из 10 этих самосвалов ещё используются клиентами: это надежные и выносливые машины. Результаты продаж показали, что нужно сосредоточиться на тягачах 6х4 на КПГ (на сжатом газе), которые применяются для локальных перевозок, а не магистральных. Первые тягачи на СПГ (на сжиженном природном газе) сертифицировали и начали поставлять уже в 2019 году».

Оснащение криобака включает в себя манометры давления, заправочный штуцер и обратный клапан, стравливающий давление для того, чтобы закачать газ в бак, а также свечи сброса излишнего давления, срабатывающие при достижении давления в 19,4 бар

Закрепленный внутри лонжерона одноступенчатый редуктор, понижающий давление газа перед подачей в топливную магистраль

Сегодня на российском рынке представлены две модели седельных тягачей (6х4 и 4х2) в нескольких модификациях и пять видов шасси Dayun 6х4. Отметим при этом, что доля машин на СПГ, а это магистральные тягачи 4х2, составляет примерно треть от общего объема продаж, и она демонстрирует тенденцию к росту, равно как и сеть заправочных станций сжиженным метаном, насчитывающая нынче уже более 30 ед. Взаимосвязь здесь очевидна.

Газовый двигатель WP13NG430E52 с раздельными головками блока, что благо, учитывая склонность ГБЦ 5-го и 6-го цилиндров к перегреву с вытекающими отсюда последствиями. Мощность — 430 л.с.

Впрочем, у обоих видов метана есть свои плюсы и минусы. Основное преимущество тягачей на СПГ перед аналогами на КПГ — пробег, сопоставимый по величине с дизельными грузовиками (по энергоэффективности один килограмм СПГ равен 1,39 л дизтоплива, а его запаса на борту в два с половиной, а то и в три раза больше, чем КПГ). В качестве рекордного показателя Артур Солдаткин приводит пример тягачей Dayun, работающих на перевозке щебня из Карелии в Тверь по маршруту протяженностью 1600 км без дозаправки. Правда, помимо основного 995-литрового криобака, установленного за кабиной, они оснащены еще двумя дополнительными, по 450 л каждый, по бокам лонжеронов рамы.

Блок регулировки подачи газа во впускной коллектор. Здесь установлены 10 форсунок, «завязанных» на угол открытия дроссельной заслонки. К слову, топливная система американской компании Woodward, ведущей свою родословную с 1870 года. Внизу блок управления двигателем.

На фото ниже фильтр низкого давления со сменным картриджем

Место подачи газа во впускной коллектор

Можно привести и другой пример. 2008 км в автономном режиме преодолел в 2021 году заправленный сжиженным метаном тягач IVECO Stralis NP, оснащенный двумя 540-литровыми криогенными баками («голова» без полуприцепа), по маршруту Санкт-Петербург — Пермь! Сей феноменальный результат удостоился Книги рекордов России. Справедливости ради заметим, что за рулем той машины находился Станислав Мартынов, водитель с многолетним стажем, владелец транспортной компании «Дейли Хироуз» и неоднократный победитель конкурсов по экономичному вождению Volvo Trucks…

Передняя подвеска на малолистовых рессорах.

Сзади четыре пневмобаллона. Ведущий мост сверху держат А-образные реактивные штанги

Подвеска кабины четырехточечная пневматическая

Привод подъёма кабины электрический

Конечно, из-за дорогостоящего процесса сжижения стоимость СПГ выше, чем сжатого метана. Если перевести из килограммов, в которых измеряется СПГ, в более привычные для газа кубометры, то разница в нынешних ценах составит примерно 13 рублей (37 руб. минус 24 руб.). Однако на другой чаше весов большой пробег, меньшая снаряженная масса тягача с криогенными баками по сравнению с КПГ-машинами, обремененными гроздью тяжеленных стальных баллонов, а стало быть, большая полезная нагрузка автопоезда и небольшое время заправки, сопоставимое с дизельными аналогами. Последнее, впрочем, требует пояснения. Бывает, что мощности компрессора газонаполнительной станции недостаточно, чтобы закачать в баллоны метан, если давление в баллонах превышает внешнее. В этом случае приходится проводить так называемую дегазацию, а проще говоря, стравливать давление в баке. И на эту операцию может понадобиться дополнительное время.

