Пульс отрасли

РУССКИЕ РЫСАКИ & КИТАЙСКИЕ ДРАКОНЫ


Новинки автопрома на COMvex’24:

часть 2 - Грузовые автомобили

Пульс отрасли

РУССКИЕ РЫСАКИ & КИТАЙСКИЕ ДРАКОНЫ

Новинки автопрома на COMvex’24:
часть 2 - Грузовые автомобили

Андрей ФИЛИППОВ, фото автора и Германа Лепёхина

Ситуация в сегменте грузовиков на российском рынке достаточно сложная. Несмотря на бравурные заявления о том, что КАМАЗ по-прежнему ТОП-1 по продажам, по факту отечественный автопром безнадежно проигрывает «китайцам». Беспристрастная статистика показывает: две китайских марки, SITRAK и SCHACMAN, продают у нас больше машин, чем суммарно все наши автозаводы, вместе взятые. А ведь есть и другие бренды из Поднебесной. И играли они пока в основном в нише крупнотоннажных моделей. На этом фоне радует то, что и наш автопром не опускает руки и на выставке продемонстрировал, что не собирается просто так отдавать рынок.

Валдай 12 и Соболь NN 4х4 – теперь это серийные машины

Самым ярким местом выставки стал стенд МАЗа – просто потому, что белорусы представили свой концептуальный тягач. МАЗ-X оказался необычен во всём: футуристический дизайн, оригинальная планировка кабины, гибридная концепция силовой линии. По факту – набор нетипичных решений, с которыми белорусы проводят эксперименты, пытаясь заглянуть в будущее.

Дизайн МАЗ-X пока никак не вписывается в общую стилистику МАЗа

Мы уже подробно рассказали о машине в отдельном материале, поэтому повторяться не будем. Отметим лишь, что необходимо осознавать – впереди у МАЗа огромная работа по приведению концепта в рамки существующей реальности как в техническом плане, так и по безопасности. И насколько белорусы готовы сейчас реально вкладывать огромные деньги в долгосрочные проекты, покажет время.

Планировка кабины не менее экзотична, чем внешность концептуального тягача

Вторым по актуальности, пожалуй, стоит назвать стенд Завода автомобилей LCV «Промтех». Они показали линейку компактных малотоннажников, состоящую из двух семейств «каблучков»: KUB и PRIMA на базе продукции LADA, включая только-только вернувшийся на производство LADA Largus. На выставке были представлены грузовой вариант LADA Largus KUB и его пассажирская версия в модификации «социальное такси» для перевозки маломобильных граждан в кресле-каталке. Про эти машины мы подробно рассказали в отдельном материале.

Пока аналогов KUB нет, нижегородцы стараются освоить и другие сегменты

Ещё одна яркая премьера от Промтех – автомобиль скорой медицинской помощи класса «С» Капитан-Т KUB АСМП. Ключевые моменты его конструкции – полунесущий кузов, изготовленный по технологии KUB, и возможность перевозить пациента в инвалидной коляске и оказывать ему медицинскую помощь. Пожалуй, это первый в России «социально ответственный» «реанимобиль». Впрочем, и про него мы подробно уже успели рассказать.

Яркий пример, что технологию KUB возможно применять и на больших машинах

Из новинок, презентованных Промтех на COMvex’24, о которых мы еще не рассказывали, остался только неприметный рефрижератор на шасси ГАЗель NEXT. Его особенность – применение алюминиевого каркаса при изготовлении надстройки. Кроме явного плюса в виде стойкости коррозии такое решение, по словам представителей завода, обеспечивает снижение снаряженной массы такого автомобиля с 17-кубовым кузовом на 350 кг.

ГАЗель NEXT с облегченным кузовом сможет возить тонну без перегруза

Разумеется, пока грузовички LCV никто не взвешивает, это решение особой выгоды не несёт – всё равно такие машинки перегружают не на сотни килограммов, а сразу на тонны. Но как только «газелеподобные» машины возьмут под контроль, заявленные 350 кг превратятся в 35% фактически разрешенной грузоподъемности. И китайские бескапотники от таких надстроек выиграют ещё больше.

