Подвижной состав

ДА БУДЕТ СВЕТ!

Особенности обновленных флагманов Volvo Trucks

Подвижной состав
ДА БУДЕТ СВЕТ!

Особенности обновленных флагманов Volvo Trucks

Александр Солнцев, фото автора

Выехав из Казани в сторону Перми, автор этих строк с нетерпением ожидал, когда же наконец начнет темнеть, ведь одна из главных «фишек» обновленного модельного ряда семейства FH/ FH16 — это V-образные cветодиодные фары с технологией адаптивного дальнего света (опция), регулирующей световой пучок в зависимости от конкретных дорожных условий. Они повышают безопасность всех участников дорожного движения благодаря возможности автоматического отключения сегментов при приближении к встречному или впереди идущему транспорту. И это уникальное решение на «грузовом» рынке.

Обновленные флагманы модельной линейки Volvo Trucks.

Их производство наряду с FM и FMX стартовало на заводе в Калуге в начале мая

Ничего подобного действительно раньше видеть не доводилось. Адаптивный свет не слепит встречных, при этом он продолжает освещать остальные участки дороги, в частности обочину. К тому же это еще и удобно: нет необходимости переключаться между дальним и ближним светом. Сколько же стоит такое удовольствие? В последнее время вольвовцы отвечают на подобные вопросы весьма уклончиво, предпочитая не называть начальную стоимость приобретения. Ответ на этот вопрос звучит так: при четырехлетнем лизинге тягача адаптивный свет обойдется перевозчику в 110 рублей в день. Такой вот маркетинговый ход, дескать, что такое жалкая сотня рублей, когда речь идет о безопасности.

Издали машины четвертого и пятого поколений довольно схожи. Отличить их можно по несколько иной облицовке радиатора у новинки и отсутствию «брежневских бровей» — повторителей поворотов

Чем еще может похвастатьcя рестайлинговый FH, претендующий на машину пятого поколения? Изменены радиусы скругления фронтальной части кабины, форма и расположение как головной оптики, так и повторителей поворота. Уменьшены зазоры, применена специальная резиновая вставка у двери. Как заявляет производитель, все это позволило снизить расход топлива приблизительно на 2%.

Могучий исполин Volvo FH16. В нынешнем году на него ожидается рекордный спрос. Только за четыре месяца количество заказов составило 60 ед. До этого лучший результат был показан в 2018-м – 56 ед. Обратите внимание на его кабину в версии Globetrotter XXL. Её объем увеличен на 600 литров в сравнении с изначальным аналогом Volvo FH

В моторном отсеке знакомая рядная «шестерка» D13C стандарта Евро-5. В двигателе обновили турбину, блок управления с программным обеспечением, гильзы и поршневые кольца. В системе смазки используется менее вязкое масло. Свою лепту в заявленные 2-3% дополнительной экономии топлива вносит и ограничитель ускорения — Volvo Torq Assist. Он предназначен для снижения расхода топлива на магистральных маршрутах путем автоматической адаптации крутящего момента и ускорения грузового автомобиля к топографии местности, объему перевозимого груза и изменению скоростных режимов движения. При этом, что является ключевым моментом, эта функция активируется при выключенном круиз-контроле. Ведь последний можно задействовать далеко не на всех участках маршрута. Система известна еще с 2019 года, но раньше её практически не устанавливали.

Модернизированная приборная панель с 12-дюймовым дисплеем, обновленное рулевое колесо с расширенным функционалом, дополнительный 9-дюймовый информационный дисплей. Центральной части передней консоли с подстаканниками тоже придали иные формы

На чем еще можно сэкономить? Два процента — на использовании режима ECO АМКП I-Shift. Обозревая новый Volvo FMX (подробности в «КТТ» № 3/2021 и на сайте журнала), мы уже писали, что трансмиссия получила новую прошивку. Напомним, что ранее она выбиралась под условия эксплуатации конкретной машины еще на заводе – магистральные перевозки, дистрибуция, строительная техника, перевозка тяжелых грузов. Внутри этой прошивки было два режима – Eco и Perfomance. Отныне в автомобиле доступны сразу все режимы, в том числе и улучшенный аналог Eco-режима магистральной прошивки старой машины. Выбирай что хочешь!

