Между рейсами

СТРИМЛАЙНЕРЫ НА ПРОСТОРАХ АМЕРИКИ

Бензовозы в стиле art déco

Между рейсами

СТРИМЛАЙНЕРЫ НА ПРОСТОРАХ АМЕРИКИ

Бензовозы в стиле art déco

Игорь Ященко, рисунки автора

Стиль ар-деко, триумфально покоривший Европу и Америку в 20-30-х годах прошлого столетия, оставил яркий след в изобразительном, декоративном и театральном искусстве, совершил революцию в архитектуре и стал законодателем моды. Под влиянием ар-деко в индустриальном дизайне сформировалось новое стилистическое направление - стримлайн (streamline – линия воздушного потока), и аэродинамическое совершенство, эталоном которого являлся дирижабль, стало актуальным не только для авиации. Обтекаемую форму обрели автомобили, паровые локомотивы, океанские лайнеры и даже такие предметы обихода и ширпотреба как точилки для карандашей, радиоприёмники, пылесосы и детские коляски.

Говард Кайзер – менеджер Texas Company (торговый бренд TEXACO), курировавший фирменный автопарк, решил использовать эстетическую привлекательность стримлайна для демонстрации преимуществ жидкого углеводородного топлива перед его твёрдым ископаемым эквивалентом. В Соединённых Штатах к началу 1930-х уголь оставался главным источником энергии для бытовых нужд, и поставщики «чёрного золота», стремительно поднявшиеся на волне массовой автомобилизации, активно теснили «шахтёров», доминировавших в этом секторе национальной экономики. Кайзер полагал, что экстравагантные автоцистерны с логотипом TEXACO, доставляющие топочный мазут в качестве бытового «печного топлива», станут убедительным аргументом против покрытых угольной пылью старомодных грузовиков конкурентов.

Кайзер не ограничивался обновлением «танкерного флота» TEXACO и предложил дизайнерам сделать фирменный стиль компании более современным и привлекательным – это относилось к заправочным станциям, униформе персонала и другим составляющим корпоративного имиджа. К реализации своего замысла мистер Кайзер привлёк инженеров Diamond T Motor Co., а художественной составляющей проекта занялись Уолтер Дорвин Тиг (1883-1960) и Норман Бел Геддес (1893-1958), которые наряду с Раймондом Лоуи (1893-1986) и Генри Дрейфусом (1904-1972) вошли в историю как пионеры американского индустриального дизайна. Мистер Тиг определился с выбором профессии ещё в школе – начитавшись в библиотеке книг по архитектуре, он покинул родную Индиану и отправился в Нью-Йорк обучаться изобразительному искусству.
Уолтер Дорвин Тиг

Среди его художественных произведений –
павильон Ford Building на Всемирной выставке в Нью-Йорке,
фотокамеры Kodak и фортепьяно Steinway в стиле ар-деко,
Marmon Sixteen – роскошный автомобиль, который он создал при участии своего сына, и другие шедевры американского модернизма

Норман Бел Геддес
пионер индустриального дизайна и мастер конструктивизма

Профессиональная деятельность Геддеса, родившегося в Мичигане в семье биржевого брокера, началась в 1916 году – это были сценические декорации в одном из театров Лос-Анджелеса. Его карьера стремительно шла в гору, и в 1918-м началось сотрудничество Нормана с нью-йоркской Метрополитен-опера. Большой удачей для Геддеса - адепта конструктивизма, стало участие в постановках на Бродвее, и среди его театральных know-how – моделирование сценического пространства с помощью света. В 1927-м Норман открыл частную дизайн-студию, и, начав с бытовых приборов, газовых плит и обстановки для спален, его творческий коллектив, набравшись опыта, переключился на авангардные автомобили и архитектурные проекты, среди которых выделяется «Дом будущего в стиле Ар-деко» (Art Deco House of Tomorrow). В 1929 году появился «Airliner Number 4» – гигантский трансатлантический 9-палубный гидроплан с игровыми площадками, гимнастическим залом, солярием и двумя ангарами для самолётов.

Павильон General Motors на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

«Futurama» стал самым привлекательным объектом New York World's Fair, который посетило около десяти миллионов человек

Наиболее резонансный проект мистера Геддеса назывался «Futurama» – павильон General Motors на Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939-1940). Его концептуальным предшественником был проект «Cities of the Future» – попытка заглянуть в недалёкое будущее и на начальном этапе решить проблему городского трафика в Америке. Многогранный талант Норманна отразился в послевоенной компьютеризации. Вычислительная машина Mark I, продемонстрированная в Гарварде компанией «IBM», - ещё одно гениальное творение мистера Геддеса. Бурную дискуссию в профессиональной среде вызвала книга «Horizons» (Горизонты), вышедшая из печати в 1932 году. В этом издании Норман сформулировал концепцию «современного автотранспортного дизайна» - заднее расположение двигателя и цельнометаллический корпус с низким аэродинамическим коэффициентом.
Похожий на дирижабль междугородный автобус – один из футуристических проектов мистера Геддеса (1933 г.). Вместимость – 50 пассажиров. Двигатель установлен у задних колёс по правому борту. Рабочее место водителя, буфет и туалет располагаются на нижней палубе, а багажное отделение – на верхней. Топливным баком является внутренняя полость заднего аэродинамического «плавника». Фронтальная часть кузова автобуса и Doodlebug выполнены в одном стиле

