Ситуация изменилась в прошлом году, когда Санкт-Петербург начал массово закупать технику с моторами, работающими на метане. Так основные перевозчики Северной столицы: АО «Третий Парк», ООО «Домтрансавто» и «Автобусный парк №1» к завершению года приобрели 660 экологичных автобусов. Причем на ЛиАЗ пришлось 253 ед., на НефАЗ – 82 ед., а все остальное – МАЗ-206 и МАЗ-203 в различных модификациях.
Более того, уже озвучена информация, что Санкт-Петербург в рамках транспортной реформы закупит 900 (!) автобусов минского производства на сжиженном метане. Почему же вдруг возник такой интерес к МАЗам?
В первую очередь дело в том, что белорусы раньше всех начали работать над темой автобусов на сжиженном метане. Еще в 2019 году первая партия из 33 городских 12-метровых МАЗ-203945 отправилась в Челябинск. Вместе с ними на испытания поступил и 9-метровый МАЗ 206945. «Коротыш» тогда не нашел себе применения и вернулся на завод, но опытная эксплуатация пошла машине на пользу. Когда Санкт-Петербург заинтересовался компактными городскими автобусами на сжиженном метане, МАЗ оказался единственным, кто готов был выпускать их серийно. Как следствие, он и выиграл тендер, поставив 194 полунизкопольника МАЗ-206945.
Вторая причина - обрушившиеся на Россию санкции и уход с нашего рынка многих европейских производителей. Белорусы столкнулись с этим еще в прошлом году и не теряли времени даром. К настоящему моменту они заменили на своих автобусах немецкие моторы Mercedes-Benz на китайские Weichai Power, а «автоматы» и мосты ZF на китайские Fast Gear и HANDE AXLE, соответственно. Таким образом, минчане на данный момент готовы предложить перевозчикам более выгодные условия, чем ЛиАЗ или НефАЗ.
Более того, не исключено, что и двигатели, и коробки передач будут приходить не из Китая, а собираться на белорусско-китайских СП, о которых мы подробно рассказывали ранее. Это тоже должно положительно сказаться на ценнике.
Остается единственный вопрос, а смогут ли белорусы поставить такое большое количество автобусов? Ведь озвучивалась информация, что процедура закупки должна пройти до 1 июля 2022 года.
И на этот вопрос ответ, скорее всего, будет положительным. МАЗ во времена автобусного бума в конце нулевых умудрялся собирать около 2000 ед. пассажирского транспорта. А теперь помимо цехов в Минске в его распоряжении еще и «Сборочное производство пассажирского транспорта» в Жодино, где собирают троллейбусы. Оно рассчитано на выпуск 300 машин в год. Так что, если основное производство не будет справляться, то для увеличения выпуска подключат и его.
В завершении стоит отметить, что, по словам губернатора Александра Беглова, за 20 лет Санкт-Петербург приобрел более 1000 автобусов и более 150 троллейбусов МАЗ. По факту, если автозавод сейчас успешно справится с предстоящей поставкой, то всего лишь за год он повторит то, чего достиг за два десятилетия.