Вещевые ящики с подсветкой над ветровым стеклом

Но максимальной экономии топлива, до 10%, можно достичь, заказав FH в исполнении Евро-6. И такая возможность есть, завод Volvo Trucks в Калуге выпускает такие тягачи с лета 2020-го, и порядка сотни экземпляров уже нашли здесь своих покупателей. Речь о фирменном комплексном решении по экономии топлива I-Save. Оное включает в себя двигатели D13 К (460 и 500 л.с.) с дополнительной «ракушкой» турбокомпаунда и систему I-See. Последняя, опираясь на закачанные в «облако» карты местности, анализирует рельеф дороги и соответствующим образом адаптирует движение автомобиля, а также имеет интегрированное программное обеспечение для переключения передач. К этому можно присовокупить еще и систему старт-стоп, глушащую двигатель после двух с половиной минут работы на холостых оборотах, I-Cruise с функцией свободного выбега I-Roll, а также гидроусилитель руля переменной производительности. Не будем исключать из этого перечня и использование премиальных шин с низким сопротивлением качению. Правда, не стоит забывать, что экономически целесообразным использование I-Save становится лишь при годовых пробегах автопоезда более 120 тысяч км.

В одном из четырех режимов на дисплей выводится индикация распределения нагрузок по осям автопоезда. Весьма полезная функция с учетом нынешних драконовских штрафов на пунктах весового контроля

Если же говорить о совсем уж кардинальной экономии, до минус 45% затрат на топливо, то тогда следует обратить свой взор в сторону тягачей, использующих в качестве топлива сжиженный природный газ (LNG). Такие машины Volvo Trucks продвигает на российском рынке уже пару лет, реализовав за это время более 30 экз. В отсутствии заправочной инфраструктуры (для того чтобы пересчитать количество cтационарных станций c LNG, хватит пальцев одной руки) этот результат не выглядит таким уж провальным. Но и здесь не будем забывать, что стоимость автомобилей с криогенными баллонами значительно выше, нежели их дизельных аналогов, и, как показывает опыт эксплуатации, «отбить» эту разницу можно лишь на четвертый год эксплуатации при годовых пробегах порядка 180 тыс. км.

Вернемся, впрочем, к рестайлингу FH и заглянем к нему в кабину. Интерьер в целом также не претерпел сколько-либо существенных трансформаций. Упомянем разве что «цифровую» приборную панель, обновленное рулевое колесо с расширенным функционалом, иную конфигурацию центральной части передней консоли с подстаканниками да новые варианты отделки и улучшенные материалы. И, конечно, надо сказать пару слов о боковом 9-дюймовом экране, установленном справа от рулевого колеса на передней панели. Его можно увидеть на всех грузовиках обновленного модельного ряда, понятно, не стал исключением и флагман. Это своего рода двуликий Янус: он служит как дополнительной панелью управления, так и экраном, куда выводится изображение с камеры слепой зоны. Cамо собой, в арсенале FH имеется и круиз-контроль на спуске, который рекламируется нынче шведской компанией как новая система безопасности. Спору нет, весьма полезная вещица. Конечно, не могу пройти мимо и столь любезной моему сердцу VDS (система динамического рулевого управления). В числе прочего она осуществляет возврат машины к прямолинейному движению (Volvo Dynamic Steering с системой стабилизации), если та несанкционированно, без включения поворотника, коснулась линии разметки. Причем, в отличие от мерседесовской Active Drive Assist (ADA), делает это очень плавно и ненавязчиво. Во всяком случае, мне так показалось.
Боковой 9-дюймовый дисплей можно использовать в нескольких ипостасях: в качестве экрана, на которой выводится картинка с камеры слепой зоны, и информационного дисплея с поддержкой функций Infotainment, навигации и данными о перевозимом грузе. В данном случае на нем отображается меню настройки cистемы VDS

Итак, на примере обновленных Volvo можно в очередной раз констатировать, что в последние годы тот или иной рестайлинг связан прежде всего с быстро развивающейся электронной архитектурой, а уже под нее подстраивают и «железо». Но, по сути, это уже хорошо знакомые нам автомобили. Правда, на сей раз за «очередной рестайлинг» компания из Гетеборга выложила беспрецедентные 17 млрд крон, что по нынешнему курсу, если я ничего не путаю, составляет порядка 1,6 млрд евро. Между прочим, это на две-три сотни миллионов больше, чем потратил на обновление своего модельного ряда MAN Truck & Bus, а MB Actros IV в свое время обошелся Daimler’у в миллиард. Правда, это было еще в 2011 году.

