Эксплуатация

ЧЕМ ЗАМЕНИТЬ ОРИГИНАЛЬНОЕ СЦЕПЛЕНИЕ?



Эксплуатация

ЧЕМ ЗАМЕНИТЬ ОРИГИНАЛЬНОЕ СЦЕПЛЕНИЕ?

Мирон Семенов, фото автора

Несмотря на санкции, выбор по сцеплениям для коммерческого транспорта на рынке запасных частей, как и прежде, широк. Купить комплект на замену изношенного оригинального узла не проблема. Торговые компании предлагают как продукты от европейских лидеров сегмента, так и более доступную по цене альтернативу из «дружественных» стран.

Начнем с того, что шторм на рынке запасных частей стих. Купить нужные автокомпоненты и расходные материалы для ремонта и обслуживания грузовиков европейской «Большой семерки» – DAF, MAN, Mercedes-Benz, IVECO, Volvo, Renault, Scania, – а также машин отечественного производства не проблема. В продаже есть запасные части как альтернативных производителей из Азии, так и привычных европейских брендов. Под таковыми в сегменте сцеплений мы подразумеваем тройку лидеров: Sachs, LuK и Valeo. Именно их узлы по-прежнему выбирают большинство владельцев транспортных средств, несмотря на то что их стоимость увеличилась примерно на 25-50% в зависимости от модели, логистики доставки до конечного потребителя и наценки торговой компании.

Справедливости ради отметим, что под продукцию упомянутых выше брендов на рынке стало больше подделок. Спору нет, они были и ранее, но сегодня ситуация обострилась. Главным признаком фальсификата, как и прежде, является низкая стоимость запасной части. Акцентируем внимание на этом моменте, так как вне зависимости от того, на каком заводе изготовлено сцепление, его стоимость будет примерно одинаковой. Основная часть затрат приходится на материалы, а не на оплату труда рабочих, как принято считать. И то, что предприятие расположено в Азии, – не аргумент. На крупных заводах этого региона уже давно используются самые современные автоматические линии, которые минимизируют участие человека в процессе производства. Мало того, всемирно известные бренды централизованно регулируют цены на свою продукцию. Иными словами, сильного разброса цен на оригинальный товар быть не может по определению.

Ведущий диск (корзина) со следами перегрева – сцепление интенсивно пробуксовывало

Важно: упомянутые выше бренды Sachs, LuK и Valeo являются конвейерными поставщиками, и, следовательно, в коробки оригинальных запасных частей с логотипами автобрендов уложены именно произведенные ими узлы. Следовательно, искать на рынке запасных частей оригинал нет смысла. Покупаем продукцию того производителя, который снабжает сборочный конвейер.
Тем не менее из-за снижения объемов поставки сцеплений упомянутой выше тройки лидеров, которое возникло в первый год действия санкций, их место на российском рынке запасных частей частично заняли фирмы из Азии. Мало того, сегодня они агрессивно выдавливают «европейцев» за счет приличного качества продукции и доступной цены.
Неоспоримый факт: запасные части альтернативных производителей из Азии хотя и уступают оригиналу по ресурсу и качеству, но значительно выигрывают в стоимости. Да и отставание это у ряда известных брендов можно считать некритичным, что подтверждено как практикой, так и поставками их продукции на сборочные конвейеры известных автопроизводителей. А именно допуск на первичную комплектацию, это весомый козырь в конкурентной борьбе за покупателя.