Среди иллюстраций, сопровождавших теоретические выкладки автора, был проект междугородного автобуса и эскизы, определившие облик танкера Texaco Doodlebug. Регистрация первого патента на нетипичный для своего времени грузовой автомобиль состоялось в апреле 1933 года. Автоцистерна, базирующаяся на шасси стандартного грузовика Diamond T, соответствовала концепции, изложенной в книге «Horizons». Танкер радикально отличался от специализированных грузовых автомобилей, развозивших топливо по бензоколонкам Соединённых Штатов. Бескапотная компоновка cab forward в сочетании с большим остеклением изолированной кабины гарантировала водителю отличный обзор. Второй патент, заявленный в октябре 1934 года, стал дальнейшим развитием первоначального дизайна.

Эволюция дизайна Texaco Doodlebug.

Финальный вариант 1934 года отличается от первоначального (1933 г.) фронтальной частью с панорамным остеклением и топливными баками, скрытыми под кузовными панелями

Главное отличие – фронтальная часть кузова с гнутыми ветровыми и боковыми стёклами. Для автомобиля 30-х годов прошлого века, особенно грузового, это было передовым решением. На американских легковых моделях панорамные ветровые стёкла появились лишь во второй половине 1950-х. Пять топливных баков, ранее не имевших наружной обшивки, закрыты кузовными панелями, а для доступа к заправочным горловинам в верхней части танкера имеется подъёмная панель. За исключением некоторых деталей дизайн 1934 года полностью реализовался в мелкосерийном Texaco Doodlebug. Первый публичный показ танкера состоялся в павильоне «Travel & Transport» на выставке «Век прогресса» (Century of Progress), проходившей в Чикаго в 1933 году. Реакция посетителей и прессы была однозначной - Wow!

Doodlebug – название группы наземных ракообразных.

Наиболее распространённые представители Doodlebug – мокрицы.

У корпуса танкера имеется очевидное сходство с их овальным, выпуклым телом, защищённым хитиновым панцирем

Из-за огромных колёс автоцистерна выглядит громоздкой, однако при длине 7,8 метра Doodlebug возвышается над землёй всего лишь на два – это немногим больше высоты стандартного легкового автомобиля той поры. Ширина – 2,3 м, колёсная база – 3,5 м. Конструкция несущей рамы максимально снизила центр тяжести. В кормовой части Doodlebug продольно установлен 6-цилиндровый 110-сильный двигатель Hercules и массивный радиатор системы охлаждения. 4-ступенчатая трансмиссия и сцепление имеют пневматический привод – эта же магистраль обслуживает тормозную систему. Выхлопные патрубки мотора значительно удалены от цистерн с горючим, и это вклад в противопожарную безопасность. Доступ в моторный отсек осуществляется через верхний люк, а при необходимости задняя секция корпуса демонтируется целиком.

В сравнении с классическими грузовиками 1930-х годов бескапотная компоновка и заднее расположение двигателя сделали распределение нагрузки по осям более равномерным. Съёмный задний «конус» с подъёмной крышкой моторного отсека предельно упрощает техническое обслуживание двигателя и трансмиссии 

Заднее размещение двигателя и эффективная вентиляция обеспечили надлежащий комфорт - в просторной кабине нет паров бензина и тепла от двигателя, хотя водитель вполне отчётливо слышит звук работающего мотора. Поскольку при данной компоновке к тахометру на приборном щитке пришлось бы прокладывать длинный кабель, инженеры нашли оригинальное решение. В моторном отделении установили микрофон, соединённый с динамиком в кабине. Таким образом, получился необычный «акустический тахометр» - по звуку двигателя водитель выбирает момент переключения передач. Заднее расположение мотора обернулось ещё одним преимуществом – более равномерное распределение массы по осям. У танкера с капотной компоновкой и таким же запасом топлива на задние колёса приходится около ¾ нагрузки, а у Doodlebug - всего 45%. С таким показателем было проще вписаться в стандарты отдельных штатов, ограничивавших осевую нагрузку для транспорта.

Высота Doodlebug – около двух метров.

