Подвижной состав

КУДА ПОКАЗЫВАЕТ «КОМПАС»


Линейка среднетоннажников из Челнов

Подвижной состав

КУДА ПОКАЗЫВАЕТ «КОМПАС»

Линейка среднетоннажников из Челнов

Александр Аленин, фото автора

Семейство среднетоннажных автомобилей «Компас» полной массой до 12 тонн КАМАЗ вывел на рынок в феврале 2022 года. Вхождение в непрофильный для себя сегмент, не считая малотиражного, переразмеренного для своего класса 12-тонника КАМАЗ-4308, Челны вполне логично объясняли стремлением занять перспективную нишу транспортных услуг в свете развития электронной торговли и продовольственных магазинов «шаговой доступности». Где ранее безраздельно господствовали бескапотные «азиаты» в лице прежде всего Isuzu, Fuso, Hino, Hyundai, JAC и Foton. Крупные торговые сети, кстати, тоже отдают предпочтение машинам с кабиной над двигателем, аргументируя это такими её преимуществами, как увеличенная монтажная длина рамы, а следовательно, возможность установки кузовов большего объема, лучшая обзорность и маневренность.

Компас 5 (КАМАЗ-43085) cертифицирован как автомобиль полной массой 3,5 т.

Иными словами, его реальная грузоподъемность как минимум на полторы тонны больше паспортной

Первое упоминание о проекте «Компас» датируется концом 2019 года. Во время общения с прессой генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин заявил, что «мы пришли к выводу, что нам нужно спускаться по грузоподъемности более низко, и наши конструкторы разработали проект «Компас». Не наш сегмент, но мы ради объемов производства над этим задумались» (цитата по «Интерфаксу»). Несмотря на всю перспективность «развозной» темы, создавать собственную конструкцию с нуля в Набережных Челнах посчитали экономически неоправданным и, следуя примеру Горьковского автозавода с его коллаборацией с китайским Foton, связали себя узами, а точнее говоря, 7,5-летним контрактом с Jianghuai Automobile Co., получив от последнего право на производство с последующей локализацией среднетоннажников JAC N-серии под собственным именем. Ирония в том, что даже, казалось бы, в оригинальном названии Компас не удалось уйти от китайских корней, поскольку сей навигационный прибор, как известно, был изобретён в Китае во времена династии Сун и использовался для указания направления движения по пустыням.

Кабина «пятого» Компаса на 270 мм уже, чем у его «тяжелых» собратьев

С весны 2023-го ответственность за производство и дистрибуцию Компасов, равно как и их сервисное и гарантийное обслуживание, возложили на компанию «Тракс Восток Рус». Первый грузовик сошел с конвейера в Набережных Челнах 13 июля 2022 года. Как известно, экс-ДК РУС ранее отвечала за производство и продажи грузовых Мерседесов (а также автобусов Mercedes-Benz и Setra) и среднетоннажников Fuso (бренд Daimler Truck). Неудивительно, что некоторые наработанные приемы производственной и маркетинговой политики Тракс Восток Рус перенесла и на новый продукт. Так, например, реализацию грузовиков конечным потребителям компания осуществляет по принципу прямых продаж. Это позволяет выстраивать оперативную профессиональную работу с клиентами в условиях единой ценовой политики.

У Компас 9 (КАМАЗ-43089) четыре версии по длине: 5895, 6990, 7485 и 7845 мм

Тяжелые версии Компасов. Обратите внимание, что кабина Компас 12 (справа) с местом для отдыха. Его размеры, правда, не впечатляют, но есть возможность расширить пространство для ног, откинув вперед спинки центрального и правого сидений

Нынешняя линейка автомобилей семейства «Компас» представлена моделями Компас 5/6, Компас 9 и Компас 12 (индекс в названии означает округленную полную массу в тоннах). На шасси устанавливается широкий спектр надстроек различного назначения: рефрижераторный, изотермический или промтоварный фургоны, бортовая платформа, КМУ, эвакуатор, мусоровоз, топливозаправщик, самосвальный кузов, мультилифт и пр. К достоинствам челнинских среднетоннажников можно отнести довольно обширный список штатного оснащения. В базовую комплектацию входят круиз-контроль, кондиционер, обогрев наружных зеркал, центральный замок, магнитола, электростеклоподъёмники, ABS, а также системы контроля устойчивости и помощи при старте на подъёме. На автомобили предоставляется трехлетняя гарантия (или 200 тысяч км пробега).

Интерьеры кабин: Компас 5 (фото вверху) и Компас 9

Поскольку продажи Компас 5/6 только стартовали и рано говорить о каких-то результатах, наибольшей популярностью в линейке пользуются 9-тонные грузовики. Однако в будущем несомненным бестселлером обещает стать малотоннажник Компас 3, прямой конкурент газовской «полуторки», о котором стоит сказать особо. Это уже не русифицированная копия JAC, а оригинальная разработка НТЦ КАМАЗа, первые образцы для сертификации которой обещают представить в первом квартале 2025 года. Что касается процесса локализации Компасов, то здесь стоит отметить успехи в локализации не столько комплектующих (пока что весьма скромные), сколько самого производства. Челнам удалось в короткие сроки перейти от крупноузловой сборки к CKD со сваркой и окраской кабин (штамповка по-прежнему приходит из Китая). В 2024-м планируется локализация мостов, рамы и двигателей, не считая мелочовки.