Шасси DONGFENG Captain-T объективно самое грузоподъемное в классе

Один из флагманов отечественного производства КАМАЗ традиционно прикатил на выставку пару десятков экспонатов. Но лишь несколько из них заслуживают отдельного внимания.

Седельный тягач для региональных перевозок КАМАЗ-54902, он же КАМАЗ T1940, рассчитан на работу в составе автопоезда полной массой 44 000 кг. Бюджетный вариант с зауженной до 2300 мм кабиной с низкой крышей и одним спальным местом. Двигатель тоже относительно слабый – 400-сильный КАМАЗ-689, ранее известный как Cummins. А вот до «механики» опускаться не стали – коробка передач 12-ступенчатая автоматизированная Fast Gear. Предполагается, что это позволит снизить цену тягача на 20%.

У КАМАЗ-54902 китайские не только мотор и КП, но и ведущий мост – Hande

Достаточно интересным можно считать полноприводное шасси КАМАЗ-65958-АА, он же КАМАЗ B4456. Грузоподъёмность вездехода с колесной формулой 8х8 и односкатной ошиновкой – 29 160 кг при полной массе 44 000 кг. Интересно, что машина рассчитана на работу в составе автопоезда полной массой 74 000 кг. Двигатель – 560-сильный КАМАЗ-910.50-560, ранее известный как Liebherr.

Тема шасси 8х8, пожалуй, пока единственная, куда не зашли «китайцы»

А ещё полноприводная тематика КАМАЗ выразилась в двух 3-осных вездеходах на односкатной ошиновке. Первый – седельный тягач КАМАЗ-65954. Машина рассчитана на работу в составе автопоезда полной массой 100 000 кг и оснащается 560-сильным двигателем КАМАЗ-910.50-560.

Масса буксируемого КАМАЗ-65954 полуприцепа может достигать 87 тонн

Второй «внедорожник» – самосвал КАМАЗ-65959 с 16-кубовым кузовом и грузоподъемностью 18 210 кг. Автомобиль полной массой 35 000 кг может работать и в составе 65-тонного автопоезда. Применяемый двигатель – КАМАЗ-910.50-460 на 460 л.с. Ранее полноприводники показывались в вариантах с двускатной ошиновкой.

Отсутствие «альтернативного» индекса на дверях КАМАЗ-65959 намекает, что до серии пока далеко

Объяснить, почему «малыши» КАМАЗ Компас стоят всегда на отдельном стенде, можно – по факту их производит завод КИП «Мастер», а продвижением занимается Тракс Восток Рус. А вот почему новейший КАМАЗ Компас 6 был представлен даже не на этом стенде, а вообще у Чайка-Сервис – вряд ли.
Тем не менее именно нижегородцы показали модель 37849R, представляющую собой автовышку Чайка-Сервис TR318 Light, смонтированную на шасси КАМАЗ Компас 6, он же КАМАЗ-43086, полной массой 5600 кг. Машина оснащается 122-сильным двигателем КАМАЗ 580.10-120 и 5-ступенчатой «механикой».

18-метровая автовышка Чайка-Сервис 37849R на шасси КАМАЗ Компас 6

Было на что посмотреть и на стенде АЗ «Урал». Правда, для этого нужно было сильно присматриваться. Теми, кто неглубоко погружен в тематику полноприводников из Миасса, новый Урал-80, он же Урал-43206, мог быть воспринят просто как очередная версия Урал NEXT 4х4. Тем не менее это отдельное направление уральских вездеходов, отличающееся рядной 238-сильной «четверкой» ЯМЗ-535 и капотом, о чем говорит более короткий моторный отсек. Кроме того, завод определился наконец со значением полной массы – 13 000 кг.

На COMvex’24 Урал-80 служил носителем бурильно-крановой установки

Продукция AMT долгие годы у всех ассоциировалась с IVECO, и с уходом итальянцев многие прочили предприятию чуть ли не крах. По факту завод не только достойно вышел из ситуации, перейдя на китайские кабины Hongyan, но и расширил выпускаемую линейку на сегмент 4х2.

