Пульс отрасли

СТО EXPO ГЛАЗАМИ ПОСЕТИТЕЛЯ

К итогам выставки, превзошедшей ожидания
С 28 по 31 мая 2024 года в МВЦ «Крокус Экспо» успешно прошла уникальная синергия четырех отраслевых выставок, организованная Sigma Expo Group. Крупнейшее отраслевое выставочное событие России представили: CTT Expo — главная выставка строительной техники и технологий в России, COMvex — главная выставка коммерческого транспорта и технологий в России, CTO Expo — международная выставка запчастей, послепродажного обслуживания и сервиса и премьера — Logistika Expo — международная выставка логистики, транспорта, складской техники и оборудования.
Остановлюсь только на одной: СТО Expo.

Алексей САМОЙЛОВ, фото автора и Sigma Expo Group

Для начала позволю себе поделиться мнением, возможно, не совпадающим с рядом критиков мероприятия. Считаю, что концепция синергии сразу четырех выставок дает возможность получить ответы практически на любые вопросы: от изучения образцов техники — от строительной до коммерческой, как серийной, так и опытной, её практического применения до, разумеется, её послепродажного сопровождения.
Единственный момент — время работы. У меня, например, один день был посвящен изучению экспозиций и общению на стендах. А второй — деловой программе и тоже общению. Итого два дня на одну только выставку из четырех возможных для четырех выставок...

Подчеркну особо: у меня нет претензий к организаторам, они продумали всё до мелочей. Просто посетителям (и автору этих строк тоже) следующий раз стоит продумывать маршрут посещения и точки интереса с учетом графиков событий — вся (!) необходимая информация есть на сайте организаторов.
Это к тому, что просто купить билет (или получить бесплатный по промокоду) и пойти побродить по залам уже недостаточно: предельно деловое и многогранное мероприятие Sigma Expo Group требует четкого понимания задач и планирования посещения.
Пожалуй, это уровень лучших зарубежных выставок, но с определенной спецификой, предпосылкой для возникновения которой стало санкционное давление «недружественных стран» и ускоренное формирование нового транспортного рынка во всех его аспектах.
Немного цифр
По данным агентства «Автостат», на рынке автосервиса России в 69 регионах функционирует порядка 96 тысяч точек. Из их числа: независимые (многопрофильные) СТО — 45,9%, официальные дилеры — 4,7%, остальные 49,4% — узкоспециализированные СТО: автомойки, пункты шиномонтажа, пункты заправки кондиционеров и прочее. Указанный источник в своем отчете «Рынок автосервиса в России» упоминает, что в 2023 году общая емкость рынка составила 875,6 млрд руб., из которых на долю рынка услуг по ТО и ремонту пришлось 511,4 млрд, или 58,4% от общего объёма. Причем доля «официалов» в услугах по ТО и ремонту составила всего 48,7 млрд, или... 9,5%!

Со своей стороны, маркетинговое агентство «НАПИ» в одном из своих регулярных отчетов по коммерческому транспорту указывает (цитата): «Количество авторизованных сервисных центров во II квартале 2024 г. выросло на 525 ед. (до 1982 — ред.). <...> 1096 сервисных центров обслуживают китайские грузовики во II квартале 2024 года, или 55% от всех авторизованных СТО. <...> Например, у бренда SITRAK прибавилось 196 СТО, у HOWO количество сервисных станций выросло на 175 ед., у DONGFENG – на 141 ед. и т.д.» (конец цитаты).
Воспользуемся калькулятором. Он уверяет, что на конец II квартала 2024-го доля «официалов», работающих с коммерческим транспортом, составила 61,1% от общего числа. Она имеет тенденцию к росту, и в первую очередь это касается китайской техники.

Какие выводы напрашиваются? Исходим из того, что санкции закрыли доступ для большинства АТП и АПП к европейской технике. Параллельный импорт — да, но это не решение проблемы, потому что: а) дороже; б) проблемы с гарантией; в) проблемы с оперативностью оказания сервисных услуг, особенно на дальних перевозках; г)... и т.д. Стоит признать, что произошла «китаизация» рынка, хотя бы по той простой причине, что наши флагманы — КАМАЗ, ГАЗ, МАЗ — и новички при всем своём старании не могут компенсировать уход европейцев: ведь им надо было в течение двух-трех лет санкций увеличить выпуск коммерческой техники ещё примерно на 60-70 тысяч единиц. Однако будем откровенны: сегодня в числе первостепенных задач стоит необходимость транспортного обеспечения армии и оборонки, посему не каждый сошедший с конвейера грузовик будет работать в гражданских отраслях. В которых, ко всему прочему, присутствует и дефицит водителей.