В муфте важна не только геометрия, но и качество подшипника, заложенная в него смазка, уплотнения

Например, весьма неплохие отзывы перевозчиков и мультибрендовых сервисных центров звучат в адрес брендов FLRS и Hammer. Их сцепления можно рассматривать как оптимальную по соотношению цена/качество замену оригинальным узлам тройки лидеров Sachs, LuK и Valeo на грузовиках европейских автопроизводителей.
На российском рынке запасных частей есть предложения и по другим брендам, например, Trialli, Auger, Sampa, Sorl, Ruen и т.д. В их каталогах представлены варианты замены оригинальных узлов сцеплений, причем как комплектов, так и отдельных составляющих. Присутствуют и компоненты привода, от которых зависит правильное функционирование и ресурс сцепления. Ему уделим внимание, так как именно этот параметр часто является решающим при выборе продукции того или иного производителя.
От чего зависит ресурс сцепления?
Срок службы сцепления зависит от множества факторов, и в частности от типа транспортного средства, условий его работы, а также квалификации водителя. Например, если рассматривать классический седельный тягач, работающий на длинном плече (магистральные перевозки), то оригинальные узлы Sachs, LuK, Valeo требуют замены в промежутке от 700 000 до 1 000 000 километров. У самосвала срок жизни сцепления значительно меньше, так как машина эксплуатируется в совсем иных условиях, часто с большим перегрузом, на мягких грунтах и т.д. То же самое можно сказать и про грузовики, задействованные на развозке товаров по городу и пригородным маршрутам. Чем плотнее трафик и сильнее пробки, больше остановок на светофорах, подач автомобиля под погрузку/разгрузку, тем чаще переключение передач, больше срабатываний узла сцепления и меньше его ресурс.

От геометрии шлицев зависит то, как будет перемещаться по валу ведомый диск, и величина зазоров в сопряжении

Про квалификацию водителя мы оговорились не случайно. Если грузовик укомплектован механической коробкой передач, то нагрузка на его сцепление напрямую зависит от того, как грамотно шофер выбирает передачи, не допускает пробуксовки сцепления и т.д.

Человеческий фактор успешно нивелируется электронно-управляемой трансмиссией. В этом случае ресурс сцепления в большей мере зависит именно от качества собственно узла. Причем речь идет не только о материалах, но и о технологиях изготовления. Требования конструкторской документации к допускам по биению и балансировке ведомого и ведущего (корзина) дисков очень жесткие.

От характеристик пружин зависит эффективность демпфера

Ресурс сцепления зависит от грамотного его подбора. Например, очень важно соответствие узла по передаваемому им крутящему моменту. Не рекомендуется комплектовать узлы из деталей разных производителей, так как в этом случае невозможно добиться 100%-ной совместимости. Особенно это актуально по отношению к моделям, имеющим механизм компенсации износа.
Но даже если сцепление качественное, правильно подобрано к конкретному автомобилю, его ресурс может быть существенно сокращен ошибками монтажа. Например, мастер перед установкой узла не проверил состояние рабочей поверхности маховика, которая может иметь износ, выходящий за браковочные пределы, или дефекты в виде кольцевых канавок (борозд).

Отсутствие фрикционов говорит об аварийном разрушении узла

При контакте фрикциона с такой волнистой поверхностью происходит его локальный перегрев, потеря свойств и даже разрушение. Снижает ресурс узла неисправность привода или некорректная его регулировка/калибровка после установки нового сцепления. Ещё одна типичная ошибка – на вал КП наносится толстый слой смазки, которая под действием центробежных сил разлетается по периферии, попадает на фрикционные накладки, провоцируя пробуксовку сцепления. По этой же причине монтаж ведомого диска необходимо производить в чистых (не промасленных) перчатках. Увы, но это простое правило не соблюдается многими мастерами. Учитывая сказанное выше, очень важно доверить монтаж сцепления квалифицированному персоналу. Только в этом случае узел отработает заложенный в него ресурс.

Маховик с изношенной рабочей поверхностью обязательно заменяется новым

От первого лица
Евгений Ильясов,
заместитель генерального директора технического центра
ООО «ТЦ Автобау»,
официального дилера ПАО «КАМАЗ»
«На данный момент все вопросы, связанные с обеспечением нашего сервисного центра запасными частями, полностью решены. Часть из них была закрыта за счет параллельного импорта, а часть – за счет поставщиков, которые ранее работали на российском рынке Aftermarket и не ушли с него, несмотря на санкции. Сегодня они получили хороший шанс расширить свой бизнес и увеличить поставки автокомпонентов в нашу страну.