Модель AMT 432901 представляет собой вершину предполагаемого модельного ряда данного сегмента. В базовой версии машина имеет максимально возможную длину рамы и колесную базу 5400 мм. При необходимости она будет укорачиваться, а минимальное озвученное значение для колесной базы – 3500 мм.
Технические данные шасси: грузоподъемность – 12 900 кг, полная масса – 20 000 кг, двигатель – 320-сильный Cursor 9 320E5, коробка передач – 12-ступенчатая, Fast Gear 12JSD160TA.

Шасси AMT 432901 – представитель нового «легкого» семейства грузовиков из Миасса

Касательно традиционной тематики тяжелой техники стоит отметить самосвал AMT 758901 CNG (8х4). Особенность машины заключается в том, что по желанию перевозчиков в качестве топлива в ней используется сжатый метан. В итоге модель получила три 210-литровых газовых баллона за кабиной и четыре 260-литровых в батарее по левому борту с суммарным запасом метана 1670 л.
Технические характеристики самосвала: вместимость кузова– 23,5 м³, грузоподъемность – 30 000 кг, полная масса – 50 500 кг, двигатель – 400-сильный CQ3317HD12466N, коробка передач – 12-ступенчатая, Fast Gear 12JSDX240TA-B

Двигатель самосвала AMT 758901 CNG (8х4) работает на сжатом метане

По пути использования китайских кабин пошел и «Завод тяжелых машин», производящий внедорожные грузовики ХАНТ. Правда, выбрал он продукцию Dongfeng. До недавних пор машины комплектовались кабинами МАЗ-МАН, которые, в свою очередь, являлись усовершенствованными кабинами МАЗ. Но потребитель проголосовал за «Китай».

Вместимость кузова ХАНТ-8051B5 – 19 «кубов», а грузоподъемность – 33 тонны

К слову, у представленных на выставке полноприводников – самосвала ХАНТ-8051B5 и седельного тягача ХАНТ-64821X – «начинка» тоже китайская. Двигатель – 500-сильный Weichai Power WP13.500E501, коробка передач – 12-ступенчатая Fast Gear 12JSDX240TA, все мосты – HANDE.

Полная масса автопоезда, с которым может работать ХАНТ-64821X, 120 тонн

Интересный подход к сотрудничеству с китайцами второй год демонстрирует ТОНАР. Напомним, что на COMvex’23 завод показал седельный тягач FAW Oryx 4х2, представляющий собой симбиоз старого шасси FAW J6 и кабины нового поколения FAW J7.
Тогда модель наделала много шума, т.к. была поставлена напрямую из Китая по договоренности непосредственно с заводом FAW, а не через российский дистрибутив, от которого даже звучали заверения, что это, мол, «разовая акция» и больше такого не повторится.

FAW JH6 ORYX 4х2 в сцепке с рефрижератором ТОНАР R3-13 с полурамной конструкцией, увеличившей грузоподъемность на 540 кг

Но, видимо, успех модели положительно повлиял на китайцев, и вместо «разовой акции» они наладили постоянное сотрудничество с ТОНАР. Сначала линейку поставляемых машин разбавили 3-осным седельным тягачом FAW ORYX 6х4, а к выставке добавили еще и 4-осный самосвал FAW ORYX 8х4.

Несмотря на то что самосвал приходит в Россию уже в готовом виде с кузовом, модель специально разрабатывалась под требования ТОНАР. Так, кроме кабины от поколения J7 была увеличена колесная база под размеры, требуемые нашими перевозчиками, передаточные отношения главной передачи стали более низкими, есть круговой обзор в базовой комплектации, а также появился фаркоп для работы в составе автопоезда.

