Компании: ОАО «БЕЛАЗ»

ЮБИЛЕЙ У ВЕЛИКАНОВ


БелАЗ отмечает 75-летие

Компании: ОАО «БЕЛАЗ»

ЮБИЛЕЙ У ВЕЛИКАНОВ

БелАЗ отмечает 75-летие

Андрей Филиппов, фото автора и ОАО «БЕЛАЗ»

В сентябре 1946 года вышло постановление Верховного Совета БССР о строительстве на ст. Жодино машиностроительного завода по выпуску торфяного оборудования. В 1948-м приступили к возведению корпусов «Торфмаш» предприятия, которое сейчас известно во всем мире как Белорусский автомобильный завод (БелАЗ). Именно поэтому в текущем году один из самых известных производителей карьерных самосвалов отмечает свое 75-летие.

Сейчас ОАО «БЕЛАЗ» является управляющей компанией холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ», в состав которого входит восемь предприятий: ОАО «Белорусский автомобильный завод», ОАО «БелАЗ-Сервис», ОАО «Кузлитмаш», СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод», ОАО «Слуцкий завод подъемно-транспортного оборудования», ОАО «Стародорожский механический завод» и филиал БелАЗа – «Могилевский автомобильный завод имени С.М. Кирова». А продукция БелАЗа занимает 30% мирового рынка карьерных самосвалов особо большой грузоподъемности. Хороший повод посмотреть, что нового произошло с заводом за последнее время.
Новинки для российских карьеров
Карьерные самосвалы – товар штучный. И, как следствие, требуют уникального производственного оборудования, уникальных узлов и деталей. Поэтому, когда два года назад БелАЗ в один момент лишился более 1,5 тысячи различных комплектующих зарубежных производителей, многие прочили предприятию если не крах, то уж точно катастрофическое падение производства и скатывание к выпуску самых простых моделей, не требующих высоких технологий. К счастью, за время, прошедшее с момента введения санкций, белорусы смогли доказать, что теория – это одно, а желание развиваться – совсем другое.

Так, весной текущего года в экспериментальном цехе БелАЗа был собран 220-тонник БелАЗ-75304 с пневмогидравлической подвеской, специальной облегченной платформой, позволяющей поднять грузоподъемность ещё на 4,3 тонны, или почти на 2%. Кроме того, модель оснащается российским двигателем производства Коломенского завода. Спроектированный по техзаданию из Жодино мотор развивает мощность в 2400 л.с. и по заявленным характеристикам не уступает мировым аналогам. Машина проходит эксплуатационные испытания на угледобывающем предприятии «Кузбассразрезуголь», но уже сейчас между Коломенским заводом и БелАЗом заключена договоренность о поставке партии из 20 таких силовых агрегатов. На всякий случай напомню, что проект появился не на пустом месте: с 1982 по 2006 годы коломенцы поставили в Жодино 390 двигателей для карьерных самосвалов грузоподъемностью 180 и 220 тонн.

«Импортонезависимый» 220-тонник БелАЗ-75304 с долей отечественных комплектующих 99%

В мае был показан новый 180-тонник БелАЗ-75184. Характерными особенностями машины стали облегченная лито-сварная рама повышенной прочности, оптимизированная кинематика подвески, новая гидравлическая система и топливный бак вместимостью 2500 л с системой быстрой заправки. На самосвале используется двигатель мощностью 2000 л.с. и электротрансмиссия переменного тока, а для комфорта водителя в кабине установлен климат-контроль и улучшена шумоизоляция. Сейчас машина отправлена на опытную эксплуатацию в Россию.