Есть нюансы и на рынке сервисных услуг. Особенно это касается «официалов».
Да, китайские грузовики, особенно выпущенные на совместных предприятиях, внешне «очень похожи» на европейцев. Но по компонентной базе они в большинстве своём локализованы, что подразумевает не только оригинальную компонентную базу (плюс расходники и запчасти), но и возможные отличия в межсервисных интервалах, технологиях ТО и ремонта. Скажу больше: по большинству марок и моделей на сегодня пока ещё только формируется опыт практической эксплуатации в различных российских дорожно-климатических условиях. Но без него, например, трудно сформировать дилерский склад, где всё лишнее — это просто «замороженные» деньги. А отсутствие необходимого и востребованного чревато как минимум простоем техники.

И ещё один момент. 20 июня сайт «Коммерсантъ» со ссылкой на руководство ПАО «КАМАЗ» сообщил о дефиците автомехаников СТО: отрасли ежегодно не хватает порядка 150 тысяч человек, при том что выпуск профильных учебных заведений составляет 50 тысяч... «Например, на предприятиях «КамАЗ» большинству работников больше 50 лет, заявляет руководство компании» (цитата). Для привлечения квалифицированных специалистов руководство сервисных компаний вынуждено увеличивать зарплату наиболее квалифицированным специалистам. Сегодня речь идет о цифрах от 150 до 250 тыс. руб. в месяц, а «в стоимости сервисных работ оплата труда составляет от 30% до 50%, и рост зарплат на 20% неизбежно приводит к росту стоимости услуг примерно на 10% для конечного клиента» (ещё одна цитата).

Увы, по последнему пункту не могу удержаться от комментария (прости, «Коммерсантъ»). Опыт, в том числе и личный (не всегда автор этих строк был журналистом), показывает, что привлечение квалифицированных специалистов в ТО и ремонт сильно влияет на сокращение отказов и неисправностей подвижного состава, а равно и срывов исполнения рейсового задания (особенно это критично с пассажирами либо со срочным грузом). Более того, возможно и увеличение межремонтных интервалов техники. Косвенно всё это влияет на срок службы и на остаточную стоимость подвижного состава. Иными словами, рост стоимости услуг технического сервиса в ряде случаев может быть даже фактором повышения эффективности транспортного бизнеса!
А в целом, да, ситуация на СТО-рынке явно неоднозначная. Но вернемся на выставку...
Что показала экспозиция СТО Expo?
По сравнению с прошлым годом экспозиции участников стали более насыщенными, а ассортимент — шире. Например. По расходникам для плановых ТО, включая масла и технические жидкости, вопросов нет. Запасные по ходовой и подвеске также в наличии, разве что иногда бывают случаи увеличения сроков поставок. Как из-за угрозы т.н. «вторичных санкций», так и из-за проблем с логистикой.

Причем по ряду позиций можно отметить и полноценное импортозамещение. Пара примеров. Автор пообщался со специалистами ГК «Ростар» — научно-производственного объединения, специализирующегося на разработке и производстве деталей подвески, рулевого управления, изделий из полимерных материалов для грузовых автомобилей, автобусов, прицепного состава отечественного и иностранного производства. Среди новинок полный комплект агрегатов автобусной управляемой оси с независимой подвеской с допустимой нагрузкой 5,5 и 8,2 тонны, а также автобусный ведущий мост с допустимой нагрузкой в 13 тонн.

Официальным релизом сразу после окончания выставки КАМАЗ отчитался об изготовлении на «ЦФ КАМА» прототипа АМКП (автоматизированной механической коробки передач) под рабочим названием А1310. Да, она создана на основе 9-ступенчатой «механики» 1310ТО (вернее, ZF 9S1310TO). Но речь идет ни много ни мало о «роботизации» МКП — оснащении её автоматизированной системой переключения передач! Причем (цитата из релиза) «все блоки автоматизации, включая программное обеспечение, производит российская компания, что создаст высокий уровень локализации для производителей транспортных средств».

Также на КАМАЗе освоено производство собственных осевых агрегатов с дисковыми и барабанными тормозными механизмами с необслуживаемым ступичным узлом. Обновленными осями планируется оснащать прицепную технику производства ПАО «ТЗА», дочернего предприятия КАМАЗа в Башкирии. Оси производятся на автомобильном заводе компании в Набережных Челнах и по своим техническим характеристикам не уступают популярным аналогам. Заявленный ресурс новых осей составляет 1 млн километров.
Это ли не реальные и яркие примеры настоящего импортозамещения? Иногда даже исходя из формулы «не повторять, а обгонять/превосходить».

