Производитель коммерческих автомобилей из «Большой Европейской Семерки» MAN Truck & Bus станет первым европейским производителем грузовых автомобилей, который начинает серийный выпуск грузовиков с водородным двигателем внутреннего сгорания. На первом этапе серия из примерно 200 единиц будет поставлена для опытной эксплуатации заказчикам в Германии, Нидерландах, Норвегии, Исландии до конца года, а с 2025 года начнется продажа без формальных ограничений.
Грузовик, получивший обозначение «MAN hTGX» имеет колесную формулу 4х2 или 6х2. Он позиционируется как транспортное средство с нулевым уровнем выбросов для специальных применений, например, для перевозки тяжеловесных или наливных грузов, работы на строительных объектах, в качестве лесовозов и т.п. Производитель комментируя особенности решения, подчеркивает что данная силовая установка подходит для шасси с короткой базой, когда для размещения аккумуляторных батарей, способных обеспечить значительный запас хода, места недостаточно...
По силовой установке. Применяется водородный 15,2-литровый двигатель внутреннего сгорания H45 с непосредственным впрыском газа в цилиндры, который основан на хорошо зарекомендовавшем себя дизельном двигателе D38 и производится на заводе в Нюрнберге. Мотор имеет мощность 520 л.с. (383 кВт) и крутящий момент 2500 Нм при 900-1300 об/мин. При давлении водорода до 700 бар (CG H2) и емкости баллонов 56 кг автомобиль можно заправить менее чем за 15 минут. Машина обладает запасом хода на одной заправке до 600 километров, баллоны с запасом газа расположены за кабиной.
При выбросах менее 1 г CO2/км/ч MAN hTGX будет соответствовать критериям «транспортного средства с нулевым уровнем выбросов» в соответствии с планируемым законодательством ЕС о выбросах CO2. Напомним: водородные ДВС все-таки имеют вредные выбросы, так как в них сохраняется система смазки, а значит - угар масла на такте сгорания. Посему они оснащаются системами нейтрализации, как правило, это SCR с реагентом AdBlue...Однако автомобили, оснащенные такими двигателями заметно дешевле аналогов, использующих водородные топливные элементы...
Как уверяет официальный пресс-релиз (цитата): «MAN hTGX может стать экологически чистой альтернативой электромобилям на аккумуляторных батареях для использования в районах с недостаточной инфраструктурой зарядки <АКБ> или на рынках, где уже имеется достаточное количество водорода» (выделено - ред.). Припоминая примерное назначение нового грузовика, мы допускаем, что на стройках и лесных делянках может и не быть зарядной инфраструктуры для зарядки накопителей электрогрузовиков... Но, увы, не представляем себе при этом «наличие достаточного количества водорода» там же! Хотя - да: мы же не работаем в отделе маркетинга MAN Truck & Bus...