Между рейсами

Ровно

135 лет

назад...



«Девушка села впервые за руль»

Между рейсами

Ровно 135 лет назад...

«Девушка села впервые за руль»
Действительно, ровно 135 лет назад, 5 августа 1888 года, фрау Берта Бенц при участии сыновей Ойгена и Ричарда (нем. Eugen und Richard) совершила свою первую самостоятельную поездку на автомобиле. Кстати, без ведома мужа (владельца) и не предупредив власти, что тоже было нарушением закона по тем временам! Вы удивитесь, но в истории автомобиля роль госпожи Бенц не ограничивается ролью «первой в мире угонщицы». Хотя...

Алексей Самойлов

Для протокола. Берта Бенц, урожденная Сесиль Берта Рингер (Cäcilie Bertha Ringer), родилась 3 мая 1849 года в сравнительно обеспеченной семье в Пфорцхайме, Великое герцогство Баден. Ныне это федеральная земля Баден-Вюртемберг – юго-запад современной Германии. По некоторым данным ее отец, Карл Рингер, был квалифицированным плотником и чаще всего выступал в роли бригадира-организатора подрядной бригады на строительных объектах различного типа.
20 июля 1872 года, в возрасте 23 лет после двухлетнего знакомства, она вышла замуж за Карла Бенца. Как уверяют некоторые источники, тут же вложила примерно 4500 марок в компанию мужа по производству металлоконструкций, увы, вскоре обанкротившуюся.
Нам трудно предполагать, как это повлияло на семейные отношения (хотя то были личные сбережения, подарки на свадьбу и даже якобы некий заём у отца), но тем не менее указанный факт из начала семейной жизни как минимум означает, что к моменту постройки автомобиля супруг Берты уже имел опыт работы с металлом...

Как уверяет подпись под фотографией из музея

(нем. Das Brautpaar Berta Ringer und Karl Benz um 1870),

это молодожены Берта Рингер и Карл Бенц в 1870 году

Хорошо известно, что Карл Бенц закончил работу над своей первой безлошадной повозкой в декабре 1885 года (официальная премьера состоялась 3 июня 1886 года в Мангейме). Проблема в том, что он, говоря современным языком, был перфекционистом по складу характера. Проще говоря, всегда пытался сделать все идеально, даже в теории, на каждом этапе строительства своего безлошадного экипажа, прежде чем сделать следующий шаг. Его супруга Берта, со своей стороны, считала, что усовершенствовать конструкцию можно только методом проб и ошибок. Например, по итогам пробных поездок в различных условиях. Более того, судя по всему, она больше верила в автомобиль Карла, чем он сам!

Далее к событию, что мы вспоминаем сегодня...

На рассвете 5 августа 1888 года... Разумеется это современный рисунок. Но...

В 1888 году Карл и Берта были женаты уже шестнадцать лет. Ему было 43, ей 39, на тот момент у них было четверо детей, и они жили в Мангейме (Германия). Домохозяйка и те самые немецкие три «К»: Kinder-Кüche-Kirche (дети-кухня-церковь)?
Так вот нет!
Потому что на рассвете 5 августа 1888 года фрау Берта вместе двумя сыновьями 15 и 14 лет тихонько (!) открыла дверь мастерской, а потом и ворота усадьбы. Далее, не заводя мотор (!!), чтобы не разбудить Карла, они вытолкали его моторваген (нем. Motorwagen) подальше от дома и... отправились навестить мать Берты и бабушку её сыновей.
И все-таки вдумайтесь (виноват - трудно удержаться): тихонько открыла дверь... и не заводя мотор, чтобы не разбудить владельца... У вас нет никаких ассоциаций?
Если есть, то вы, увы, ошибаетесь. Как представляется в тот, первый раз, это было просто смелое решение и не лишенная эмоционального окраса попытка убедить мужа в успехе его конструкции, которую уже давно хватит совершенствовать в мастерской.
К слову, из Мангейма через Гейдельберг в Пфорцхайм им пришлось преодолеть 106 км только в одну строну, и не по асфальту (его тогда еще не придумали)! Что по тем временам уже само по себе было событием и рекордным пробегом автомобиля. Не правда ли?

Та самая первая поездка. Художественное отражение того времени

Мы оправданно считаем Карла Бенца талантливым изобретателем, но почему-то забываем, что Берта, пожалуй, ему мало чем уступала. О том, как она покупала бензин в аптеке, всем известно. Разве что на самом деле то был не бензин, а лигроин, применявшийся тогда, да и сейчас в качестве растворителя... Впрочем, в ДВС, в принципе, его применять можно и сегодня (особенно в дизельных, но во все случаях под обязательное «прощай, система нейтрализации»). Приобретение было вынужденным, потому как в самом начале поездки выяснилось, что топливный бак машинки был практически пуст. Радиатор из-за несовершенства системы охлаждения при движении (по факту off-road) постоянно выкипал, и запас воды в системе постоянно пополняли.
Но это так, мелочи.

