Для справки. KEYOU, как уверяет официальный сайт, с 2015 года разрабатывает технологии и компоненты, которые могут быть использованы для преобразования обычных двигателей внутреннего сгорания в водородные двигатели без выбросов вредных веществ («into emission-free hydrogen engines» - цитата с официального сайта).
К слову. Мы, как в журнале «Коммерческий транспорт и технологии», так и на сайте ktt-magazine.ru однажды уже рассматривали возможность использования «водородных» ДВС, как бюджетную альтернативу решениям с топливными элементами. Не будем повторяться, но напомним, что в таких двигателях сохраняется система смазки. И по опыту избежать попадания масла в камеру сгорания цилиндров не возможно. Что и приводит к наличию вредных веществ, например, остаточных углеводородов (и не только), в отработавших газах. А значит - сохраняется необходимость использования систем нейтрализации.
Но KEYOU GmbH идет дальше! И в силовой линии упомянутого автобуса использована ГМП Voith DIWA NXT c... гибридным модулем! Судя по описанию, он установлен между ГМП и ДВС (англ.: «...is integrated into the flywheel housing between the engine and transmission...»). Следовательно, речь идет о схеме трансмиссии с параллельными потоками мощности (источник называет ее «мягкой» - mild-hybrid system). Она хорошо знакома, даже в эксплуатации, правда, чаще всего используется на грузовиках. Если помните, даже наши публикации, данное решение из-за характера кривой крутящего момента, позволяет производить как начало движения, так и любой разгон фактически только на электроприводе, причем обороты ДВС увеличиваются практически без нагрузки. Читай: с минимальным расходом топлива и уровнем вредных выбросов (а значит и минимальной нагрузкой на систему нейтрализации). Кроме того, ряд исполнений позволяет использовать движение только на электроприводе с выключенным ДВС. Правда запас хода здесь не превышает 7-10 км, но этого вполне достаточно для маневрирования на закрытых терминалах или в ритейле для «бесшумного» маневрирования в ночное время в жилых зонах. Теоретически данное решение позволяет отказаться от стартера и генератора...
Тем не менее, баварцы решили использовать эту кинематическую схему на городском автобусе с водородным двигателем! Кстати, гибридный модуль здесь достаточно «скромный»: мощность всего 35 кВт, причем «пиковых». Судя по релизу его использование предполагается в начале движения водородобуса, а также с учетом возможности использования режима рекуперации - для зарядки бортовых аккумуляторов. Интересно, что официальный релиз содержит фразу: «The combination of hydrogen combustion engine and mild-hybrid system creates a new zero emission mobility». В нашем переводе: «Сочетание водородного двигателя внутреннего сгорания и мягкой гибридной системы создает новую мобильность с нулевым уровнем выбросов»...
Насколько оправдано решение, предложенное KEYOU GmbH (особенно с учетом удорожания водородобуса с ДВС минимум на 20%) покажет время... И спрос...
Со своей стороны, мы считаем, что именно для городских автобусов с гибридной трансмиссией при использовании в силовой линии ДВС любого типа и работающих вообще на любом топливе, безальтернативной является схема с последовательными потоками мощности. Даже потому что для данной 12-метровой машины двигателя объемом не более 4,0 литров было бы более чем достаточно. Например, MB Citaro G Hibrid. У этого сочленнного автобуса вместо 12-литрового дизеля OM 457 hLa используется 4,8-литровый OM 924 LA, который еще и легче на 600 кг. Силовой линии нет коробки передач (Voith DIWA.6 или опционально ZF Ecolife), а значит еще минус 350-360 кг... Впрочем, сравнение гибридных схем это отдельная тема. И простите, но не в это раз.