180-тонник БелАЗ-75184 с новым кузовом с удлиненным козырьком, защищающим палубу самосвала и кабину

Успешно завершились испытания 90-тонников с двигателями, работающими на сжиженном природном газе. БелАЗ-7558H, оснащенный китайским мотором Weichai Power, тестировался компанией «Инвест-Углесбыт». Машина за счет разницы в цене метана и солярки показала 30% экономии затрат на топливо, сокращение затрат на техобслуживание за счет меньшего образования нагара в двигателе и возможность длительной работы без дозаправки благодаря криобаку на 1400 л газа. В итоге было принято решение приобрести ещё десять таких самосвалов.

Второй успешной разработкой стал БелАЗ-75588 с газотурбинным мотором мощностью 1250 л.с. производства российской компании «Калужский двигатель». Машина визуально легко опознается по спрятанным за решетку радиатора фильтрам, которых из-за притока большего объема воздуха используется целых пять штук.

90-тонник БелАЗ-75588 с газотурбинным калужским двигателем

Отдельного упоминания заслуживают две новинки, представленные в конце сентября. Мы уже рассказывали ранее про гибридный БЕЛАЗ-7513М грузоподъемностью 130 т, оснащенный дизель-генераторной установкой уменьшенной мощности и блоком тяговых аккумуляторных батарей.
Теперь же завод пошел дальше и представил прототип БелАЗ-7513М на водороде! Дизельный двигатель на нем заменен на водородные топливные ячейки. Блок с двумя такими ячейками выдает суммарную мощность в 200 кВт, а тяговые аккумуляторы имеют емкость 250 кВт·ч, что позволяет экономить до 50% стоимости расходных материалов и топлива в сравнении с дизельной версией.
В планах на ближайшие несколько лет – запустить партию водородных самосвалов БелАЗ в эксплуатацию.

В моторном отсеке вместо привычного дизеля какой-то ящик

Угадать, на чем же работает самосвал, без подсказок не получится

А еще БелАЗ вошел в неизведанную до сих пор для себя нишу.
На предприятии выпустили первый в истории завода экскаватор – BELAZ BX20012. Как утверждается, модель была спроектирована с нуля заводскими конструкторами, а все ключевые компоненты – собственная разработка БелАЗа и его деловых партнеров. Полная масса машины на гусеничном ходу 200 тонн. Она оснащена 12-кубовым ковшом типа «прямая лопата». В качестве силовой установки используется дизельный двигатель мощностью 1167 л.с.
Предполагается, что новинка сможет работать с самосвалами грузоподъемностью от 90 до 130 тонн.

Экскаватор BELAZ BX20012 и прототип гибридного БелАЗ-7513M

Рост продаж техники со снаряженной массой свыше 100 тонн заставил конструкторов создать новую модель тягача, способного буксировать неисправные самосвалы к месту ремонта.
Модель БелАЗ-7430G с подъемно-сцепным устройством создана на базе 220-тонника и способна работать с техникой полной массой до 170 тонн. Для этого машина оснащается дизельным двигателем мощностью 2335 л.с. и электромеханической трансмиссией переменно-постоянного тока.
Под заказ тягач можно оснастить комплектом оборудования для проведения сварочных работ – дизель-генератором, выпрямителем и компрессором. Для лучшего контроля за ситуацией вокруг предусмотрена система кругового видеообзора.

Тягач-эвакуатор БелАЗ-7430G для буксировки техники весом до 170 тонн

А еще в 2023-м на БелаЗе собрали два юбилейных самосвала. Так, 22 февраля с конвейера сошел 2000-й карьерник грузоподъемностью 220 тонн. Им стал БелАЗ-7530, получивший персональное имя Николай Деревянко – это первый директор БелАЗа, руководивший заводом с 1958 по 1961 годы. Машина отправилась на Березовский разрез компании «Стройсервис», где в течение года к ней присоединились еще 15 таких самосвалов.

23 июня был собран 5000-й карьерный самосвал грузоподъемностью 130 тонн. В настоящее время белорусы удерживают 70% рынка в сегменте грузоподъемности 130-136 тонн. Юбилейному самосвалу БелАЗ-7513 присвоили имя директора завода Дмитрия Сырокваша, который руководил БелАЗом с 1979 по 1992 годы. Именной карьерник отправился на работу в Республику Саха (Якутия) в карьер российской алмазодобывающей компании.