Интересней иные решения...
■Так, при возникновении понятной проблемы (фильтры еще не придумали!) Берта догадалась использовать шляпную булавку для прочистки топливопровода...
Надо особо напоминать о том что, любой дорожный ремонт начинается с диагностики? А чтобы ее провести грамотно, как минимум, требуется знание конструкции, понимание ее принципа действия, равно и вероятных источников отказов и неисправностей... Я ошибаюсь? И еще. Та игла шляпной булавки вряд ли имела длину более 100-150 мм. В отличие от топливопровода... Более того: её диаметр мал, а острие без крючка... На дороге все решается, если есть слесарные навыки. Если ОНИ есть...
■ Другой раз поврежденную изоляцию провода к свече зажигания она же сумела восстановить собственной подвязкой...
Сегодня нам хорошо известно, что сухая ткань, особенно на основе хлопкового волокна, является неплохим изолятором... Но тогда? В тот первый раз?

А были еще и тормоза...

Как и заставочное фото, этот кадр из документального фильма-реконструкции. Так его создатели увидели момент ремонта тормозных колодок

А были еще и тормоза! О них особо...

Первые колодки моторвагена Бенца имели деревянные накладки. Они не просто быстро изнашивались, но и теряли эффективность при попадании воды (включая простой проезд через лужу). И это стало проблемой, так как на маршруте были затяжные спуски. Однако госпожа Бенц, причем в той самой первой поездке, (вдруг?) решила попробовать использовать кожу в качестве фрикционного материала тормозных накладок. Для этого она остановилась в городке Баушлотт (Bauschlott), где попросила об услуге местного сапожника, объяснив ему, что именно надо сделать!
Еще раз по пунктам: решила попробовать использовать кожу в качестве фрикционного материала тормозных накладок... попросила об услуге местного сапожника... объяснив ему, что именно надо сделать...
И что это было? Начало создания системы авторизованного технического сервиса автомобилей в регионе эксплуатации/ на маршруте возки? Это более чем смелое предположение автора, если хотите - его шутка, хотя... Хотя остается сапожник, получивший опыт (извините) ремонта и обслуживания автомобиля. Нет?

Но не будем отвлекаться... Ибо несмотря на все дорожные приключения, включая наём двух деревенских парней, чтобы помочь моторвагену преодолеть подъем (маловато оказалось собственных 2,5 л.с.), экипаж финишировал в Пфорцхайме вечером того же дня, правда, уже после заката.

Моторваген Бенца (нем. Motorwagen).

На фото реплика самой первой версии и патент, выданный Карлу Бенцу.

Выводы из рекордного по тем временам пробега были учтены в последующих конструкциях.

Шутки шутками, но нам надо помнить, кто именно, например, предложил пониженную передачу в трансмиссии...

Как верная жена, фрау Берта сообщила мужу о том, что с ними все в порядке, специальной телеграммой. Карл в ответной попросил её... заказать, купить и привезти новые приводные цепи для очередной, уже третьей машины, которая должна была принять участие в одной из выставок в Мюнхене. Заказ был не случаен: в числе прочих итогом поездки стало появление еще одной, уже понижающей передачи, которую предлагалось использовать для преодоления подъемов.

Успех новой модели в Мюнхене, особенно после публикаций в газетах о поездке на автомобиле простой домохозяйки с детьми (три «К» сработали на благо технического прогресса?), был оглушительным, и, похоже, с этого момента начались реальные продажи автомобилей марки «Benz»...

Карл и Берта. Одно из немногих совместных фото в автомобиле Benz Victoria

В завершение вынужден напомнить и обидный момент...
В истории хорошо известна дата, когда Карл Бенц получил патент на моторваген и так далее.
Но!
Но помимо своего вполне реального вклада в разработку машины, в том числе и предложениями по совершенствованию агрегатной базы, его супруга фрау Берта еще и помогала финансировать как разработку Motorwagen’a, так и всю компанию «Benz & Co Mannheim».
Однако, увы, по законам того времени ей не разрешалось называться даже соавтором собственного мужа в патенте на изобретение, равно как и быть инвестором от собственного имени...

Берта Бенц.

Видимо это её последняя прижизненная фотография

Берта Бенц скончалась в собственном доме в Ладенбурге 5 мая 1944 года в возрасте 95 лет, пережив своего мужа на 15 лет и один месяц.
В счастливом браке у них было пятеро детей: Ойген (1873-1958), Ричард (1874-1955), Клара (1876-1968), Тильда (1882-1974) и Хэллен (1890-1973).

В Германии существует «Мемориальная трасса Берты Бенц», на которой регулярно проводятся пробеги ретроавтомобилей.

Некоторые ключевые точки маршрута обозначены специальными композициями

P.S. В подзаголовке использована фраза из песни «Девушка за рулем», автор Григорий Заречный.
Кроме того, если вас заинтересовала эта страница истории автомобиля, равно и иные подробности жизни Берты и Карла Бенц, для начала рекомендую фильм «Карл и Берта» (Youtube-ссылка).