Седельный тягач Dayun CGC 4250 на компримированном природном газе.

Колесная формула 6х4. В кожухе за кабиной «спрятаны» восемь баллонов со сжатым газом по 140 л каждый. Баллоны стальные, они, конечно, тяжелее композитных, но зато надежнее: срок их службы достигает 20 лет

Есть у СПГ-техники ещё одна особенность: она не любит длительных простоев. Дело в том, что рабочее давление в «термосе» после заправки порядка 10–11 бар, если автомобиль стоит, происходит нагрев его содержимого, давление повышается примерно на 1 бар в день (или на 1,02 ат - технических атмосфер), и по достижении предельных 19,4 бар излишнее давление стравливается через предохранительный клапан. По опыту ООО «Сторк», за неделю простоя можно потерять до 20% топлива, а месяца за полтора бак «обсохнет» полностью. Но согласитесь, что грузовики покупают все-таки затем, чтобы «колеса крутились».

Заправочный блок со штуцером европейского стандарта NGV1 и клапанами: заправочным, выпускным и прекращения подачи топлива

Понижающий редуктор известной итальянской компании Landi Renzo.

На входе давление из баллонов 220 бар, на выходе – 8-10 бар

Антистатик — непременный атрибут всех газовых машин

В свою очередь, грузовики на КПГ доказывают свою эффективность на региональных маршрутах, где пробег в зависимости от нагрузки и условий эксплуатации колеблется в диапазоне 300–400 км.

Кстати, ГК Завод «Трак Урал» (Челябинск), региональный дистрибьютор техники Dayun, может увеличить это расстояние за счёт установки дополнительных баллонов с газом. Более того, технологии челябинцев позволяют создавать своего рода битопливные машины, где баллоны с КПГ соседствуют с криогенными баками! Экономика вопроса тем более привлекательна, если у автотранспортного предприятия есть собственная АГНКС, где топливо существенно дешевле, чем в городе или на трассе. Наконец, ещё один плюс КПГ: в случае чего автомобили со сжатым метаном можно дозаправить хоть в чистом поле, а вот с СПГ-машинами такой номер не пройдет. Если закончилось топливо, поможет только эвакуатор.

Так выглядит интерьер кабины тягача

Метановые Dayun’ы оснащаются рядными «шестерками» Weichai Power мощностью 400–430 л.с. Пару им составляют механические 12-ступенчатые коробки передач от Shaanxi Fast Gear. Двигатели работают по циклу Отто, то есть с принудительным воспламенением рабочей смеси. Степень сжатия у них в полтора-два раза ниже, чем у дизелей, а стало быть, отсутствуют ударные нагрузки. Газ не содержит серы, которая сокращает срок службы масла. Масляная пленка не смывается со стенок цилиндров газовоздушной смесью. Отсюда и приличный ресурс до капремонта, достигающий 1,5 млн км при условии своевременной замены газовых фильтров. Кроме того, газовые моторы изначально экологичнее дизелей и не требуют применения систем каталитической нейтрализации для достижения норм Евро-5. Нет нужды ни в «химзаводе» в выпускном тракте, ни в баке с мочевиной. Соответственно, отсутствует и статья расходов на AdBlue (его расход на дизельных двигателях Евро-5 колеблется от 4% до 8% от расхода топлива).

Интерес к СПГ-технике напрямую связан с развитием заправочной инфраструктуры.

В ближайший год ожидается открытие «голубого коридора» на трассе М4 и создание сети криоАЗС от Санкт-Петербурга до Владивостока.

