Актуальная информация

ЭКЗОТИКА НА УЛИЦАХ РИГИ

В столице Латвии после окончания испытаний на регулярных городских маршрутах №№4 и 9 начали работать троллейбусы Solaris. Нюанс в том, что в дополнение к привычным токоприемникам на крыше, они оснащены... топливными элементами и баллонами для хранения водорода, также расположенными на крыше!


Всего в парке компании-перевозчика «Rīgas satiksme» 10 таких машин, за время годичной опытной эксплуатации они в сумме преодолели 370 тыс. км, причем принадлежащая перевозчику заправочная станция за это время выработала примерно 11,0 тонн водорода. Техника была получена в рамках международного проекта «H2Nodes». При этом Европейский союз софинансирует 50% общей стоимости проекта, что в целом составляет 16,1 миллиона евро. Средства поступают из фонда «Connecting Europe Facility» (CEF), который предназначен для инвестирования в приоритетные проекты инфраструктуры ЕС в области транспорта, энергетики и телекоммуникаций.


Уточним два момента. На официальном сайте Solaris Bus Coach нам не удалось найти упоминаний о создании фактически гибрида троллейбуса Solaris Trollino 18 и водородного автобуса Solaris Urbino 12 hydrogen. По всем видимости, это индивидуальный проект. Перевозчик достаточно странно мотивирует выбор данного конструктивного решения. Как утверждает его официальный сайт, «водородные электрические транспортные средства с одной заправкой могут преодолеть 300-400 км, заправившись за 7-10 минут, в свою очередь троллейбусы без контактной сети - до 200 км». Но Рига небольшой город и «300-400 км» это день работы на линии.


Впрочем, можно взглянуть на практику применения техники по-другому. Рига планирует постепенно, в течение 10-12 лет, отказываться от троллейбусов. Таким образом, пока есть контактная сеть - Solaris'ы будут работать под проводами, зато потом относительно «свежие» не придется списывать. При расширении маршрутной сети можно не заниматься расширением контактной, особенно с учетом планов ее ликвидации. Пока водород как топливо достаточно дорог, так что можно использовать более дешевую электроэнергию.

Далее. За год 10 троллейбусов проехали 370 тысяч км при опытной эксплуатации на маршрутах. Или 37 000 в год. Ресурс топливных элементов составляет порядка 500 тысяч км или в данных условиях 13,5 лет. Это явно больше сроков службы накопителей электробусов (Москва - расчетный срок семь лет). Кроме того, водородная заправка Rīgas satiksme – «публичная». И на ней будет заправляться сторонний транспорт. Пока его в Латвии практически нет, но в перспективе хотя бы часть затрат на инфраструктуру можно будет компенсировать. Для альтернативы - электробуса с пантографом (и мачтой) для быстрой зарядки или разъемом для медленной (ночной), думаем, это будет затруднительно.

Новости