Согласно всем трем сценариям прогноза на российский автомобильный рынок оказывают негативное влияние следующие факторы:
Санкции (ЕС, США и других стран). После 24 февраля 2022 г. против РФ были введены экономические санкции, которые затронули в том числе и автомобильный рынок. Действует запрет на экспорт в РФ автобусов, компонентов для автопроизводителей, запчастей, технологий и оборудования. Введение санкций не так сильно повлияло на производство и рынок автобусов, как в сегментах легковых и грузовых автомобилей. Автобусы российских брендов и до введения санкций преобладали на российском рынке. Зависимость от иностранных поставщиков компонентов, технологий была не такая сильная. После введения санкций российские автобусы сохранили доминирующее положение на рынке, увеличились и поставки китайской техники, особенно в сегменте туристических автобусов за счет ухода других иностранных брендов.
Исходя из мировых политических трендов мы предполагаем, что санкции против РФ сохранятся в 2024–2025 годах.
Высокие процентные ставки по кредиту и лизингу. 26 июля 2024 г. ЦБ РФ повысил ключевую ставку до 18% (с 1 января по 25 июля 2024 г. ключевая ставка составляла 16%). С ростом ключевой ставки растут ставки по кредитам и лизингу, что делает эти финансовые инструменты менее доступными. Негативное влияние высоких ставок по лизингу и кредиту сохранится во второй половине 2024 и в 2025 году. Процентные ставки по лизингу и кредиту будут зависеть от ключевой ставки ЦБ РФ, которая может быть еще увеличена в 2024 или в 2025 году.
Рост утилизационного сбора и ужесточение условий сертификации импортируемой техники.
■ С августа 2023 г. были увеличены коэффициенты утилизационного сбора на автобусы. Учитывая то, что российским автопроизводителям, подписавшим СПИК, затраты по уплате утилизационного сбора компенсируются в виде промышленных субсидий, его повышение прежде всего негативно сказывается на ценах на китайские автобусы. Также с 1 апреля 2024 г. налоги и сборы, которые были не доплачены из-за занижения таможенной стоимости транспортных средств, ввезенных в РФ из стран ЕАЭС, учитываются в составе утилизационного сбора. С 1 октября 2024 г. ожидается новое повышение утилизационного сбора на автобусы. В
2025 году ожидается дальнейшая индексация коэффициентов утилизационного сбора.
■ С 1 октября 2023 г. сертификация автобусов тех брендов, которые не прекращали официальные поставки в Россию, и не включены в перечень брендов, разрешенных к параллельному импорту, осуществляется в рамках технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств». На автобусы этих брендов оформляется ОТТС, ранее можно было оформлять ЗОЕТС по упрощенной процедуре. Для юридических лиц обязательна установка системы ЭРА-ГЛОНАСС при ввозе автомобильной техники. Данные требования будут сохраняться во 2 полугодии 2024 и 2025 года
Рост утилизационного сбора и ужесточение условий сертификации импортируемой техники уже приводит к повышению цен на автобусы, что негативно сказывается на рынке (ред.).Реализация отложенного спроса. Отложенный спрос туристических и других частных компаний в новых автобусах был частично удовлетворен в 2023 г., и они не будут так же интенсивно обновлять и расширять парки в 2024–2025 годах.
Налоговая реформа 2025 г. В 2025 г. в РФ будет проведена налоговая реформа и вырастет налоговая нагрузка на компании, индивидуальных предпринимателей, что приведет к дальнейшему росту цен на автобусную технику, запчасти, сервисное обслуживание и т. д. На фоне роста налоговой нагрузки, высоких ставок по автокредитам, лизингу и роста цен у компаний, занимающихся автобусными перевозками, у корпоративных владельцев снизятся финансовые возможности к обновлению и расширению парков автобусов.