Клавиши активации Volvo Dynamic Steering с системой стабилизации и Volvo Dynamic Steering с системой оповещения при перестроении

***

Вы вправе поинтересоваться, почему мы рассмотрели только часть модельной линейки Volvo Trucks (см. также «КТТ» № 3 и № 4), ведь помимо FH/ FH16, FM и FMX в неё входят также FE и FL? Причем последние еще относительно недавно были широко представлены на нашем рынке в качестве развозных грузовиков, в частности, в парке The Coca-Cola Company. Начнем с того, что нынешняя программа модернизации модельного ряда их пока не коснулась. Да и в РФ они практически не завозятся, так как, судя по всему, отсутствует спрос, а сертифицировать машины, продажи которых не превышают 50 ед. в год, попросту нерентабельно.
ИЗ АРХИВА
ПРОЕКТ FH
Производство грузовиков семейства FH началось в 1993 году. Надобно заметить, что первенец — Volvo FH12 — появился в нужном месте в нужное время: производство грузовиков семейства FH стартовало в 1993 году. Европа только-только начинала выходить из постигшего её на стыке десятилетий жесточайшего «грузового» кризиса. Всё совпало: оживление рынка и появление удачной модели магистрального тягача. Машина имела оглушительный успех и в значительной мере укрепила позиции Volvo как одного из крупнейших в мире производителей грузовиков.

Представители первой (1993-2000, слева) и второй (2000-2008) генерации Volvo FH12

С появлением 13-литровых моторов машины третьего поколения (2008-2012) потеряли цифры в индексе модели, став просто FH. Чистой воды трискайдекафобия, потому как грузовики с двигателями рабочим объемом 16 л сохранили буквенно-цифровое обозначение
На её базе шведы реализовали глобальную концепцию модульного производства грузовых моделей в Европе, США, Южной Америке и Австралии. FH12 дважды, в 1994 и 2000 гг., становился европейским «Грузовиком года», а в 2014-м этого титула удостоился и Volvo FH четвертого поколения. В родных пенатах в рамках конкурса «Лучший коммерческий автомобиль года в России» (best-comvehicle.ru) FH12 и FH становились лауреатами в номинации «Грузовик года» в 2001, 2003, 2005 и 2013 гг.

Volvo FH четвертого поколения (2012-2020)

МИМОЕЗДОМ
ПАКЕТНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Традиционно Volvo Trucks предлагает своим клиентам пакетные предложения. Не обошли стороной и новый модельный ряд: пакеты FH Неостеллар, FH Вега, FM Орбита и FMX Тектон. По какому принципу формируются такие пакеты? С таким вопросом мы обратились в российское представительство Volvo Trucks.

— Пакеты формируются по принципу удовлетворения потребностей клиентов в самых массовых сегментах бизнеса: магистральные перевозки, региональные перевозки, транспортно-строительный цикл, строительные работы, карьерные работы, лесоперевозка, сбор и утилизация бытовых отходов. Учитывается многолетний опыт при формировании стандартизированных спецификаций и добавления в «пакет» основных софт-услуг: сервисный контракт, телематика, выгодный лизинг, возможность трейд-ина и снижения выкупного платежа.

Это наиболее востребованные на рынке комплектации?
— И наиболее востребованные, и лучше всего себя зарекомендовавшие именно в таких «пакетных» сочетаниях, когда клиент получает не только грузовик как продукт, но и возможность получить максимум отдачи от его эксплуатации при минимуме простоев.

Осуществляется ли перед их формированием некий опрос потенциальных клиентов?
— Это накопленные знания на основании уже имеющегося опыта продаж и запросов клиентов на добавление тех или иных опций в подобные пакетные решения. Например, боковой камеры со стороны пассажира, системы предупреждения о фронтальном столкновении с функцией экстренного торможения, светодиодных фар, системы Volvo Torque Assist и других опций.

Это наиболее коммерчески выгодные предложения как для клиентов, так и для компании?
— С точки зрения общей стоимости владения, снижения простоев, повышения рентабельности перевозок, сохранности перевозимых грузов, комфорта и безопасности водителя, а также высокой остаточной цены при перепродаже – безусловно. Еще одним из преимуществ является то, что под данные спецификации техника уже бывает произведенной и доступной для поставки (наличие на складе).

Возможно ли приобретение грузовика по собственному усмотрению, комплектация которого в той или иной мере отличается от пакетной?
— Конечно. Пакетные предложения занимают порядка 30-40% продаж в общегодовом объеме. Большая доля всегда приходится на грузовые автомобили Volvo, которые отдельно конфигурируются под индивидуальные заказы клиентов и не подпадают под стандартизацию данных пакетов. Но и на них мы всегда стремимся предложить нашим заказчикам полный комплекс послепродажных услуг – сервисные контракты, Volvo Connect, обучение водителей, трейд-ин и прочие предложения...