Разумеется, пока остаются проблемы с обеспечением запасными частями грузовиков и автобусов европейского производства. Речь идет в первую очередь о крупногабаритных и технически сложных деталях. На первый взгляд этому может помочь параллельный импорт, но... К сожалению, стоит признать, что угроза вторичных санкций существует и касается она не только поставок, но и оплаты по ранее заключенным договорам, китайские банки здесь, увы, не исключение. Особенно ситуация ухудшилась после известного события 12 июня, инициаторами которого стали заокеанские политики.
Мнение специалиста
Как и в прошлом году, моим собеседником был господин М., заместитель генерального директора авторитетной российской компании — поставщика запасных частей. Извините, и в это раз «без имен», то была свободная беседа — без протокола и пресс-службы. Кстати, в общих чертах сказанное собеседником совпало с мнением специалистов на других стендах.

■ Первое. «Проблема в том, что в настоящее время произошло «размытие» понятий оригинальные и неоригинальные запчасти. Мы работаем в том числе и с параллельным импортом, где из-за угрозы вторичных санкций постоянно появляются новые (переименованные старые) поставщики и названия большинства артикулов. Причем последние, прямо скажем, без истории и опыта применения. Посему частенько поставщику приходится верить на слово, что это тот же самый аккумулятор, просто название другое».
Здесь напомню: ранее мы всегда рассматривали оригинал, аналог и контрафакт. Оригинал, как правило, лежал в красивой коробочке с логотипом автопроизводителя (за него +25-30% к прайсу), и его предлагали «официалы» в период гарантии, подчеркивая, что такой же артикул идет в первую комплектацию. Аналог был без коробочки, производился тем же поставщиком компонентов, и его можно было приобрести у надежного поставщика запчастей, но не надо путать его с контрафактом.
Показательный пример: воздушный фильтр для 13-литрового дизеля Volvo. Оригинал имеет площадь фильтрующего элемента 18 м2, аналог (тот же производитель) — 12. Почему в Гетеборге нужно было больше, чем всем остальным производителям из европейской «Большой семерки», история умалчивает. Но, в принципе, если знать отличия, аналог можно использовать, например, просто сократив межсервисный интервал.
Про контрафакт разговор особый. В тот раз во время обучения через «воздушник» понятного происхождения был даже виден свет потолочной лампы дневного света! Сегодня те же маркетплейсы предлагают, к сожалению, достаточно много контрафакта. Эксперимента ради поищем на одном из них, скажем, «свечи зажигания Bosch оригинал». Цены начинаются с 280 руб. за единицу, хотя у нормального поставщика — с 980 рублей... Но какие могут быть претензии к «электронной доске объявлений на проценте», равно как и к покупателю, который решил сэкономить, прочитав в описании: «...разработаны с тем же высоким качеством, что и оригинальное оборудование...» (цитата из описания свечей зажигания).
И ещё. «Чуть ранее» существовали особые программы афтермаркета (от англ. Aftermarket) вроде TRP — Truck and Trailer Parts — для DAF'ов, а по основным расходникам — для всей «Семерки», специально предназначенные для техники, вышедшей из гарантии. Всё выпускалось по техтребованиям для первой комплектации, только независимыми/малоизвестными производителями, но цена была ниже, интервал замены короче – видимо, это тоже были аналоги, но никак не конрафакт.

Однако продолжим... «Этот аккумулятор выпускается в Турции на СП <крупного производителя компонентов из ныне недружественной страны>. До санкций марка была «на слуху», только потом аккумулятор пришлось переименовать из-за угроз вторичных санкций (бизнес есть бизнес). Но и этого оказалось недостаточно, посему АКБ уже третьей (за год) марки производит уже некое новое юрлицо».
Проблема в том, что российский поставщик остался на своем месте, как и его партнер в южной стране. Однако первый реально вынужден продавать АКБ из примера (фактически — без истории и опыта применения), веря на слово своему зарубежному партнеру, причем начиная с того, что это именно то самое...
На мой взгляд, здесь проблема ещё и в том, что, к сожалению, опыт эксплуатации (и отзывы владельцев) в ряде случаев потерял актуальность. Ибо в нашем примере АКБ № 3 может быть, а может и не быть АКБ № 2 и тем более — АКБ № 1, а отзывы в Интернете будут по каждому (но кто же им всем верит).