Имея в своем распоряжении запасные части и расходные материалы от разных производителей, мы сформировали для наших клиентов оптимальное предложение по автокомпонентам из разных ценовых групп, что позволило компаниям, имеющим разное финансовое положение, оптимизировать затраты на ремонт и обслуживание подвижного состава. Это касается всех групп запасных частей, и в частности узлов сцепления.

Для тех, кто не привык экономить и для кого на первом месте стоит безотказность, надежность транспортных средств, мы, как и ранее, предлагаем продукцию компании Sachs, которая является конвейерным поставщиком. Её сцепления отлично зарекомендовали себя в самых сложных условиях эксплуатации. Если компания по финансовым соображениям не готова ставить на свои грузовики узлы сцепления премиум-класса, то мы подбираем аналоги от производителей из Азии. Упор делаем на те бренды, которые представлены у нас официально и по которым есть техническая поддержка, возможность оперативно решать вопросы, связанные с грамотным подбором узлов и, разумеется, гарантией. Отмечу, что предложение от этих производителей позволяет перекрыть потребности большинства мультимарочных автопарков. Тем не менее отмечу, что переплата за запасные части премиум-сегмента – Sachs, LuK, Valeo – оправданна. Именно их отличает максимальный ресурс и наивысшая надежность, что важно, в частности, для седельных тягачей, работающих на большом плече. Если автопоезд сходит с линии, то это приводит к срыву сроков доставки грузов и штрафным санкциям со стороны заказчика перевозки».
Из архива редакции журнала «Коммерческий транспорт и технологии»
В 2012 году совместно со специалистами технического сервиса Автоколонны №1417 (г. Коломна, тогда - филиал ГУП МО «Мострансавто») сотрудниками редакции был проведен анализ ресурсов сцеплений на автобусах зарубежного производства.

В их числе:
Mercedes-Benz Conecto H: пригородный высокопольный автобус, начало выпуска 1997 год. Место изготовления – завод Hosdere (Турция), двигатели и МКП (Германия). Краткие технические данные. Длина 11858 мм; 48 или 52 места для пассажиров; объем багажных отсеков 1,2 м3; полная масса 18,0 тонн; двигатель ОМ 457 hLa (Euro-3), 11,98 литров, 252 л.с.; коробка передач MB GO 210 - механическая 6-ступенчатая. Шестьсот таких машин были приобретены ГУП МО «Мострансавто» в конце 2006-го и первой половине 2007 года.

Машины работали на юго-востоке Подмосковья на маршрутах протяженностью до 50 км между городами Коломна, Луховицы, Воскресенск и Озёры. Результаты в таблице ниже...

Очевидно, что на результаты, прежде всего, повлияла квалификация водителей, иные параметры эксплуатации и обслуживания следует считать совпадающими...

Setra S 417 GT-HD (Comfort Class): междугородный лайнер с высоким уровнем пола (HD). Место сборки: Neues Ulm (Германия). Краткие технические данные. Длина 14050 мм; 60+1+1 мест; объем багажных отсеков 12,2 м3; полная масса около 25 тонн; двигатель ОМ 457 LA (Euro-3), 11,98 литров, 422 л.с.; коробка передач ZF AS Tronic – автоматизированная 12-ступенчатая.

Машины работали на междугородных маршрутах Москва-Рязань, Москва-Коломна, Коломна-Рязань, а также на заказных и туристических перевозках, в т.ч. по городам Золотого Кольца, в Санкт-Петербург, на Кавказ (Сочи) и в Крым. Результаты в таблице ниже... Более высокие затраты по запасным частям в основном определяются необходимостью замены двухмассового маховика, используемого с АМКП ZF AS Tronic...

В данном случае увеличенные пробеги можно объяснить маршрутами большей протяженности, однако нам не удалось доказать что автоматизированная коробка передач существенно увеличивает межремонтный интервал узла сцепления (и снижает требования к квалификации водителей)...