Также есть надежда на дорогу Россия — Казахстан — Китай

Есть, конечно, у китайских газовых моторов и свои «болячки». Из-за высокой температуры горения метана газовый двигатель очень теплонагружен, поэтому следует внимательно следить за его охлаждением. Тем не менее при очень высоких нагрузках, в частности при работе с нерудными материалами, ГБЦ 5-го и 6-го цилиндров может повести от перегрева (дальний конец линии ОЖ), но это не беда, так как все головки можно менять отдельно. При этом выпускные коллекторы и турбокомпрессоры достаточно долго выдерживают перегрев и почти не доставляют проблем.

Ещё одна особенность газовых двигателей — работа на высоких оборотах. Допустимый диапазон составляет 1400–2100 об/мин, а пик момента приходится на 1900 об/мин, поэтому водителям, ранее работавшим на дизельных машинах, требуется определенная адаптация.
Итак, что в сухом остатке? Какова пресловутая TCO, то бишь совокупная стоимость владения газовыми Dayun’ами по сравнению с их дизельными аналогами?

Этот вопрос мы адресовали Артуру Солдаткину: «В среднем газовый тягач дороже своего дизельного аналога на 1 млн руб. и на 1–1,5 т тяжелее. Кроме того, стоимость их обслуживания в сравнении с аналогичными по характеристикам европейскими грузовиками на дизеле выше из-за относительно небольшого межсервисного интервала (30–60 тыс. км в зависимости от нагрузки) и необходимости в дополнительных расходных материалах (свечах зажигания, коннекторах катушек зажигания, топливных фильтрах), — пояснил экономическую подоплеку исполнительный директор ООО «Сторк». — Тем не менее эти расходы начинают постепенно окупаться при пробеге от 100 000 км в год. Разумеется, экономия топлива зависит от конкретных условий эксплуатации и особенностей используемого метана (КПГ или СПГ). Стоимость километра начинается от 4,2 руб., если есть своя АГНКС, и доходит до 14,7 руб. Согласно подсчетам ООО «Сторк», тягач Dayun CGC 4250 в сравнении с аналогичным по характеристикам европейским дизельным грузовиком позволяет существенно экономить на топливе (даже с учетом стоимости обслуживания)».

Конкретные цифры приводит ГК Завод «Трак Урал». Например, экономия расходов на топливо при эксплуатации газомоторного тягача Dayun 6х4 по сравнению с аналогичным тягачом на дизельном топливе при пробеге 150 000 км составит 1 815 000 рублей. Сравнительная стоимость владения тягачами на дизеле и метане приводится и в представленных здесь таблицах НАПИ.
В нынешнем году ООО «Сторк» намерено реализовать не менее 500 ед. газомоторной техники Dayun, а также вывести на рынок ряд новинок, в том числе и востребованные потребителями шасси и тягач на КПГ с колесной формулой 6х6. Постепенное расширение географии газонаполнительной инфраструктуры позволит расти рынку газомоторной техники, а следовательно, воплотить в жизнь и заявленные планы компании из города на Неве.
Из архива
ИСТОРИЯ DAYUN

Компания Dayun Automobile входит в конгломерат Dayun Group, основанный в 1987 году. Штаб-квартира располагается в зоне экономического и технологического развития Юньчэн, провинция Шаньси. Dayun Auto является частным предприятием, объединяющим автомобильные исследования и разработки, производство, продажи и обслуживание. Уставной капитал составляет 1,07 млрд юаней, общие активы — более 11 млрд юаней.

За 37 лет развития компания стала крупной группой частных предприятий с межрегиональным, межотраслевым и диверсифицированным бизнесом. Dayun Automobile производит полный спектр автомобильной продукции на трех современных производственных площадках: в городах Юньчэн, Чэнду и Шиян, где выпускаются тяжелые грузовики и автомобили на экологически чистой энергии, среднетоннажники и LCV.