Это немногим больше, чем у стандартного легкового автомобиля 1930-х годов

Заказ Texaco Co. – постройку шести танкеров Doodlebug, выполнила Heil Company, основанная в Милуоки в 1901 году эмигрантом из Германии Юлиусом Хайлем (1876-1949). В 1939-м этот республиканец стал 30-м губернатором штата Висконсин, а Heil Co., выдержав натиск Великой депрессии и пережив многократные трансформации, успешно ведёт бизнес в третьем тысячелетии. К началу 1930-х Heil Co. – один из ведущих производителей специализированных кузовов для перевозки угля, молока (цистерны с медным покрытием) и других грузов. Компания внедрила передовую технологию сварки баков из нержавеющей стали, разработала двухрычажный гидравлический подъёмник для самосвала и выпустила на американский рынок оригинальную прицепную технику. Предметом особой гордости стала изготовленная с помощью электросварки алюминиевая цистерна для Standard Oil Co. (1930 г.).

Реноме прогрессивной компании из Милуоки сделало Heil Co. очень привлекательным партнёром, и на волне популяризации стримлайна она получила новый контракт. Теперь это были цистерны и комплектующие для танкеров Airflow, которые выпускались на заводе Dodge в Детройте. Заказы поступали от «акул» нефтяного бизнеса – Standard Oil Company (торговая марка Esso), Socony-Vacuum Oil Company Inc. и Philips Petroleum Company. Как в случае с Texaco Doodlebug, новый проект инициировала Texas Co. в лице неутомимого мистера Кайзера. Развитию кооперации между Chrysler Corporation и Texas Co. способствовал их интерес к перспективному топливу - этилированному бензину. Для автомобильной компании – это более высокое октановое число и, соответственно, рост мощности двигателей, а для TEXACO – конкурентное преимущество.

Когда в 1930-м Chrysler обосновался в своей новой штаб-квартире в Нью-Йорке, Texas Co. на правах арендатора разместилась в этом же небоскрёбе (Chrysler Building) и оставалась здесь более 30 лет. Одна из причин такого «сожительства» – объединение усилий для продвижения этилированного топлива на рынок США. Chrysler Building – воплощение art déco в архитектуре. Элементы этого стиля формируют интерьер станции «Маяковская» московского метрополитена

Первый танкер (модель серии K-52 Specials) с логотипом TEXACO покинул сборочный цех в декабре 1934 года. По сути, первенец нового семейства являлся прототипом, и в январе 1935-го в Детройте началось мелкосерийное производство – 29 цистерн для Standard Oil Company из Нью-Джерси. Dodge делал шасси, кабину и выполнял окончательную сборку, а цистерны и сопутствующее оборудование поставляли Heil Company, Gar Wood Industries и другие подрядчики. Наряду с танкерами выпускались и другие специализированные грузовики. Базирующаяся в Милуоки Barkow Auto Body Co. по заказу Schlitz Brewing Co. изготовила оригинальные кузова для транспортировки пива, а Dairylea Ice Cream – нью-йоркский производитель мороженого – пополнил свой автопарк изотермическими фургонами на шасси Airflow.

Эффектный дизайн Dodge Airflow скрывает архаичную технологию: изготовленные вручную металлические панели кабины установлены на деревянный каркас

Основным грузом для Chrysler’овских танкеров были горюче-смазочные материалы, и особенно эффектно эти заправщики смотрелись на аэродромах. Пока идёт смена пассажиров, пара насосов через систему фильтрации и удаления воздуха перекачивает топливо из цистерн в баки крылатой машины. При необходимости заполняются ещё два резервуара – их содержимое отличается октановым числом, что продиктовано различными условиями полёта. В процессе заправки строго учитывается взлётный вес воздушного лайнера, и, если на борт дополнительно поднимаются пассажиры, из баков самолёта откачивается топливо. Авиационное горючее использовалось как балласт, поэтому для компенсации дополнительной нагрузки (пассажиры с багажом) заправщик забирал обратно эквивалентную по массе порцию бензина. Стандартная заправка танкера – 4,5 тонны, которые перегоняются в топливные баки самолёта за шесть минут.

Аэродромные Airflow имели подсветку для работы в ночное время и противопожарное оборудование. Танкеры, поставлявшиеся для Standard Oil Company, отличались специфической системой световой сигнализации. Помимо передних и задних указателей поворотов, ещё не получивших повсеместное применение на грузовиках, они оснащались задними фонарями с красным светом. Пока водитель держит ногу на педали акселератора, они горят постоянно, и как только он отпускает «газ», фонари переходят на прерывистый режим. Эту комбинацию можно рассматривать как дополнительный стоп-сигнал, а основной установлен на крыше танкера. Для большей безопасности добавлены бортовые и передние маячки. О неполадках в сложной системе световой сигнализации водителя информирует контрольная лампа на приборном щитке. В случае неисправности автоматически включается система аварийного энергоснабжения.

Внутри стримлайнера – пять ёмкостей для горюче-смазочных материалов.