■ Второе. «Не скрою — есть проблемы с логистикой. Ряд артикулов нам удается закупать в Западной Европе, причем не только в восточной её части, где многие поставщики не столь категоричны в поддержке санкций. Проблема в том, что санкции, а также угроза вторичных для наших партнеров не позволяют полностью стабилизировать маршруты поставок. Наши логисты прилагают все усилия, но... Проблема здесь даже не в сроках поставок — по наиболее востребованным позициям мы имеем складские запасы. Но в ряде случаев транспортная составляющая, входящая в отпускную цену расходников и запасных частей, остается переменной величиной. На ней объективно сказываются не только протяжность маршрута и условия доставки, но и курсовая разница. К сожалению, это отражается на прейскуранте, причем буквально — от партии к партии одних и тех же позиций. Со своей стороны, мы прилагаем все усилия для стабилизации цен, но, извините, мы не можем работать себе в убыток...»

■ Третье. Разумеется, в разговоре мы затронули проблемы с оплатой поставок, в том числе китайскими банками. Но здесь без комментариев: ситуация слишком быстро меняется, особенно после 12 июня...
От первого лица
СТО EXPO: ЦИФРЫ И ФАКТЫ

С этими (и иными) вопросами мы обратились к Владиславу Комличенко, руководителю проекта СТО Expo.

Владислав Комличенко,

руководитель проекта СТО Expo (слева),

с Виктором Ефименко, руководителем грузового направления ООО «Амтел»


— Владислав, расскажите, пожалуйста, о концепции СТО Expo в рамках синергии выставок. В какой мере ваши экспоненты могут быть интересны специалистам по строительной технике и коммерческому транспорту? Согласитесь, техника в этих отраслях зачастую различается по компонентной базе, оснащению и условиям эксплуатации.

— Международная выставка запчастей, послепродажного обслуживания и сервиса СТО Expo является важной частью крупнейшего отраслевого выставочного события в России, объединяющего ведущие в своем направлении выставки: CTT Expo, COMvex, CTO Expo и Logistika Expo. В этом году масштабная синергия под объединенным брендом EXPO заняла 12 выставочных залов и все открытые площади МВЦ «Крокус Экспо», а это 200 800 кв. м выставочной площади. Таких масштабов не знало ещё ни одно бизнес-мероприятие в России. Участниками синергии стали 1716 компаний из 13 стран. А среди посетителей 78 698 профессионалов из 87 регионов России.

Соглашусь, что компонентная база для строительной техники, коммерческого транспорта и легковых автомобилей различается. Вместе с тем возможности нашей выставочной синергии уникальны: экспоненты CTO Expo демонстрируют полную линейку своей продукции: от автокомпонентов и запчастей как для легковых автомобилей и легкой коммерческой техники, так и для грузовых автомобилей и спецтехники.

Посетители — представители оптово-розничной торговли и эксплуатанты различных типов техники получают возможность на одной выставке найти необходимые товары для своего бизнеса. И это не только запчасти и комплектующие. Это и новейшие IT-решения для управления автомагазином, автопарком и ГСМ, и, что немаловажно, решения и оборудование для восстановительного ремонта деталей ДВС, трансмиссий и других узлов и агрегатов. Причем последнее представляет интерес как для владельцев парков техники, так и для станций технического обслуживания (СТО) различных видов техники.

Немного истории в цифрах. Не могли бы вы поделиться информацией о площадях экспозиций, числе участников и посетителей год к году?

— Наша выставка начала свою историю в 2023 году. Тогда участниками CTO Expo стали 234 компании из семи стран на площади 8818 кв. м. В этом году нашими участниками стали уже 370 компаний из девяти стран. Площадь выставки составила более 17 000 кв. м. Особый акцент в этом году был сделан на качественную аудиторию посетителей. Так, из 19 753 специалистов, посетивших выставку, 62,5% — это топ-менеджеры, 77,3% принимают решения о закупках. Посетители CTO Expo особо отметили значительное расширение выставки и мероприятий деловой программы, рост возможностей стать партнером новых направлений, уникальную опцию коммуницировать с региональными представителями производителей, дистрибьюторов, розничных сетей смежных отраслей. Здесь задаются тренды рынка и определяется конъюнктура отрасли на год вперед.

Динамика налицо: год от года количество компаний-участниц увеличивается. Эту положительную динамику мы сохраним и в 2025 году. СTO Expo расположится уже в трех залах — шестом, седьмом и девятом павильона № 2 МВЦ «Крокус Экспо».

