Актуальная информация

ОСОБЕННОСТИ КИТАЙСКОГО ИМПОРТА

Согласно данным ФТС России, в 2023 году в РФ было ввезено более 80 тысяч новых китайских грузовиков, а их доля на отечественном рынке превысила 50%. При этом к концу года продажи замедлились, и на дилерских складах даже наблюдались нераспроданные запасы. Это связано с изменившимися реалиями второго полугодия: выросшим утилизационным сбором, повышением Центробанком ключевой ставки и, как следствие, удорожанием лизинга.

И пока предпосылок к тому, что ситуация изменится, не наблюдается. Кроме Поднебесной, никто не может закрыть потребности российского бизнеса, да ещё и по разумной цене. Мощностей отечественных производителей, в частности, КАМАЗа, на это пока не хватает. Автотранспорт и спецтехника из Европы по прежним каналам сбыта недоступны для России. Если завозить их по параллельному импорту, это будут маленькие партии, которые транспортируют окольными путями. В итоге технику придется ждать довольно долго, да и её стоимость значительно превосходит китайскую. Но бизнес не может себе этого позволить — от срока поставки зависит возможность выполнения работы и последующая прибыль.

Об особенностях доставки из Китая грузовиков и спецтехники рассказывает Сергей Поляков, заместитель генерального директора Holding Finance Broker.

■ Способ транспортировки

«При доставке груза из Китая чаще всего используется мультимодальная доставка — когда в логистической цепочке сочетается несколько видов транспорта. Для грузовой и спецтехники обычно используется комбинация из морского и железнодорожного транспорта, при необходимости — возможна доставка наземным транспортом транзитом через Казахстан и Монголию.

Логистическая цепочка включает в себя доставку груза в морской порт Китая, оформление в соответствии с китайским законодательством и дальнейшая перевозка. Наиболее крупными портами Поднебесной считаются Тяньцзинь, Циндао, Гуанчжоу, Нинбо и Шанхай. В России международные грузы принимают порты Владивостока, Новороссийска, Санкт-Петербурга. После прибытия в российский порт и процесса растаможки, товар перегружается на поезд: транспорт и спецтехника перевозятся на открытых платформах, запчасти — в контейнерах. Далее осуществляется доставка по железной дороге по регионам.

Перегрузка продукции на разные виды транспорта влечет дополнительные расходы. Поэтому мультимодальную доставку используют при необходимости — когда товар невозможно доставить одним видом транспорта или когда нужно сэкономить время. Вместе с тем важно правильно организовать логистику: заранее просчитать оптимальный маршрут и заказать достаточное количество транспорта для перевозки.

■ Таможенные вопросы

Таможенные платежи и другие сборы зависят от того, какой код присвоен грузу согласно ТН ВЭД (товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности). Ставка ввозной таможенной пошлины рассчитывается в процентах от таможенной стоимости.

Для запчастей и комплектующих подходят коды 4011, 7315, 8706, 8707, а для грузовых автомобилей и спецтехники — коды 8704, 8705, 8709. Всё зависит от конкретного наименования, но в среднем размер пошлины составляет 5-15%. Правда, ввоз некоторых запчастей и узлов промышленной сборки осуществляется без уплаты пошлины. Помимо этого, в бюджет нужно заплатить 20% НДС.

На время таможенной очистки товар (техника) размещается в зоне таможенного контроля. Стандартный процесс занимает от нескольких часов до трех дней, но может затянуться ещё больше из-за отсутствия необходимых документов, ошибки в них или недостаточных — с точки зрения таможни — сведений о поставке. Поэтому от того, насколько полным и правильным будет пакет разрешительных документов, зависит скорость таможенного оформления. Некоторые компоненты (микрочипы, электронные панели) могут относиться к товарам двойного назначения — тогда на них придется получать лицензию ФСТЭК.

■ Коммуникация с китайскими партнерами

Далеко не все китайские менеджеры знают английский, и тем более, русский. А российские партнеры редко учат китайский язык. Как вариант, можно воспользоваться услугами переводчиков, или искать продавцов и партнеров, хорошо владеющих английским. Как правило, это те, кто долго занимается ВЭД.

Другая особенность — китайский менталитет. Местные продавцы редко отказывают прямо, и даже если не могут выполнить заказ, всё равно будут пытаться это сделать. Правда, большой вопрос — получится ли в итоге то, что нужно. Также нельзя полностью полагаться на китайских продавцов и обязательно проверять качество поставляемого товара. Опять-таки специфика местного менталитета: если вы чего-то не заметите, то это только ваши проблемы»

(конец цитирования).
Новости комтранса