Коротко по ТХ FAW ORYX 8х4: вместимость кузова– 34 м3, грузоподъемность – 26 500 кг, полная масса – 46 500 кг, двигатель – 460-сильный Xichai CA6DM2-46E52, коробка передач – 12-ступенчатая, Fast Gear 12JSDX220TA-B

Стенд был настолько плотно заставлен экспонатами, что сделать лучший кадр FAW ORYX 8х4 просто не получилось

Неизведанная для нашего рынка тема тяжелых (относительно класса техники, разумеется) грузовых трициклов. Модель 3MX была представлена на выставке в виде самосвала грузоподъемностью, сейчас держитесь – 4700 кг! Получается, что эта несуразная с виду машинка с колесной формулой 3х2 должна по идее увезти в четыре раза больше, чем «ГАЗель».

На самом деле если начать присматриваться, то задатки на подобные цифры у этого транспортного средства действительно есть. Полноценная 2-местная кабина закрытого типа, внушительная с виду рама, «понижающая передача с 10 скоростями», мощный пакет рессор сзади и сразу два гидроцилиндра для подъема кузова. При этом сама платформа имеет вместимость всего 2,3 «куба», видимо, для того чтобы не было желания насыпать в неё побольше и затем перевернуть трицикл на бок.

С другой стороны, заявленная полная масса в 6000 кг не сильно вяжется с 2,3-литровым двигателем FAW Xichai 485 мощностью всего 49 л.с., и 5-ступенчатая МКП, пусть и с «понижайкой», это не исправит. Плюс, по информации на сайте, грузоподъемность снижена до 4070 кг, что, впрочем, все равно многовато.
В общем, прежде чем делать хоть какие-то выводы, нужно реально посмотреть 3MX в деле – ну а вдруг реально чудо!

Самосвал 3MX имеет клиренс 174 мм и способен развернуться на 4,8 м

Что касается китайского автопрома, присутствующего на выставке, то отдельного рассказа про каждую из представленных новых моделей в этом году не будет. Не потому, что они неинтересны, а потому, что практически все они до сих пор не сертифицированы и сроки получения на них ОТШ озвучиваются весьма размыто – в основном «к концу года».

Однако есть один общий момент, который просто нельзя не отобразить в обзоре: ведущие бренды начали массово завозить в страну полноприводные грузовики. Причем как в виде шасси, так и уже готовых самосвалов и седельных тягачей.

Год назад полным приводом щеголял только Hongyang

Наряду с полноприводными версиями обычных дорожных машин пробным шаром на COMvex’24 закатился вот такой специфический продукт – внедорожное шасси Dongfeng EQ2130FJZT6D (4х4). Несмотря на внешность «а-ля Unimog», это обычный автомобиль, а не многофункциональное шасси. По крайней мере, пока. Габаритные размеры шасси 5990х2530х3090, колесная база – 3700 мм, грузоподъемность – 11 950 кг. Полноприводник оснащается 4,5-литровым 220-сильным двигателем Cummins D4.5NS6B220 и 6-ступенчатой МКП Dongfeng DT0690. Тормозные механизмы на обеих осях дисковые. Кроме того, автомобиль имеет антикоррозионное покрытие и стальной 250-литровый бак для топлива. Заинтересует ли кого-то такое шасси? Скорее всего, да. Вопрос только в цене.

Угол въезда у Dongfeng EQ2130 – 40°, съезда – 33°

Ну и для понимания масштабов заполнения ниши, которая до недавних пор китайцев не особо интересовала, просто фотоподборка полноприводных грузовиков с колесной формулой 6х6, как с двухскатной, так и с односкатной ошиновкой.

Beiben 2538LA (6х6.1) с КМУ ИНМАН ИТ200

Седельный тягач Dongfeng KC4258 (6х6.2) на левом фото и полноприводный самосвал Dongfeng KC3338  (6х6.2)

FAW J6 CA3252 (6х6.1) с КМУ HIVA HB152E3

Самосвал Tisin (6х6.2) с полной массой 33 тонны на левом фото и седельный тягач Shacman X3000 Restyle (6х6.2)

АКН-10 на шасси Shacman X3000 (6х6.2) на левом фото и ППУ 1600/100 на шасси Shacman X3000 (6х6.1)

Продолжение следует...