Объем перчаточного ящика откровенно мал

Бачок с «омывайкой» разместили в кабине

На левую спицу рулевого колеса вынесено управление круиз-контролем

На всех Компасах кабина спереди крепится на торсионе, а сзади – на резиновых подушках

Версию автомобиля полной массой 3,5 т под названием Компас 5 (КАМАЗ-43085) впервые представили в конце мая в МВЦ «Крокус Экспо» на выставке «COMvex». Впрочем, указанные весовые параметры не должны вводить в заблуждение, поскольку это не настоящая «полуторка», а пятитонный грузовик, сертифицированный как 3,5-тонный с правами на управление категории «В». Иными словами, рассчитанный на перегруз в 1,5-2 т. Тем не менее конструктивно он стоит особняком от своих тяжелых собратьев Компас 9 и Компас 12.

Задняя подвеска у всех трёх Компасов зависимая, на полуэллиптических рессорах

Это заметно и визуально. Кабина «пятого» Компаса на 270 мм уже. Лонжероны рамы лестничного типа у него переменного сечения, в то время как у «девятого» и «двенадцатого» – постоянного. Разумеется, есть отличия и в профиле: если у «пятого» это 180х65х4,5 мм, то у Компас 9 – 214х70х5 мм и 230х75х6 мм соответственно, у Компас 12. Само собой, ширина рам тоже немного отличается. Разные у них и тормозные системы: у Компас 5 – гидравлическая с передними дисковыми тормозами, у тяжелых машин – пневматическая с барабанами на обеих осях. И, если верить спецификации, версия у автомобиля только одна – длиной 5879 мм с колесной базой, равной 3365 мм.

Cоответствие нормам Евро-5 на тяжелых Компасах обеспечивает система SCR

На Компас 5 устанавливают 2,2-литровый дизельный двигатель КАМАЗ-580 мощностью 122 л.с. (320 Нм). Под этим названием скрывается обрусевший мотор JAC (по технической документации британской Ricardo), который состыкован с 5-ступенчатой МКП. Экологические нормы Евро-5 здесь обеспечивает система рециркуляции отработавших газов (EGR) вкупе с сажевым фильтром. И это ещё одно отличие грузовичка от старших собратьев, где за экологию отвечает SCR (впрыск водного раствора мочевины в выпускной тракт). К слову, связка 122-литрового мотора и коробки передач оставила приятное впечатление. Равно как и информативные тормоза. В целом по своим ездовым повадкам машинка оставила самое благоприятное впечатление из всей тройки Компасов, представленных Тракс Восток Рус для знакомства на Дмитровском автополигоне.

Двигатель КАМАЗ-580 с теплообменником системы EGR

(рециркуляция отработавших газов)

Линейка «тяжелых» Компасов, к коим относятся «девятка» и «двенадцатый», куда обширнее. У Компас 9 (КАМАЗ-43089) четыре версии по длине (5895, 6990, 7485, 7845 мм), а у Компас 12 (КАМАЗ-43082) их три – 7072, 8287 и 8887 мм. Грузовики оснащаются рядными «четверками» Cummins cерии ISF 3.8. Их выпуск налажен на заводе Beijing Foton Cummins Engine Company Limited (BFCEC). «Девятке» положена 152-сильная версия двигателя (491 Нм), а «двенадцатому» – чуть более мощная 166-сильная (592 Нм). Работает китайский Cummins в паре с шестиступенчатой МКП Fast Gear. Правда, коробки у машин все же разные: LC6T540B у Компас 9 и 6DS60T у Компас 12.

Изделие Beijing Foton Cummins Engine Company Limited доступно в двух настройках мощностью 152 и 166 л.с.

Длинноходная «шестиступка», прямо скажем, особого впечатления не произвела. Обращаться с ней надо аккуратно, не торопясь «втыкая» передачи. В противном случае это требует порой чрезмерных усилий. Не порадовал и шумноватый Cummins, с трудом справлявшийся с перемещением груженой машины на 6%-ном полигоновском подъеме. Прежде всего это касается, конечно, более тяжелого Компас 12. Из прочих минусов можно отметить малоинформативный руль и «дубовые» тормоза, к которым нужно прикладывать большие усилия для того, чтобы получить сколь-либо заметное замедление.

Гроздья внешних зеркал улучшают и без того неплохую обзорность

Как говорилось выше, реализация Компасов осуществляется напрямую через Тракс Восток Рус. За это отвечают 28 офисов продаж. Техническим обслуживанием заняты 148 сервисных партнеров. Помимо центрального склада запчастей в Истре у сервисных партнеров имеются собственные склады ответственного хранения (в основном это ассортимент для ТО и предпродажной подготовки). Тракс Восток Рус развивает также направление региональных складов по основным федеральным округам. Кроме того, по опыту Fuso, существует программа «партнерский склад» с рядом кузовостроителей. На них хранятся уже готовые кузова, которые при наличии спроса можно оперативно установить на шасси Компас.

P.S. Согласно предварительным прогнозам Тракс Восток Рус, объем выпуска Компасов превысит в этом году 4,5 тысячи ед. При этом проектная мощность сборочной площадки в Набережных Челнах оценивается в текущих условиях в 8-9 тысяч автомобилей при двухсменном режиме работы.