В условиях очень динамично меняющихся обстоятельств на выставочном рынке одним из наших преимуществ была и остается уникальность выставочного комплекса. Сегодня Крокус Экспо становится единственной площадкой, способной предоставить масштабные площади, необходимые для наших экспонентов, и всю инфраструктуру, необходимую для наших посетителей.

— Выставка проходит не первый год, посему могли бы вы определить долю её уже постоянных участников? Какие-то отзывы или пожелания они высказывают?

— На этот вопрос отвечу так: нам удалось с 2023 года сохранить практически всех ключевых участников выставки. Причём большинство участников выставки CTO Expo 2023 увеличили размер своих стендов.

Пожалуй, основное пожелание от участников – это ещё большее улучшение качественного состава и увеличение регионального охвата посетителей. Мы работаем в этих двух направлениях. Так, в 2024-м выставку посетили профессионалы из 85 регионов России.

— Основные разделы выставки и группы экспонентов: могли бы вы их определить?

— Самым представительным разделом выставки, безусловно, является раздел «Запчасти и компоненты» – это практически половина участников. Большую долю (в районе 15%) занимают разделы «Масла, жидкости и смазочные материалы» и «Оборудование для диагностики и ремонта». Чуть меньшую нишу занимают компании, представляющие разделы «Аксессуары и тюнинг», «Аккумуляторные батареи», «Телематика и IT-решения».

— СТО — это «Станция технического обслуживания». Но это не только склад запасных частей и расходных материалов, но и оборудование и кадры, не правда ли? Что-то особое планируется в этих направлениях?

— Современная СТО — это не только склад запасных частей и расходных материалов. Это и логистика, IT-решения, оборудование для ремонта, инструмент, оснастка и, конечно же, кадры. Мы находимся в тесном контакте с ключевыми компаниями и лидерами мнений в каждом из перечисленных направлений для расширения представленности экспозиций каждого сегмента. Это позволит посетителям нашей выставки найти оптимальные решения и продукты для развития своего бизнеса и расширения своих планов.

Отмечу, что немаловажную роль играет и насыщенная деловая программа, которая в этом году прошла в расширенном формате сразу на двух конференционных площадках. Прозвучало порядка 65 сессий. Своим опытом поделились 57 экспертов и спикеров. Абсолютно важные темы, нужные вопросы, практические мастер-классы и конструктивные кейсы. Все, что волнует отрасль: от трендов и прогнозов авторынка, проблем отечественного производства автокомпонентов, систем поддержки СТО до кадрового вопроса. При подготовке программы мы анализируем рынок, с коллегами весьма много и тесно общаемся с экспертами отрасли, нашими партнерами и ассоциациями, ведь именно они каждый день сталкиваются с вызовами и новыми вопросами и готовы поделиться с «коллегами по цеху», как отвечать этим вызовам.

— И ещё про деловую программу. Сама программа весьма насыщена и интересна. Однако посещение выставки это не только прослушивание выступлений, но и знакомство с экспозициями, общение на стендах. Не всем хватает времени. Вы не думали о том, что, может быть, стоит после окончания выставки публиковать некоторые доклады, например, в партнерских СМИ или на их сайтах?

— Мы понимаем, что во время работы выставки не всегда удаётся полностью ознакомиться с экспозицией, послушать всё в полном объеме, задать вопросы интересному спикеру. Мы с удовольствием делимся со всеми желающими, в том числе и с представителями партнерских СМИ, презентациями наших спикеров, которые можно найти на официальном сайте выставки CTO Expo. Заходите и забирайте!

— Отзывы посетителей. Просто для понимания: как они собираются, анализируются и влияют ли на ваши планы по организации следующей выставки?

— Да, мы проводим во время выставки и после неё опросы участников и посетителей, которые анализируем и используем в нашей работе. Наша компания Sigma Expo Group является организатором № 1 в России международных выставок в сфере строительной техники, коммерческого транспорта, запчастей и послепродажного обслуживания автомобилей, логистики, HoReCa и ритейла. Достаточно много смежных направлений и пересечений в интересах посетителей всех выставок в рамках EXPO. Это является нашим дополнительным уникальным инструментом в привлечении посетителей. Мы таргетированно работаем в интересах специалистов, освещая те или иные продуктовые группы и деловые мероприятия. И, конечно же, драйвером для роста каждой из выставок, входящих в портфель нашей компании, является обратная связь от экспонентов и посетителей, которая используется для организации выставок следующего года.

— Спасибо!
***
Когда готовилась эта публикация, компания Sigma Expo Group объявила даты проведения следующей выставки. Посему до встречи в «Крокус Экспо» с 27 по 30 мая 2025 года!
И ещё раз: просто купить билет — этого опять будет мало...