Событие

УНИВЕРСАЛЬНОМУ

СОЛДАТУ – 75!

Юбилей легендарного Unimog

Событие

УНИВЕРСАЛЬНОМУ СОЛДАТУ – 75!

Юбилей легендарного Unimog

Александр Солнцев, фото автора

Речь о легендарном Унимоге. Правда, если танцевать от печки, то бишь от лежавшей в руинах послевоенной Германии, которая по замыслу американского сенатора Моргентау должна была превратиться в аграрную страну, первоначальная профессия Унимога была вполне мирной и созидательной – по замыслу одного из его создателей, Альберта Фридриха, универсальный труженик полей на радость немецкому крестьянину был призван объединить в одном лице трактор и грузовик.

Основа Унимога – гибкая на скручивание и прочная рама. Причем у вездеходов семейства U 3000/U 4000/U 5000 она сохранила оригинальный U-образный профиль лонжеронов с приваренными трубчатыми поперечинами. К слову, в трубу для большей сохранности при движении по пересеченной местности заключен и карданный вал

Однако факты – упрямая вещь. Если до падения «железного занавеса» и официального окончания «холодной» войны (интересно, а как можно охарактеризовать нынешний мировой порядок?) в Гаггенау «клепали» до 12 тысяч Унимогов в год, то потом их производство сократилось многократно. На сей счет можно строить, конечно, разные предположения, но логика подсказывает, что большую часть немецких «проходимцев» одевали именно в военную форму. Отсюда и столь значительное падение выпуска.

Вездеход U 4000 в своей стихии. Преодолеть ров с водой глубиной 1200 мм для него пара пустяков (в штатном исполнении бродопроходимость 800 мм). Ему также по силам горка крутизной 110% (47º)! А как с углом продольной проходимости? Все в порядке – 38º. А проехаться по склону под углом 38º? Легко! Одолеть груду валунов и бетонных блоков? А почему бы и нет, если угол взаимного перекоса мостов 30º, плюс к тому в арсенале межколесные и межосевые блокировки, клиренс под 500 мм, а углы свеса – 41º и 44º

«Он и лошадь, он и бык». Традиционные козыри Унимога – широкий диапазон скоростей, большой дорожный просвет, привод на все колеса с блокировкой межосевого и межколесных дифференциалов, равномерное распределение массы по осям (в статике 60% на передний мост), обеспечивающее оптимальную тягу и минимальное давление на грунт, собственная грузовая платформа и возможность установки навесного оборудования с любой стороны. В связи с этим перечислять все его профессии – занятие неблагодарное. Машина умеет делать абсолютно все, начиная от стрижки газонов и поливки улиц и до вождения железнодорожных составов, как, например, это U 400

В многочисленных публикациях авторство Унимога приписывается исключительно Альберту Фридриху (Albert Friedrich), бывшему руководителю отдела разработки авиационных двигателей Даймлер-Бенц. Отнюдь не оспаривая его вклад в создание легендарной машины, фактический заказ на которую был получен от англо-американских оккупационных властей в Германии (на первых порах желавших видеть страну скорее аграрной державой, нежели военной), тем не менее стоит упомянуть и других персонажей, внесших в проект свою немалую лепту. Тем паче что Фридрих по роду своей деятельности не был большим спецом в автомобиле-, а тем более тракторостроении. Ему в помощь требовались специалисты. Таковым стал инженер Генрих Реслер (Heinrich Rößler), имевший опыт работы на сельскохозяйственном поприще. К работе над Унимогом подключились также коллеги Фридриха – Ганс Цабел (Hans Zabel) и Роберт Фрайтаг (Robert Freytag). Именно Реслеру принадлежали первые наброски трансмиссии будущей машины, сделанные им в декабре 1945 года. А Ганс Цабел вошел в историю как автор аббревиатуры Unimog, образованной от Universal Motor Geraet (универсальное моторизованное средство), как на первых порах величали машину. Причем это название так понравилось отцам проекта, что имевшиеся на тот момент еще 400 (!) предложений были немедленно отвергнуты. На первом публичном показе прототипа 20 ноября 1946 года дочь Альберта Фридриха публично нарекла его Унимогом (прототип оснащался мерседесовским бензиновым, 1,7-литровым мотором М 136 от довоенного легкового автомобиля Mercedes-Benz 170 V).

U 6 - один из нескольких прототипов, собранных на фабрике золотых и серебряных изделий «Эрхард и сыновья». Оснащен 25-сильным дизельным двигателем MB OM 636

Первые несколько экземпляров Унимога были собраны на фабрике золотых и серебряных изделий «Эрхард и сыновья» (Erhard & Söhne), где в то время квартировали Фридрих и Кº. Однако организовать там сколь-либо массовое производство не представлялось возможным. Свои услуги предложила компания «Gebr. Boehringer GmbH» (Братья Бёрингер), имевшая до войны станкостроительный завод в Геппингене. Бёрингер охотно ухватился за заказ, так как ранее выпускал военную продукцию и руководство опасалось репрессий со стороны союзников и демонтажа оборудования. Посему компания лихорадочно искала продукцию гражданского назначения. Унимог пришелся как нельзя кстати. Первый изготовленный в Геппингене образец предстал перед широкой публикой в 1948 году на сельскохозяйственной выставке во Франкфурте.

Boehringer Unimog U 70.200. Компания «Gebr. Boehringer GmbH» выпускала Унимоги с февраля 1949-го до середины 1951 года. Бычья голова украшала капоты Унимогов вплоть до 1955 года (с 1953-го наряду с мерседесовской звездочкой)

Машина имела успех и пошла в серию под названием Boehringer Unimog U 70.200. Однотонный автомобиль оснащался 25-сильным четырехцилиндровым дизелем Mercedes-Benz, который разгонял его до 50 км/ч, а его «ползущая» скорость равнялась 0,8 км/ч. На капоте Унимога красовалось изображение крутолобой бычьей головы. Однако производственные мощности Gebr. Boehringer явно отставали от спроса. К тому же на Унимог положил глаз Daimler-Benz, сделавший Обществу по разработке машины Унимог предложение, от которого оно не смогло отказаться. По рукам ударили в 1950-м, но реальное производство на восстановленном после войны «грузовом и автобусном» заводе Daimler-Benz в Гаггенау началось лишь в июне 1951 года. До этого момента Унимоги продолжал собирать Gebr. Boehringer, выпустивший за все время всего 600 автомобилей. Для сравнения: только до конца 1951-го, то есть фактически за полгода, завод в Гаггенау сделал 1005 Унимогов, а в 1952-м – уже 3799. Поначалу это был все тот же Boehringer Unimog U 70.200 с головой быка на передке, сменивший индекс на 2010. Мерседесовская звезда появилась рядом с головой быка только в 1953 году на моделях 401 и 402, сменивших на конвейере 2010. И лишь два года спустя, с запуском в производство Unimog S (серия 404), мерседесовская звездочка полностью вытеснила с капотов машин бычью голову.

U 402 1956 года выпуска в пожарном обличье.

В общей сложности изготовлено 518 ед. этой модели

Unimog S (серия 404) продержался на конвейере 22 года (1955-1977) и был растиражирован в количестве 64 242 экз.