Актуальная информация

НОВАЯ ПРОБЛЕМА ЭЛЕКТРОГРУЗОВИКОВ?

В журнале «КТТ» и на сайте мы неоднократно писали об амбициозном стартапе из США, который буквально с «чистого листа» начал производство электрогрузовиков, причем как аккумуляторных, так и на водородных топливных элементах. Более того: седельный тягач Nikola Tre в бескапотном исполнении даже позиционировался для европейского рынка. К этому заокеанскому автопроизводителю и именно этому тягачу проявляла интерес Iveco: после значительных инвестиций даже шла речь о совместном предприятии в Европе... Впрочем, недавно выяснилось что марки «Nikola» в Европе все-таки не будет. Но как представляется, здесь без политики: для продаж нужна дилерская сеть, она при создании, как правило, требует инвестиций, но на европейском рынке достаточно «тесно», чтобы привлечь внимание к новому бренду, тем более с техникой, по большому счету отличающейся это электрогрузовиков Iveco разве что шильдиками и мелкими деталями в экстерьере...

Однако сама новость. Причем, на первый взгляд, не заслуживающая особого внимания: все ранее выпущенные тягачи Nikola Tre (правда, их всего-то 209, но) срочно отзываются на завод-изготовитель! Судя по всему, предстоит полная замена тяговых накопителей. И причина самая серьезная...
Так, еще в июне с.г. на стоянке готовой продукции на заводе Nikola Motor Corp. в окрестностях Финикса (штат Аризона, США) без видимой причины загорелся один из тягачей. Пожар был быстро потушен. Производитель обвинил в этом происшествии неких конкурентов: якобы свидетели недалеко от стоянки видели неизвестный автомобиль...

Однако в конце июля пожар на стоянке повторился, причем несколько машин были полностью уничтожены огнем. В этот раз расследование было более серьезным, даже с привлечением независимых экспертов. Оно выяснило, что причиной возгорания был небольшой заводской брак элементов накопителей.
Для понимания: в общем случае из элементов собираются модули, а из модулей пакеты. Совокупность пакетов и образует накопитель любого электромобиля. Например, у Tesla Model S пакет на 85 кВт состоит из 16 модулей, в каждом из которых по 444 элемента 18650.

Как оказалось во время производства элементы накопителей Nikola Tre получили небольшие повреждения, ставшие причиной коррозии. В результате её начался нагрев их, а потом и накопителей. При работе автомобиля это не критично, так как последние, как правило, имеют систему охлаждения и, разумеется, работают бортовые системы мониторинга температуры. Но на стоянке... Особенно когда отключается накопитель от бортовой сети, как мы привыкли это делать, отключая «массу» на классических грузовиках и автобусах...

Отмечу особо: выяснилось, что бракованные накопители нагревались до 800 и более градусов Цельсия.
Последнее видимо определялось во время расследования наличием «цветов побежалости» на металлических деталях грузовиков, а косвенно и тем, что пяти пожарным автомобилям для ликвидации возгорания потребовалось... 12 (двенадцать!) часов непрерывной работы, включая использование «водяных пушек». Это притом, что борьба с обычным автомобильным пожаром, по словам местных пожарных, обычно занимает не более часа и требуется запас воды из цистерны одного автомобиля (порядка 1,5-2,0 тонн в переводе в привычные нам единицы измерений).
Понятно, что столь значительное время потребовалось, прежде всего, для охлаждения накопителей, которые обычно устанавливаются в герметичных корпусах, а на Nikola Tre - под кабиной и частично - за аэродинамическими обтекателями в базе. Иными словами: пока «упаковка» элементов не выгорела полностью, по большому счету пожаротушение еще и начиналось...

Как уверяют доступные нам источники, именно проблема тушения возгораний накопителей (с Nikola Tre на самом деле не первый случай, просто он привлек внимание СМИ), по мнению специалистов противопожарной службы США, является большой проблемой электротранспорта... «Если аккумуляторный элемент выходит из строя, погасить его практически невозможно, поскольку химическая реакция внутри элемента происходит слишком быстрым нарастанием температуры, которая может сохраняться относительно длительное время», - пишет на firerescue1.com капитан Патрик Дарем, ведущий преподаватель учебного центра противопожарной службы Трои в Мичигане (США). «Если батарейный отсек цел и нет никаких воздействий, лучшее решение - просто подождать, пока батарея сгорит, а затем потушить оставшийся пожар класса А», - утверждает Дарем. «Хотя эта стратегия не идеальна и не нравится агрессивным, активным и нетерпеливым пожарным, но это действительно лучший подход. Батарея сгорит всего за час. Альтернативой будет постоянный пролив водой горящего автомобиля в течение 6-8 часов без реального эффекта»...

p.s. До замены всех накопителей производитель Nikola Tre рекомендует все ранее выпущенные тягачи парковать только на улице и не зависимо от времени их стоянки - накопители от бортовой сети не отключать. Последнее требование, правда, не разъясняется, но очевидно что видимо будет изменено программное обеспечение и температурный контроль не будет выключаться на стоянке...
Новости