На прошедшей осенью в Германии выставке IAA-2024 почетный приз за инновацииTruck Innovation Award 2025, регулярно присуждаемый международным журналистским жюри International Truck of the Year (ITOY),получил грузовик MAN hTGX. Уточним: буква «h» это от слова «hydrogen» - водород...
Кратко конструктивные особенности. Колесная формула 4х2 или 6х2, разрешенная полная масса при работе с прицепом/полуприцепом - 44 тонны. Грузовик оснащен 16,8-литровым двигателем внутреннего сгорания MAH H4576 - 520 л.с., 2500 Н·м при 900-1300 мин-1. По мотору уточним: он создан на базе известного мановского дизеля D38, но имеет другую головку блока, так как в данном случае используется искровое зажигание. В качестве топлива используется сжатый водород: полная заправка 56 кг при давлении 700 бар (700 атмосфер). Запас хода - 600 км. И еще. Выхлопная система оснащена системой нейтрализации отработавших газов с использованием реагента AdBlue (в просторечии - мочевины). Необходимость её использования обусловлена наличием системы смазки ДВС, а значит - при работе присутствует расход масла на угар.
Производитель планирует начать продажи грузовика клиентам в Германии, Нидерландах, Норвегии, Исландии и некоторых неевропейских странах уже в 2025 году. Цитата из официального релиза: «MAN hTGX предлагает альтернативный вариант привода с нулевым уровнем выбросов для специальных применений, например, для перевозки тяжелых грузов – например, при строительных работах, перевозке цистерн или лесозаготовок. hTGX также может стать альтернативой аккумуляторному электрогрузовику для использования в районах без достаточной зарядной инфраструктуры или на рынках, где уже имеется достаточное количество водорода» (конец цитаты).
Теперь о «сюрпризе»... В ходе опытной эксплуатации неожиданно(?) выяснилось, что не смотря на нулевой уровень вредных выбросов, грузовик с водородным ДВС не является... электромобилем! Под последним в данном случае не только мы подразумеваем решение на водородных топливных элементах... А значит (как оказалось) на MAN hTGX с H4576 не распространяются различного льготы для электромобилей, но зато распространяются все ограничения для классических грузовиков! Причем вплоть до планируемого налога на вредные выбросы!! Да, система нейтрализации у машинки есть, но есть и выбросы СО2 (понятно - незначительные, тем не менее). Самое интересное, что есть ограничения и заправками. Даже в Германии водородных, причем рассчитанных на грузовики, немного, но большинство доступных оказывается(!) должны получать специальное разрешение (и платить особый налог) при обслуживании автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.
Понятно, что со временем евробюрократы решат эту проблему. Но когда? И кроме того: выбросы СО2 все-таки есть, а «зеленым» - для возражений, без сомнения, будет достаточно самого факта их наличия...