5000-й самосвал БелАЗ-7513 – хорошая традиция давать юбилейным самосвалам имена

2023-й тяжелый или успешный?
Но не новинками едиными живет БелАЗ. Если говорить о каких-то значимых поставках первого полугодия, то они таковы: в Якутию поставлено пятнадцать 220-тонников и два 130-тонника, Минусинский каменноугольный бассейн Хакасии получил в общей сложности 17 220-тонников и 130-тонников, угледобывающие предприятия Саяно-Партизанского и Переяславского месторождений – пять 90-тонников и четыре 55-тонника, Колыванское месторождение антрацита – три 220-тонника (машинам присвоены имена династий Шварц, Комличенко и Урванцевых, десятилетиями работавших на месторождении).

Цех сборки и испытаний самосвалов и тягачей

Отмечу, что портфель заказов на технику с альтернативными источниками энергии был заполнен ещё в декабре 2022 года. И если прошлый год по объему выручки был одним из рекордных – заводу удалось реализовать продукцию более чем на $1 млрд, – то 2023-й на БелАЗе считают не менее успешным.

Прессовый цех

Кроме того, в Жодино вливают огромные средства в техперевооружение. Только за последние годы были установлены или модернизированы два десятка различных станков и другого оборудования. А по планам до 2025 года ещё будут внедрены зачистной станок для снятия грата с деталей листового проката толщиной 0,5-0,6 мм, листоправильный станок, координатно-пробивной пресс, установки для размагничивания листа и ионно-плазменного азотирования. Также будет закуплен ряд робототехнических комплексов для сварки поперечин рам, платформ без бортов карьерных самосвалов грузоподъемностью 90-360 т, рам карьерных самосвалов грузоподъемностью 220-240 т. Продолжать можно долго, но, как по мне, и так всё прекрасно видно.

От некоторых станков прямо веет стариной

Для развития производства холдинг вкладывает большие средства и в другие предприятия, входящие в его состав. Так, более 100 млн бел. руб. (2,9 млрд рос. руб.) планируется инвестировать в ближайшие три года в развитие производства подземной техники и самосвалов повышенной проходимости, которые выпускает Могилевский автомобильный завод (МоАЗ). Уже до конца этого года будет суммарно приобретена и модернизирована 21 ед. оборудования, а к 2025-му намечено обновить еще 49 ед.

Подтверждение того, что мосты на БелАЗах свои

На выходе в серию целый ряд новых машин для подземных работ.
Так, ещё в прошлом году были анонсированы погрузчики МоАЗ-4055 и МоАЗ-4065 грузоподъемностью 10 и 14 т соответственно, а также электропогрузчик с питанием от сменных АКБ МоАЗ-4057 грузоподъемностью 10 т и электросамосвал с питанием от дизель-генераторной установки МоАЗ-75020 грузоподъемностью 22 т. Кроме того, планируется выпуск наземного фронтального погрузчика МоАЗ-68010 грузоподъемностью 10 т и бульдозера МоАЗ-68020 с тяговым усилием 215 кН и объемом призмы волочения до 6 м3.
Всю технику предполагается оснащать двигателем ЯМЗ, ГМП БелАЗ и мостами МоАЗ.

МоАЗ-4055 – проект 2022 года, уже реализованный в металле

В общем, можно смело говорить о том, что БелАЗ прожил свои 75 лет не зря. Завод не только активно развивается сам, но и умудряется поддерживать предприятия холдинга, используя для этого дефицит, созданный уходом иностранных конкурентов.
Как сказал мой знакомый с одного из белорусских заводов, если бы санкций не было, то, наверное, стоило бы их придумать, чтобы мы начали развивать что-то свое. Может, он и прав...

Цех главного конвейера