Вместимость переднего бака - 950 литров, и такой же объём имеет задний. Между ними – три бака по 850 литров каждый. Дополнительные резервуары и канистры находятся в бортовых контейнерах. Под задней подъёмной панелью – ниша с оборудованием для перекачки содержимого танкера

Dodge Airflow первой серии, произведённые с декабря 1934-го по декабрь 1936-го, базировались на шасси с колёсной базой 190 и 200 дюймов. Для этих танкеров ходовую часть поставляло также Chrysler ‘овское подразделение De Soto. Автомобили комплектовались рядным 6-цилиндровым 95-сильным двигателем рабочим объёмом пять литров. На грузовиках Dodge этот мотор применялся с 1930-го, и по конструкции он был аналогичен «шестёрке» 1924 года. Грузовики серии K-52 Specials оснащались установленным на карданном валу дисковым стояночным тормозом с ручным приводом. Аналогичный тормозной механизм не был новинкой: в 1929-1932 годах он применялся на грузовиках Dodge - 2-тонных F-40 и F-41. В мае 1937-го приступили к сборке Airflow второй серии, которая объединила модели LM-70 и LM-71 с колёсной базой, соответственно, 188 и 205 дюймов

Танкеры для разных заказчиков имели отличия в общем дизайне и отдельных деталях цистерны, но «родовым» признаком Airflow стала интегральная форма – кабина и «бочка» образуют «монолитный» корпус

В декабре 1937-го начался выпуск моделей RX-70 и RX-71 – они стали последними представителями «танкерного флота» Dodge Airflow. Наиболее существенное отличие автомобилей финальной серии – новая 100-сильная «шестёрка» рабочим объёмом 5,4 литра. Максимальный крутящий момент – 312 Nm/800 об/мин. Выпуск продолжался до февраля 1940-го, и таким образом за пятилетку общий тираж достиг 265 экземпляров. Стилистический эксперимент Chrysler на шасси грузовика вызвал в Америке широкий резонанс, хотя эффектный дизайн Dodge Airflow не являлся отражением технологических достижений. Производство было весьма трудоёмким: изготовленные вручную металлические панели кабины устанавливались на деревянный каркас. Для мелкосерийной продукции такой архаичный метод был вполне оправдан – не надо тратиться на дорогостоящие штампы.

Рулевое управление с 18-дюймовой «баранкой» не имеет усилителя, а 5-ступенчатая КП - синхронизаторов. Дифференциал с двойным передаточным соотношением. Движение начинается на второй скорости, а первая используется при полной загрузке танкера и на крутом подъёме

Из немногих дошедших до наших дней грузовиков Airflow полную реставрацию прошли два стримлайнера. Один экспонат музея Генри Форда в Дирборне (штат Мичиган), а второй в конце 1990-х годов был восстановлен специалистами концерна «DaimlerChrysler» и занял почётное место в музейной экспозиции. Из четырёх уцелевших топливозаправщиков, обнаруженных в разных штатах, сотрудники Walter P. Chrysler Museum выбрали экземпляр, принадлежавший коллекционеру из Южной Каролины. Конечно, грузовик 1938 года выпуска нуждался в основательной реставрации, но по наличию сохранившихся оригинальных деталей этот танкер оказался наиболее подходящим. Коллектив энтузиастов под руководством Майкла Крага, бывшего инженера Chrysler, восстанавливал грузовик до выставочного состояния в течение двух лет, и успешное завершение этой скрупулёзной работы было бы невозможно без глубокого погружения в заводской архив.

Реставрированный Dodge Airflow из коллекции музея Уолтера Крайслера предназначался для эксплуатации в чикагском аэропорту O’Хара

Реставратор Билл Риденур по праву гордится своим вкладом в общее дело – это облицовка радиатора ручной работы, имитирующая водопад. Она состоит из 19 хромированных молдингов и множества крепёжных элементов. Кстати сказать, покатый передок кузова грузового Dodge Airflow скопирован с одноимённой легковой модели Chrysler. Литой центральный фрагмент переднего бампера не подлежал восстановлению, и его сделали заново. Немало времени потрачено на логотип TEXACO – каждая буква с эмалированным покрытием установлена на кронштейнах. Танкер окрашен в оригинальный цвет Texaco Fire Chief Red.
В комплектации присутствует деревянный мерный шест – дешёвый, надёжный и практичный «гаджет» для оценки содержимого топливных резервуаров. В реставрации принимала участие фирма «Gar Wood» из Детройта – производитель спортивных катеров изготовил кузовные панели Airflow и укомплектовал танкер насосами, приборами контроля и прочим оборудованием. 

Стримлайнер на 3-осном шасси грузовика White серии 800 с кабиной над двигателем. Ёмкость цистерны, не имеющей сварных стыковочных швов, 5700 литров