Актуальная информация

НОВЫЙ ТИП ТРАНСМИССИИ ДЛЯ АВТОБУСА

На IAA Transportation 2022 в сентябре нынешнего года немецкая компания KEYOU GmbH (Мюнхен, Германия) показала уникальное, хотя возможно и спорное решение. В его основе 12-метровый городской автобус Solaris, оснащенный ДВС рабочим объемом 7,8 литра (предположительно это Cummins). Причем специалистами компании из Мюнхена, правда, при участии партнеров из Paul Nutzfahrzeuge GmbH, он был конвертирован для использования сжатого водорода в качестве топлива...
Для справки. KEYOU, как уверяет официальный сайт, с 2015 года разрабатывает технологии и компоненты, которые могут быть использованы для преобразования обычных двигателей внутреннего сгорания в водородные двигатели без выбросов вредных веществ («into emission-free hydrogen engines» - цитата с официального сайта).

К слову. Мы, как в журнале «Коммерческий транспорт и технологии», так и на сайте ktt-magazine.ru однажды уже рассматривали возможность использования «водородных» ДВС, как бюджетную альтернативу решениям с топливными элементами. Не будем повторяться, но напомним, что в таких двигателях сохраняется система смазки. И по опыту избежать попадания масла в камеру сгорания цилиндров не возможно. Что и приводит к наличию вредных веществ, например, остаточных углеводородов (и не только), в отработавших газах. А значит - сохраняется необходимость использования систем нейтрализации.

Но KEYOU GmbH идет дальше! И в силовой линии упомянутого автобуса использована ГМП Voith DIWA NXT c... гибридным модулем! Судя по описанию, он установлен между ГМП и ДВС (англ.: «...is integrated into the flywheel housing between the engine and transmission...»). Следовательно, речь идет о схеме трансмиссии с параллельными потоками мощности (источник называет ее «мягкой» - mild-hybrid system). Она хорошо знакома, даже в эксплуатации, правда, чаще всего используется на грузовиках. Если помните, даже наши публикации, данное решение из-за характера кривой крутящего момента, позволяет производить как начало движения, так и любой разгон фактически только на электроприводе, причем обороты ДВС увеличиваются практически без нагрузки. Читай: с минимальным расходом топлива и уровнем вредных выбросов (а значит и минимальной нагрузкой на систему нейтрализации). Кроме того, ряд исполнений позволяет использовать движение только на электроприводе с выключенным ДВС. Правда запас хода здесь не превышает 7-10 км, но этого вполне достаточно для маневрирования на закрытых терминалах или в ритейле для «бесшумного» маневрирования в ночное время в жилых зонах. Теоретически данное решение позволяет отказаться от стартера и генератора...

Тем не менее, баварцы решили использовать эту кинематическую схему на городском автобусе с водородным двигателем! Кстати, гибридный модуль здесь достаточно «скромный»: мощность всего 35 кВт, причем «пиковых». Судя по релизу его использование предполагается в начале движения водородобуса, а также с учетом возможности использования режима рекуперации - для зарядки бортовых аккумуляторов. Интересно, что официальный релиз содержит фразу: «The combination of hydrogen combustion engine and mild-hybrid system creates a new zero emission mobility». В нашем переводе: «Сочетание водородного двигателя внутреннего сгорания и мягкой гибридной системы создает новую мобильность с нулевым уровнем выбросов»...

Насколько оправдано решение, предложенное KEYOU GmbH (особенно с учетом удорожания водородобуса с ДВС минимум на 20%) покажет время... И спрос...

Со своей стороны, мы считаем, что именно для городских автобусов с гибридной трансмиссией при использовании в силовой линии ДВС любого типа и работающих вообще на любом топливе, безальтернативной является схема с последовательными потоками мощности. Даже потому что для данной 12-метровой машины двигателя объемом не более 4,0 литров было бы более чем достаточно. Например, MB Citaro G Hibrid. У этого сочленнного автобуса вместо 12-литрового дизеля OM 457 hLa используется 4,8-литровый OM 924 LA, который еще и легче на 600 кг. Силовой линии нет коробки передач (Voith DIWA.6 или опционально ZF Ecolife), а значит еще минус 350-360 кг... Впрочем, сравнение гибридных схем это отдельная тема. И простите, но не в это раз.
Новости